Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 181 Принято Педагогическим советом МАОУ-СОШ № 181 Протокол №1 от 27.08.2024 Утверждаю Директор МАОУ-СОШ № 181 __________М.С. Корнильцева Приказ №1 от 01.09.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Молодежный ТВ центр «Первый Школьный» Программа ориентирована на детей От 12 до 17 лет Срок реализации – 1 год Автор – составитель: Бородина Елена Александровна, Педагог дополнительного образования Екатеринбург 2024г. Содержание: I. Целевой раздел - 3 1.1 Пояснительная записка - 3-4 1.2 Актуальность программы – 4-5 1.3 Цели и задачи Программы – 5-6 II. Содержательный раздел - 6 2.1 Содержание программы – 6-9 2.2 Планируемые результаты освоения Программы – 9-10 III. Организационный раздел - 10 3.1 Адресат программы – 10 3.2 Материально-техническое обеспечение - 10 3.3 Методические материалы - 11 3.4 Нормативно-правовые документы и методические рекомендации Правительства Российской Федерации – 11-12 3.5 Список литературы – 12 I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка. Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медийной техники. Медиакомпетентность/медиаграмотность, обретенная в результате этого процесса, помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. Программа «Молодежный ТВ центр «Первый Школьный» рассчитана на учащиеся 6-10 классов (12-17 лет). Основные направления деятельности Информационная. Молодежный ТВ центр «Первый Школьный» - самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы. Образовательная. Подготовка программ требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве сценариста, корреспондента, диктора, звукооператора, оператора, монтажера. Обучение детей современным технологиям, работа со звуко- и видеозаписывающей техникой. В результате работы с детьми по выпуску телепередач возрастает их мотивация к обучению. Воспитательная. Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися на базе школьного телевидения позволяет с пользой занять их свободное время, учиться подавать любую информацию заинтересованно, внося в сообщения своё личное отношение. Тематика передач: выпуск информационных программ; тематические выпуски к классным часам на важные и нужные для ребят темы; праздничные программы к юбилейным датам и красным дням календаря; музыкальные (поздравительные) программы; патриотические программы; конкурсы и викторины (1-2 раза в год). Традиционные рубрики передач: «Учись учиться», «Спортивные новости», «Вести из класса», «Встречи с прекрасным» и др. Каждую тему передачи надо стараться облечь в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво, уметь пошутить. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На данном этапе у них формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. 1.2 Актуальность программы Молодежный ТВ центр — это уникальный проект, актуальная идея для школ и учреждений дополнительного образования. Операторы, сценаристы и корреспонденты готовы совершить информационный переворот в стенах учебного заведения, создав положительный современный имидж школе. Выпуск «Школьных новостей» даст отличную возможность разнообразить школьную нагрузку, быть всегда в курсе жизни школы, а также, это замечательный шанс для самовыражения. Проект будет полезен и актуален для всех участников школьного процесса: учеников, родителей, администрации школы. Учащиеся не только становятся главными героями новостей, но и сами участвуют в съёмочном процессе – как спецкоры, сценаристы, журналисты, интервьюеры. Школьный ТВ центр будет способствовать активности и инициативности ребят, а также, позволит непосредственно участвовать в жизни школы, не говоря уже о раскрытии творческого потенциала. Родители воочию смогут познакомиться с жизнью школы, что называется, изнутри, а не по рассказам детей. Все значимые события не останутся без внимания, а благодаря видеоархивам, которые будут храниться на сайте и в открытой группе Вконтакте, вполне может организоваться «обратная связь». К тому же, школьные новости — ещё один способ познакомиться со школой поближе, что очень важно при выборе учебного заведения. «Первый Школьный» — это информационный прорыв, который позволит встать школе в ряды самых современных школ. Имидж и престиж, взаимодействие всех участников учебного процесса, своевременное информирование, активные ученики, а также, возможность собирать своеобразную видеолетопись школы – это лишь часть достоинств данной программы. ТВ центр «Первый Школьный» - это самый актуальный подход к транслированию информации в школе. На смену учащимся-аудиалам, которые лучше воспринимают информацию на слух, с развитием компьютерных технологий пришли ученики -визуалы, которых больше «цепляет» видеоинформация. Именно поэтому видеосюжеты, как трансляторы информации на сегодняшний день более интересны, запоминаемы и привлекательны. 1.3 Цели и задачи Программы Молодежный ТВ центр «Школьный Первый» создается в целях повышения результативности учебно-воспитательного процесса, организации на его базе различных форм образовательной деятельности учащихся и развития их личностных качеств. Необходимо: - Создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования; - Формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии; - Изучить основы журналистики. В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи: 1. Обучающие: - вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере; - изучение основ социологии и журналистского творчества; - формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации; - формирование практических навыков создания школьного телевидения. 2. Воспитывающие: - формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции; - формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме; - формирование представления о медиакультуре, играющей специфическую роль в жизни общества; - привитие культуры общения с миром средств массовой информации; - пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как к виду общественной деятельности; - формирование потребности в постоянном повышении информированности; - воспитание культуры поведения и речи. 3. Развивающие: - всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности; - расширение общего кругозора. II. Содержательный раздел 2.1 Содержание программы № Тема Т е о р и я П р а к т и к а - В с е г о 1 1 0 2 1 0 3 1 Начальные сведения о медиа (кино, интернет, пресса, анимация 1 2 Модуль «Медиакультура» - Телесюжет 3 1 4 Сюжет и сценарий 1 6 7 5 1 6 Модуль «Режиссер-редакторвидеооператор-монтажер» Модуль «Тележурналист» 7 Просмотр образцового видео 2 2 0 1 7 - 2 1 1 9 2 8 Основы ораторского искусства 2 4 6 9 Социаль ный видеоро лик Итого 1 2 3 1 1 6 1 7 2 2 Тема 1. Вводное занятие. Начальные сведения о медиа (1 час). Теория: знакомство с учащимися. Знакомство с программой объединения, решение организационных вопросов, техника безопасности. Знакомство с понятием «медиа», включающим в себя средства коммуникации, способы передачи информации, а также, образовываемую ими среду (медиапространство). Формы работы: беседа, объяснение, обсуждение. Формы контроля: опрос. Тема 2. Модуль «Медиакультура» (10 часов). Практика: короткий рассказ учащимся о Медиакультуре, применение на практике - культура передачи информации и культура ее потребления; как она может выступать системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, занятия медиатворчеством, усвоение новых занятий в области медиа» Формы работы: наглядный показ, объяснение, повторение. Формы контроля: опрос, обсуждение, анализ. Тема 3. Телесюжет (3 часа) Практика: Рассказ о «телесюжете», как работать в медиапространстве, чтобы правильно донести до зрителя и мысль журналиста - корреспондента и хронологическую репортажную картинку. Как записывать видеосообщение о каком-либо событии или явлении в сопровождении комментариями диктора, ведущего. Формы работы: наглядный показ, объяснение, повторение. Формы контроля: самостоятельное исполнение. Тема 4. Сюжет и сценарий (4 часа) Практика: Определение темы, которую необходимо осветить, написание сюжетной линии и сценария. Умение выделить основную мысль, определить ориентиры и расставить акценты. Формы работы: наглядный показ, объяснение, практические занятия. Формы контроля: самостоятельное написание сценария. Тема 5. (21час) Модуль «Режиссер-редактор-видеооператор-монтажер» Практика: поэтапная работа: написание сценария, его редакция, сьемка видеоматериала, запись закадрового текста, монтаж видеоматериала Формы работы: объяснение, показ, самостоятельная работа. наглядно - зрительный Формы контроля: самостоятельное исполнение. Тема 6. Модуль «Тележурналист» (19 часов) Практика: Модуль посвящен введению в область базовых знаний. Отличительная особенность модуля в том, что он составлена на основе образовательного курса «Журналистика». Учащиеся занимаются речевым тренингом, изучают основы публицистики, изучают правила поведения журналиста в кадре и ведения программы. Формы работы: объяснение, образный показ. Формы контроля: самостоятельное исполнение. Тема 7. Просмотр образцового видео (2 часа). Практика: Для работы в медианаправлении важно иметь идеалы – лучшие образцы видеоработ. Формы работы: демонстрация видео Формы контроля: анализ. Тема 8. Основы ораторского искусства (6 часов) Практика: Презентация, которая познакомит учащихся с риторикой и ораторским искусством в целом. Практические занятия. Формы работы: демонстрация видео, объяснение. Формы контроля: самостоятельное исполнение. Тема 9. Социальный видеоролик (3 часа) Формы работы: создание и демонстрация видео в соц. сети школы, объяснение. Формы контроля: самостоятельное исполнение. 2.2. Планируемые результаты освоения Программы Школьный ТВ центр должен информировать как можно большее число учеников о всех событиях и мероприятиях, происходящих в школе. Данная деятельность позволяет решить как межличностные проблемы учащихся, так и внутриличностные конкретного подростка. Эта работа связана с соотнесением собственного замысла, творческого азарта с восприятием этого замысла другими, которыми являются и сверстники, и старшеклассники, и взрослые (учителя, родители). Реализация каждого замысла связана с исследованием и принятием решения. Школьники получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской, журналистской, комментаторской, в верстке газеты, съемках сюжетов, монтаже видеороликов и т.д.. Обучающиеся научатся: - самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения; - соотносить свои действия с планируемыми результатами; -оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; -владеть основами самоконтроля, самооценки. Познавательные: Обучающиеся научатся: - ориентироваться в своей системе знаний: -выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию; -решать проблемы творческого и поискового характера; Коммуникативные: Обучающиеся научатся: - выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации; - участвовать в коллективном обсуждении вопросов; - уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции; - уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); - уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Предметные: В результате деятельности ТВ центра обучающиеся научаться: - планировать свою деятельность; - организовывать совместные работы в группе. - приобретут навыки самостоятельной работы; - продуктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе оформления материала; - творческому взаимодействию с педагогами. Обучающиеся научаться: - выстраивать работу с композицией; - вести видеосъемку; - брать интервью; - составлять репортажи; - создать анимацию текста, изображения; - правилам безопасной работы с фото и видео аппаратурой. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Адресат программы Программа Молодежного ТВ центра «Школьный Первый» рассчитана на 1 год обучения и рекомендуется для занятий подросткам от 12 до 17 лет. Набор в коллектив осуществляется путём собеседования с учащимися, заполнения анкеты (общие сведения о ребенке и его семье). Проводится стартовая диагностика с целью выяснения уровня готовности учащегося и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации). Требований к предварительной подготовке и уровню образования не предъявляется. Состав групп – постоянный. Наполняемость групп – не менее 8 человек. 3.2 Материально-техническое обеспечение - просторное помещение (кабинет), соответствующие действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам к устройству, содержанию и организации режима работы организаций дополнительного образования детей; - компьютерное и мультимедийное оборудование (компьютер/ноутбук, проектор, экран, видео- и аудиозаписи); - фото- и видеоаппаратура, микрофоны, наушники, диктофон; - программное обеспечение компьютера; - фоны, тематические плакаты. 3.3 Методические материалы. В образовательном процессе используются следующие методы по способу организации занятий: - словесный (устное изложение, беседа, анализ материалов); - наглядный (работа с кейсами); - практический (работа в компьютерных программах); В рамках одного занятия педагогом используется столько форм занятий и методов обучения, сколько необходимо для реализации поставленных цели и задач 3.4 Нормативно-правовые документы и методические рекомендации Правительства Российской Федерации 1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ). 2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 5. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 6. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. N 26993. 8. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761). 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 3.5 Список литературы 1. Подобед Н. В. Кружок журналистики: основные методы обучения учащихся старших классов основам журналистики: методические рекомендации. – Минск: МГДДиМ, 2008 г. 2. Подобед Н. В. Кружок журналистики: основные методы обучения учащихся старших классов основам журналистики: методические рекомендации. – Минск: МГДДиМ, 2008 г. 3. Цвик. В.П., Введение в журналистику. – М.: МНЭПУ. 2000 г. 4. Агафонов А.В. , Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М. , 1993 г. 5. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995 г. 6. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты Спб.: Питер, 2002 г. 7. Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель 8. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema, video. 9. Бурдье. П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:. Прагматика культуры, 2002 г. ЗАПИСАТЬСЯ