Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Практическое обществознание» предназначена для учащихся 10-11классов и направлена отработку полученных при изучении обществознания знаний на практике (приведение аргументов, работа с текстом, составление простых и сложных планов по теме, решение обществоведческих задач). В программах школы по обществознанию на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере. Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Цель программы: углубление знаний полученных на уроках обществознания, формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданской общественной деятельности. Задачи: формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Актуальность: Изучение данного курса будет полезным для будущего выпускника. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта, дает возможность отработать полученные знания на практике. Планируемые результаты освоений курса внеурочной деятельности Личностными результатами являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания. Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения. Содержание курса внеурочной деятельности Тема 1. Человек и общество Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. Человек. Индивид. Личность. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Человек, общество, природа. Происхождение и развитие человека. Человечество как сумма поколений. Психологический портрет личности. Переходный возраст. Задачи и трудности переходного возраста. Межличностные отношения. Личность и социальная среда. Мышление и деятельность, виды деятельности. Познание. Формы познания. Тема 2. Сфера духовной культуры Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Наука. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Религия. Искусство. Тема 3. Экономическая сфера Экономика, ее роль в жизни общества; товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов; экономические системы и собственность; производство, производительность труда; разделение груда и специализация; обмен, торговля; рынок и рыночный механизм. Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Безработица. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей. Банковская система. Ценные бумаги. Тема 4. Социальная сфера Социальная структура общества, семья как малая группа, многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, социальные ценности и нормы, отклоняющееся поведение, социальный конфликт и пути его решения, межнациональные отношения. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные статусы и роли. Семья и брак. Тема 5. Политическая сфера Государство. Признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Политические режимы. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политическое лидерство. Органы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Гражданское общество и правовое государство. Тема 6. Правовая сфера Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Субъекты гражданского права. Организационноправовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). Споры, порядок их рассмотрения. Основы правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство Российской Федерации. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система. Тематическое планирование № Название тем 10 класс Человек и общество (4 часа) 1 Общество как динамичная саморазвивающаяся система. 2 Критерии общественного прогресса. 3 Мышление и деятельность, виды деятельности 4 Познание. Формы познания Сфера духовной культуры (4 часа) 5 Современная система образования и ее функции. 6 Наука и ее функции. 7 Культура и ее формы. 8 Религия, искусство, мораль. Социальная сфера (4 часа) 9 Социальная стратификация и мобильность. 10 Конституционные принципы национальной политики в РФ. 11 Социальные нормы и социальный контроль. 12 Семья и брак. Экономическая сфера (4 часа) 13 Экономика и экономическая наука. 14 Факторы производства и факторные доходы. 15 Рынок и рыночный механизм. 16 Постоянные и переменные затраты. Практические уроки (18 часов) 17-21 Основные приемы работы с текстом. 22-25 Приведение аргументов по заданной теме. 26-30 Составление сложного плана по заданной теме. 31-34 Написание мини-сочинения. 11 класс Экономическая сфера (4 часа) 1 Финансовые институты. Банковская система. 2 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. 3 Ценные бумаги. 4 Налоги. Государственный бюджет. Политическая сфера (8 часов) 5 Понятие власти. 6 Политическая система 7 Политические партии и движения 8 Политический процесс и политическое участие 9 Политическое лидерство 10 Избирательные системы 11 Органы государственной власти РФ. 12 Федеративное устройство РФ. Правовая сфера (8 часов) 13 Понятие российского права. Законотворческий процесс. 14 Понятие и виды юридической ответственности. 15 Основы конституционного строя РФ. Колво часов 5 4 5 4 16 Гражданское право. 17 Административное право. 18 Семейное право. 19 Трудовое право. 20 Уголовное право. Практические уроки (14 часов) 21-23 Основные приемы работы с текстом 24-26 27-30 31-34 Приведение аргументов по заданной теме Составление сложного плана по заданной теме Написание мини-сочинения 3 3 4 4