МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ - СОШ № 181 АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Екатеринбург 2022 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Общие положения 2. Целевой раздел 2.1. Пояснительная записка 2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 2.3.Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 3. Содержательный раздел 3.1. Программы учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области 3.2.Программа коррекционной работы 3.2.1. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасногообраза жизни 3.2.2. Направление и содержание программы коррекционной работы 4. Организационный раздел 4.1.Учебный план 4.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся сзадержкой психического развития 3 4 3 9 11 14 14 14 11 11 23 23 24 3 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития 5-9 классов (далее – АОП ООО) муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 181 г. Екатеринбург (далее – МАОУ - СОШ № 181) Свердловской области - это образовательная программа, адаптированная для обучения школьников с задержкой психического развития 5-9 классов (вариант 7.1) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Срок освоения программы составляет пять лет. Данная образовательная программа разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Конституции Российской Федерации; 2. Закона РФ от 29.12.2012г №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изменениями на 22 мая 2019 г.); 4. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 5. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 6. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 с изменениями от 29.12.2014 № 18144; 7. Положения о ПМПК (приказ Минобрнауки от 20 сентября 2013 г №1082); 8. другой нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и нормативно-правовых актов в области образования; 9. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; 10. Приказа Минобрнауки от 22.01.2014 г №32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 11. Положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме МАОУ СОШ № 181; 12. Устава МАОУ СОШ № 181; 13. Учебного плана МАОУ СОШ № 181 г. Екатеринбург Свердловской области». В основу АОП ООО для детей с ЗПР 5-9 классов МАОУ СОШ № 181 положены дифференцированный и деятельностный подходы. Применение дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. Реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных 4 областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу АОП ООО для детей с ЗПР положены следующие принципы: - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП ООО ориентировку на программу начального общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; - принцип целостности содержания образования; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; - принцип сотрудничества с семьей. 5 2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2.1. Пояснительная записка АОП ООО представляет собой адаптированный вариант ООП МАОУ СОШ № 181. Требования к АОП и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту основного общего образования. Адаптация программы предполагает ведение коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АОП ООО. Условиями реализации АОП обучающихся с ЗПР является психолого- педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа всех учителей с психологом, социальным педагогом, классным руководителем, родителями (законными представителями). Содержание коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. Определение варианта АОП ООО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК/ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования. Социальная и образовательная интеграция детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении - инклюзивного образования. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательной организации по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ – получение образовательного и социального опытавместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им знаний. Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС ООО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в том числе детей с задержкой психического развития. АОП для детей с ЗПР 5-9 классов (вариант 7.1) адресована обучающимся с задержкой психического развития с уровнем развития несколько ниже возрастной нормы; отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленном темпе либо неравномерном становлении познавательной деятельности). Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Удетей с ЗПР отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательныхпроцессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом. Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР – это обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ через создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: - своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития; - определять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития; 6 определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; - создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации; - осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медикопедагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учетом особенностей психического или физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; - обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; - оказывать консультативную и методическую помощь родителям детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Нормативный срок освоения АОП предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5 лет), в исключительных случаях, по рекомендациям ТПМПК, срок обучения может увеличиться. В МАОУ СОШ № 181 обучение по АОП обучающихся с ЗПР реализуется в обычных общеобразовательных классах. Обучение таких детей осуществляется на основании рекомендаций территориальной ПМПК, сформулированных по результатам комплексного обследования ребёнка. Помимо урочной деятельности, также организуется внеурочная деятельность по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезныепрактики. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. По заключению территориальной ПМПК обучающиеся с ЗПР как правило имеют слабо развитую познавательную и эмоционально-волевую сферу. Они имеют логопедические отклонения: низкий словарный запас, узкий кругозор, не могут пересказывать, устанавливать причинно- следственные связи, не произносят все буквы. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженныезатруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, 7 нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. АОП (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, которые по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся отмечаются признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы, выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. У обучающихся могут отмечаться дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно- моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Многие практические и интеллектуальные задачи они решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих учащихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у учащихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки. Отмечается, что иногда такие дети с ЗПР активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но скоро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. В таком состоянии при индивидуальной работе с ними дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный смысл пословиц). В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. У них частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связана с нервно-психическим состоянием и возникают порой без видимых причин. Однако и внешние обстоятельства, например, такие, как сложность задания, необходимость выполнения большого объема работы, выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать и иногда надолго выбивают его из рабочего состояния. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР Современные научные представления об особенностях психофизического развития 8 разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявленияпервичного нарушения развития с рекомендациями ЦПМПК/ТПМПК; выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственностьмежду дошкольным и школьным этапами; получение начального общего образования в условиях общеобразовательной школы,адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, какчерез содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами исоучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи ишколы; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределыобразовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АОП (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности: адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР; профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации, развитие социальных навыков, повышение социального статуса в коллективе; мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков 9 социально одобряемого поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации: сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей. 2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы Результатом освоения АОП обучающихся с ЗПР в 5-9 классах должно стать полноценное основное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПРАОП соответствуют ФГОС ООО. Планируемые результаты освоения АОП представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АОП, выступая содержательной и критериальной основой для разработкипрограмм учебных предметов, учебно- методической литературы и системы оценки результатов освоения программы. Личностные результаты освоения АОП включают индивидуально-личностныекачества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования. Метапредметные результаты освоения АОП обучающихся с ЗПР - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Раскрываются через умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС ООО они отражают базовый уровень планируемых результатов. Предметные результаты освоения АОП обучающихся с ЗПР происходит в ходе изучения учебных предметов, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Предметные результат отражены в рабочих программах по учебным предметам. В соответствии с ФГОС ООО планируемые результаты отражают требования к: 1. личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; 2. метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; 3. предметным результатам, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды 10 деятельности получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами АОП обучающихся с ЗПР определяет уровень овладения предметными результатами: базовый уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) – является обязательным для всех обучающихся с задержкой психическогоразвития. Также обучающиеся с ЗПР достигают планируемых результатов при освоении междисциплинарных программ: «Развития УУД», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП дополняются коррекционной работой. Эта работа отражает сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальныхотношений обучающихся с ЗПР в различных средах: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, - овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Результаты специальной поддержки освоения АОП отражают: -способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; -способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; - способность к наблюдательности, умение замечать новое; -стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно практической деятельности; - умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; -определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; -сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АОП предметные, метапредметные и личностные результаты; - сформированные в соответствии АОП универсальные учебные действия. Требования к результатам освоения коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АОП, заданной действующим ФГОС ООО, учитель, психолог, логопед, социальный педагог могут оперативно дополнить коррекционную работу соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и с обучающимися класса и школы, обучающийся с ЗПР направляется на повторное психолого - медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению 11 2.3. Система оценки достижения планируемых результатов Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательной организации и педагогических кадров. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АОП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АОП ООО осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках круга выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно- образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АОП в иных формах. Аттестация осуществляется в соответствии с Положением об итоговой, промежуточной аттестации и осуществлении текущего контроля успеваемости обучающихся МАОУ СОШ № 181 г. Екатеринбург Свердловской области. Специальные условия включают: - особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; - привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для 12 обучающихся опорных материалов: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); - присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; - инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностейобучающихся с ЗПР; - увеличение времени на выполнение аттестационной работы; - упрощение формулировок по грамматическому смысловому оформлению; - упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы,задающие поэтапность выполнения задания; - в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; - при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); - при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); - увеличение времени на выполнение заданий; - возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; - недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Основным результатом при оценке достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательныхдостижений и преодоления отклонений развития. Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Эксперты - это учителя, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома. Для полноты оценки следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебнопознавательной деятельности,но и повседневной жизни. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Результаты освоения обучающимися с ЗПР коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. Формы представления образовательных результатов: • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлениюотметок); • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – 13 знания, понимания, применения, систематизации); • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам; • портфель ученика; По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе; сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно- практических задач; индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. 14 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Программы освоения междисциплинарных программ; программ отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; воспитания и социализации обучающихся полностью соответствуют ФГОС ООО. АОП для обучающихся с ЗПР 5-9 классов предполагает ведение коррекционной работы. 3.2. Программа коррекционной работы К числу основных условий необходимых для повышения эффективности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития относятся: - введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье; - интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изученияребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы; - разработка и реализация педагогических технологий; - объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с задержкой психического развития; - расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных иправовых услуг детям и родителям; - развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родительмедицинские работники. Практическая работа по реализации адаптированной образовательной программы предполагает: повышение уровня педагогической компетентности педагогов, родителей; применение новых педагогических технологий, учитывающих особенности детей с задержкой психического развития; координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медико-психологопедагогического сопровождения. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: —Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка. —Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с задержкой психического развития, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. —Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению. —Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или)психическом развитии. —Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с задержкой психического развития выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями)вопроса о направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе. Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы: -реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательныммаршрутом ученика; -учет особенностей развития каждого ребенка; 15 -предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций; -создание условий по охране и укреплению здоровья детей; -формирование мотивационной готовности к обучению; -развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание,восприятие, мышление, речь); -развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, уменияпланировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия; -совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы; -коррекция детско-родительских отношений; Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционнойРаботы является взаимосвязь трех подходов: - нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей; - комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке; - междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка, отражающую, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой– интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству). Цель и задачи программы Цель: обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ЗПР и оказание помощи обучающимся этой категории в освоении АОП ООО. Задачи: – своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья ЗПР; – определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; – определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; – создание условий, способствующих освоению обучающимся с ЗПР АОП и их интеграции в образовательной организации; – осуществление индивидуально ориентировано психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии срекомендациям психологомедико-педагогическойкомиссии); – организация индивидуальных и (или) групповых занятий для обучающихся с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии; – реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ЗПР; – оказание родителям (законным представителям) детей с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Перечень, содержание и план реализации индивидуально – ориентированных коррекционных мероприятий. На фоне сегодняшней социокультурной ситуации проблема коррекции в развитии детей является предметом повышенного внимания. Процесс сопровождения ребенка начинается с момента фиксации проблемы и завершается тогда, когда она оказывается решенной. При этом важным является не только коррекция, но и профилактика и предупреждение любых отклонений в здоровье. Коррекционная работа занимает центральное положение в системе образования детей с нарушениями развития. Одним из сложных этапов коррекционной работы является коррекция недостатков учебной деятельности. В образовательной организации сложилась система работы по данному 16 направлению. Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению обучающимся с ЗПР планируемых результатов освоения АОП. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к ООП ООО, может уточняться и корректироваться. Предметом программы коррекционной работы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ЗПР. К числу основных условий относятся: – введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изученияобучающихся в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье; – интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изученияребенка данных, объединяемых в симптомо-комплексы; – разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе -образовательных, коррекционных, реабилитациионных); – объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всестороннейпомощи и поддержки детям с ЗПР; – расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детями родителям; – развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские работники. Программа коррекционной работы позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно- развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей через изучение трудностей обучения по обязательным предметам основной школы, выявленных у школьников. Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АОП ООО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению. Этапы коррекционной работы Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание: диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации; коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ЗПР в условиях образовательной организации; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; 17 информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), ихродителями (законными представителями), педагогическимиработниками. Диагностическая работа включает: – своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; – раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностикуотклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; – комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; – определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ЗПР, выявлениеего резервных возможностей; – изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; – изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; – изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ЗПР; – системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; – анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа включает: – выбор оптимальных для развития ребёнка с ЗПР коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; – организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; – коррекцию и развитие высших психических функций; – развитие эмоционально волевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекцию его поведения; – социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает: – выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы собучающимся с ЗПР, единых для всех участников образовательных отношений; – консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методови приёмов работы с обучающимся с ЗПР; – консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приём Информационно-просветительская работа предусматривает: – различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ЗПР; – проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей обучающихся) по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных категорий детей с ЗПР. Специальные условия обучения и воспитания обучающихся с ЗПР. Психолого-педагогическое обеспечение 18 обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий; Программно-методическое обеспечение В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя,педагога-психолога, социального педагога и др. Кадровое обеспечение Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование. С целью обеспечения освоения обучающимися ЗПР АОП, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании организации имеются ставки педагога-психолога, социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. В связи с отсутствием в штатном расписании педагога-логопеда, планируется сетевое сотрудничество с Асиновской детской консультацией. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально- технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материальнотехнические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (оборудованные учебные места, имеется оборудование техническими средствами обучения лиц с ЗПР индивидуального и коллективного пользования для организации коррекционных занятий, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, хозяйственно-бытового и санитарногигиенического обслуживания). Информационное обеспечение Создана система доступа детей с ограниченными возможностями здоровья ЗПР, 19 родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, в организации есть доступ к Интернету, на сайте организации систематически обновляется информация, для данной категории обучающихся и специалистов, имеются ссылки на ЭОР и сетевые ресурсы, помогающие организовать коррекционную работу. На сайте организации есть страница психолога с рекомендациями для обучающихся, родителей (законных представителей), специалистов. В организации накапливается информационно-методический материал, предполагающий наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов для реализации коррекционной работы специалистов и учителей. Взаимодействие учителей и других специалистов образовательной организации в области коррекции Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов организации, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательной деятельности, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества). Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает: многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ЗПР; комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ЗПР, кпредоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня психического развития; разработку карты индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ЗПР(понеобходимости) и оказания коррекционной помощи. Организационно-управленческой формой сопровождения обучающихся с ЗПР является Психолого-педагогический консилиум (ПМПк). Его деятельность направлена на оказание специализированной помощи обучающимся, родителям (законным представителям), педагогам. Основное содержание деятельности ПМПк заключается в организации и проведении комплексного изучения личности ребенка, выявление актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных возможностей ребенка, выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребенка образовательных программ, разработке рекомендаций для учителя и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании. Комплексное обследование ребенка специалистами как важная составляющая системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР осуществляется в соответствии с общей программой психолого-медико-педагогического изучения ребёнка. В результате своевременной диагностики и с учетом рекомендаций ТПМПК для организации коррекционной помощи обучающегося с ЗПР специалистами школьного ПМПк разрабатывается карта индивидуального образовательного маршрута. На первом плановом консилиуме на основе результатов диагностики определяются ведущие направления работы специалистов (классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, социальный педагог) с конкретным обучающимся с ЗПР на определенный период времени. Данная информация записывается в карте индивидуального образовательного маршрута. В ней отмечаются изменения в содержании и организации сопровождающей работы с ребенком на основе промежуточной диагностики и наблюдений; итоги работы, оценка эффективности на итоговом ПМПк по итогам диагностики и наблюдений; указываются дальнейшие рекомендации по работе (на следующий период времени). По данным обследования ребенка каждым специалистомсоставляется заключение и разрабатываются рекомендации. Результаты обследования обсуждаются на ПМПк и вырабатывается коллегиальное заключение ПМПк. Для 20 обеспечения комплексного психологомедико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР специалисты образовательного учреждения (учитель, педагогпсихолог, социальный педагог) взаимодействуют в планировании и реализации коррекционных программ, на уровне подготовки коллегиального заключения ПМПк на обучающегося, содержащего обобщенную характеристику структуры его психофизического развития (без указания диагноза), и обобщенных рекомендаций. Психологическое сопровождения детей с ЗПР. Цель - создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме. Задачи: • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся; • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий; • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию; • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом; • Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений. Содержание и формы работы обучающихся с ЗПР направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР осуществляют психолог, классный руководитель. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. В системе работы следующие формы: • проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы,посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ТПМПК; • проведение малых педагогических советов, административных советов; • ведение карт наблюдений динамики учебных навыков; • посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения; • разработка методических рекомендаций учителю; • анкетирование учащихся, диагностика; • обследование школьников по запросу родителей (законных представителей); Содержание и формы работы • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно); • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом,медицинским работником, администрацией школы, родителями; • составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ЗПР при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и 21 одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка: • составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; • контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ЗПР чувствовал себя комфортно; • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.); • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий: • формирование УУД на всех этапах учебного процесса; • обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять; • побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей; • установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначениеми практическим действием; • использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученномуматериалу; В содержание исследования ребенка психологом (по мере необходимости) входит следующее: • Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом с целью выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты обучающихся с ЗПР для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми. • Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.). • Изучение работ ребенка. • Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования. • Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. • Составление индивидуального образовательного маршрута.В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др. Планируемые результаты коррекционной работы Результатом коррекции развития обучающихся с ЗПР может считаться не столько успешноеосвоение ими АОП , сколько освоение жизненно значимых компетенций: развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о 22 насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в образовательной организации, своих нуждах и правах в организации обучения; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системыценностей и социальных ролей. Критерии оценки ожидаемых результатов 1. Достижение наилучших для данных условий результатов. 2. Повышение уровня реальных возможностей каждого ребенка с дальнейшей ориентацией наформы продолжения образования. 3. Длительность сохранения учащимися умственной работоспособности.Обеспечение условий коррекции недостатков учебной деятельности. Формы представления образовательных результатов анализ успеваемости по предметам; анализ итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и др; результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развитияотдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД. Отслеживание результатов достижений может вестись по следующим критериям: -По темпу освоения учебного материала; -По объему выполнения учебных (письменных и устных) заданий на уроке; -По качеству выполнения письменных и устных учебных заданий; -По познавательной самостоятельности выполнения учебных заданий. -По виду, объему и длительности оказываемой помощи при выполнении заданий; -По специфике организационной и произвольной деятельности 23 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 4.1 Учебный план Учебный план АОП для обучающихся с ЗПР 5-9 классов соответствует учебному плану ООП ООО МАОУ СОШ № 181. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся. Учебный план (недельный) внеурочной коррекционно-развивающей деятельности для обучающихся с ОВЗ основного общего образования (вариант АООП ООО ОВЗ – 7.1.) МАОУ СОШ № 181 Направления развития личности Коррекционноразвивающее направление Наименование рабочей программы 5 – 9 классы Математика 1 (коррекция) Русский язык 1 (коррекция) Коррекционно-развивающие 1 занятия с психологом Коррекционно-развивающие 1 занятия с логопедом (по необходимости) 1 Коррекционно-развивающие занятия с дефектологом (по необходимости) Итого 5 *План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО вариант 7.1 (кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО школы. Учебный план МАОУ СОШ № 181 состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая региональный компонент (вариативной части). Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу начального, основного и среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение элективных учебных предметов, обеспечивающего реализацию содержания образования, потребности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива школы. Она может быть использована на: - увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательнойчасти; - введение учебных курсов, в том числе, специально разработанных, учитывающих спецификурегиона, муниципалитета, образовательной организации; - введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребностиучастников образовательных отношений, в том числе этнокультурных; Обучение по всем предметам ведется на русском языке. Промежуточная аттестация в МАОУ СОШ № 181 регулируется Положением об итоговой, промежуточной аттестации и осуществления текущего контроля успеваемости 24 обучающихся. Промежуточная аттестация проводится в течение мая в срок, определенный календарным учебным графиком на учебный год. Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности проводится в формах выполнении проекта, аппликации, практической работы, викторины, рисунка, устного зачета; проведения мастер-класса, спортивных соревнований; организации выставки, концерта, игры. Учебный план школы для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования в режиме 5-дневной учебной недели. Занятия ведутся в две смены – с 08.00. Обучение проходит в первую и во вторую смену. Распорядок учебного дня обучающихся с ЗПР устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации АОП, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности). Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН. В целях более успешной динамики в общем развитии обучающихся с ЗПР, коррекции недостатков их психического развития, а также восполнения пробелов в знаниях, проводится коррекционная работа. Коррекционная работа, учитывая рекомендации территориальной ПМПК, отражает особенности обучения для детей с ЗПР и направлена на коррекцию отклонений в развитии, формирование навыков адаптации ребенка в современных жизненных условиях, подготовку к усвоению содержания образования на ступени начального общего образования. 4.2. Система условий реализации АОП для обучающихся 5-9 классов с ЗПР Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР определяются ФГОС ООО и представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям реализации АОП обучающихся с ЗПР 5-9 классов и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся. Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР - это совокупность условий, необходимых для реализации АОП, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся. Кадровые условия Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение обучающегося с ЗПР в системе школьного образования. В кадровый состав МАОУ СОШ № 181, реализующей АОП обучающихся с ЗПР 5-9 классов, входят учителя - предметники. Администрация для работы с детьми с особыми образовательными потребностями прошли курсы повышения квалификации, учителя – предметники – проходят по графику. В школе имеется педагог - психологи, социальный педагог. По штатному расписанию в школе предусмотрен логопед. Финансовые условия Финансовое обеспечение образования обучающихся с ЗПР осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ЗПР общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных 25 образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АОП в соответствии с ФГОС ООО. Материально-технические условия Материально-техническое обеспечение ― общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно образовательной среды. Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с задержкой психического развития должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. Организации пространства Для обучающихся с задержкой психического развития создано доступное пространство, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через аудио- визуализированные источники, а именно удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.. При реализации АОП необходимо обеспечение обучающемуся с ЗПР возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. В школе для осуществления образовательного и коррекционно-развивающего процессов имеются учебные кабинеты, закреплённые за каждым классом. Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др. Требования к учебникам, рабочим тетрадям При реализации АОП обучающихся с ЗПР 5-9 классов (вариант 7.1) используются базовые учебники, наглядный материал, таблицы и др. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, используются рабочие тетради. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся сЗПР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательных отношений. Информационно-методическое обеспечение реализации АОП направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. 26