Как научиться писать изложение

31.05.2024

13.jpg

Умение правильно и красиво излагать свои мысли - это один из параметров, по которому можно определить уровень развития речевой культуры человека. Мы учимся грамотной речи в течение всей своей жизни, но фундамент закладываем ещё в раннем детстве. Важная роль в этом вопросе отводится умению пересказать услышанное или прочитанное.  Пересказывая текст, ребёнок постоянно обращается к своему словарному запасу, который активно пополняется новыми словами и понятиями. Также происходит эмоциональное восприятие и обогащение речи Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, яв­ляется обучение учащихся полноценно общаться, точно вы­ражать свои мысли. Дети, обучающиеся в младших классах, имеют ограничен­ный объем слов, однообразные синтаксические конструкции. Речь их зачастую состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который создают ученики, часто распадается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. Поэтому учителя начальных клас­сов стремятся научить детей чувствовать слово, владеть сино­нимией, правильно использовать морфологические формы и синтаксические конструкции.

 

При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Чувство языка начинает развиваться с момента рождения: в раннем детстве ребёнок подражает речи родителей, дальше образцом для подражания становятся воспитатели, учителя, авторы книг, учебников. Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения.

 

Изложение – это специальное речевое упражнение: письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста. Специалисты признают, что изложение – это самый распространенный и универсальный приём в школьной программе, позволяющий проверить способность обучающихся грамотно и последовательно излагать мысли. Изложения учат воспринимать речь на слух, запоминать. Написание изложений помогает активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь.

       Написание изложения предполагает “включение” целой системы умений учащихся, реализуемых и формирующихся в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнениях

•         умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту;

•         отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;

•         определять тему высказывания;

•         соотносить заглавие и содержание текста;

•         выбирать среди данных заголовков наиболее точный;

•        определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте и в каждой его структурной единице;

•         находить некоторые средства межфразовой связи, а затем и использовать их.

И это далеко не полный перечень необходимых умений и навыков.

 К сожалению, не у каждого ребенка связная речь сформирована на высоком уровне. Педагоги и специалисты рекомендуют разнообразные подготовительные упражнения, которые помогут обучающимся в написании изложений.

 Необходимо организовать работу по следующим направлениям: на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

1.     Упражнения для развития речи на уровне слова, словосочетания:

       -объяснение значения слов. Например, игра «Угадай слово», в которой ведущий даёт описание предмета, не называя его (вариант игра «Alias»);

       -изменение слов в единственном и множественном числе:

дерево – деревья

ухо – уши

окно – окна

пень-пни;

      -подбор синонимов, антонимов

Учим детей пользоваться всевозможными словарями («Словарь синонимов», «Словарь антонимов», «Толковый словарь»), используем игры: «Азбука синонимов», «Азбука антонимов»;

       -работа с загадками, пословицами и поговорками.

Далеко не все школьники умеют отгадывать загадки, не понимают смысл пословиц и поговорок. В наших силах помочь в этом ребенку. Используйте в своей речи пословицы и поговорки, объясняя их значение ребенку;

      -задания на согласование глагола с именем существительным в числе и роде;

      -словообразование и употребление относительных прилагательных:

заячий хвост

лисья нора

мышиный писк;

         -образование относительных прилагательных (по материалу, способу изготовления, сезону):

деревянный, железный, бетонный,

летний, зимний, осенний, весенний

      -подбор родственных слов:

лес – лесник, лесочек, лесоруб (кроссворды с родственными словами помогут обогатить лексику школьников);

    -подбор действий к сюжетным картинкам (обогащение глагольной лексики);

    -подбор подходящих признаков (работа с именем прилагательным).

2.     На уровне предложения:

    -составление предложений по картинке:

Петя несет стеклянный стакан. Мама варит вкусный суп. Папа режет свежий хлеб.

    -уточнение значения предлогов, их правильное употребление (например, вставить подходящий по смыслу предлог):

Мяч выкатился ….. стола.

Коля поедет ….. бабушке.

Собака живёт ….. конуре.

Ворона сидит ….. дереве.

Важно уточнить значение каждого предлога, продемонстрировать детям схемы предлогов, показать на живом примере месторасположение предмета или направление движения;

       -работа с деформированным предложением;

Птенцы, свои, в, полеты, июне, совершают, первые.

        -полные ответы на вопросы по содержанию сказки, рассказа (составляя фразы из 3-5 слов); 

        -составление предложений, по опорным словам;

        -составление предложений на определенную тему;

        -найти подписи из текста к иллюстрациям;

        -постановка вопросов к сюжетной картинке;Хочу такой сайт

        -развитие диалогической речи (ответы на вопросы)

  Можно поиграть в игру «Интервью», где роль журналиста и известной личности попеременно на себя берут взрослый и ребенок;

        -ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения:

Миша читает.  (ЧТО?)

Миша читает книгу.  (КАКУЮ?)

Миша читает интересную книгу.  (КОМУ?)

Миша читает интересную книгу сестренке.  (КАКОЙ?)

Миша читает интересную книгу младшей сестренке;

         -“обратное” упражнение – сокращение предложения до возможного предела;

         -упражнения, дающие представление о многозначности слова:

Носик чайника, носик малыша, нос корабля…

Ключ от квартиры, скрипичный ключ, прозрачный ключ…

         -редактирование предложений; исправление допущенных лексических ошибок.

Замени неправильное слово правильным:

На день рождения мне подаруют новую игру.

Писатель написывает интересную книгу.

В нашем доме работают уборщики и лифтёрщики.

Правильно постройте предложения:

Мы боялись от диких зверей.

Наши солдаты победили над врагом.

Медведь внимательно смотрел к волку.

3.     На уровне текста:

-составление текста по сюжетным картинкам;

       -пересказ отрывка текста с опорой на слова;

       -словесное рисование картин к прочитанному отрывку (развитие образного мышления);

       - выделение в тексте вступления, основной части и заключения;

        -придумывание к рассказу начала или окончания рассказа. Внимательно прочитать начало текста. Придумать продолжение.

 

1.     Был когда-то я знаком с одним замечательным человеком….

 

     2.  ….Так Вася и Петя стали лучшими друзьями;

 

          -подбор заголовка к прочитанному тексту;

          -составление плана прослушанного рассказа;

          -редактирование текста (исправление допущенных лексических, стилистических ошибок, уместность использования художественных средств);

          -восстановление деформированного текста, расставить предложения по порядку:

                                               Котенок.

Котенок погнался за ними.

В нашем дворе жил котенок.

Утята спокойно шли к воде.

Один раз он увидел утят.

Котенок мигом влез на дерево.

Утята побежали к собачьей будке.

Из нее выскочил пес.

        -обозначение границ предложения в тексте:

                                              Вьюга.

Утром Коля вышел из дома дул сильный ветер выла вьюга малыш боялся идти в школу один он заметил Сашу тот испугался пурги и стоял под липой мальчики взялись за руки и побежали в школу дети были рады. 

 

      -осознанное чтение вслух небольших текстов, с последующим пересказом;

      - освоение чтения «про себя», после прочтения текста работа по вопросам;

      -для улучшения памяти ребенка следует начать учить с ним стихотворения и чаще просить его пересказывать сюжеты любимых произведений.

 

     Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи детей, совершенствует навыки правописания, помогает научиться красиво и правильно говорить, и не бояться излагать свои мысли. Развитая речь - это основа уверенности и успеха.

12.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Как научиться писать изложение.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 31.05.2024

Дата обновления: 31.05.2024

Дата публикации: 31.05.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».