Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»-приказом Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013 № 1324 «Об
утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2017 № 955 «Об
утверждении показателей мониторинга системы образования»;
- постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016
№595-ПП
«Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социальноэкономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы»;
- постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 2
920-ПП
«Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской
области до 2025 года»;
– приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.07.2021 № 689-Д «Об утверждении Положения о региональной
системе оценки качества образования Свердловской области;
– Уставом МАОУ - СОШ № 181;
– Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ - СОШ № 181;
– Положением о внутришкольном мониторинге в МАОУ – СОШ № 181;
– Положением о внутришкольном контроле в МАОУ – СОШ № 181;
1.1. В Положение о ВСОКО использованы следующие определения и сокращения:
– качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
ФГОС ОО, ФК ГОС и (или) потребностям физического или юридического лица, в
интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
– внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) – это
система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательных программ,
1
которые реализует ОО, и результатах освоения программ обучающимися;
– независимая оценка качества образования (НОКО) – это деятельность
официально уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление
уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям;
– внутришкольный контроль (ВШК) – это компонент ВСОКО, который
поддерживает гарантии участников образовательных отношений на получение качественного образования через всестороннее изучение образовательной деятельности в целях координации всей работы в соответствии с поставленными задачами,
вид деятельности по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающихся личностей ученика и педагога;
– оценка качества образования – установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным в рамках реализации образовательных программ;
– механизмы оценки качества образования – совокупность принятых и осуществляемых в системе образования на институциональном уровне оценочных
процессов, в ходе которых осуществляются процедуры оценки образовательных
результатов обучающихся, оценки качества и условий реализации основных общеобразовательных программ, а также деятельность системы образования в целом;
– процедуры оценки качества образования – совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных контрольных измерительных материалов, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выраженное в степени их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям участников образовательных отношений;
– диагностика – контрольный замер, срез;
– мониторинг – системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым объектом с целью анализа факторов, влияющих на состояние этого объекта
(сбор, обработка, накопление, комплексный анализ информации о результатах оценочных процедур, об изменениях в состоянии внутришкольной системы образования, установление соответствия внутришкольной системы образования целям и задачам оценки качества образования, федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам и потребностям участников образовательных отношений, в том числе степень достижения обучающимися планируемых результатов (оценка уровня предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся) и оценка уровня профессионального мастерства учителя;
– ГИА – государственная итоговая аттестация;
– ЕГЭ – единый государственный экзамен;
– ОГЭ – основной государственный экзамен;
– КИМ – контрольно-измерительные материалы;
– ООП – основная образовательная программа;
– УУД – универсальные учебные действия.
2
1.2. ВСОКО функционирует как единая система контроля и оценки качества
образования в ОО и включает в себя:
– субъекты контрольно-оценочной деятельности;
– контрольно-оценочные процедуры;
– контрольно-измерительные материалы;
– аналитические документы для внутреннего потребления;
– информационно-аналитические продукты для трансляции в публичных
источниках.
2. Организация ВСОКО
2.1. Цель ВСОКО – осуществление контроля состояния качества образова-
тельной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует
ОО, и результатах освоения программ обучающимися для формирования информационной основы при принятии управленческих решений.
2.2. Задачи ВСОКО:
1) определение перечней критериев для оценки качества образования;
2) осуществление оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся по уровням общего образования, включая результаты независимой оценки, общественную и педагогическую экспертизу;
3) оценка результативности педагогической и управленческой деятельности для повышения эффективности управления на основе анализа;
4) формирование экспертного сообщества;
5) информационное, методическое и технологическое сопровождение процедур оценки качества образования;
6) информирование населения о качестве образования;
7) содействие повышению квалификации педагогических работников;
8) обеспечение процедур независимой оценки качества образования.
2.3. Функции образовательной организации по реализации ВСОКО:
– обеспечение функционирования системы внутренней оценки качества
образования;
– ведение, сбор и представление сведений в базы данных;
– обеспечение информационной открытости проведения процедур оценки
качества образования;
– проведение самообследования;
– обеспечение проведения процедур независимой оценки качества образования;
– осуществление анализа состояния системы образования образовательной организации с использованием результатов независимой оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию.
2.4. Структура ВСОКО:
1) нормы соответствия требованиям и качеству общего образования;
2) субъекты ВСОКО и их функции;
3) объекты ВСОКО;
3
4)
5)
6)
7)
механизмы ВСОКО;
процедуры оценивания: постоянные (обязательные) и периодические;
формы и регламенты проведения процедур;
оценочные средства (инструментарий оценивания) для каждой проце-
дуры;
8) система
оценивания (критерии, характеризующие объект оценки;
шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев;
принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка);
9) примерный перечень управленческих действий (решений), обеспечивающий требуемый уровень качества общего образования.
2.5. Субъекты ВСОКО и их функции
Субъектами ВСОКО, занимающимися внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, являются:
Совет школы, администрация школы, педагогический совет, школьные методические объединения учителей-предметников и классных руководителей (ШМО), родители (законные представители) обучающихся.
1) Совет школы
– участвует в реализации программы развития образовательной системы
школы;
принимает участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках внутренней системы оценки качества образования ОО;
– обеспечивает открытость, прозрачность процедур оценки качества образования для пользователей системы.
2) Администрация школы:
– осуществляет нормативное правовое регулирование процедуры внутренней оценки качества образования через локальные нормативные акты образовательной организации;
– устанавливает систему показателей и критериев, характеризующих состояние и динамику развития качества образования в образовательной организации;
– принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования;
– определяет порядок передачи информации о результатах оценки качества образования на сайт образовательной организации.
– содействует проведению НОКО.
3) Школьные методические объединения учителей-предметников и
классных руководителей:
– участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику
развития школы;
– участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;
–
4
содействуют подготовке работников школы и общественных экспертов
по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
– проводят экспертизу организации, содержания и результатов текущего
контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируют предложения
по их совершенствованию;
– готовят предложения для администрации по выработке управленческих
решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.
4) Педагогический совет школы:
– содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
– принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе;
– заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой
по вопросам деятельности ОО в образовании и воспитании подрастающего поколения;
– рассматривает и принимает решение о формах проведения промежуточной аттестации по результатам учебного года;
– принимает решения по результатам промежуточной аттестации, переводе (условном переводе) обучающихся в следующий класс, о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации, о выдаче документов об образовании, о поощрениях и взысканиях, об исключении обучающихся из школы.
5) Педагоги школы:
– разрабатывают и реализуют рабочие программы;
– участвуют в разработке методик оценки качества образования;
– участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образования в школе;
– обеспечивают проведение в образовательной организации контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
– предоставляют информацию о качестве образования на школьный, муниципальный и региональный уровни;
– разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования школы, участвуют в
этих мероприятиях;
– изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения,
функционирования и развития внутренней системы оценки качества образования
образовательной организации;
– проводят анализ результатов аттестации обучающихся МАОУ - СОШ №
181 и формируют предложения по их совершенствованию.
6) Родители (законные представители):
– принимают участие в оценке качества образования в части удовлетворенности
/неудовлетворенности получаемым (полученным) образованием.
–
5
2.6. Объекты ВСОКО:
1) основные образовательные программы начального общего образования,
основного общего образования, среднего общего образования;
2) условия реализации основных образовательных программ;
3) результаты освоения обучающимися основных образовательных программ.
2.7. Механизмы оценки качества образования ВСОКО:
1) оценка качества основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
2) оценка качества условий реализации основных образовательных программ;
3) оценка качества результатов освоения обучающимися основных образовательных программ.
2.8. Процедуры оценивания:
2.8.1.
Система постоянных (обязательных) мониторингов,
проводимых в соответствии с требованиями ФГОС ОО:
– Мониторинг уровня достижения предметных результатов.
– Мониторинг уровня достижения метапредметных результатов.
– Мониторинг уровня достижения личностных результатов.
– Мониторинг уровня профессионального мастерства учителя.
2.8.2. Процедуры оценки качества общего образования:
– оценка соответствия реализуемых в ОО образовательных программ требованиям ФГОС СОО;
– контроль реализации рабочих программ;
– оценка соответствия условий реализации образовательных программ требованиям ФГОС СОО;
–оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения образовательных программ, личностного развития;
– оценка уровня профессионального мастерства учителя;
– контроль реализации Программы воспитания;
– оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования;
– систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических документов по итогам ВСОКО (аналитическая записка);
– отчет о результатах самообследования, в том числе размещение на официальном сайте ОО.
2.9. Примерный перечень управленческих действий (решений), обеспечивающий требуемый уровень качества общего образования.
Оценка результатов ВСОКО предполагает формирование системы управленческих решений на уровне школы. Реализация ВСОКО позволит обеспечить
образовательной организации объективной информацией, позволяющей субъектам образовательных отношений анализировать данные, полученные в результате
оценочных процедур, и принимать эффективные управленческие решения в части:
6
построения, совершенствования и реализации внутренней системы
оценки качества образования;
– оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников школы;
– оценки качества реализуемых образовательных программ для принятия
решений по их изменению, доработке и корректировке;
– оценки инфраструктуры образовательной организации на соответствие
требованиям к условиям реализации образовательных программ;
– информирования родителей (законных представителей) обучающихся
школы о качестве образования, результата оценочных процедур.
2.10. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в
течение всего учебного года; результаты обобщаются на этапе подготовки ОО отчета о самообследовании.
2.11. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал, состав и сроки контрольно-оценочных мероприятий определяются приказами руководителя.
–
3. Система оценки качества подготовки обучающихся
3.1. В соответствии с целями и задачами ВСОКО оценка качества образования
проводится по двум показателям (механизмам):
1) Механизм управления качеством образовательных результатов:
- система оценки качества подготовки обучающихся;
- система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей
и молодежи;
- система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
2) Механизм управления качеством образовательной деятельности:
- система обеспечения профессионального развития педагогических работников.
- система организации воспитания обучающихся.
3.2. Система оценки качества подготовки обучающихся.
Оценивается достижение обучающимися планируемых результатов освоения
образовательных программ по виду образовательных результатов (метапредметные и предметные) и по уровням образования (начальное общее, основное общее и
среднее общее образование), а также обеспечение объективности процедур оценки
качества образования и олимпиад школьников как на этапе проведения, так и на
этапе проверки работ.
3.2.1. Оценка образовательных программ проводится по критериям (Приложение 2, Критерии оценки образовательных программ).
3.2.2. По результатам оценки проводится анализ качества образовательной
программы, результаты которого обобщаются в справке. Справка выносится на обсуждение педагогического совета ОО в целях своевременного внесения корректив
7
в содержание указанной программы (Приложение 5, образец справки).
3.3. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у
детей и молодежи.
Данное направление ориентировано не только на работу с одаренными
детьми, проведение олимпиад и конкурсов, оно также предполагает работу с обучающимися профильных классов, классов с углубленным изучением отдельных
предметов и с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации
обучающихся.
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся ориентирована на выявление профессиональных предпочтений и склонностей к разным видам деятельности и сопровождение профессионального самоопределения обучающихся.
3.5. Система обеспечения профессионального развития педагогических работников.
Данная работа направлена на выявление профессиональных дефицитов, а
также на организацию и реализацию адресной работы с педагогическими работниками, направленной на устранение выявленных пробелов как в рамках повышения
квалификации, так и в рамках методического сопровождения.
3.6. Система организации воспитания обучающихся
Система организации воспитания обучающихся ориентирована на развитие
социальных инструментов воспитания, обновления воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сфере физической культуры и
спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации ребенка.
3.7 Треки (траектории) развития системы оценки качества подготовки обучающихся.
Под треком развития понимается полный цикл управленческой деятельности,
то есть последовательное продвижение по всем компонентам управленческого
цикла по сформированной позиции оценивания.
В рамках оценки качества подготовки обучающихся рассматриваются следующие треки:
1) объективность оценки качества подготовки обучающихся (обеспечение
объективности процедур оценки качества образования);
2) сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся
(обеспечение оптимизации графиков проверочных и диагностических работ в соответствии рекомендациями Минпросвещения и Рособрнадзора; формирование
объективной ВСОКО);
3) оценка ключевых характеристик качества подготовки обучающихся (соответствие уровню подготовки ФГОС (НОО, ООО, СОО); оценка функциональной
грамотности; популяризация материалов исследований качества образования.
3.8. Сводная информация по системе оценки качества подготовки обучаю8
щихся проводится по показателям, индикаторам и шкалой оценивания, представленными в Приложении 1.
4. Оценка условий реализации образовательных программ
4.1 Структура оценки условий реализации образовательных программ разрабатывается на основе требований ФГОС ОО к кадровым, психолого-педагогическим, материально-техническим, информационно-методическим и медико-социальным условиям.
4.2 Оценка условий реализации образовательных программ предусматривает
проведение контроля состояния условий. Предметом контроля выступают показатели «дорожной карты» развития условий (Приложение 3, Критерии оценки условий реализации образовательных программ).
4.3 Совокупность параметров оценки и их распределение по группам условий реализации образовательных программ соответствует федеральным требованиям к показателям эффективности деятельности организации, подлежащей самообследованию. Оценка условий и контроль состояния условий реализации образовательных программ проводится:
– на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка);
– ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании.
4.4 Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при планировании результатов образовательной деятельности и состава мероприятий по
их достижению. Стартовая оценка условий дополняется «дорожной картой» их развития за период реализации образовательных программ того или иного уровня общего образования.
4.5 Ежегодная оценка условий проводится в ходе подготовки отчета о самообследовании, результаты оценки включаются в отчет.
5. Оценка образовательных результатов обучающихся
5.1. Оценка результатов реализации образовательных программ, разработан-
ных на основе ФГОС ОО:
5.1.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС проводится в следующих формах:
– текущий контроль;
– промежуточная аттестация;
– накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений
обучающихся (портфолио);
– анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских
проверочных работ;
– итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА;
– анализ результатов государственной итоговой аттестации.
5.1.2.
Итоговая оценка системы оценки качества подготовки
обучающихся определяется путем суммирования баллов по каждому показателю.
В зависимости от суммы набранных баллов, результат дифференцируется и
9
определяется степень эффективности системы оценки качества подготовки
обучающихся общеобразовательных организаций: − высокая (80-100% от
максимального количества баллов); − средняя (79-60% от максимального
количества баллов); − низкая (менее 60% от максимального количества баллов)
5.1.3.
Сводная информация по итогам оценки предметных и метапредметных
результатов и личностного развития проводится по критериям (Приложение 4,
Критерии оценки образовательных результатов).
6. ВСОКО и ВШК
6.1 Мероприятия ВШК являются неотъемлемой частью ВСОКО и более
полно отражены в Положении о внутришкольном контроле МАОУ - СОШ № 181.
6.2 Под ВШК понимается система управления качеством образовательной
деятельности посредством планирования, организации и проведения контрольнооценочных мероприятий, соответствующих направлениям ВСОКО.
6.3 Мероприятия ВШК и обеспечивающие их контрольно-оценочные процедуры ВСОКО включаются в годовой план работы ОО.
6.4 Данные ВШК используются для установления обратной связи субъектов
управления качеством образования в ОО.
6.5 Данные ВШК выступают предметом различных мониторингов.
7 Мониторинги в рамках всоко
7.1 Мониторинг – это системное, протяженное во времени наблюдение за
управляемым объектом с целью анализа факторов, влияющих на состояние этого
объекта (сбор, обработка, накопление, комплексный анализ информации о результатах оценочных процедур, об изменениях в состоянии внутришкольной системы
образования, установление соответствия внутришкольной системы образования
целям и задачам оценки качества образования, федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам и потребностям участников образовательных отношений, в том числе степень достижения обучающимися
планируемых результатов (оценка уровня предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся) и оценка уровня профессионального мастерства
учителя.
7.2 Мониторинг проводится в соответствии с Положением о внутришкольном мониторинге МАОУ - СОШ № 181.
7.3 Различают:
– постоянные (обязательные) мониторинги, которые проводятся в соответствии с требованиями ФГОС ОО и проводимые на основе параметров, внесенных
в Приложение 4:
– личностного развития обучающихся,
– достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов,
– достижения обучающимися предметных образовательных результатов,
– выполнения «дорожной карты» развития условий реализации образова10
тельных программ;
– мониторинг показателей отчета о самообследовании (Положение о порядке проведения самообследования МАОУ - СОШ № 181),
– мониторинг, который проводится в соответствии с Программой развития
ОО.
7. Документация ВСОКО
7.1 Документация ВСОКО – это совокупность информационно-аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО.
7.2 Обязательным, подлежащим размещению на сайте ОО, документом
ВСОКО является отчет о самообследовании.
7.3 Для внутреннего использования субъекты ВСОКО готовят справки по результатам ВШК, аналитические записки и/или сводные аналитические справки по
итогам мониторингов.
8. Заключительные положения
8.1 Настоящее Положение реализуется во взаимосвязи с локальными актами
ОО.
8.2 Данные, полученные в ходе оценочных процедур, организуемых и прово-
11
димых образовательной организацией, используются для выработки оперативных
решений и являются основой управления качеством образования в образовательной организации.
Потребителями результатов деятельности ВСОКО являются субъекты, заинтересованные в использовании ВСОКО как источника объективной и достоверной
информации о качестве образовательных услуг, предоставляемых в образовательной организации.
8.3 Результаты ВСОКО являются частью самообследования ОО. Размещение
отчетов о результатах самообследования и других открытых данных осуществляется на официальном сайте образовательной организации.
8.4 Изменения в настоящее положения вносятся согласно порядку, предусмотренному уставом ОО.
8.5 Основания для внесения изменений в настоящее Положение о ВСОКО:
– изменение законодательства в сфере образования, в том числе принятие
новой редакции ФГОС ОО;
– существенные корректировки смежных локальных актов, влияющих на
содержание ВСОКО.
9. ВШК
9.1 Цель мониторинга
Непрерывное, научно-обоснованное, диагностико-прогностическое отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением, и эффективности управления качеством образования, обеспечение органов управления, экспертов в области образования, осуществляющих
общественный характер управления образовательным учреждением, информацией о состоянии и динамике качества образования в школе.
9.2 Задачи мониторинга:
Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования.
Технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения
информации о состоянии и динамике качества образования.
Проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на
динамику качества образования.
Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их.
Осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на
уровне школы. Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
Оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования.
9.3 Функции мониторинга:
Сбор данных по школе в соответствии с муниципальными показателями
и индикаторами мониторинга качества образования.
12
Получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов
влияния на динамику качества образования.
Определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества образования в базе данных школы.
Координация деятельности организационных структур, задействованных в процедурах мониторинга качества образования, и распределение информационных потоков в соответствии с их полномочиями.
9.4 Основные принципы.
Приоритет управления – это нацеленность результатов внутришкольного мониторинга качества образования на принятие управленческого решения.
Целостность – это единый последовательный процесс внутришкольного
мониторинга качества образования, экспертизы соответствия муниципальным
нормативампоказателей качества образовательного учреждения, принятия управленческого решения.
Оперативность – это сбор, обработка и представление информации о состоянии и динамике качества образования для оперативного принятия управленческого решения.
Информационная открытость – доступность информации о состоянии и
динамике качества образования для органов местного самоуправления, осуществляющих управление, экспертов в области образования, в том числе представителей Управляющего Совета и общественности.
10. Содержание системы внутреннего мониторинга качества образования
10.1 Основными объектами внутреннего мониторинга качества образования являются:
качество образовательных результатов;
качество реализации образовательного процесса;
качество условий, обеспечивающих образовательный процесс.
10.2 Оценка качества образовательных результатов направлена на обработку информации об уровне реализации требований к результатам освоения образовательной программы и основной образовательной программы начального общего образования, основного общегообразования.
Оценка качества образовательных результатов осуществляется в ходе процедурвходного, промежуточного, тематического и итогового контроля учащихся, результаты которого являются основанием для принятия управленческих решений
при реализации образовательного процесса на всех уровнях образования. Их осуществление проводится педагогическими работниками.
10.3 Оценка качества условий, обеспечивающих образовательный процесс
направлена наопределение уровня созданных условий для реализации образовательных программ:
кадровых,
учебно-методических,
материально-технических;
13
-
информационно-методических.
11. Описание инструментария, порядка функционирования внутришкольногомониторинга качества образования
11.1 Основными инструментами, позволяющими дать качественную
оценку системе образования, являются анализ изменений характеристик
во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с
аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный
анализ).
11.2
При оценке качества образования в школе основными методами
установления фактических значений показателей являются экспертиза и
измерение:
экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов,условий и результатов образовательной деятельности;
измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью
контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ,
тестов, анкет и др.),имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствуетреализуемым в школе образовательным программам.
11.3 Периодичность и виды мониторинговых исследований качества образования определяются необходимостью получения объективной информации о
реальном состоянии дел в образовательном учреждении.
11.4 План-график, по которому осуществляются мониторинг, доводятся до
всех участников учебного процесса образовательного учреждения в течение месяца.
12. Объекты мониторинга
12.1
Объекты внутришкольного мониторинга (оценки) образовательных достиженийобучающихся
Объектом внутришкольного мониторинга (оценки) образовательных достижений обучающихся являются
предметные достижения обучающихся;
метапредметные достижения обучающихся;
личностные достижения обучающихся.
Мониторинг (оценка) уровня достижения предметных результатов. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет учебных предметов
обязательной части учебного плана ОО.
В учебном процессе мониторинг предметных результатов проводится с помощью диагностических/контрольных/проверочных/тестовых работ, направленных на определение уровня освоения темы/раздела/курса обучающимися.
Мониторинг (оценка) уровня достижения метапредметных, личностных
результатов.
Мониторинг метапредметных результатов предполагает экспертизу универсальныхучебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).
14
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательной деятельности – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач
творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг
сформированности основныхучебных умений и др.
Мониторинг (оценка) уровня достижения личностных результатов
Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется только в
ходе внешних не персонифицированных мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся, или по запросу педагогов (или администрации ОО) при согласии родителей (законных представителей). Личностные результаты обучающихся не подлежат итоговой оценке.
Организация и содержание оценочных процедур внутришкольного мониторингаобразовательных достижений обучающихся (Приложение 5).
Внутришкольный мониторинг (оценка) образовательных достижений обучающихсявключает:
стартовую (входная) диагностику,
текущую и тематическую оценку,
портфолио,
промежуточную аттестацию обучающихся;
итоговую оценку/аттестацию обучающихся.
Стартовая (входная) диагностика представляет собой процедуру оценки
готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной организации в начале 5-го класса и выступает как основа
(точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений. Объектом
оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией,
знако-символическими средствами, логическими операциями.
Стартовая (входная) диагностика может проводиться также учителямипредметниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения в освоении программы учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и
осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении. Объектом
текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения
которых зафиксированыв тематическом планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы,
практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы,
15
само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учетом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебногопроцесса; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и достижении тематических результатов в более сжатые (по сравнению с планируемыми учителем) сроки могут включаться в систему накопленной
оценки и служить основанием,например, для освобождения ученика от
необходимости выполнять темати- ческуюпроверочную работу.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету. По предметам, вводимыми образовательной организацией самостоятельно, тематические планируемые результатыустанавливаются самой образовательной организацией, которые
зафиксированы в тематическом планировании.
Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце
ее изучения. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них.
Результаты тематической оценки являются основанием для коррекции учебного процесса и его индивидуализации.
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и
творческойактивности учащегося, направленности, широты или избирательности
интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня
высших достижений, демонстрируемых данным учащимся.
В портфолио включаются как работы учащегося (в том числе – фотографии,
видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы,
дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для
портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и
при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия
обучающегося не допускается.
Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде
в течение всех лет обучения в школе.
Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне
среднего общего образования и могут отражаться в характеристике.
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации
обучающихся на уровне общего образования и проводится в конце учебного года
покаждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических
проверочных работ и фиксируется в классном журнале и дневнике обучающегося.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемыхрезультатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового,
является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации.
Итоговая оценка/аттестация Начальное общее образование
16
На итоговую оценку на уровне начального общего образования выносятся
только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального общего образования.
При получении начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний
по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:
речевыми, в т.ч. навыки осознанного чтения и работы с информацией;
коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества
с учителем исверстниками.
Итоговая оценка выпускника начальной школы формируется на основе
накопленной оценки по всем учебным предметам, зафиксированной в портфеле
достижений, и оценок за выполнение итоговых работ (по русскому языку, математике, литературному чтению и/или окружающему миру и комплексной
работы на межпредметной основе).
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:
1). Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями,
необходимыми для продолжения образования на следующем уровне, и способен
использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
2). Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующем уровне образования, на уровне осознанного
произвольного овладения учебными действиями.
3). Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне образования.
Педагогический совет школы на основе выводов, сделанных по каждому
обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующий уровень общего образования.
В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют
сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о
переводе на следующий уровень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений обучающегося и
контекстной информации обусловиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых на федеральном уровне.
Решение о переводе обучающегося на следующий уровень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося.
Основное общее образование
Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету на уровне основного общего образования складывается из результатов внутренней и внешней оценки.
К результатам внешней оценки относятся результаты ГИА.
17
К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки и результаты выполнения
итоговой работы по предмету.
По предметам, не вынесенным на ГИА, итоговая оценка ставится на основерезультатов только внутренней оценки.
Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образованиягосударственного образца – аттестате об основном общем образовании.
Итоговая оценка по междисциплинарным программам ставится на основе
результатов внутришкольного мониторинга и фиксируется в характеристике учащегося.
Характеристика готовится на основании:
объективных показателей образовательных достижений обучающегося науровне основного общего образования,
портфолио выпускника;
экспертных оценок классного руководителя и учителей, обучавших
данноговыпускника на уровне основного общего образования.
В характеристике выпускника:
отмечаются образовательные достижения обучающегося по освоению личностных, метапредметных и предметных результатов;
даются педагогические рекомендации к выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования с учетом выбора учащимся направлений профильного образования, выявленных проблем и отмеченных образовательных достижений.
Рекомендации педагогического коллектива к выбору индивидуальной образовательной траектории доводятся до сведения выпускника и его родителей (законных представителей).
a.
Объекты мониторинга оценки уровня профессионального мастерства учителяразвития кадрового потенциала ОУ.
Количество педагогов и руководителей, прошедших курсы (16 ч. и более).
Количество педагогов, прошедших курсы по введению ФГОС. Количество
аттестованных педагогов.
Уровень квалификации педагогов (квалификационные категории).
Количество педагогов, имеющих педагогическое образование по специальностипреподаваемого предмета или соответствующую переподготовку, высшее педагогическое образование, высшее не педагогическое образование, среднее специальное педагогическое образование, среднее специальное не педагогическое образование, получающих высшее образование.
Количество педагогов, имеющих награды федерального уровня. Количество
педагогов, имеющих награды регионального уровня.Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
b.
Объекты мониторинга состояния здоровья обучающихся и здоровьесберегающейобразовательной среды.
Количество учащихся, не пропускающих занятия по болезни. Количество
учащихся, имеющих первую и вторую группы здоровья. Количество учащихся,
18
имеющих высокий и средний уровень здоровья.Отсутствие случаев травматизма.
Количество учащихся, прошедших вакцинопрофилактику.Количество учащихся, охваченных горячим питанием.
Количество учащихся, отдохнувших в оздоровительном лагере с дневным
пребываниемучащихся, организованном на базе ОУ.
c. Объекты мониторинга воспитательного воздействия ОУ. Мониторинг уровня воспитанности (1 раз в год): по классам, по школе.Мониторинг участия школьников в общешкольных делах. Мониторинг участия в ученическом самоуправлении.
Мониторинг участия в мероприятиях разного уровня (количество, охват).
Мониторинг участия в спортивных мероприятиях разного уровня (количество,
охват). Мониторинг участия в дополнительном образовании, предоставляемом
школой.
Мониторинг внеурочной учебной деятельности.
d. Объекты мониторинга продуктивности деятельности образовательногоучреждения
Количество победителей, призеров муниципальных предметных олимпиад.
Количество участников областных, российских предметных олимпиад.
Количество победителей, призеров областных, российских предметных
олимпиад.Количество победителей, призеров муниципальных конкурсов.
Количество участников окружных, областных конкурсов. Количество победителей, призеров окружных, областных конкурсов. Количество участников российских конкурсов.
Количество победителей, призеров российских конкурсов.
Количество победителей, призеров муниципальных спортивных соревнований.Количество участников окружных, областных спортивных соревнований.
Количество победителей, призеров окружных, областных спортивных соревнований.Количество участников российских спортивных соревнований.
Количество участников российских спортивных соревнований. Количество
победителей, призеров российских спортивных соревнований.
e. Объекты мониторинга материально-технического оснащения,
учебно-воспитательного процесса.
Количество учащихся на 1 компьютер, используемый в учебном процессе.
Процент оснащенности учебных кабинетов.
Численность / удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей
численности учащихся.
f. Объекты мониторинга учебно-методического обеспечения.
Обеспеченность образовательного учреждения учебной литературой, используемой в текущем году.
Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в
19
расчете наодного учащегося.
Соответствие
используемых
учебников
федеральному
перечню.
Соответствие содержания сайта требованиям ст. 29 Федерального закона
№273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг по телефону, электронной почте, с помощью электронных сервисов (на сайте).
Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в ОО от получателей образовательных услуг.
g. Объекты мониторинга социального паспорта школы.
Социальный паспорт школы (осуществляется 1 раз в год): характеристика семей обучающихся по составу (полные, неполные, с опекаемым ребенком), по материальному положению (малообеспеченная, многодетная, семья пенсионеров), по
образованию родителей (с высшим образованием, со средним специальным, средним общим образованием, без среднего образования), по социальному статусу.
Асоциальные семьи.
13. Результаты мониторинга являются основанием для принятия управленческих
решенийна
уровне
МАОУ
СОШ
№
181.
20
Приложение 1 к положению о ВСОКО
Показатели, индикаторы и шкала оценивания мониторинга системы
объективности процедур оценки качества образования и олимпиад
школьников в рамках реализации направления «Система объективности
процедур оценки качества образования и олимпиад школьников»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Показатель
Уровень образовательной организации
Положение ВСОКО учитывает федеральные треки оценки
качества образования по направлению «Система оценки
качества подготовки обучающихся».
Положение ВСОКО содержит конкретные показатели по
обеспечению объективности школьных процедур оценки
качества подготовки обучающихся в соответствии с
федеральными треками
Положение ВСОКО содержит конкретные показатели по
обеспечению объективности школьного этапа ВсОШ.
В ОО имеется документ, утверждающий прозрачные
критерии внутришкольного и итогового оценивания в ОО в
соответствии с требованиями ФГОС.
Методы сбора информации в рамках школьного
мониторинга обеспечения объективности.
Методы обработки информации в рамках школьного
мониторинга обеспечения объективности.
Анализ результатов школьного мониторинга обеспечения
объективности оценочных процедур.
Индикаторы
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Определены
Не определены
Определены
Не определены
Имеется
Представленный
анализ
не
соответствует
установленным
показателям
Отсутствует
Имеется
Представленный
анализ
не
соответствует
установленным
показателям
8.
Анализ результатов школьного мониторинга обеспечения
объективности школьного этапа ВсОШ.
9.
Информация о выполнении муниципальных адресных
рекомендаций по обеспечению объективности школьных
процедур оценки качества подготовки обучающихся.
10.
Информация о выполнении муниципальных адресных
рекомендаций по обеспечению объективности школьного
этапа ВсОШ.
Анализ эффективности принятых мер по обеспечению
объективности школьных процедур оценки качества
подготовки обучающихся.
Имеется
Отсутствует
Анализ эффективности принятых мер по обеспечению
объективности школьного этапа ВсОШ.
Имеется
Отсутствует
11.
12.
Отсутствует
Имеется
Отсутствует
Имеется
Отсутствует
21
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Меры, мероприятия по обеспечению объективности
процедур оценки качества подготовки обучающихся
Имеются
Отсутствуют
Меры, мероприятия по обеспечению объективности
школьного этапа ВсОШ
В ОО предусмотрена подготовка общественных
наблюдателей.
В ОО предусмотрена обязательная проверка ВПР
муниципальной комиссией.
В ОО предусмотрены мероприятия по формированию
позитивного отношения к объективному оцениванию.
В
ОО
предусмотрены
мероприятия
по
повышению
квалификации по оценочной деятельности учителя, в т.ч. по
объективному оцениванию, по критериальному и
формирующему оцениванию.
Имеются
Отсутствуют
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
В ОО предусмотрены мероприятия по предотвращению
конфликта интересов при проведении оценочных процедур.
В ОО предусмотрено использование видеонаблюдение при
внешних и внутренних оценочных процедур.
В ОО предусмотрен регулярный анализ результатов
оценочных процедур, предусматривающий определение
объективности результатов обучающихся.
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Управленческие решения по обеспечению объективности
процедур оценки качества подготовки обучающихся по
итогам 2021-2022 уч.г.
Представлены
Не представлены
22
23
Приложение 2 к положению о
ВСОКО
Критерии оценки образовательных программ
№
1.1
1.2.
1.3.
1.4.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
Критерии оценки
1. Образовательная деятельность
Общая численность обучающихся, осваивающих основную
образовательную программу:
Общая численность обучающихся, осваивающих основную
образовательную программу:
• начального общего образования
• основного общего образования
• среднего общего образования
Формы получения образования в ОО:
• очная
• очно-заочная
Единица
измерения
Человек
Человек
Человек
Человек
Количество человек
Количество человек
• заочная
Количество человек
• семейное образование и самообразование
Количество человек
Реализация ООП по уровням общего образования:
• сетевая форма
Количество человек
• с применением электронного обучения
Количество человек
• с применением технологий
Количество человек
2. Соответствие содержания образования требованиям ФК ГОС
Соответствие структуры и содержания учебного плана
Соответствует / не
структуре и содержанию базисного учебного плана 2004 г.
не
соответствует
Наличие учебных планов для обучающихся, осваивающих ОП в Имеется / не имеется
очной, очно-заочной, заочной формах обучения, в форме семейного
образования и самообразования; по индивидуальному плану
Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане Имеется / не имеется
образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их
родителей
(законных представителей)
при
формировании
регионального
(национально-регионального)
компонента
и
компонента
образовательного учреждения
Наличие рабочих программ учебных предметов учебного
плана
Соответствие содержания рабочих программ учебных
предметов требованиям ФК ГОС
Реализация в полном объеме содержания программного материала
по всем учебным предметам учебного плана
(выполнение рабочих программ)
Имеется / не имеется
Наличие программ воспитательной направленности
Наличие плана внеурочной деятельности в рамках ОП
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Соответствует / не
соответствует
Да / Нет
24
2.9.
Наличие рабочих программ и др. документации по направлениям Имеется / не имеется
внеурочной деятельности, соответствие
содержания заявленному направлению
2.10.
Реализация в полном объеме содержания программного
Да / Нет
материала по направлениям внеурочной деятельности
Наличие программ работы с учащимися с низкой
Имеется / не имеется
мотивацией к обучению
Наличие индивидуальных учебных планов для
Имеется / не имеется
профильного обучения
Наличие плана работы с одаренными обучающимися
Имеется / не имеется
3. Соответствие содержания образования требованиям ФГОС ОО
Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС ОО:
Соответствует /
• ФГОС НОО
не соответствует
Соответствует /
• ФГОС ООО
не соответствует
Соответствует /
• ФГОС СОО
не соответствует
Соответствие объема части ООП, формируемой участниками
образовательных отношений, требованиям
ФГОС
Соответствует /
• ФГОС НОО
не соответствует
Соответствует /
• ФГОС ООО
не соответствует
Соответствует /
• ФГОС СОО
не соответствует
Отражение в ООП специфики и традиций образовательной
Имеется / не имеется
организации, социального запроса
потребителей образовательных услуг
2.11.
2.12.
2.13.
3.1.
3.2
3.3
3.4
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по составу
предметных областей и наименованиям учебных
предметов
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
3.5
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
объему часов
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
3.6
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН
• ФГОС НОО
Соответствует /
не соответствует
Соответствует /
не соответствует
Соответствует /
не соответствует
Соответствует /
не соответствует
Соответствует /
не соответствует
Соответствует /
не соответствует
Соответствует /
не соответствует
25
Соответствует /
не соответствует
Соответствует /
не соответствует
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
3.7
Наличие рабочих программ учебных предметов,
дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана,
их соответствие требованиям ФГОС
курсов,
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
3.8
3.9
Наличие рабочих программ курсов части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
Наличие и количество индивидуальных учебных планов
для обучающихся:
– по очно-заочной, заочной форме
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно
развивающимися сверстниками
– 8-9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в
рамках профориентации
– профильных классов на уровне среднего общего
образования
3.10
Наличие плана внеурочной деятельности
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
3.11
Соответствие
плана
внеурочной
деятельности
требованиям ФГОС по составу и наименованию
направлений внеурочной деятельности
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
3.12
Соответствие плана внеурочной деятельности
требованиям ФГОС по объему часов
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
3.13
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Количество ед. /
не имеется
Количество ед. /
не имеется
Количество ед. /
не имеется
Количество ед. /
не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Соответствие мероприятий плана внеурочной деятельности
планируемым результатам ООП, в том числе Программе
формирования и развития УУД и
Программе воспитания
26
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
3.14
Наличие
рабочих
программ
курсов
внеурочной
деятельности для курсов внеурочной деятельности,
внесенных в план внеурочной деятельности
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
3.15
Соответствие рабочих программ курсов внеурочной
деятельности требованиям ФГОС
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
3.16
3.17
Наличие Программы формирования и развития УУД
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
Соответствие Программы формирования и развития УУД
требованиям ФГОС
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
3.18
3.19
Наличие Программы воспитания
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС
• ФГОС НОО
• ФГОС ООО
• ФГОС СОО
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
Соответствует/
не соответствует
27
Приложение 3 к положению о ВСОКО
Критерии оценки условий реализации образовательных программ
№
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.16.
1.17.
1.18.
Критерии оценки
Единица измерения
1. Кадровые условия
педагогов, осуществляющих образовательную Количество человек
Количество
деятельность
Количество педагогов, имеющих педагогическое образование
по специальности преподаваемого предмета
или соответствующую переподготовку
Количество педагогов, имеющих высшее педагогическое
образование
Количество педагогов, имеющих высшее не педагогическое
образование
Количество педагогов, имеющих среднее педагогическое
образование
Количество педагогов, имеющих среднее не педагогическое
образование
Количество педагогов, получающих высшее образование
Чел/%
Чел/%
Чел/%
Чел/%
Чел/%
Чел/%
Количество педагогов и руководителей, прошедших
Чел/%
повышение квалификации по профилю профессиональной
деятельности за последние 3 года
Количество педагогов, своевременно прошедших повышение
Чел/%
квалификации по осуществлению
образовательной деятельности в условиях ФГОС ОО
Наличие возможности повышения квалификации через
Имеется / не имеется
стажировки, участие в конференциях, обучающих семинарах и
мастер-классах по отдельным направлениям реализации
основной образовательной программы; дистанционное
образование; участие в различных педагогических проектах;
создание и публикация методических материалов и др.
Количество аттестованных педагогов
Чел/%
Количество педагогов, имеющих высшую
Чел/%
квалификационную категорию
Количество педагогов, имеющих первую
Чел/%
квалификационную категорию
Количество педагогов, аттестованных на соответствие
Чел/%
занимаемой должности
Участие
педагогических
работников
в
конкурсах
Да /нет
профессионального мастерства конкурса, в т.ч. конкурсе
«Учитель года»
Количество педагогических работников, имеющих личный Чел/%
сайт/блог/интернет-страничку на различных
платформах или ведущих личную страничку на сайте школы
Количество педагогов, имеющих награды МО РФ
Чел/%
Количество педагогов, имеющих награды на уровне
региона
Чел/%
28
2. Психолого-педагогические условия
2.1.
Количество педагогов-психологов в штатном расписании
Чел.
2.2.
Количество педагогов-психологов по совместительству
Чел.
2.3.
Количество социальных педагогов
Чел.
Количество педагогических работников с вмененным
функционалом
тьютора
в
общем
количестве
педагогических работников
2.5.
Наличие мероприятий, курируемых педагогомпсихологом в Программе воспитания
2.6.
Наличие мероприятий, курируемых педагогомпсихологом в Программе формирования и развития УУД
2.7.
Наличие оборудованного помещения, приспособленного
для индивидуальных консультаций с обучающимися,
родителями
2.8.
Наличие оборудованных образовательных пространств
для психологической разгрузки; рекреационных зон
3. Материально-технические условия
2.4.
Чел.
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
3.1.
Количество компьютеров всего
Ед
3.2.
Ед
3.3.
Количество обучающихся на 1 компьютер, используемый в
образовательной деятельности
Количество мультимедийных установок
3.4.
Количество интерактивных досок
Ед
3.5.
Общий процент оснащенности учебных кабинетов
3.6.
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
– с обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или использования переносных компьютеров;
–
с медиатекой;
–
оснащенного средствами сканирования и распознавания
текстов;
– с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки;
– с возможностью размножения печатных бумажных
материалов
Численность/удельный вес численности обучающихся,
которым
обеспечена
возможность
пользоваться
широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в
общей численности обучающихся
Общая площадь помещений, в которых осуществляется
образовательная деятельность
Общая площадь помещений, в которых осуществляется
образовательная деятельность, в расчете на одного
учащегося
3.7.
3.8.
3.9.
Ед
%
Да / нет
Чел/%
Кв. м
Кв. м
29
4. Информационнометодические условия
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
4.10.
4.11.
4.12.
4.13.
5.1.
5.2.
Обеспеченность образовательной организации учебной
литературой, используемой в текущем году
Количество экземпляров учебной и учебно- методической
литературы из общего количества единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на учете, в
расчете на одного учащегося
Количество экземпляров художественной литературы в общем
количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих
на учете, в расчете на одного
учащегося (фонд художественной литературы)
Количество экземпляров справочной литературы в общем
количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих
на учете, в расчете на одного
учащегося (фонд справочной литературы)
Количество экземпляров научно-популярной литературы в
общем количестве единиц хранения библиотечного фонда,
состоящих на учете, в расчете на одного учащегося (фонд
научно-популярной
литературы)
Общий процент обеспеченности учебной литературой
%
Ед /%
Соответствие используемых учебников федеральному
перечню
соответствует
/не
соответствует
да/ нет
Ед /%
Ед /%
Ед /%
Ед /%
Использование электронных образовательных ресурсов и/или
цифровых программных продуктов при реализации рабочих
программ по предметам учебного
плана
Наличие помещений для занятий учебноИмеется / не имеется
исследовательской
и
проектной
деятельностью,
моделированием и техническим творчеством
Наличие помещений для реализации учебной и
Имеется / не имеется
внеурочной деятельности, занятий музыкой, хореографией и
изобразительным искусством, спортом
Соответствие содержания сайта требованиям ст. 29
соответствует
Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
/не
Федерации»
соответствует
Доступность взаимодействия с получателями образовательных
соответствует/не
услуг по телефону, электронной почте,
соответствует
с помощью электронных сервисов (на сайте)
Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений
соответствует
граждан, поступивших в ОО от получателей
/не
образовательных услуг
соответствует
5. Медико-социальные условия
Количество обучающихся, не пропускающих занятия по
болезни
Количество обучающихся, имеющих первую и вторую
группы здоровья
Чел/%
Чел/%
30
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
2.7.
Количество обучающихся, имеющих высокий и средний
уровень здоровья
Наличие случаев травматизма
Чел/%
Количество обучающихся, прошедших
вакцинопрофилактику
Количество обучающихся, охваченных горячим питанием
Чел/%
Количество обучающихся, отдохнувших в оздоровительном
лагере с дневным пребыванием обучающихся,
организованном на базе ОО
Чел/%
Чел/%
Чел/%
Приложение 4 к положению о ВСОКО
Критерии оценки образовательных результатов
№
Критерии оценки
I. Показатели результативности работы школы
1.Учебные достижения
1.3.
Количество выпускников 9 классов, успешно сдавших
ОГЭ по русскому языку
1.4.
Количество выпускников 9 классов, успешно сдавших
ОГЭ по математике.
1.5.
Количество выпускников
9
класса, получивших
аттестаты с отличием
1.6.
Количество обучающихся, получивших основное общее
образование
1.7.
Количество выпускников 11 класса, успешно сдавших
ЕГЭ по русскому языку от общего количества выпускников,
сдававших ЕГЭ по русскому языку.
1.8.
Количество выпускников 11 класса, успешно сдавших ЕГЭ по
математике от общего количества выпускников,
сдававших ЕГЭ по математике.
1.9.
Количество выпускников 11 класса, получивших аттестаты с
отличием
1.10. Количество обучающихся, получивших среднее общее
образование
2. Внеучебные достижения
2.1.
Количество победителей, призеров муниципальных
предметных олимпиад
1
Единица
измерения1
человек/%
человек/%
человек/%
человек/%
человек/%
человек/%
человек/%
человек/%
человек/%
В ходе внутренней оценки необходимо оставить один из вариантов маркировки
31
Количество участников областных, российских
человек/%
предметных олимпиад
2.3.
Количество победителей, призеров областных,
человек/%
российских предметных олимпиад
2.4.
Количество победителей, призеров муниципальных
человек/%
конкурсов
2.5.
Количество участников окружных, областных
человек/%
конкурсов
2.6.
Количество победителей, призеров окружных,
человек/%
областных конкурсов
2.7.
Количество участников российских конкурсов
человек/%
2.8.
Количество победителей, призеров российских
человек/%
конкурсов
2.9.
Количество победителей, призеров муниципальных
человек/%
спортивных соревнований
2.10.
Количество участников окружных, областных
человек/%
спортивных соревнований
2.11.
Количество победителей, призеров окружных,
человек/%
областных спортивных соревнований
2.12.
Количество участников российских спортивных
человек/%
соревнований
2.13.
Количество победителей, призеров российских
человек/%
спортивных соревнований
3.Обеспечение доступности образования
3.1.
Количество обучающихся, не посещающих ОУ по
человек/%
неуважительной причине
3.2.
Количество обучающихся, часто пропускающих ОУ по
человек/%
неуважительной причине
3.3.
Количество обучающихся, отчисленных из ОУ с
человек/%
разрешения
ТКДН и ЗП
3.4.
Количество обучающихся, состоящих на учете в ТКДН
человек/%
4. Удовлетворенность участников образовательного процесса качеством
образования
4.1.
Количество
получателей
образовательных
услуг, человек/%
положительно оценивающих доброжелательность,
вежливость, компетентность работников
4.2.
Количество
получателей
образовательных
услуг, человек/%
удовлетворенных качеством образовательной
деятельности ОО
2.2.
32
Приложение 5 к положению о ВСОКО
План функционирования внутренней системы оценки качества образования
(в соответствии с приложением к Положению ВСОКО План разрабатывается на каждый учебный год с указанием
конкретных сроков исполнения и ФИО ответственных)
Объект/предмет
ВСОКО
Критерии оценки
качества образования
Показатели оценки
качества образования
Ответственный
Сроки
Формат документа
Ежегодно
сентябрь
Аналитическая
справка об оценке
готовности учащихся
к обучению на
уровне начального,
основного и среднего
общего образования.
корректировки
учебных программ и
индивидуализации
учебного процесса.
Листы (карты,
схемы) психологопедагогического
наблюдения.
Качество образовательных результатов
Оценка достижения
планируемых
результатов освоения
ФГОС и ФООП
Внутренний
мониторинг
образовательных
достижений
обучающихся
Внутренняя оценка:
стартовая
диагностика
обучающихся 1х, 5х, 10х классов.
Психолого-педагогическое
наблюдение.
Анализ
структуры
мотивации,
сформированности
учебной деятельности,
владение
универсальными
и
специфическими
для
основных
учебных
предметов
познавательными
средствами, в том числе:
средствами работы с
информацией, знаковосимволическими
средствами,
логическими
операциями.
Зам.
руководителя,
учителя,
педагогпсихолог
Статистические данные: качество
обучения, успеваемость;
Внутренняя оценка:
текущая и тематическая оценка.
Оценка
уровня
достижения
обучающимися
тематических
планируемых
результатов
по
учебному предмету.
Статистические данные: качество
обучения, успеваемость;
Внутренняя оценка:
Промежуточная
аттестация
обучающихся.
Промежуточная
оценка
достижение
предметных
планируемых результатов и УУД.
Анализ результатов
текущей и
тематической оценки.
Зам.
руководителя,
руководители
МО, учителя
В
соответствии
с графиком
проведения
оценочных
процедур
График проведения
оценочных процедур.
Статистикоаналитические
отчеты (справки).
Результаты
накопленной оценки и
результаты выполнения
тематических
проверочных работ.
Зам.
руководителя,
руководители
МО, учителя
В конце
каждого
учебного
периода по
каждому
изучаемому
учебному
предмету.
Внешняя оценка:
независимая
оценка
качества
подготовки обучающихся.
Доля обучающихся,
подтвердивших промежуточную
аттестацию по результатам
участия в ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по
учебным предметам.
Распределение
результатов
обучающихся (кач-во
обучения,
успеваемость) по
внешней оценочной
процедуре по
конкретным предметам
в конкретных классах и
внутренней оценке
(промежуточная
аттестация).
Зам.
руководителя,
руководители
МО, учителя
Сроки
проведения
внешней
оценки в
соответствии с
приказами
Минпросвеще
ния России и
Рособрнадзора
Статистикоаналитические
отчеты (справки).
Решение пед. совета о
переводе
обучающихся
в
следующий класс, о
допуске
обучающихся 9, 11
классов
к
ГИА
(протокол заседания).
График проведения
оценочных процедур.
Статистикоаналитические
отчеты (справки).
Сравнительный
анализ объективной
внешней оценки
качества образования
обучающихся и
внутренней оценки
Протокол заседания
пед. совета
Оценка достижения
метапредметных
результатов
Освоение
обучающимися
межпредметных
понятий
и
универсальных учебных действий
(регулятивных,
познавательных,
коммуникативных);
Экспертная оценка
процесса и результатов
выполнения групповых и
(или) индивидуальных
учебных исследований и
учебно- проектов.
овладение
навыками
исследовательской, проектной и Анализ
результатов
социальной деятельности
выполнения
индивидуальных
проектов
(кач-во
обучения,
успеваемость;
зачет/незачет).
Оценка уровня функциональной Формы оценки:
для
проверки
грамотности обучающихся.
читательской
Диагностические материалы по
оценке
направлений грамотности
функциональной
грамотности, письменная работа на
сформированности регулятивных, межпредметной основе;
коммуникативных
и цифровой грамотности познавательных
универсальных практическая работа в
сочетании с письменной
учебных действий.
(компьютеризованной)
частью;
математической
грамотности - …;
естественнонаучной
грамотности - …;
финансовой
грамотности - …;
цифровой грамотности …;
Зам.
руководителя,
Апрель / Май
Зам.
руководителя
Каждое
Статистиконаправление - аналитическая
1 раз в два
справка
года
Ведомости защиты
Протокол заседания
пед. совета
Достижение
планируемых
результатов
(предметные
и
метапредметные)
освоения
обучающимися
основных
общеобразовательны
х программ ООО,
СОО
Оценка уровня сформированности
УУД на этапе завершения освоения
ООП НОО
Психолого-педагогическое
наблюдение.
Диагностические
материалы по оценке
функциональной
грамотности,
сформированности
УУД), 4 класс
Зам.
руководителя
Ежегодно
Результаты выполнения
экзаменационных заданий ГИА
(ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ)
Анализ результатов
ГИА
Сравнит. анализ
объективной внешней
оценки качества
образования обуч-ся и
внутренней оценки
человек/%
Зам.
руководителя
июнь
Численность/удельный вес
численности выпускников,
прошедших государственную
итоговую аттестацию и
получивших оценки "хорошо" и
"отлично", в общей численности
выпускников по ГИА-9
Численность/удельный вес
численности выпускников 9
класса, получивших аттестаты об
основном общем образовании с
отличием, в общей численности
выпускников 9 класса
Количество
участников,
получивших 100 баллов ЕГЭ.
Доля участников, получивших от
81 до 99 баллов ЕГЭ
человек/%
Доля обучающихся % в
разрезе учебных
предметов
Статистикоаналитическая
справка
Листы (карты,
схемы) психологопедагогического
наблюдения.
Протоколы
заседаний ГЭК
Отчет о проведении
ГИА
Численность/удельный
вес
численности
выпускников 11
класса, получивших аттестаты о
среднем общем образовании с
отличием, в общей численности
выпускников 11 класса
Доля участников, набравших балл
ниже минимального (ЕГЭ)
Индивидуальные
достижения
обучающихся
на
конкурсах,
соревнованиях,
олимпиадах (работа с
одаренными
обучающимися)
Поступления
выпускников
Количество участников, призеров,
победителей
муниципального
регионального
заключительного этапов ВСОШ
международного уровня
Численность/удельный
вес
численности
обучающихся,
ставших
победителями
и
призерами олимпиад, конкурсов
школьного,
муниципального,
регионального, федерального и
международного уровней, в общей
численности обучающихся
Доля выпускников, поступивших в
ПОО
Доля выпускников, поступивших в
ОО ВО
человек/%
Доля обучающихся % в
разрезе учебных
предметов
Человек в разрезе
учебных предметов
%
%
Качество организации и осуществления образовательной деятельности
Основные
общеобразовательные
программы
НОО,
ООО, СОО
Соответствие требованиям ФГОС
НОО, ООО, СОО и ФООП
ООП разработаны на
каждый уровень
обучения.
Ежегодно вносятся
изменения.
Руководитель
Зам.
руководителя
Июнь,
август
Протокол педсовета,
приказ директора.
Реализация учебных
планов и рабочих
программ
учебных предметов
Подготовка
обучающихся к ГИА
Качество учебных
занятий и
индивидуальной
работы с
Соответствие требованиям ФГОС
и ФООП
Анализ качества процесса
подготовки к ГИА-9
Образовательный процесс,
который организует учитель
Соответствие учебных
Зам.
планов, рабочих
руководителя,
программ требованиям
руководители
ФГОС, выполнение
МО
учебных планов, раб.
программ за четверть,
полугодие, учебный
год, нормативный срок
освоения ФГОС.
Учебные планы
разработаны в онлайнконструкторе
https://edsoo.ru/Konstrukt
or_uchebnih_pla.htm
Рабочие программы по
учебным предметам
разработаны в онлайнконструкторе
https://edsoo.ru/construct
or/
Образовательные
Зам.
дефициты учащихся
руководителя,
группы риска,
руководители МО
выявленные по
результатам итогового
собеседования.
Контроль посещения
уроков и открытых
мероприятий,
наблюдение, анализ
Зам.
руководителя,
методист
Декабрь,
июнь
(1 п/г,
2 п/г учеб.
года)
Аналитическая
справка
ID номера рабочих
программ
Ежемесячно
Расписание
консультаций.
Рекомендации по
ликвидации
пробелов в знаниях
учащихся группы
риска.
Аналитическая
справка.
Справка, листы
анализа занятий
обучающимися
Профилактика
учебной
неуспешности
слабоуспевающих и
неуспевающих
обучающихся
Реализация внутришкольной
системы профилактики учебной
неуспешности
Доля слабоуспевающих
и неуспевающих
обучающихся, для
которых разработан
индивидуальный
образовательный
маршрут;
доля обучающихся (от
числа неуспевающих),
посещающих
дополнительные
занятия с целью
ликвидации отставания
по учебной программе.
Кол-во мероприятий
для родителей
(законных
представителей) по
вовлечению в
профилактику учебной
неуспешности.
Зам.
руководителя,
руководители
МО
Сентябрь-май Примерная
программа
антирисковых мер
профилактики
учебной
неуспешности.
Технологические
карты
педагогической
программы работы
со
слабоуспевающими и
неуспевающими
учащимися.
Адресные
образовательные
программы по работе
с обучающимися с
трудностями в
обучении на основе
результатов
оценочных процедур
Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность
Материальнотехнические условия
Оценка состояния учебных
помещений на соответствие
требованиям ФГОС
Соблюдение:
Гигиенических
нормативов
Санитарноэпидемиологических
требований
Руководитель,
зам.
руководителя
и
Информационнообразовательная
среда
Мониторинг качества
использования ЦОР,
коммуникационных каналов.
Полученное
Руководитель,
оборудование включено Зам.
руководителя,
Сентябрь,
январь, май
Протоколы
педагогических
советов, на которых
Соответствие
используемого в паспорт учебного
оборудования
целевому
кабинета
назначению.
Доля
оборудования,
Организация работы сайта.
используемого
педагогом
при
проведении уроков.
Системность и качество
использования
педагогами
ИКТ
в
обучении.
Соответствие структуры
сайта
требованиям
законодательства.
Учебно-методические
условия
Кадровые условия
Обеспечение
учебниками,
учебными пособиями каждого
обучающегося
по
каждому
учебному
предмету,
курсу,
модулю,
входящему
в
обязательную часть ООП и в часть
программы,
формируемую
участниками
образовательных
отношений.
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников,
прошедших
повышение
квалификации/профессиональную
переподготовку за последние 3
года, в общей численности
руководители
МО
Оценка состояния
библиотечного фонда,
наглядно-методических
пособий
Зам.
руководителя по
УВР, по АХР,
заведующий
библиотекой
%
чел.
Зам.
руководителя
принято решение о
распределении
оборудования по
учебным кабинетам
Аналитическая
справка.
Журнал
использования ЦОР,
журнал регистрации
посещения занятий
администрацией ОО,
отражающий анализ
эффективности
использования
оборудования
Справка
педагогических работников
Доля
педагогов,
имеющих
документы
(удостоверения,
свидетельства) о прохождении
КПК
по
цифровой
образовательной среде
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников,
которым
по
результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в
общей
численности
педагогических работников, в том
числе:
высшая
первая
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников,
участвующих
в
муниципальных,
региональных,
федеральных
проектах
и
ассоциациях (сообществах), в
общей
численности
педагогических работников
Конкурсах
профессионального
мастерства (институциональный,
региональный,
федеральный
уровень)
Трансляция
педагогического
опыта
(институциональный,
муниципальный,
региональный.
федеральный)
%
чел.
Зам.
руководителя
%
чел.
Зам.
руководителя
%
чел.
Зам.
руководителя
%
чел.
Зам.
руководителя
Оценка уровня профессионального
мастерства
педагогического
работника.
Психолого-педагогическое
наблюдение.
Общественногосударственное
управление
образовательной
деятельностью
Нормативно-правовая
база осуществления
образовательной
педагогических
работников к
аттестации в целях
установления
квалификационной
категории и в целях
подтверждения
соответствия
занимаемой должности
Анализ выполнения
обучающимися
проверочных работ,
анализ посещенных
уроков, анализ качества
учебных заданий,
предлагаемых
педагогическим
работником
обучающимся
Совет ОО, управляющий совет, …
ЛНА,
регламентирующие
образовательную
деятельность;
Программа развития
руководители
МО
устанавливаетс
я решением
пед. совета ОО
Оформление
результатов
профессиональной
деятельности
педагогического
работника в виде
Портфолио
Зам.
руководителя,
руководители
МО
Содержание и
периодичность
внутреннего
мониторинга
устанавливаетс
я решением
пед. совета ОО
Аналитические
справки, в т.ч. с
рекомендациями для
текущей коррекции
учебного процесса и
его
индивидуализации и
(или) для повышения
квалификации
педагогического
работника.
Листы (схемы,
карты) психологопедагогического
наблюдения (анализа
урока)
Руководитель,
Зам.
руководителя
Соответствие ЛНА
обновленным ФГОС и
ФОП
Руководитель,
Зам.
руководителя
Постоянно
деятельности