1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная» в 10-11 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в соответствии с Федеральной образовательной программой среднего общего образования, с учетом Программы воспитания МАОУ СОШ № 181. Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» предназначена для реализации в старших классах общеобразовательной школы (10-11 класс) и направлена на углубление знаний учащихся о русской литературе XX века, на дальнейшее совершенствование навыков анализа художественного текста, на дальнейшее формирование умений создавать самостоятельно творческие работы различной сложности, создавать исследовательские проекты. Содержание программы позволяет учащимся проявить свои собственные жизненные позиции, ценностные установки. Актуальность данного курса для старшеклассников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, сформированным читательским вкусом, инициативностью. Рабочая программа составлена в расчете на 2 часа в неделю (68 ч в год). Ц е л и : - провести экскурс в историческую эпоху, в которую развивалась русская литература XX века; ощутить атмосферу, в которой жили и творили величайшие мастера русского слова; углубить знания о биографии и творчестве писателей. Задачи: - Привить патриотические чувства при чтении произведений русских писателей 20 века. -Сформировать чувство уважения к истории страны и своей сопричастности к ней при чтении произведений русских писателей 20 века. -Воспитать уважительное бережное отношение к слову. - Помочь учащимся осознать значимость русской литературы, её место в мировой культуре и истории. -Продолжать систематизировать умения и навыки анализа художественного текста, - Продолжать совершенствовать обучение создавать собственные творческие работы. Планируемые результаты рабочей программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная» предполагают личностные результаты: -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; -осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов; -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; -готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; -умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; -формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Предметные результаты: -понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы; -понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; -умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; - понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; -характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); -владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; -собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. 2. Содержание курса (10 класс) А.С.Пушкин 4ч Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Роман в стихах «Евгений Онегин» энциклопедия русской жизни. М.Ю. Лермонтов 4ч Тема любви, дружбы, философские мотивы в прозе и в лирике. Социально- философский роман «Герой нашего времени» (повесть «Фаталист») Н.В. Гоголь 4ч «Невский проспект» Реальность и фантастика, трагедийность и комизм. « Портрет» тема истинного искусства И.С. Тургенев (6ч)Важнейшие особенности мироощущения писателя . Романы «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо»- романы, в которых отражены особенности тургеневского романа, сложность общественно-политической позиции писателя Трагическое разрешение центральной коллизии романа. Авторское отношение к герою. «Отцы и дети» в русской критике. И.А . Гончаров( 4ч) Своеобразие художественного таланта писателя. Образ Ильи Ильича Обломова в контексте художественного мира романа «Обломов», полнота и сложность его характера. Система образов . А.Н. Островский 6ч Жизнь и творчество драматурга, общенациональное содержание творчества Островского. Образ главной героини, в драме «Гроза», в пьесе «Бесприданница» Ф.И. Тютчев(2ч) Основные темы творчества поэта-философа. Трагические противоречия бытия, хаос и космос в лирике Тютчева. Тема России А.А. Фет (2ч ) Основные особенности поэтики Фета, его важнейшие художественные открытия: метафоричность, музыкальность, интуитивность, символизм. Ф.М. Достоевский 6ч формирование его личности и жизненной позиции. « Преступление и наказание» Идея и натура Раскольникова: глубина психологического анализа душевных терзаний героя. Духовный путь Раскольникова. Л.Н. Толстой 6ч «Война и мир» как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения. Н.С. Лесков 6ч Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н. С. Лескова. Своеобразие общественно-политической позиции Лескова. Рассказ «Леди Макбет Мценского уезда» «Очарованный странник» Формирование типа «русского праведника» в прозе Лескова. А.П. Чехов ( 6ч)Особенности его художественного мироощущения. », «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» ,Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе. Стендаль 4ч Обзор жизни и творчества писателя. Герой-индивидуалист в романе Стендаля «Красное и чёрное». Оноре де Бальзак.4ч Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Замысел «Человеческой комедии». Социально-психологический анализ современного общества в романах «Евгения Гранде» и «Отец Горио», новелле «Гобсек». Значение романов Бальзака для развития русской литературы Чарльз Диккенс 2ч. Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Гуманистический пафос прозы Диккенса. Роман «Домби и сын». Ги де Мопассан 2ч «Ожерелье» Психологическая острота сюжета 11 класс И.А. Бунин.4ч Жизнь и творчество первого Нобелевского лауреата Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Абсурдность жизни или нелепость смерти. «Лёгкое дыхание» Тема любви в рассказах писателя. Поэт и его Музы А. И. Куприн. 4ч Наследник чеховских традиций. «Гранатовый браслет»- высокая трагедия в мире обыденной жизни. Любовь как высшая ценность мира в рассказе М. Горький.4ч Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. «На дне»- что лучше: истина или сострадание? Атмосфера духовного разобщения людей Брюсов 2ч Конструктор русского символизма .Стихотворения «Творчество», «Юному поэту». К. Д. Бальмонт 2ч Слово о поэте : он из поколения русских символистов. «Будем как солнце», «Только о любви»- ранние произведения О.Э. Мандельштам. 2ч Я получил блаженное наследство: поэт и вечность.« За гремучую доблесть грядущих веков…»,«Мы живём, под собою не чуя страны..» М.И. Цветаева. 2ч Особенности поэтики . Синтаксис поэзии. Тема Родины «Тоска по родине!» И.Бродский 2ч- Нобелевский лауреат. Пространство и время Бродского Патриотическая направленность в произведениях кубанских поэтов (И. Варавва, В. Архипов)2ч А. А. Блок 2ч Путь: утраты и обретения Поэма «Двенадцать» музыка революции С.А.Есенин 4ч Р усь- главная тема творчества Есенина Эволюция образа родины в лирике поэта Художественный мир лирики В.В. Маяковский. 4ч Я- поэт . Этим и интересен: судьба и лирика. Пафос революционного переустройства мира. Своеобразие любовной лирики поэта М.А. Булгаков. 4ч Судьба художника- противостояние эпохе«Мастер и Маргаритаапология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Роман миф и три сюжета. А.А. Ахматова..4ч Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Образ поэта в стихах ее современников М.А. Шолохов 4ч Шолохов - лауреат Нобелевской премии Сын Тихого Дона. На шолоховской земле. «Автобиография» Проблема гуманизма в эпопее «Тихий Дон» Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Быкова, Б.Васильева и др. 4ч Кубанские писатели о войне. В. Дёгтев. 2ч А.Вампилов «Старший сын». 4ч «Деревенская» проза. Глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землёй В.Астафьев, В. Шукшин 4ч Борис Леонидович Пастернак 2ч «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Последние годы жизни Мастера. Поэт и память о нем А.И.Солженицын. 4ч Масштабы Солженицына. Жизнь. Судьба. Творчество. Нобелевский лауреат. Образ Ивана Денисовича в художественном мире рассказа В.Г. Распутин. 2ч Народ в произведении «Прощание с Матёрой». 3.Календарно – тематическое планирование 10 класс Номер Содержание Кол-во по п/п (разделы, темы) часов А.С.Пушкин Лирика 4ч 1-4 Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национальноисторическое и общечеловеческое содержание лирики. Роман в стихах «Евгений Онегин» энциклопедия русской жизни. 5-8 М.Ю. Лермонтов 4ч Тема любви, дружбы, философские мотивы в прозе и в лирике. Социальнофилософский роман «Герой нашего дата УУД Коммуникативные , познавательные, регулятивные. Лекция учителя «Роман в стихах «Евгений Онегин» энциклопедия русской жизни. Просмотр отдельных сцен спектакля «Евгений Онегин» и сопоставление с произведением писателя. Инсценировка «Письма Татьяны после прослушивания аудио в исполнении актрисы Ольги Будиной. (работа в группах) Коммуникативные , познавательные, регулятивные. Лекция учителя повесть «Фаталист» философские взгляды писателя. Просмотр отдельных серий из к\ф «Герой нашего времени. Составление времени» (повесть «Фаталист») портрета Г.А. Печорина.(сочинение с использованием цитат) Проект «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» . (работа в группах) Коммуникативные , познавательные, регулятивные. Документальный фильм о Н.В. Гоголе Отрывки из повести «Портрет» выразительное чтение с комментированием, анализ с использованием цитат 9-12 Н.В. Гоголь 4ч «Невский проспект» Реальность и фантастика, трагедийность и комизм. « Портрет» тема истинного искусства 13-18 И.С. Тургенев 6ч Важнейшие особенности мироощущения писателя . Романы «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо»романы, в которых отражены особенности тургеневского романа, сложность общественнополитической позиции писателя Трагическое разрешение центральной коллизии романа. Авторское отношение к герою. «Отцы и дети» в русской критике. Коммуникативные , познавательные, регулятивные. Видеоролик Обзор «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо». Просмотр к\ф «Отцы и дети». Образ Базарова устный портрет. Самостоятельная работа Проект « В чём можно не согласиться с Евгением Базаровым?» (работа в группах) 18-22 И.А.Гончаров 4ч Своеобразие художественного таланта писателя. Образ Ильи Ильича Обломова в контексте художественного мира романа «Обломов», полнота и сложность его характера. Система образов . Коммуникативные , познавательные, регулятивные. Чтение по ролям отдельных глав из романа «Обломов» Проект « Ольга Ильинская и И.И. Обломов» 23-24 Ф.И. Тютчев( Коммуникативные , 2ч Основные темы творчества поэтафилософа. Трагические противоречия бытия, хаос и космос в лирике Тютчева. Тема России познавательные, регулятивные. Документальный фильм о Ф.И. Тютчеве Анализ поэтического текста с опорой на видеоуроки. 25-26 А.А. Фет Основные особенности поэтики Фета, его важнейшие художественные открытия: метафоричность, музыкальность, интуитивность, символизм. 2ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные. Документальный фильм об А.А. Фете Сопоставительный анализ стихов Фета и Тютчева 27-32 Ф.М. Достоевский формирование его личности и жизненной позиции. « Преступление и наказание» Идея и натура Раскольникова: глубина психологического анализа душевных терзаний героя. Духовный путь Раскольникова. 6ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные. Аудиолекция «Жизненный путь писателя» Просмотр отдельных эпизодов из фильма «Преступление и наказание»«Суд над Раскольниковым» занятие студия 33-38 Л.Н. Толстой 6ч «Война и мир» как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения. Коммуникативные , познавательные, регулятивные. Занятие- ринг « Андрей Болконский- Наташа Ростова Опыт и ошибки Жизненные идеалы» 39-44 Н.С. Лесков Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н. С. Лескова. Своеобразие общественнополитической позиции Лескова. Рассказ «Леди Коммуникативные , познавательные, регулятивные Просмотр фильма ««Леди Макбет Мценского уезда» Проект «Две Катерины ( сопоставление главных героинь Островского и Лескова ) Проект «Образ праведников в русской 6ч Макбет Мценского уезда» «Очарованный странник» Формирование типа «русского праведника» в прозе Лескова. литературе»(по«Очарованному страннику» ) 45-50 А.П. Чехов Особенности его художественного мироощущения. », «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» ,Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе. 6ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные Комментирование прочитанных рассказов с включением цитат из произведений. Проект «Образ Вишнёвого сада.» 51-54 Стендаль Обзор жизни и творчества писателя. Геройиндивидуалист в романе Стендаля «Красное и чёрное». 4ч 51-58 Оноре де Бальзак. 4ч Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Замысел «Человеческой комедии». Социальнопсихологический анализ современного общества в романах «Евгения Гранде» и «Отец Горио», новелле «Гобсек». Значение романов Бальзака для развития русской литературы Коммуникативные , познавательные, регулятивные Обзор творчества Стендаля видеоролик сообщениепрезентация « Герои индивидуалисты в русской и зарубежной литературе» Коммуникативные , познавательные, регулятивные Видеолекция Оноре де Бальзак Значение романов Бальзака для развития русской литературы Обсуждение с опорой на художественный текст 59-62 Чарльз Диккенс Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Гуманистический 4ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные Составление рецензии на прочитанное произведение Самостоятельная работа пафос прозы Диккенса. Роман «Домби и сын». 63-64 Ги де Мопассан «Ожерелье» Психологическая острота сюжета 4ч 56-68 Генрик Ибсен Описателе. «Кукольный дом» Проблема социального неравенства и права женщины. 4ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные Аналитическое чтение по ролям Краткое содержание прочитанных произведений Мопассана Коммуникативные , познавательные, регулятивные Аналитическое чтение по ролям Краткое содержание прочитанных произведений Ибсена Семинар: Сопоставление проблематики произведения Ибсена с проблематикой произведения Лескова « Леди Макбет Мценского уезда» Итого 68 часов Календарно – тематическое планирование 11 класс Номер по п/п 1-4 Содержание (разделы, темы) И.А. Бунин. Жизнь и творчество первого Нобелевского лауреата Рассказ «Господин из СанФранциско» Абсурдность жизни или нелепость смерти. Лёгкое дыхание» Тема любви в рассказах писателя. Поэт и его Музы Количество УУД часов Коммуникативные , познавательные, 4ч регулятивные Сообщениепрезентация «Бунин и есть Россия Круглый стол «Господин из СанФранциско» ,«Лёгкое дыхание» -моё отношение к жизни героев. 5-8 А. И. Куприн. Наследник чеховских традиций. «Гранатовый браслет»высокая трагедия в мире обыденной жизни. Любовь как высшая ценность мира в рассказе 4ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные Просмотр к\ф«Гранатовый браслет»сопоставление сцен в фильме и рассказе. Диспут «Как понять и простить: Вера Шеина- Георгий Желтков ? За и против». 9-12 М.Горький.Романтический 4ч пафос и суровая правда рассказов М. Горького. «На дне»- что лучше: истина или сострадание? Атмосфера духовного разобщения людей Коммуникативные , познавательные, регулятивные На спектакле «На дне» Три правды. Просмотр. Занятие – ринг.«Неразрешённый спор: правда и ложь» 13-16 Брюсов Конструктор русского символизма .Стихотворения «Творчество», «Юному поэту». 2ч 17-18 К. Д. Бальмонт Слово о поэте : он из поколения русских символистов. «Будем как солнце», «Только о любви»- ранние произведения 2ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные Видеоролик «Валерий Брюсов Поэтическое и нравственное кредо» Обсуждение. Практикум: «В поэтической мастерской»: Чтение понравившихся стихов с выделением в них средств художественной выразительности Коммуникативные , познавательные, регулятивные Видеоролик «Русский символизм» обсуждение Чтение понравившихся стихов с выделением в них средств художественной выразительности 19-20 О.Э. Мандельштам. Я получил блаженное наследство: поэт и вечность.« За гремучую доблесть грядущих веков…»,«Мы живём, под собою не чуя страны..» 2ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные Проект « Моё восприятие поэтического мира Мандельштама» (чтение стихов с собственным анализом и анализом критиков) Аудио «Голос Мандельштама» 21-22 М.И. Цветаева. 2ч Особенности поэтики . Синтаксис поэзии. Тема Родины «Тоска по родине!» 23-24 И.Бродский Нобелевский лауреат. Пространство и время Бродского Коммуникативные , познавательные, регулятивные Документальный фильм «Марина Цветаева» Конкурс чтецов . Практикум: «В поэтической мастерской»: Работа со словом Марины Цветаевой (тропы, синтаксис) Коммуникативные, познавательные, регулятивные Поэтический концерт. (Чтение учащимися стихотворений поэта, написанных до эмиграции.) Первые годы эмиграции - годы развенчанных иллюзий и новых надежд. Бродский и Венеция фрагменты документального фильма «Прогулки с Бродским». Авторы сценария и 2ч ведущие: Е. Якович, А. Шишов, Е. Рейн.) Чтение и анализ «Нобелевской лекции» Бродского.Смерть поэта. (Чтение стихотворения О. Седаковой «Памяти поэта».) 25-26 Патриотическая направленность в произведениях кубанских поэтов (И. Варавва, В. Архипов) 2ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные Практикум: «В поэтической мастерской»: Чтение понравившихся стихов с выделением в них средств художественной выразительности 27-30 А. А. Блок. Путь: утраты и 4ч обретения Поэма «Двенадцать» музыка революции 31-34 С.А.Есенин Русь- главная тема творчества Есенина Эволюция образа родины в лирике поэта Художественный мир лирики 4ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные Проект- Отрывки из поэмызавязка-кульминация- развязкаиллюстрации на обложку книги. Чтение понравившихся стихотворений Блока Коммуникативные , познавательные, регулятивные Х\ф «Сергей Есенин» Обсуждение и сопоставление с автобиографическими стихами. Чтение и анализ 35-38 В.В. Маяковский. Я- поэт . Этим и интересен: судьба и лирика. Пафос революционного переустройства мира. Своеобразие любовной лирики поэта М.А. Булгаков. Судьба художникапротивостояние эпохе«Мастер и Маргарита- апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Роман миф и три сюжета. 4ч 39-42 43-46 4ч А.А. Ахматова. Поэма 4ч «Реквием». Трагедия народа и поэта. Образ поэта Коммуникативные , познавательные, регулятивные Документальный фильм «Маяковский» Рецензия на фильм. Чтение стихов. Практикум: «В поэтической мастерской»: Работа со словом Круглый стол: «Моё любимое произведение М.А. Булгакова». Высказываем своё мнение по прочитанному произведению , обращаемся к критическим статьям, соглашаемся, не соглашаемся. Коммуникативные , познавательные, регулятивные Конкурс чтецов: Анталогия стихотворения. Образ в стихах ее современников поэта в стихах ее современников 47-52 М.А. Шолохов -лауреат Нобелевской премии Сын Тихого Дона. На шолоховской земле. «Автобиография» Проблема гуманизма в эпопее «Тихий Дон» 6ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные Заочная экскурсия в станицу Вешенскую. (Рассказ учителя или творческой группы учащихся о крае, в котором родился и вырос Шолохов. Рассказ желательно сопровождается слайдами мультимедийной презентации.) Знакомство с текстом «Автобиографии» М. А. Шолохова. 53-54 Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Быкова, Б.Васильева и др. 2ч 55-56 Кубанские писатели о войне. В. Дёгтев. 2ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные Пересказ прочитанных произведений с зачитыванием ярких эпизодов Коммуникативные , познавательные, регулятивные 57-60 А.Вампилов «Старший сын». Писатель в театре и кино 4ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные Просмотр х\ф «Старший сын». Обсуждение 61-62 Борис Леонидович Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Последние годы жизни Мастера. Поэт и память о нем 2ч Коммуникативные ,познавательные, регулятивные«Во всем мне хочется дойти до самой сути...». Жизненная и поэтическая позиция Пастернака. Смерть Поэта. Чтение стихотворения А. Галича «Памяти Пастернака». Чтение стихотворения «Реквием», написанного сыном поэта, Евгением Пастернаком. Слово учителя об особенностях поэтики Пастернака, специфике его мировоззрения. Анализ пейзажной лирики. ( В ходе анализа учащиеся находят отличительные черты художественного мира поэта, определяют значимые символы. Работа может быть как коллективной, так и групповой. В последнем случае каждая группа знакомит остальных учащихся со своими открытиями, подтверждает их текстом рассмотренных произведений.) Создание коллажа «Мир Пастернака». (Учащимся предла- гается создать картину, которая бы отражала наиболее характерные особенности художественного мира Пастернака. Коллаж может быть подготовлен группой или индивидуально. Обязательное условие защита учащимся (группой) своей работы.) 63-66 А.И.Солженицын. Масштабы Солженицына. Жизнь. Судьба. Творчество. Нобелевский лауреат. Образ Ивана Денисовича в художественном мире рассказа 4ч Коммуникативные , познавательные, регулятивные Рассказ о жизни писателя до написания повести «Один день Ивана Денисовича». Знакомство со вступительным словом А. Твардовского к первому изданию повести в «Роман-газете». «Один день Ивана Денисовича» веха в судьбе Солженицына и истории литературы. (Чтение и анализ фрагментов.) Дискуссия «Как нам обустроить Россию: спорим и соглашаемся с писателем». 67-68 В.Г. Распутин. Народ в произведении «Прощание с Матёрой». 2ч Итого 68 ч 4. Коммуникативные , познавательные, регулятивные Просмотр фильма. Обсуждение. Проект « Самые яркие образы в произведении»