Программа ДОП Школа вокала Хит-парад

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 181

Принято
Педагогическим советом
МАОУ-СОШ № 181
Протокол №1 от 27.08.2024

Утверждаю
Директор МАОУ-СОШ № 181
__________М.С. Корнильцева
Приказ №1 от 01.09.2024

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Школа вокала «Хит-парад»

Программа ориентирована на детей
От 7 до 11 лет
Срок реализации – 3 года
Автор – составитель:
Новикова Любовь Алексеевна,
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2024г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи
3. Формы и методы
4. Педагогические принципы
5. Учебно-тематический план
6. Содержание программы
7. Результаты освоения образовательной программы
8. Методические и дидактические материалы
9. Материально-техническая база
10. Список литературы

Пояснительная записка
Программа предназначена для детей 7-11 лет, заинтересованных в
получении навыков коллективного пения и сценического поведения на эстраде.
Образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в
художественно-эстетической
направленности.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в
художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к
вокальному искусству, раскрытии в детях разносторонних способностей. В
системе дополнительного образования интерес детей и родителей, а также
зрительской аудитории вокальное направление чрезвычайно велик.
Свидетельство тому-множество конкурсов, в которых детские коллективы
проявляют свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия
вокалом развивают художественные способности детей, формируют
эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние
детей.
Вокальный
ансамбль-это
организованный
коллектив
певцов,
чья
исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. В вокальном
ансамбле каждое слово, каждый звук песни должны исполняться всеми
участниками вместе, одновременно, с одинаковой силой. В условиях
коллективного исполнения у участников ансамбля развивается «чувство логтя»,
доверия к партнеру и уважения к нему. В ансамблевом пении воспитанник
приобретает
навыки
концертной
деятельности,
освобождается
от
стеснительности, именно в ансамбле легче преодолеть страх перед публичными
выступлениями. Пение в ансамбле развивает слух, память, умение слышать себя
и других, внимание и целеустремленность. Все это утверждает актуальность и
необходимость данной программы.
Целью программы является приобщение детей к искусству пения в
вокальной группе, формирование исполнительских вокальных умений и навыков
,развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и
эстетики поведения средствами вокального искусства.
ЗАДАЧИ
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
Обучающие:
• сформировать навыки певческой установки обучающихся;
• научить использовать при пении мягкую и твердую атаку;
• сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
• обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
• сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
• развить гармонический и мелодический слух;
• совершенствовать речевой аппарат;

• развить вокальный слух;
• развить певческое дыхание;
• развить преодоление мышечных зажимов;
• развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его
самостоятельность;
• расширить диапазон голоса;
• развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
• воспитать эстетический вкус учащихся;
• воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
• воспитать чувство коллективизма;
• способствовать формированию воли, дисциплинированности,
взаимодействию с партнёрами;
• воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность –
высокие нравственные качества;
• воспитать готовность и потребность к певческой деятельности
-воспитать сценическую культуру.
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает
дифференцированный
подход
к
обучению,
учёт
индивидуальных
психофизиологических
особенностей
воспитанников.
Использование
традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для
формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть
цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои
действия.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы, 7-11 лет. Особенности работы обусловлены, прежде всего,
возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала.
Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения
музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание
заниматься
пением
в
ансамбле.
Занимаясь в вокальной студии, учащиеся получают не только вокальную
подготовку, но и знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки
выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры
организма
в
целом.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий
Программа рассчитана на 3 года обучения. Выпускники, желающие
продолжить обучение в студии (4 и более лет) входят в творческую группу и
продолжают заниматься по программе 3 года обучения. Основной формой
образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы
теории и практики. Другие формы работы: репетиции, концертная деятельность,
участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Программа
предполагает
различные
фор мы
контроля
промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и
управления образовательным процессом - это наблюдение педагога
в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников

вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей,
членов жюри, анализ результатов выступлений на различных
мероприятиях, конкурсах.
Виды и формы организации
Основной формой работы является учебное занятие, которое предполагает
взаимодействие педагога с детьми.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, аудио и видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни, движения.
Репетиции, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится в конце четверти для самих детей, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
фестивалей.
Творческие отчеты - проведение концертных программ коллективом,
выступления на различных мероприятиях, концертах, участие в конкурсах.
Методы и приемы работы
Методы формирования сознания учащегося:
•показ ( приемов исполнения, импровизация)
• частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
• наглядно – слуховой (аудиозаписи)
• наглядно – зрительный (видеозаписи)
• инструктаж
• словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
•самостоятельная работа
•иллюстрация
Методы стимулирования познания деятельности:
•поощрение
•контроль
•самоконтроль
•оценка
•самооценка
•одобрение словом
Методы поощрения:
•благодарность
•устное одобрение

Педагогические принципы
1. Принцип единства художественного и технического развития пения.
2. Принцип последовательности помогает осуществить освоение материала
учащимися от простого к сложному.
3. Принцип гармонического воспитания личности.
4. Принцип ассоциативного сравнения - «все познается в сравнении»,
сопоставления и противопоставления, поиск идентичных состояний в разных
произведениях облегчает восприятие учащихся.
5. Принцип успешности.
6. Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения,
от
простого к сложному.
7. Принцип доступности.
8. Принцип индивидуального подхода.
9. Принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения
здоровья ребенка.
10. Принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности
ребенка.
11.Принцип индивидуального подхода акцентирует внимание на психологические
особенности детей, их способности и интересы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 часа в неделю
№
п/п

Часы
Тема занятий

Общее
кол-во
часов

Теория

Практика

Вокально-хоровая работа
1.

2.

Певческая установка Распевание.
Дыхание
Звуковедение

9

3
1
1

6
2
2
2
20

Артикуляция, дикция
Вокальная работа над песней

28

1
8

Звуковедение, фразировка

7

2

5

Унисон в ансамбле, многоголосье

7

2

5

Пение в ансамбле

7

2

5

3.
4.
5.
6.

Артикуляция, дикция. Работа с текстом
Работа над сценическим образом
песни
Сценическая хореография
Нотная грамота
Беседа о гигиене певческого голоса

7
9

2
4,5

12
4
1

4
2
0,5

5
4,5
8
2
0,5

Концертно-исполнительская деятельность
7.

Репетиции. Концертная
деятельность. Конкурсы
Итого

9
72

2

7

24

48
ВСЕГО ЗА

ГОД: 72 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 часа в неделю
№
п/п

Часы
Тема занятий

Общее
кол- во
часов
Вокально-хоровая работа

Теория

Практика

Певческая установка. Распевание.
Дыхание
Звуковедение
Артикуляция, дикция
Вокальная работа над песней

13,5
2,5
5,5
5,5
42

3,5
0,5
1,5
1,5
14

10
2
4
4
28

10,5
10,5
10,5
10,5
13,5

3,5
3,5
3,5
3,5
4,5

7
7
7
7
9

4.
5.

Звуковедение, фразировка
Унисон в ансамбле, многоголосье
Пение в ансамбле
Артикуляция, дикция. Работа с текстом
Работа над сценическим образом
песни
Сценическая хореография
Нотная грамота

18
6

5
3

13
3

6.

Беседа о гигиене певческого голоса

1

0,5

0,5

1.

2.

3.

Концертно-исполнительская деятельность
7.

Репетиции. Концертная
деятельность. Конкурсы.

14

4

Итого

108

34,5

10
73,5
ВСЕГО

ЗА

ГОД: 108 часов

СОДЕРЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА. РАСПЕВАНИЕ
Дыхание.Звукообразование.Резонирование.
Посадка певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении.
Навыки пения: сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера
исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе
пения. Различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное
и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться,
установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна
оставаться на протяжении всего пения.
Близкое, позиционно высокое звучание, яркое, не засоренное никакими
лишними призвуками, голос.
Работа резонаторов: верхний резонатор (работа над звонкостью, яркостью,
«полетностью), нижний резонатор (работа над силой, мощью, полнотой,
богатством звучания голос.
Для светлого звука необходимо петь в положении улыбки, округляя гласные,
верхние зубы открыты. Для образования темного тембра-звук округлый,
максимально прикрытый.
РАСПЕВАНИЕ
Чтобы обучить детей пению, развить их вокальные возможности,
научить преодолевать трудности в исполнении песенного репертуара,
обязательно
систематическое
вокальное
воспитание.
Все
необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь,
во время распевания. Оно помогает быстрой слуховой организации
коллектива, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат,
способствуют формированию единой манеры звукообразования,
определенных навыков, например, артикуляции, дикции, дыхания,
двухголосия. В качестве упражнений можно использовать несложные
попевки, прибаутки, музыкальный материал из разучиваемого

репертуара, мелодии из произведений, предназначенных для
слушания. Все упражнения должны включаться в урок с учетом
принципов последовательности, система тичности и доступности.
Дыхание
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания.
Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания,
взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Пение на «опоре».
Звуковедение
Фонетика речевых гласных, их пение. Требования к пению гласных.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно
мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных
регистрах. Упражнения на пропевание мелодии non legato и legato. Нюансы – mf,
mp, p, f.
Артикуляция, дикция
Развитие дикционных навыков - четкое произношение слов. Работа,
направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и
музыкальных скороговорок.
2. ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ
Главное требование к певческому р епертуару-его высокая
художественность, доступность для исполнения учащихся. Перед
разучиванием песни необходимо проанализировать ее, учитывая
певческие возможности детей, их интересы, выявить трудности и
определить пути их преодоления.
Главное требование к разучиванию-соблюдение принципа
единства художественного и технического.
Общими приемами разучивания песни является показ отдельных
фраз и пояснения к их исполнению: обращение внимания на дыхание,
характер звуковедения (легато, стаккато, нон -легато), правильной
артикуляции, четкой дикции, осуществляется работа над чистотой
интонирования
мелодии,
правильным
воспроизведением
ее
ритмического рисунка.
Звуковедение, фразировка
Хар ак тер звуковедения напрямую связано с художественной
выразительностью произведения.
В работе над протяжностью звучания добиваться мягкости,
напевности, ровности звука при хорошем дыхании.
При нон-легато звуки исполняются раздельно, не связно.
Разделение звуков производится с помощью задержки дыхания.
При исполнении стаккато звуки поются очень коротко. Голос при
этом должен звучать легко, светло, на опоре.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
Различные виды динамики. Многообразие аналогических возможностей
исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление

двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в
середине произведения, различные виды фермат.
Унисон в ансамбле, многоголосье
Устойчивое
интонирование
одноголосного
пения
при
сложном
аккомпанементе, работа над единой манерой звука. Формирование вокального
звука.
Использование акапелла. Навыки пения двухголосия.
Одной из важнейших задач при исполнении элементов двухголосия в
группе является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой
заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании
другой.
Если учащиеся владеют навыками двухголосия, пение на три голоса уже не
представляет для них особой трудности.
Пение в ансамбле
Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска
звуков, артикуляционные движения, Одновременное начало и окончание песни.
открытость и закрытость. Выработка активного унисона, ритмической
устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей,
соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное
расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и
минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более
сложным ритмическим рисунком.
Работа над дикцией, артикуляцией. Работа с текстом
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время
пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое
произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому
согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше
прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка,
мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного
аппарата используются различные скороговорки. Развитие артикуляционного
аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертноисполнительской деятельности коллектива.
3. РАБОТА НАД СЦЕНИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ ПЕСНИ
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм
исполнителя. «Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела.
Должная (правильная) осанка.
Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.
Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене.

Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки.
Назначение жестов – дополнительное удовольствие для
зрителя.
Требования к тренингу жестов. Мимика. Выражение лица, улыбка.
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Изучение правил сценического поведения на сцене. Работа с микрофоном.
Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно
раскрепощенно.
4 . СЦ ЕНИ ЧЕ СКАЯ ХО РЕ О ГРАФИ Я
Движения вокалистов на сцене: отработка сценических движений, выработка
навыков ориентации в пространстве сцены. Знакомство с понятиями
«шеренга», «интервал», перестроение», «дистанция».
Эстетичность и сценическая культура.
Движения вокалиста и сценический образ.
Пластичность и статичность вокалиста.
5. НОТНАЯ ГРАМОТА
Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном
ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон,
полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с
ключами и метро-ритмичес-кими особенностями строения музыкальных
произведений.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические
и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.
Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также
различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.
Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.
Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения
мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость.
Петь звукоряд до первой октавы – до второй октавы с названием и без
названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и
петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке.
Сознательно исполнять звуки различной длительности – от половинной до
восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.
Научить детей петь, чисто интонируя:
а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала
изучается верхний тетрахорд, затем – нижний. После этого следует соединение
тетрахордов;
б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в
звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без
промежуточных звуков) всей группой.
6. БЕСЕДА О ГИГИЕНЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА

Бережное отношение к здоровью – как залог вокального упеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов.
Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит,
ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие – потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены
певческого голоса.
Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.
О вреде курения на голосовые связки.
Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель
самоконтроля.
Запреты:
−грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез)
первой октавы;
−использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй
октавы;
−переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.
Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру
по проблемам голоса.
7. РЕПЕТИЦИИ.КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОНКУРСЫ.
Репетиции номеров на сцене. Подготовка концертных программ. Участие в
культурно-массовых мероприятиях, конкурсах.
Результаты освоения образовательной программы
Главным результатом объединения является приобщение к
основам певческой культуры: совершенствование музыкальных
способностей (певческих навыков, музыкального и вокального
слуха, чувства ритма), овладение вокально -хоровыми навыками,
освоение сценических умений, навыков; коммуникативной и
артистической культуры: по вы ше ния уро вня ко мм ун ик абе льнос ти,
а ктиви зация
ч увс тва
ко ллек ти визм а ,
соп ережи вания,
эмоцио на льной о тзы вчиво с ти.
Отчеты вокально -хоровой работы планируются в виде открытых
занятий и концер тных выступлений: на школьных мероприятиях,
подготовка и проведение отчетных концертов для родителей.
Луч ш ие коллек ти вы уч ас твуют в ра йонных , городс ких кон к урс ах,
ф ес ти ва лях .
К концу первого года обучения учащиеся должны овладеть
правильным певческим дыханием, ровно и позиционно устойчиво
исполнять различные гласные, свободно и непринужденно вести
мелодическую линию, сформировать единую манеру звучания в хоре,
чисто
интонировать
мелодию,
правильно
воспроизводить

ритмический рисунок при пении, игре на
музыкальных
инструментах, свободно импровизировать под музыку.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь петь
в унисон, использовать разные способы голосоведения (легато,
стаккато, нон -легато), овладеть правильной артикуляцией, четкой
дикцией, выразительно исполнять произведение, овладеть навыками
сольного и ансамблевого исполнения, начальными навыками
двухголосья, свободно импровизировать, создавать самостоятельно
ритмическое сопровождение к музыке, эмоционально, выразительно
исполнять песню на сцене.
К концу третьего года обучения учащиеся должны о влад еть
техникой воплощения образа, средствами интонационной и
пластической
выразительности,
на выком
пен ия
бе з
со прово ждени я, уметь свободно держаться и двигаться на сцене,
уверенно вести себя на сцене, быстро реагировать на любые
изменения в процессе выступления.
Методические и дидактические материалы
− сборники нотных и песенных материалов
− аудионосители с минусовыми фонограммами
− сценарии концертных программ, отчетных концертов
− методическая литература
Материально-техническая база
Наличие отдельного кабинета или зала, соответствующего санитарно –
гигиеническим нормам и позволяющего проводить групповые занятия, а
также
-стулья
-фортепиано,
- аудиоаппаратура -микшерский пульт, 2 колонки, микрофоны.
Список литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в
общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
2. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников,
школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. –
М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. .
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского
голоса. – М., 2007.
4. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М., 1963.
5. Дмитреев Л.Б. Голосовой аппарат певца (Пособие). М., 1964.
6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000
7. Добровольская Н.Н. Что надо знать учителю о детском голосе.-М,1992
8. Емельянов В.В. Развитие голоса, координация и тренинг. С-Пб, 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».