Дислексия

24.05.2023

Что делать, если ребенок плохо читает: пошаговая инструкция.

1.pngОт умения ребенка читать напрямую зависит успеваемость в школе, а также общение со сверстниками и желание ходить в школу. Постоянно увеличивающийся объем информации по школьным предметам обязывает ученика не просто читать бегло, но, главное, осваивать и запоминать информацию. Поэтому важно уделять навыкам чтения пристальное внимание уже с самого детства и в особенности с момента поступления в школу. Если у ребёнка такая проблема существует – он плохо читает, или уже есть к тому предпосылки, не стоит думать, что вопрос решится сам.

С помощью специалиста и усилиями родителей ситуацию реально исправить, если не сидеть сложа руки, а принимать меры. Паниковать точно не нужно. Дислексия – довольно распространенное явление, около 10 % детей имеют те или иные нарушения чтения или понимания прочитанного. У половины из них дислексия. В ее основе нейробиологические, то есть врожденные недостатки, так что дислексия носит постоянный и пожизненный характер. При этом интеллектуальное развитие в норме, нет нарушений слуха или зрения. Поэтому и рекомендуется обращаться к специалистам, чтобы как можно скорее начать коррекционную работу.

  

Ребенок 7 лет, плохо читает в 1 классе

2.png

    Как понять, что у ребенка есть проблемы с чтением и пониманием текста? Следует ориентироваться на некоторые показатели из перечня умений по письму и чтению для первоклассника (2-е полугодие):

1.   Чтение вслух со скоростью не менее 20 слов в минуту с пониманием содержания прочитанного текста.

2.   Читать с соблюдением орфоэпических норм (правила ударения, произношения гласных, согласных и пр.).

Если по каким-то пунктам есть недоработки, возможно, следует провести диагностику у специалиста и продумать индивидуальную тактику совершенствования навыка. Эксперты говорят, что умение читать – первостепенный навык у первоклассников. От него будет зависеть дальнейшие успехи в обучении. Если у ребенка наблюдаются проблемы с чтением и письмом, как понять, какие отклонения в успеваемости критические, а какие нет? Можно ли родителям и педагогу справиться своими силами или обязательно следует обратиться к специалисту?

Критичные отклонения:

1.   Ребенок с трудом запоминает серии понятий, знаков, значений в заданной последовательности (например, времена года, дни недели, ряды слов или чисел).

2.   Не может кратковременно удерживать в оперативной памяти прочитанные целые слова, а также звуки, буквы, слоги.

3.   Отсутствие навыка слияния букв в слоги.

4.   Замедленность припоминания знакомых слов.

5.   Скудный словарный запас.

6.   Нарушение концентрации внимания, повышенная утомляемость.

7.   Технический навык чтения есть, но ребенок не понимает смысла прочитанного.

8.   Нарушение письма с множеством речевых ошибок.

Без помощи знающих логопедов проблемы могут сохраняться не только в старших классах, но даже во взрослой жизни. Возможно, потребуется посещение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) для уточнения диагноза и рекомендаций по выбору индивидуального образовательного маршрута или специальной программы обучения. Но если ребенок медленно читает, но старается понять прочитанное, вероятно, ему нужно немного родительской поддержки и дополнительных домашних занятий по чтению и письму.

Как поступать родителям, если у первоклассника есть проблемы с чтением и письмом:

1.   Постоянно подбадривать и морально поддерживать ребенка, вне зависимости от оценок. Не подчеркивать успеваемость ребенка в качестве ценности для семьи.

2.   Чтение вслух ребенку и совместное обсуждение текстов, литературы по возрасту, интересной для конкретного ребенка (тема море, космос, животные, приключения и пр.).

3.   Не принуждать ребенка к чтению вслух, т. к. детям с дислексией легче читать про себя.

4.   Постоянные разговоры с ребенком на любые темы и разъяснение ему незнакомых слов в текстах и общении.

5.   Внедрение в обиход переписок с ребенком по любым вопросам (семейным, бытовым, учебным) для закрепления навыков осмысленного письма и чтения в повседневной жизни.

     

Ребенок 8 лет, плохо читает во 2-3 классе

4.png

     К концу 2-го класса скорость чтения вслух должна быть не менее 50 слов в минуту, к концу 3-го – не менее 70, со смысловыми акцентами.

Критические отклонения в чтении, которые говорят о необходимости обращения к специалистам:

1.   Замедленный прогресс в усвоении чтения.

2.   Плохое понимание прочитанного.

3.   Добавление отсутствующих слов в текст, их ошибочное угадывание.

4.   Побуквенное чтение, сложность в овладении слогослиянием.

5.   При чтении вслух ребенок стесняется, напрягается.

6.   Использует двойное чтение (про себя, шепотом и потом вслух).

7.   При чтении постоянно пропускает и заменяет буквы.

 

Критические отклонения в письме:

1.   Много дисграфических ошибок в письме (в том числе под диктовку), замен букв под ударением.

2.   Ошибки со слитным и раздельным написанием отдельных слов и их фрагментов.

3.   Проблемы с маркировкой начала и конца предложения (точка и заглавная буква).

4.   Смешение графически схожих букв, зеркальное написание.

5.jpg

В других видах деятельности:

1.   Трудности при выучивании стихов и работе с текстами.

2.   Сложности с математикой из-за непонимания условий задач при самостоятельном прочтении.

3.   Неумение планировать и выполнять домашнее задание.

При наличии подобного рода проблем логопед и психолог проведут диагностику и подскажут, есть ли необходимость в помощи специалиста; предложат занятия, дадут совет возможной помощи дома. При необходимости специалисты ПМПК дадут школе ориентиры для разработки индивидуальной обучающей программы (если необходимо), в которой учитываются особенности ребенка. Родители, в свою очередь, стараются выполнять рекомендации, облегчающие учебный процесс и направленные на повышение уверенности в себе.

Как родители могут помочь ребенку научиться читать?

1.   Побольше обсуждать с ребенком его мысли, чувства, говорить о школе, друзьях, интересах и учитывать их.

2.   Чтение вслух ребенку с обсуждением смысла текста, поступков персонажей, испытанных во время прочтения эмоций.

3.   Объяснение незнакомых слов в книгах и обиходном общении.

4.   Поиск книг по интересам.

5.   Постоянное подбадривание и мотивация ребенка, предоставление ему права выбора.

  

     Ребенок 10 лет, плохо читает в 4 классе

8.jpg

        Скорость чтения вслух во втором полугодии должна составлять 100-120 слов в минуту, про себя – на 50 слов больше. Ребенок должен уметь различать устное народное творчество и художественную литературу, знать и находить в тексте средства выразительности (эпитеты, сравнения), распознавать тип речи (повествование, рассуждение, описание).

Критические отклонения в чтении, которые говорят о необходимости проведения дополнительного обследования четвероклассника:

1.   При чтении, особенно вслух, проявляется эмоциональное напряжение, страх и стеснение.Хочу такой сайт

2.   Продолжаются трудности в овладении слогослиянием, чтении целым словом.

3.   Пропускает или добавляет слова.

4.   Не узнает знакомые слова.

5.   Теряет строку или дважды читает одну и ту же, водит ручкой или пальцем по строке во время чтения.

6.   Плохое понимание прочитанного, трудности в выделении главных мыслей в прочитанном тексте.

7.   Не умеет ориентироваться в словаре, справочной литературе, энциклопедии.

8.   Плохо понимает задания, которые представлены в письменном виде, задания в устной форме понимает хорошо.

 

На письме:

1.   Не умеет конспектировать устную информацию, которую педагог дает в классе.

2.   Испытывает сложности при написании эссе или сочинения.

3.   Допускает много дисграфических и пунктуационных ошибок в письме.


В других видах деятельности:

1.   Испытывает затруднения при формулировке устных ответов, особенно если это требуется в развернутой форме.

2.   Испытывает трудности в решении задач, т. к. при чтении плохо понимает условия.

3.   Плохо умеет извлекать и усваивать информацию при чтении учебника.

4.   Плохо умеет планировать домашние задания и выполнять их самостоятельно.

Если у ребенка есть проблемы из вышеуказанного перечня, разобраться с ними помогут логопед и психолог. Они подскажут, нужна ли помощь специалиста, дадут советы родителям для домашних заданий. При необходимости специалисты ПМПК дадут школе ориентиры, чтобы на их основе разработать для ребенка индивидуальную обучающую программу с учетом его особенностей или персональный образовательный маршрут.

Чем можно помочь ребенку?

1.   Беседовать о прочитанных книгах.

2.   Совместный поиск литературы по интересам.

3.   Выделение по возможности отдельного тихого места для выполнения домашней работы, чтения и письма.

4.   Объяснять ребенку значение новых слов, поощрять его задавать вопросы о малознакомых словах.

5.   Ритуал ежедневного чтения вслух родителей ребенку с обсуждениями сюжета и предположениями о его развитии.

Ребенок 11 лет, плохо читает в 5-6 классе

7.jpg

    В 11 лет ребенок должен уметь читать бегло, знать и частично применять некоторые стратегии работы с текстом (беглый просмотр, по диагонали, выборочное чтение и др.), понимать не только буквальный смысл, но и подтекст.

Критические отклонения в чтении, свидетельствующие о том, что необходимо провести дополнительное обследование ребенка для подтверждения или исключения диагноза «дислексия»:

1.   Страх, стеснение при чтении.

2.   Стойкие трудности с освоением чтения целым словом и слогослиянием.

3.   Не сформировано слоговое автоматизированное чтение. Сохранение побуквенного чтения.

4.   Неузнавание знакомых слов.

5.   Сниженная скорость чтения по сравнению со сверстниками. Сложности с пониманием скрытого смысла.

 

На письме:

1.   Частые ошибки в письменных текстах, в том числе орфографические.

2.   Пропуск или слипание слов, добавление новых в текст.

3.   Перестановка и пропуск букв и слогов.

4.   Смешение графически схожих букв.

 

В других видах деятельности:

1.   Трудности в понимании письменных заданий по многим предметам.

2.   Информация из учебников усваивается с трудом, требуется многократное перечитывание.

Конечно, без помощи специалистов ПМПК не обойтись. Наличие проблем из вышеуказанного перечня говорит о том, что ребенок нуждается в помощи специалиста, необходимо профессиональное обследование, чтобы определить причину, по которой возникли сложности с чтением. Точно так же на ПМПК при необходимости специалистами будет разработана специальная учебная программа или персональный образовательный маршрут.

Что могут сделать родители?

Поддерживать ребенка. Помогать ему справиться с трудностями, читать вслух ему тексты учебников, чтобы снизить учебную нагрузку и облегчить понимание материала.  

1.   Включение подростка в обсуждение текущих семейных дел и задач, где его мнение выслушивается и принимается во внимание.

2.   Разговоры с ребенком на тему его увлечений и интересов – музыки, фильмов, игр, путешествий.

3.   Создание дома уютного уголка для чтения.

4.   Составление плана чтения на месяц или год – с наименованием произведений и количеством.

5.   Побуждение на разговоры о прочтенных книгах – какие впечатления они вызвали, что понравилось и не понравилось, как характеризует персонажей.

6.   Создание собственного блога, дневника.

7.   Написание электронных писем друзьям и родственникам с поздравлениями и свежими новостями.

Просмотров всего: , сегодня:

Дислексия .docx (скачать)

Дата создания: 24.05.2023

Дата обновления: 24.05.2023

Дата публикации: 24.05.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».