МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение СОШ № 181
Приложение к основной общеобразовательной
программе среднего общего образования
Рабочая программа по учебному предмету «География»
(базовый уровень)
10-11 класс
1. Предметные результаты освоения основной образовательной программы по географии
Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» в
целевом разделе примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью
измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности
различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социальноэкономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе
картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего
валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных
условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на
основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы
с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с
точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими
в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной
экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
2. Содержание курса
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо
охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира.
Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и
плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское
население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция
населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие
сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных
регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития
Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры
основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое
мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и
научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество.
Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных
проблем человечества. Роль
географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения
глобальных проблем.
Примерный перечень практических работ (по выбору учителя)
1. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
2. Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.
3. Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
4. Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
5. Характеристика политико-географического положения страны.
6. Характеристика экономико-географического положения страны.
7. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
8. Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
9. Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
10. Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
11. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.
12. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
13. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
14. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.
15. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
16. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на
основе статистических данных.
17. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
18. Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.
19. Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.
20. Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.
21. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
22. Анализ международных экономических связей страны.
23. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.
24. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с
наиболее развитыми странами мира.
25. Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация
представленной точки зрения.
26. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
27. Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.
28. Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме.
Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем.
Поурочно-тематическое планирование
География. 10 класс
Раздел, тема
Колво
часов
№
урока
Тема урока
Основные элементы содержания
Практическая работа
Раздел I. Общая характеристика мира
Введение
1 час
1
Тема 1.
Территориальная
организация
мирового
сообщества.
5
часов
2
Методы географических
исследований. Источники
географической информации.
Политическая карта мира.
3
Многообразие стран
современного мира.
4
Влияние международных
отношений на политическую
карту мира.
Государственный строй стран
мира.
5
Современная политическая карта
мира и еѐ изменения.
Мировое сообщество – общая картина мира.
Разнообразие стран мира.
№ 1. Классификация стран
мира на основе анализа
политической и
экономической карты мира
(8). Обучающая
Геополитика. «Горячие точки» на карте
мира.
№ 2. Отображение
статистических данных на
картосхеме. Представление
географической
информации в виде таблиц,
схем, графиков, диаграмм,
картосхем (28). Оценочная
6
Тема 2.
Человек и
окружающая среда
Тема 3.
Население мира
6
часов
6
часов
7
Политическая география
и геополитика.
Взаимодействие общества и
природы.
8
Мировые природные
ресурсы.
9
Ресурсообеспеченность.
Природно-ресурсный
потенциал разных
территорий.
10
Загрязнение и охрана
окружающей среды.
11
Географическое
ресурсоведение и
геоэкология.
12
Особо охраняемые
природные территории и
объекты Всемирного
природного и культурного
наследия.
Современная
демографическая
ситуация.
13
14
Типы воспроизводства
населения.
Окружающая среда как геосистема.
Важнейшие явления и процессы в
окружающей среде. Представление о
ноосфере. Взаимодействие человека и
природы.
Природные ресурсы и их виды.
Закономерности размещения природных
ресурсов.
Рациональное и нерациональное
природопользование.
№ 3. Оценка
ресурсообеспеченности
страны (региона)
основными видами
ресурсов (1). Оценочная
Техногенные и иные изменения
окружающей среды. Пути решения
экологических проблем.
Природоохранная деятельность и
экологическая политика.
Усилия мирового сообщества по охране окружающей среды.
Численность населения в разных регионах и
странах мира.
Воспроизводство населения и его типы.
Динамика населения. Демографическая
политика.
№ 4. Прогнозирование
изменения численности
населения мира и
отдельных регионов (12).
№ 5. Оценка
эффективности
демографической политики
15
Состав (структура)
населения.
16
Характеристика трудовых
ресурсов и занятости
населения крупных стран и
регионов мира.
Размещение населения и
миграции.
17
18
Тема 4.
Научнотехническая
революция и
мировое хозяйство
13
часов
19
20
21
Городское и сельское
население.
Научно-техническая
революция
Мировое хозяйство.
Состав и структура населения
(половозрастной, этнический, религиозный
состав, городское и сельское население).
Основные очаги этнических и
конфессиональных конфликтов.
География рынка труда и занятости.
Размещение и плотность населения.
Закономерности расселения населения.
Миграции населения: их виды и география.
отдельных стран мира
(Россия, Китай, Индия,
Германия, США) на основе
статистических данных(16).
Оценочная
№ 6. Определение состава и
структуры населения на
основе статистических
данных (13). Оценочная
№ 7. Оценка основных
показателей
уровня
и
качества жизни населения
(15)
№ 8. Выявление основных
закономерностей
расселения
на
основе
анализа
физической
и
тематических карт мира
(14). Оценочная
№
9.
Выявление
и
характеристика основных
направлений
миграции
населения (17).
Урбанизация.
Международное географическое разделение
труда. Географические аспекты
глобализации.
Изменение отраслевой структуры.
Отраслевая и
территориальная структура
мирового хозяйства.
№ 10. Определение
международной
специализации крупнейших
стран и регионов мира (21).
Оценочная
№ 11. Выявление причин
неравномерности
хозяйственного освоения
различных территорий (10).
22
23
24
Металлургическая
промышленность.
Машиностроение и
химическая
промышленность.
Лесная и легкая
промышленность.
Промышленность и еѐ
влияние на окружающую
среду.
География сельского
хозяйства. Растениеводство.
Животноводство.
Рыболовство.
№ 12. Составление
экономико-географической
характеристики одной из
отраслей промышленности
(11). Оценочная
30
География транспорта.
№ 13. Анализ грузооборота
и пассажиропотока по
основным транспортным
магистралям мира (9).
31
Всемирные экономические
отношения.
Мировая торговля.
Международный туризм.
Итоговая диагностика по
разделу «Общая
характеристика мира»
25
26
27
28
29
32
33
Резерв
1 час
Факторы размещения
производительных сил.
География основных
отраслей производственной
и непроизводственной сфер.
Топливно-энергетическая
промышленность.
Горнодобывающая
промышленность.
34
Международные отношения. Развитие
сферы услуг.
Практические работы – 13 (оценочные – 6)
Поурочно-тематическое планирование
География. 11 класс
Раздел
Колво
часов
№
Тема урока
урока
Основные элементы содержания
Практическая работа
Раздел II. Регионы и страны мира
Введение
1
1
Понятие о географическом
регионе. Основные варианты
регионального деления мира.
Тема 5.
Зарубежная
Европа
6
2
Зарубежная Европа. Общая
характеристика
3
Хозяйство: место в мире,
различия между странами.
Транспорт. Наука и финансы.
Отдых и туризм. Охрана
окружающей среды и
экологические проблемы
Географический рисунок
расселения и хозяйства.
Субрегионы и страны
зарубежной Европы.
Германия
4
5
6
7
Роль отдельных стран и регионов в системе
мирового хозяйства. Региональная политика.
Интеграция регионов в единое мировое
сообщество. Международные организации
(региональные, политические и отраслевые
союзы).
Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных регионов и стран
Европы.
Международная специализация крупнейших
стран и регионов. Ведущие страны-экспортеры
основных видов продукции.
Географическое положение, административнотерриториальное устройство, население и его
размещение по территории страны, хозяйство и его
№ 1. Характеристика
политико-географического
положения страны (5).
Оценочная
Тема 6.
Зарубежная
Азия.
Австралия
6
11
территориальная структура,
внешние экономические связи
Зарубежная Азия.
Общая Особенности экономико-географического
характеристика.
положения, природно-ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных регионов и стран
Население
и
хозяйство. Азии. Международная специализация
Сельское хозяйство: районы крупнейших стран и регионов. Ведущие
различной специализации.
страны-экспортеры основных видов продукции
Страны
—
центры
экономической
мощи
зарубежной Азии. Китай.
Япония
12
13
Индия
Австралия
14
Африка.
Общая
характеристика
Население и особенности его
размещения. Хозяйство.
8
9
10
Тема 7.
Африка
3
15
16
Тема 8.
Северная
Америка
5
17
Субрегионы:
Северная
Африка
и
Тропическая
Африка. ЮАР
Соединѐнные
Штаты
Америки:
территория,
границы, географическое
положение. Государственный
строй. Природно-ресурсные
предпосылки
развития
промышленности.
Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных регионов
Австралии.
Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных регионов и стран
Африки.
Международная специализация крупнейших
стран и регионов. Ведущие страны-экспортеры
основных видов продукции
Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных регионов и стран
Северной Америки. Международная
специализация крупнейших стран и регионов.
Ведущие страны-экспортеры основных видов
№ 2. Характеристика
экономикогеографического
положения страны (6). Оц.
№ 3. Анализ
международных
экономических связей
страны (22). Оценочная
№ 4. Характеристика
природно-ресурсного
потенциала страны (7)
18
19
20
Тема 9.
Латинская
Америка
4
21
22
23
24
25
Тема 10.
Россия в
современном
мире
1
26
4
27
28
29
30
Население и особенности его продукции
размещения по территории
страны. Мегалополисы США.
Хозяйство США и его
ведущее место в мировой
экономике.
Макрорегионы
США:
Северо-Восток,
Средний
Запад, Юг и Запад.
Канада
Латинская Америка. Общая
характеристика.
Население и хозяйство.
Субрегионы
Латинской
Америки
Бразилия — тропический
гигант.
№ 5. Анализ
геоэкологической ситуации
в отдельных странах и
регионах мира (3). На
примере США. Оценочная
Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных регионов и стран
Латинской Америки.
Международная специализация крупнейших
стран и регионов. Ведущие страны-экспортеры
основных видов продукции
Перспективыосвоения
и
развития
Арктики
и
Антарктики.
Россия на политической География экономических, политических,
карте мира и в мировом культурных и научных связей России со
хозяйстве
странами мира. Особенности и проблемы
интеграции России в мировое сообщество.
Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических
Россия в МГРТ. Отрасли задач развития России.
международной
специализации
Участие
России
в
международных отраслевых
и региональных организациях
Россия и страны СНГ
Раздел Ш. Глобальные проблемы человечества
№ 6. Анализ и объяснение
особенностей современного
геополитического и
геоэкономического
положения России (23).
Оценочная
Тема 11.
Глобальные
проблемы
человечества
3
31
Географические
аспекты
глобальных
проблем
человечества.
Ключевые проблемы
32
Другие глобальные проблемы
33
Резерв
1
Географическая наука и географическое
мышление. Карта - язык географии.
Проблема разоружения и сохранения мира,
экологическая проблема.
Проблема международного терроризма.
Демографическая проблема. Энергетическая
проблема.
Роль географии в решении Международное сотрудничество как
глобальных
проблем инструмент решения глобальных проблем.
современности
34
Практические работы – 8 (оценочные – 5)
№ 7. Выявление на основе
различных источников
информации приоритетных
глобальных проблем
человечества, аргументация
представленной точки
зрения (25) .
№ 8. Анализ
международного
сотрудничества по
решению глобальных
проблем человечества (26).