«Как хорошо уметь читать!» Учимся читать с удовольствием.
17.05.2021
«Как хорошо уметь читать!»
Учимся читать
с удовольствием.
В каждом классе есть ученики, техника чтения которых не укладывается в
предусмотренные нормативы. Умея читать (артикулировать прочитанное), они
проделывают это медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания
прочитанного. Дополнительные занятия, которые проводят с ними учителя и
родители, нередко дают скромный результат. При этом взрослые невольно фиксируют
внимание ребёнка на его неудачах, что приводит к росту тревожности, формированию
негативного отношения к процессу чтения и всей учёбе в целом, к неверию в
успех, к скованности, вызванной страхом допустить ошибку.

Предлагаю вам нетрадиционные упражнения, выполнение
которых создаёт положительный эмоциональный фон, снимает напряжение и формирует
ряд навыков, лежащих в основе чтения. Задания, разработанные нейропсихологами,
способствуют повышению у ребенка интереса к чтению!
Упражнения предлагаются детям в игровой форме. Желательно проводить занятия ежедневно.
Максимальная продолжительность занятий — 30 минут, минимальная — 5-10 минут.
- Чтение
строчек в обратном порядке по словам. Написанное читается таким образом,
что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.
- Чтение строчек
в обратном порядке по буквам. Написанное читается справа налево, каждое
слово, начиная с последнего, озвучивается в обратном порядке. Развивается
буквенный анализ, произвольность регуляции движения глаз.
- Поочередное
чтение слов слева направо и наоборот. Первое слово читается как обычно,
второе — справа налево и т. д.
- Чтение
только второй половины слов. Первая половина каждого слова не замечается,
читается только вторая часть (деление на части произвольное). Это хорошая
профилактика чтения по догадке.
- Чтение
строчек с прикрытой нижней половиной. Чистый лист бумаги накладывается
так, чтобы нижние части букв были не видны. Чтение строчек с прикрытой
верхней половиной. Это упражнение с хитринкой. Ребенок быстро заметит,
что, когда читается верхняя прикрытая строчка, нижняя открыта целиком и ее
можно быстро успеть прочитать. Так формируется беглое схватывание сразу
нескольких слов.
- Поиск в
тексте заданных слов. Задаются 1-3 слова, которые необходимо быстро найти
в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, затем — на слух.
Найденные слова можно подчеркнуть или обвести.
- Чтение
текста через слово. Читать следует, перескакивая через каждое второе
слово.
- Двукратное
произнесение каждого слова. Упражнение помогает лучше понять смысл
воспринимаемого и озвучиваемого текста.
- Чтение
с повторным произнесением некоторых слов. Заранее оговаривается, что
повторно читается каждое второе слово, на следующем этапе — каждое третье.
- Быстрое
многократное произнесение предложений.
Регулярное выполнение упражнений поможет ребенку научиться читать в хорошем
темпе, правильно и осмысленно. Важна не длительность, а частота
тренировочных упражнений. Память устроена таким образом, что запоминается
не то, что постоянно перед глазами, а то, что периодически становится
недоступным для восприятия. Именно это создаёт раздражение в соответствующих
участках головного мозга и способствует запоминанию.
Если плохо читающего первоклассника заставить читать сказку целиком, это
займет около часа. Лучше, если домашняя тренировка проводится «в три подхода»
по 5 минут каждые час-два. Ребёнок прочитывает небольшой абзац и пересказывает
содержание. Эффективность такой тренировки гораздо выше.
Ребёнок избегает тренировки, если у него при чтении возникают значительные
трудности. В этом случае необходим режим щадящего чтения: ребёнок
читает одну-две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой
режим легко соблюдать при чтении слайдов.
Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье. Все
сегодняшние книголюбы видели когда-то, в своём детстве, родителей (либо других
авторитетных и любимых людей), читающими с наслаждением книгу. Важное
условие – единство книжного окружения и книжных интересов родителей и ребёнка.
Книги в домашней библиотеке должны быть разнообразными, а главное,
востребованными почти каждый день. Справочники, научно-популярная литература,
книги по специальности взрослых, любимая в семье художественная литература. К
книгам надо постоянно обращаться. Их надо читать вслух, всей семьей, можно по
очереди. Для развития навыка чтения эффективным является упражнение, когда
взрослый читает вслух, медленно проговаривая слова, а ребёнок пальцем следит за
текстом. Читайте вслух не для ребенка, а вместе с ребенком! Хорошие результаты даёт чтение перед
сном: эмоциональная память фиксирует связь между удовольствием от доброй
сказочной истории и процессом чтения перед засыпанием. Важно правильно
организовать ребенку рабочее место для чтения, бывать с малышом в книжном
магазине, вместе рассматривать и покупать книги, учить самостоятельно
обращаться к тексту.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.05.2021
Дата обновления: 17.05.2021
Дата публикации: 17.05.2021