Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 181 Принято Педагогическим советом МАОУ-СОШ № 181 Протокол №1 от 27.08.2024 Утверждаю Директор МАОУ-СОШ № 181 __________М.С. Корнильцева Приказ №1 от 01.09.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Школа вокала «Хит-парад» Программа ориентирована на детей От 7 до 11 лет Срок реализации – 3 года Автор – составитель: Новикова Любовь Алексеевна, Педагог дополнительного образования Екатеринбург 2024г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Цели и задачи 3. Формы и методы 4. Педагогические принципы 5. Учебно-тематический план 6. Содержание программы 7. Результаты освоения образовательной программы 8. Методические и дидактические материалы 9. Материально-техническая база 10. Список литературы Пояснительная записка Программа предназначена для детей 7-11 лет, заинтересованных в получении навыков коллективного пения и сценического поведения на эстраде. Образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественно-эстетической направленности. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к вокальному искусству, раскрытии в детях разносторонних способностей. В системе дополнительного образования интерес детей и родителей, а также зрительской аудитории вокальное направление чрезвычайно велик. Свидетельство тому-множество конкурсов, в которых детские коллективы проявляют свои творческие способности. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Вокальный ансамбль-это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. В вокальном ансамбле каждое слово, каждый звук песни должны исполняться всеми участниками вместе, одновременно, с одинаковой силой. В условиях коллективного исполнения у участников ансамбля развивается «чувство логтя», доверия к партнеру и уважения к нему. В ансамблевом пении воспитанник приобретает навыки концертной деятельности, освобождается от стеснительности, именно в ансамбле легче преодолеть страх перед публичными выступлениями. Пение в ансамбле развивает слух, память, умение слышать себя и других, внимание и целеустремленность. Все это утверждает актуальность и необходимость данной программы. Целью программы является приобщение детей к искусству пения в вокальной группе, формирование исполнительских вокальных умений и навыков ,развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства. ЗАДАЧИ В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач. Обучающие: • сформировать навыки певческой установки обучающихся; • научить использовать при пении мягкую и твердую атаку; • сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; • обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля; • сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. Развивающие: • развить гармонический и мелодический слух; • совершенствовать речевой аппарат; • развить вокальный слух; • развить певческое дыхание; • развить преодоление мышечных зажимов; • развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность; • расширить диапазон голоса; • развить умение держаться на сцене. Воспитательные: • воспитать эстетический вкус учащихся; • воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; • воспитать чувство коллективизма; • способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами; • воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества; • воспитать готовность и потребность к певческой деятельности -воспитать сценическую культуру. В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7-11 лет. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением в ансамбле. Занимаясь в вокальной студии, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом. Сроки реализации программы, формы и режим занятий Программа рассчитана на 3 года обучения. Выпускники, желающие продолжить обучение в студии (4 и более лет) входят в творческую группу и продолжают заниматься по программе 3 года обучения. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: репетиции, концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Программа предполагает различные фор мы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Виды и формы организации Основной формой работы является учебное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, аудио и видеоматериалами. Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни, движения. Репетиции, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится в конце четверти для самих детей, гостей. Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, фестивалей. Творческие отчеты - проведение концертных программ коллективом, выступления на различных мероприятиях, концертах, участие в конкурсах. Методы и приемы работы Методы формирования сознания учащегося: •показ ( приемов исполнения, импровизация) • частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) • наглядно – слуховой (аудиозаписи) • наглядно – зрительный (видеозаписи) • инструктаж • словесный (рассказ, беседа, художественное слово) Методы формирования деятельности и поведения учащегося: •самостоятельная работа •иллюстрация Методы стимулирования познания деятельности: •поощрение •контроль •самоконтроль •оценка •самооценка •одобрение словом Методы поощрения: •благодарность •устное одобрение Педагогические принципы 1. Принцип единства художественного и технического развития пения. 2. Принцип последовательности помогает осуществить освоение материала учащимися от простого к сложному. 3. Принцип гармонического воспитания личности. 4. Принцип ассоциативного сравнения - «все познается в сравнении», сопоставления и противопоставления, поиск идентичных состояний в разных произведениях облегчает восприятие учащихся. 5. Принцип успешности. 6. Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному. 7. Принцип доступности. 8. Принцип индивидуального подхода. 9. Принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка. 10. Принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка. 11.Принцип индивидуального подхода акцентирует внимание на психологические особенности детей, их способности и интересы. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 часа в неделю № п/п Часы Тема занятий Общее кол-во часов Теория Практика Вокально-хоровая работа 1. 2. Певческая установка Распевание. Дыхание Звуковедение 9 3 1 1 6 2 2 2 20 Артикуляция, дикция Вокальная работа над песней 28 1 8 Звуковедение, фразировка 7 2 5 Унисон в ансамбле, многоголосье 7 2 5 Пение в ансамбле 7 2 5 3. 4. 5. 6. Артикуляция, дикция. Работа с текстом Работа над сценическим образом песни Сценическая хореография Нотная грамота Беседа о гигиене певческого голоса 7 9 2 4,5 12 4 1 4 2 0,5 5 4,5 8 2 0,5 Концертно-исполнительская деятельность 7. Репетиции. Концертная деятельность. Конкурсы Итого 9 72 2 7 24 48 ВСЕГО ЗА ГОД: 72 часа УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 часа в неделю № п/п Часы Тема занятий Общее кол- во часов Вокально-хоровая работа Теория Практика Певческая установка. Распевание. Дыхание Звуковедение Артикуляция, дикция Вокальная работа над песней 13,5 2,5 5,5 5,5 42 3,5 0,5 1,5 1,5 14 10 2 4 4 28 10,5 10,5 10,5 10,5 13,5 3,5 3,5 3,5 3,5 4,5 7 7 7 7 9 4. 5. Звуковедение, фразировка Унисон в ансамбле, многоголосье Пение в ансамбле Артикуляция, дикция. Работа с текстом Работа над сценическим образом песни Сценическая хореография Нотная грамота 18 6 5 3 13 3 6. Беседа о гигиене певческого голоса 1 0,5 0,5 1. 2. 3. Концертно-исполнительская деятельность 7. Репетиции. Концертная деятельность. Конкурсы. 14 4 Итого 108 34,5 10 73,5 ВСЕГО ЗА ГОД: 108 часов СОДЕРЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА. РАСПЕВАНИЕ Дыхание.Звукообразование.Резонирование. Посадка певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения: сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Близкое, позиционно высокое звучание, яркое, не засоренное никакими лишними призвуками, голос. Работа резонаторов: верхний резонатор (работа над звонкостью, яркостью, «полетностью), нижний резонатор (работа над силой, мощью, полнотой, богатством звучания голос. Для светлого звука необходимо петь в положении улыбки, округляя гласные, верхние зубы открыты. Для образования темного тембра-звук округлый, максимально прикрытый. РАСПЕВАНИЕ Чтобы обучить детей пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного репертуара, обязательно систематическое вокальное воспитание. Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Оно помогает быстрой слуховой организации коллектива, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат, способствуют формированию единой манеры звукообразования, определенных навыков, например, артикуляции, дикции, дыхания, двухголосия. В качестве упражнений можно использовать несложные попевки, прибаутки, музыкальный материал из разучиваемого репертуара, мелодии из произведений, предназначенных для слушания. Все упражнения должны включаться в урок с учетом принципов последовательности, система тичности и доступности. Дыхание Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Пение на «опоре». Звуковедение Фонетика речевых гласных, их пение. Требования к пению гласных. Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Упражнения на пропевание мелодии non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f. Артикуляция, дикция Развитие дикционных навыков - четкое произношение слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. 2. ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ Главное требование к певческому р епертуару-его высокая художественность, доступность для исполнения учащихся. Перед разучиванием песни необходимо проанализировать ее, учитывая певческие возможности детей, их интересы, выявить трудности и определить пути их преодоления. Главное требование к разучиванию-соблюдение принципа единства художественного и технического. Общими приемами разучивания песни является показ отдельных фраз и пояснения к их исполнению: обращение внимания на дыхание, характер звуковедения (легато, стаккато, нон -легато), правильной артикуляции, четкой дикции, осуществляется работа над чистотой интонирования мелодии, правильным воспроизведением ее ритмического рисунка. Звуковедение, фразировка Хар ак тер звуковедения напрямую связано с художественной выразительностью произведения. В работе над протяжностью звучания добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. При нон-легато звуки исполняются раздельно, не связно. Разделение звуков производится с помощью задержки дыхания. При исполнении стаккато звуки поются очень коротко. Голос при этом должен звучать легко, светло, на опоре. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие аналогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. Унисон в ансамбле, многоголосье Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе, работа над единой манерой звука. Формирование вокального звука. Использование акапелла. Навыки пения двухголосия. Одной из важнейших задач при исполнении элементов двухголосия в группе является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой. Если учащиеся владеют навыками двухголосия, пение на три голоса уже не представляет для них особой трудности. Пение в ансамбле Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, Одновременное начало и окончание песни. открытость и закрытость. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Работа над дикцией, артикуляцией. Работа с текстом Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности. Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук. Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки. Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертноисполнительской деятельности коллектива. 3. РАБОТА НАД СЦЕНИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ ПЕСНИ Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. «Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение. Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой, устранение волнения на сцене. Изучение правил сценического поведения на сцене. Работа с микрофоном. Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощенно. 4 . СЦ ЕНИ ЧЕ СКАЯ ХО РЕ О ГРАФИ Я Движения вокалистов на сцене: отработка сценических движений, выработка навыков ориентации в пространстве сцены. Знакомство с понятиями «шеренга», «интервал», перестроение», «дистанция». Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста. 5. НОТНАЯ ГРАМОТА Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмичес-кими особенностями строения музыкальных произведений. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности. Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас. Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух. Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость. Петь звукоряд до первой октавы – до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности – от половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта. Научить детей петь, чисто интонируя: а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем – нижний. После этого следует соединение тетрахордов; б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой. 6. БЕСЕДА О ГИГИЕНЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА Бережное отношение к здоровью – как залог вокального упеха. Требования и условия нормальной работы дыхательных органов. Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи: как последствие – потеря голоса. Меры профилактики лор – болезней, их необходимость. Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса. Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций. О вреде курения на голосовые связки. Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля. Запреты: −грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы; −использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы; −переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного. Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса. 7. РЕПЕТИЦИИ.КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОНКУРСЫ. Репетиции номеров на сцене. Подготовка концертных программ. Участие в культурно-массовых мероприятиях, конкурсах. Результаты освоения образовательной программы Главным результатом объединения является приобщение к основам певческой культуры: совершенствование музыкальных способностей (певческих навыков, музыкального и вокального слуха, чувства ритма), овладение вокально -хоровыми навыками, освоение сценических умений, навыков; коммуникативной и артистической культуры: по вы ше ния уро вня ко мм ун ик абе льнос ти, а ктиви зация ч увс тва ко ллек ти визм а , соп ережи вания, эмоцио на льной о тзы вчиво с ти. Отчеты вокально -хоровой работы планируются в виде открытых занятий и концер тных выступлений: на школьных мероприятиях, подготовка и проведение отчетных концертов для родителей. Луч ш ие коллек ти вы уч ас твуют в ра йонных , городс ких кон к урс ах, ф ес ти ва лях . К концу первого года обучения учащиеся должны овладеть правильным певческим дыханием, ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные, свободно и непринужденно вести мелодическую линию, сформировать единую манеру звучания в хоре, чисто интонировать мелодию, правильно воспроизводить ритмический рисунок при пении, игре на музыкальных инструментах, свободно импровизировать под музыку. К концу второго года обучения учащиеся должны уметь петь в унисон, использовать разные способы голосоведения (легато, стаккато, нон -легато), овладеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, выразительно исполнять произведение, овладеть навыками сольного и ансамблевого исполнения, начальными навыками двухголосья, свободно импровизировать, создавать самостоятельно ритмическое сопровождение к музыке, эмоционально, выразительно исполнять песню на сцене. К концу третьего года обучения учащиеся должны о влад еть техникой воплощения образа, средствами интонационной и пластической выразительности, на выком пен ия бе з со прово ждени я, уметь свободно держаться и двигаться на сцене, уверенно вести себя на сцене, быстро реагировать на любые изменения в процессе выступления. Методические и дидактические материалы − сборники нотных и песенных материалов − аудионосители с минусовыми фонограммами − сценарии концертных программ, отчетных концертов − методическая литература Материально-техническая база Наличие отдельного кабинета или зала, соответствующего санитарно – гигиеническим нормам и позволяющего проводить групповые занятия, а также -стулья -фортепиано, - аудиоаппаратура -микшерский пульт, 2 колонки, микрофоны. Список литературы 1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. 2. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. . 3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 4. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М., 1963. 5. Дмитреев Л.Б. Голосовой аппарат певца (Пособие). М., 1964. 6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000 7. Добровольская Н.Н. Что надо знать учителю о детском голосе.-М,1992 8. Емельянов В.В. Развитие голоса, координация и тренинг. С-Пб, 2003.