ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Нормативная база: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования”; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413; Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20, срок действия правил, утвержденных данным документом, ограничен 1 января 2027 года); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21, редакция от 30.12.2022, срок действия правил, утвержденных данным документом, ограничен 1 марта 2027 года); Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (с изменениями на 21 мая 2024 года); Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»; План внеурочной деятельности МАОУ-СОШ № 181 на 2024/2025 учебный год; Положение о рабочей программе курсов внеурочной деятельности На освоение рабочей программы по плану ВД СОО (ФГОС) школы на 2024-2025 учебный год отводится 68 часов в год/2 часа в неделю. Возраст обучающихся – 17-18 лет. Направление – общеинтеллектуальное. Программа – линейная. 2 На основании статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, поэтому рабочая программа предусматривает описание учебно-тематического плана с использованием ДОТ. В случае необходимости и при согласии обучающихся и их родителей (законных представителей) рабочая программа курса внеурочной деятельности может быть реализована с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Особенности реализации программы: Актуальность Программа курса ориентирована на обучающихся, выбравших учебный план гуманитарного направления и акцентированных на сдачу ЕГЭ по истории и обществознанию. Предлагаемая программа курса ВД по истории России для учащихся 10-11 классов предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся по актуальным вопросам истории России XX- начала XXI вв. Содержательно-мировоззренческая и воспитательная направленность программы согласуется с основными целями современного историко-культурного стандарта как научной основы содержания исторического образования, нацеленной на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС, формирование культурно-исторического пространства Российской Федерации. Данная программа обеспечивает углубление и систематизацию знаний учащихся по актуальным вопросам истории России XX - начала XXI вв. с учётом специфики итоговой аттестации учащихся выпускных классов в формате ЕГЭ. Методологической основой являются: принцип научности, реализация многофакторного подхода к изучению становления государства и общества в России, исторический и антропологический и культурно-исторический подходы как основы формирования содержания курса. Завершающим этапом прохождения большинства тем становится участие старшеклассников в тренингах, нацеленных на проверку их способности выполнять задания различного типа, используемые в ЕГЭ применительно к изученному периоду истории России. Несколько отличается от представленного выше алгоритма методика изучения вопросов культуры, так как их изучение нуждается в широком использовании на занятиях аудиовизуальных средств обучения и компьютерных технологий. В этой связи важно подчеркнуть, что именно на уроках по изучению вопросов культуры, активизирующих 3 эмоционально-чувственную сферу личности учителя и ученика, значительно повышается роль и значимость учителя как носителя гуманистических ценностей. Тестовой материал по данным темам рекомендуется использовать на уроках фрагментарно в контексте решения развивающих и воспитательных задач и использования аудиовизуальных и электронных носителей информации. Его систематическое изучение рекомендуется предложить учащимся в качестве самостоятельной работы во внеурочное время. Таким образом, в процессе реализации данной программы создаются оптимальные условия для решения комплекса задач, связанных с обеспечением образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения на уроках истории в старших классах. Возможными формами оценки результатов освоения курса могут быть: оценка личных достижений учащихся в решении конкретных учебно-познавательных заданий различного типа непосредственно на занятиях курса; оценка достижений учащихся в выполнении ими заданий различного типа ЕГЭ по конкретным темам программы; оценка успехов учащихся в выполнении ими индивидуальных творческих заданий в процессе реализации программы. Возможными формами итоговой аттестации учащихся по окончании курса могут быть: написание учащимся реферата по одной из заинтересовавших его тем курса с последующим участием на внутришкольном, районном или городском конкурсах исследовательских работ по истории России (данное участие считать желательным, но не обязательным); подготовка и защита докладов (рефератов) по изучаемым темам курса; учёт индивидуальных достижений в процессе реализации коллективной деятельности учащихся по конкретным темам курса; участие в текущих и итоговых зачётных работах в формате ЕГЭ по темам курса. К возможным формам самостоятельной деятельности учащихся в рамках данного курса можно отнести: индивидуальную работу учащихся с учебными материалами для решения учебнопознавательных задач в урочное время; подготовку учащимися материалов к выступлению с докладами на уроках, конференциях, написание рефератов во внеурочное время; участие в тренировочных работах по выявлению умений и навыков учащихся выполнять задания различных типов в формате ЕГЭ. Говоря о методах обучения при реализации данной программы необходимо подчеркнуть, что учитель должен руководствоваться принципами их соответствия (адекватности) особенностям содержания конкретных уроков и многообразия форм и методов обучения, используемых в учебном процессе. Основная форма проведения занятий – практикум. При проведении практикумов предлагается использовать различные виды заданий - как знакомые учащимся (составление сложного плана, хронологической таблицы, конспектирование), так и недостаточно освоенные в основной школе, например: а н н о т а ц и я – краткая характеристика содержания текста; р е ц е н з и я (от франц. «рассмотрение») – газетно-журнальный жанр, предполагающий критический анализ и оценку, отзыв на что-либо; р е з ю м е (от франц. «излагать вкратце») – краткое изложение речи, статьи, краткие выводы; с о о б щ е н и е – краткое изложение 4 определенной проблемы, вопроса (4– 6 минут), справка о чем-либо; э с с е (от франц. «опыт, наброски») – это жанр прозы, сочетающий в себе подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Д о к л а д не является основной формой работы на практических занятиях, однако есть ряд вопросов, которые только выиграют от лаконичного и компактного освещения их в одном выступлении. Доклад не должен представлять собой простой пересказ почерпнутых в литературе сведений. Задачей доклада является самостоятельная и углубленная разработка предложенного вопроса с привлечением дополнительной литературы. Он должен содержать результаты самостоятельной работы над историографией и источниками, попытку организации материала в соответствии с собственным видением главных сторон проблемы. При этом важным элементом занятия, на котором представляется доклад, становится его о б с у ж д е н и е, что в итоге должно привести к формированию у каждого ученика четких представлений о важнейших аспектах изучаемого вопроса. Также предложены задания: дать аргументированный п р о г н о з развития процессов и явлений; составить развернутую характеристику исторических персоналий, когда от ученика требуются умения проследить историческую обусловленность, мотивы деятельности того или иного человека, раскрыть его взгляды, черты характера, представить различные оценки его жизнедеятельности и др. Для максимально осмысленного планирования учащимися своей учебной деятельности все темы занятий, рекомендуемую литературу и примерные сроки подготовки семинаров, докладов и т.п. целесообразно сообщить в начале практикума, например, разместить на стенде. Контроль знаний осуществляется с помощью ● устного опроса, ● письменного опроса, ● комплексного анализа текста, ● а также формы контроля, предусматривающие самоанализ. ● Форма подведения итогов – пробный экзамен по истории (по КИМ ЕГЭ), защита проекта (проектного задания), портфолио творческих работ, написание эссе, решение практических заданий, творческая работа (мини-сочинение с использованием анализа исторического источника) и др. Учебно-методический комплекс Рабочая программа ориентирована на использование уч.пособия: Артасов, И.А. ЕГЭ. История. Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену / И.А. Артасов, О.Н. Мельникова. - М.: АСТ, 2019 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Зуев М. Н., Лавренов С.Я. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования – 4 изд., испр. и доп. – Москва, издательство Юрайт, 2019 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 1. Барабанов, В.В. ЕГЭ. История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ / В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков. - М.: АСТ, 2019. 2. Баранов, П.А. ЕГЭ. История России в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов. - М.: АСТ, 2018. 3. Маркин, С.А. ЕГЭ. История. Задание 25. Историческое сочинение. Алгоритм выполнения и примеры / С.А. Маркин. - М.: Омега-Л, 2019. 4. Нагаева, Г. История России в формате ЕГЭ. Древность и Средневековье / Г. Нагаева. - Рн/Д: Феникс, 2020. 5. Филиппова, Е.Ю. История. ЕГЭ. Личности отечественной и всеобщей истории / Е.Ю. Филиппова; под ред. Маркина С.А.. - М.: Омега-Л, 2021 5 Информационные ресурсы в сети Интернет: − www.wikipedia. u Универсальная энциклопедия « Википедия». − http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. − http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. − http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения − http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет − http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов − http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом − http://www.fipi.ru - ФИПИ − http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ − http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников − http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…) − http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия − http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты − http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»; − http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал Дистанционные образовательные ресурсы: 1. https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа 2. https://infourok.ru Ведущий образовательный портал 3. https://vpr.sdamgia.ru Подготовка к всероссийским проверочным работам Материально-техническое обеспечение Технические средства обучения: 1. мультимедийная установка 2. интерактивная доска 3. компьютер ПЛАНИРУЕМЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ Личностные результаты: − формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; − усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 6 − воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. − формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); − формирование представления о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций; − формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну; − формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; − воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам − уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству; − формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий; − развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; − формирование готовности к выбору профильного образования. Метапредметные результаты: − развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; − формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; − формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; − формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; − формирование умений работать в группе; − формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; − формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; − приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; − создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; − формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: − систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; − выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. 7 − усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами). − формирование умения использовать информацию для установления причинноследственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. − формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им; − формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; − формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; − формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; − формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; − формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; − формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; − формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; − формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; − формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; − формирование умения видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. − формирование умения преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; − формирование умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; − формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; − формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в работе с одним или несколькими источниками − формирование умения давать определения понятиям; − формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; 8 − формирование умения обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, − формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Предметные результаты: Выпускник на базовом уровне научится: − рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; − знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; − определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; − характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; − представлять культурное наследие России и других стран; − работать с историческими документами; − сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; − критически анализировать информацию из различных источников; − соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; − использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; − использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; − составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; − работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; − читать легенду исторической карты; − владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; − демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; − оценивать роль личности в отечественной истории; − ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории и существующих в науке их современных версиях и трактовках. Основные ожидаемые результаты обучения: учащиеся смогут пользоваться современными информационными технологиями для поиска информации; систематизировать и структурировать информационный материал по определенной проблеме; интерпретировать различные исторические источники, делать обоснованные выводы; обобщать, публично представлять результаты учебно-исследовательской, творческой деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ III. С Методы и формы организации учебного процесса. Используются активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, эвристическая беседа, практические работы (практикумы), написание исторического сочинения (эссе), исследовательские работы, презентации результатов, дискуссии, учебные проекты, работа в группах. Раздел I. Россия с конца XIX в. до 1917 г. (14 часов). 9 Тема 1. Государство и общество в России в конце XIX - начале XX вв. (1894-1904). Предпосылки революции 1905-1907 гг. Система государственной власти и управления в Российской империи на рубеже XIX-XX вв. Сущность Верховной самодержавной власти и её место в системе российской государственности. Основные органы государственной власти и управления на рубеже XIX-XX вв. Сословия и классы в России в конце XIX-начале XX вв. Характерные черты правления Николая II в 1894-1904 гг. Проблемы политического, экономического и социального развития страны и способы их разрешения. Деятельность С. Ю. Витте на посту министра финансов (1892-1903). Предпосылки революции 1905-1907 гг. в России. Русско-японская война (1904-1905) и её дестабилизирующее влияние на состояние российского общества накануне революции. Характерные черты и противоречия социально-экономического и политического развития России в начале XX в. Тема 2. Россия от Первой Русской революции до 1917 г. Начало и развитие Первой русской революции. Влияние трагедии 9 января на последующие события в стране. Россия в январе-сентябре 1905 г. Попытки правительства консолидировать общество перед внутренней и внешней угрозой. Государство и общество в октябре-декабре 1905 г. Государство и общество в России в октябре 1905 июне 1906 гг. Первый опыт отечественного конституционализма и парламентаризма. Деятельность I Государственной Думы (27 апреля - 8 июля 1906 г.). Деятельность II Государственной Думы (20 февраля - 2 июня 1907 г.). Реформаторский курс П. А. Столыпина. П. А. Столыпин и III Государственная Дума (1 ноября 1907-9 июня 1912 гг.). Покушение на Столыпина в Киеве (1 сентября 1911г.) и смерть реформатора. Россия в период деятельности IV Государственной Думы (15 ноября 1912 г. - 25 февраля 1917 г.). Участие России в I мировой войне. Итоги и уроки первого года войны для России. Боевые действия русской армии в 1915 г. Наступательные операции русской армии на фронтах войны в 1916 г. Русская армия в 1917-1918 гг. Февральская и Октябрьская 1917 г. революция в России. Разложение русской армии и развал Восточного фронта. Брестский мир и выход страны из войны. Контрольный урок по I разделу (1 час). Основные тенденции истории России в конце XIX -начале XX века. Раздел II. Россия-СССР в период 1917 - 1953 гг. (25 часов.) Тема 3. Россия в 1917 г. Февральская 1917 г. революция в России. Россия накануне социально-политического «взрыва». Предпосылки революции. Формирование Временного правительства России во главе с князем Г. Львовым как результат политического компромисса между либеральными и революционно-демократическими (социалистическими) силами общества (2 марта 1917 г.) Февральская революция как стихийное взаимодействие двух потоков революции - «революции «сверху» («революции умов»), подготовленной и осуществлённой либеральной интеллигенцией и «революции «снизу» - стихийного движения рабочих и солдатских масс против тягот изнурительной войны. Феномен двоевластия в России. Революция 1917 г. в России от Февраля к Октябрю: динамика событий. Возвращение в Россию из эмиграции В. И. Ленина и активизация политической деятельности большевиков (3 апреля 1917 г. Провозглашение России республикой (1 сентября 1917 г.). Октябрьский 1917 г. политический переворот в России и приход к власти большевиков. II Всероссийский съезд Советов (25-27 октября 1917 г.) и его решения. Политические, социальные и экономические преобразования большевиков после взятия власти (ноябрьдекабрь 1917 г.) Тема 4. Россия от Октябрьского 1917 г. политического переворота к Гражданской войне. Гражданская война в России (1917-1922 гг.) 10 Октябрьский 1917 г. политический переворот и появление первых очагов военнополитического противостояния в России. Начало «сползания» России к Гражданской войне (октябрь 1917 - апрель 1918 гг.). Укрепление власти большевиков и судьба Учредительного собрания. Заключение Брестского сепаратного мира и выход России из войны. Брестский мир и окончательный крах надежд большевиков на революцию в Европе. Внутренняя политика большевиков весной-летом 1918 г. и дальнейшая поляризация общественно-политических сил в стране. Гражданская война на Юге России в 1918 г. Закрепление основных положений политики «военного коммунизма». Боевые действия на Восточном фронте. Борьба с адмиралом Колчаком (1919-начало 1920 гг.). Боевые действия на Южном фронте. Красная Армия в боях с Вооружёнными Силами Юга России (ВСЮР) (1919-начало 1920 гг.). Боевые действия Красной Армии на завершающем этапе Гражданской войны. Война с Польшей, разгром Врангеля (1920). Советско-польская война (апрель-октябрь 1920 г.): ход боевых действий и результаты. Причины победы Красной Армии и поражения Белого движения. Образование СССР (1922). Принятие первой Конституции СССР (1924). Тема 5. Государство и общество в России-СССР в 20-30-е гг. XX века. Политика «военного коммунизма» как закономерное следствие развития радикальных революционных преобразований большевиков и Гражданской войны. Соотношение Кризис «военного коммунизма» в 1920-1921 гг. Переход к НЭПу. Углубление новой экономической политики (1922-1925) и пределы её развития. Формирование в руководстве страны политической установки на необходимость ускоренных темпов проведения индустриализации (1926-1928). Подготовка и начало осуществления I пятилетнего плана в СССР (1928/29-1932). Стройки I-ой пятилетки. Продолжение форсированной индустриализации. Успехи и «издержки» индустриализации. Коллективизация сельского хозяйства в СССР. Становление авторитарно-репрессивного режима в СССР. Социальнополитические, экономические и социально-психологические факторы, способствовавшие формированию авторитарно-репрессивной системы. Усиление репрессивной политики государства против различных групп и слоёв общества в конце 20-х-начале 30-х гг. Убийство С. М. Кирова (1 декабря 1934 г.) и ужесточение авторитарно-репрессивного режима. Организация сталинским руководством судебных политических процессов в СССР (1934-1936) и усиление репрессий против оппозиции. Тема 6. Международное положение и внешняя политика СССР в 20-30-е гг. XX века. СССР и международное сообщество накануне Великой Отечественной войны. Международное положение и внешняя политика СССР в начале 20-х гг. Коминтерн и новые реалии внешней политики большевистской России. Международное положение СССР к середине 20-х гг. XX в. Год признаний СССР (1924). Основные направления внешней политики СССР во второй половине 20-х гг. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1935-1937 гг. Внешняя политика СССР в условиях краха идеи создания системы коллективной безопасности в Европе и увеличения числа локальных конфликтов. «Сползание» к II мировой войне (1938-1939). Внешняя политика СССР в условиях начала II мировой войны (1939-1941). Последние внешнеполитические акции СССР накануне Великой Отечественной войны. Тема 7. Советский Союз во II мировой войне. Великая Отечественная война и освобождение народов Европы от гитлеризма (1941-1945). Нацистская Германия и СССР накануне войны. Нападение гитлеровской армии на СССР и начало боевых действий на всех направлениях. Г. К. Жуков во главе обороны Ленинграда (11 сентября - 6 октября 1941 г.). Мероприятия по укреплению руководящей роли Центра в управлении фронтом и тылом. Внешнеполитическая деятельность. Начало формирования антигитлеровской коалиции. Битва за Москву (октябрь-декабрь 1941 г.). Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Советский тыл и партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Роль многонациональной советской 11 культуры и русской культуры как её духовного стержня а в идейном противостоянии с германским нацизмом. Эволюция взаимоотношений советского государства и Русской Православной Церкви в период войны. План «Ост». Становление и развитие партизанского движения и подполья на захваченных территориях. Освобождение Красной Армией территории СССР от немецко-фашистских захватчиков в 1944 г. Участие Красной Армии в освобождении стран Европы от гитлеризма. Окончательный разгром гитлеровской Германии (февраль-май 1945 г.). Берлинская операция Красной Армии (16 апреля-2 мая 1945 г.). Разгром Японии и окончание II мировой войны. Обсуждение судьбы послевоенной Европы и международных отношений. Тема 8. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Внутренняя политика советского государства во второй половине 40-х-начале 50-х гг._Превращение Советского Союза к концу войны в одну из могущественных сверхдержав. Рост международного авторитета СССР. Цена победы. Советское государство и общество во второй половины 40-х-начала 50-х гг. Усиление контроля со стороны идеологических органов партии и государства за развитием культуры и науки в послевоенный период. Последний всплеск сталинских репрессий (1952-1953). Характерные черты послевоенного восстановительного периода развития экономики в СССР (середина 40-х-начало 50-х гг.). Экономическое развитие СССР в 1946-1952 гг. Отмена карточно-распределительной системы (1947). Денежная реформа 1947 г. Углубление внешнеполитической конфронтации между СССР, Англией и США и переход к состоянию холодной войны (конец 1945-1947 гг.). Начало военно-политической консолидации стран Запада и ускорение гонки вооружений. СССР и страны «третьего мира» в конце 40-х-начале 50-х гг. Повторительно-обобщающее занятие по II разделу (2 часа). Раздел III. СССР-Россия в период 1953-2012 гг. (14 час). Тема 9. СССР в послесталинский период (1953-1985). Внутренняя политика СССР в 1953-1964 гг. Борьба за лидерство в высших эшелонах власти. Начало десталинизации страны. Реабилитация жертв политических репрессий в 1953-1955 гг. Социально-политическое и экономическое развитие страны во второй половине 50-х-начале 60-х гг. Социально-политическое и экономическое развитие СССР во второй половине 60-х-начале 80-х гг. Внутренняя политика страны в период руководства Л. И. Брежнева. «Наследство» Н. С. Хрущёва в управлении народным хозяйством и политика нового руководства страны. Ведущая роль А. Н. Косыгина в осуществлении экономических преобразований. Экономическая политика руководства КПСС в 70-х-начале 80х гг. Ю. В. Андропов во главе партии и государства. Избрание на пост Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко (февраль 1984 г.) и завершение периода «геронтократии». Характерные черты внешней политики СССР в 1953-1984 гг. Успехи и неудачи внешнеполитической деятельности СССР в направлении ослабления международной напряжённости и достижения допустимых компромиссов с ведущими странами Запада и их союзниками в 1953-1955 гг. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США к началу 70-х гг. как объективная предпосылка установления равновесия и относительной стабильности в биполярном мире СССР и страны Западной Европы в 70-е гг. Усиление международной напряжённости в мире в конце 70-х-начале 80-х гг. Тема 10. СССР-Россия в период перестройки и постперестроечное время (1985-2020) СССР к середине 80-х гг.: международное положение, характерные черты социальнополитического и экономического развития. Попытка реализации программы ускорения социально-экономического развития страны и реалии жизни. Банкротство политики ускорения и спонтанный переход к перестройке социально-экономической и политической жизни общества. Основные события конца 80-х гг.- начала 90-х гг. 1990 гг. в истории СССР. Обострение межнациональных отношений в стране, нарастание кризисных явлений в политической и социально-экономической жизни общества. 12 Усиление центробежных сил в СССР. Выработка, обсуждение и начало реализации плана стабилизации народного хозяйства и поэтапного перехода к рынку (весна-лето 1990 г.). События 1991-1993 гг. Окончательный распад СССР и рождение новой России. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в период развёртывания радикальных экономических реформ. Трагические события октября 1993 г. в Москве. Чеченская трагедия в 1996 г. Россия в 2000-2003 гг. Вступление В. В. Путина в должность президента РФ после победы на президентских выборах (май 2000 г.) и характерные черты его деятельности по укреплению государственной власти, формированию единого правового пространства на территории РФ и совершенствованию её федеративных основ. Россия в конце первого десятилетия XXI в. Повторительно-обобщающие и контрольные уроки по III разделу (2 часа). Раздел IV. Культурное развитие России-СССР в XX веке (7 часов.) Тема 11. Культура России в начале XX века (1900-1917). «Серебряный век» русской культуры. Народное образование и просвещение в России в начале XX в. Понятие «серебряный век» русской культуры, символизм и его мировоззренческие ориентации. Изобразительное и музыкальное искусство начала века. Выдающиеся композиторы и исполнители начала века. Развитие русской вокальной школы. Становление отечественного кинематографа. Религиозно-философский подъем начала ХХ в. Тема 12. Культурная жизнь в России-СССР (20-е-начало 80-х гг. XX в.). Октябрьская 1917 г. революция в России и её влияние на формирование новой ценностной ориентации российской культуры. Складывание основ советской культуры. Характерные черты развития народного образования в 20-30-е гг. Окончательное складывание советской системы школьного образования. Развитие науки в 20-30-е гг. Характерные черты развития литературы в 20-30-гг. Рождение новых организационноидеологических центров, творческих союзов в 20-е гг. и их направленность. Создание и деятельность творческих союзов художников в 20-е гг. Политика партии и государства на сворачивание деятельности отдельных творческих союзов и объединения художников в Союз советских художников (30-е гг.). Появление в 30-е гг. советских фильмов, поднимавших гражданскую и героико-патриотическую темы. Советская культура в годы Великой Отечественной войны. Роль многонациональной советской культуры и русской культуры как её духовного ядра в идейном противостоянии с германским нацизмом. «Оттепель» в культурной жизни советского общества. Политика государства в области образования. Советская культура в 70-начале 80-х гг. Достижения и проблемы в развитии науки. Контрольный урок по IV разделу (1 час). Повторение, обобщение, систематизация знаний (8час) № п.п. Учебно-тематический план Название тем и уроков Количество часов теория практика 1. Раздел I. Россия с конца XIX в. до 1917 г. (14 час) 1.1. Тема 1. Государство и общество в России в конце XIX – начале XX вв. (1894-1904). Предпосылки революции 1905-1907 г. 3 6 1.2. Тема 2. Россия между двумя революциями (1905-1917 гг.) 1 3 1.3. Контрольный урок по I разделу 2. Раздел II. Россия – СССР в период 1917-1953 гг.(25 час) 1 13 2.1. Тема 3. Россия в 1917 г. 2 2 2.2. Тема 4. Россия от Октябрьского 1917 г. политического переворота к Гражданской войне. Гражданская война в России (1917-1922). Тема 5. Государство и общество в России – СССР в 20-30-е гг. XX века. Тема 6. Международное положение и внешняя политика СССР в 20-30-е гг. XX века. СССР и международное сообщество накануне Великой Отечественной войны. Тема 7. Советский Союз во II мировой войне. Великая Отечественная война и освобождение народов Европы от гитлеризма (1941-1945). Тема 8. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. 2 3 2 2 1 2 2 2 1 2 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. Повторительно-обобщающие уроки и контрольные тренинги по II разделу. 3 Раздел III. СССР-Россия в 1953-2010 гг. (14 час) 23.1. Тема 9. СССР в послесталинский период (1953-1985). 3.2. 3.3. 4 4.1. 4.2. 4.3. Тема 10. СССР-Россия в период перестройки и постперестроечное время (1985-2012). Повторительно-обобщающие уроки и контрольные тренинги по III разделу. Раздел IV. Культурное развитие России-СССР в XX веке.(7 час) Тема 11. Культурная жизнь России в начале XX века (19001917). «Серебряный век» русской культуры 2 2 4 2 4 2 1 2 Тема 12. Культурная жизнь в России-СССР (20-е-начало 80х гг. XX в.). Контрольный урок по IV разделу. Обобщение и систематизация знаний (8 час) 1 2 3 1 5 Итого: 23 45 14 КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ (2024-2025 уч.год, 11 класс, 68 часов в год) Дата IV. №№ Темы п/п Россия с конца XIX в. до 1917 г. (14 час) 2. Государство и общество в России в конце XIX - начале XX вв. (1894-1904). Предпосылки революции 1905-1907 гг. 3. Русско-японская война (1904-1905) 4. Государство и общество в России в октябре 1905 - июне 1906 гг. 5. Итоги и значение первой русской революции 6. Парламентаризм в России 7. Деятельность государственной Думы 8. Реформаторский курс П. А. Столыпина. 9. Участие России в I мировой войне 10. Уроки первого года войны 11. Боевые действия русской армии в 1915 - 1916 гг. 12. Русская армия в 1917-1918 гг. 13. Брестский мир и выход страны из войны. 14. Контрольный урок 1. Россия – СССР в период 1917-1953 гг.(25 час) 15. Нацистская Германия и СССР накануне войны. 16. Первый этап войны. Битва за Москву 17. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. 18. Антигитлеровская коалиция 19. 20. Советский тыл и партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Государство и церковь в период войны 21. Блокада Ленинграда 22. Освобождение Красной Армией территории СССР от немецкофашистских захватчиков в 1944 г. Участие Красной Армии в освобождении стран Европы от гитлеризма. Окончательный разгром гитлеровской Германии (февраль-май 1945 г.) Берлинская операция и капитуляция Германии 23. 24. 25. 15 26. Разгром Японии и окончание II мировой войны. 27. Цена победы 28. Послевоенная Европа 29. 30. Внутренняя политика советского государства во второй половине 40-х-начале 50-х гг._ Восстановление экономики 31. Денежная реформа и отмена карточной системы 32. Культура и наука в послевоенный период 33. 34. Советское государство и общество во второй половины 40-хначала 50-х гг. Идеологический партийный контроль. 35. Сталинские репрессии (1952-1953). 36. Экономическое развитие СССР в 1946-1952 гг. 37. СССР и страны «третьего мира» в конце 40-х-начале 50-х гг. 38. Повторительно-обобщающий урок 39. Повторительно-обобщающий урок СССР-Россия в 1953-2010 гг.(14 час) 40. Внутренняя политика СССР в 1953-1964 гг. 41. 44. Начало десталинизации страны. Реабилитация жертв политических репрессий в 1953-1955 гг. Социально-политическое и экономическое развитие страны во второй половине 50-х-начале 60-х гг. Социально-политическое и экономическое развитие СССР во второй половине 60-х-начале 80-х гг. Характерные черты внешней политики СССР в 1953-1984 гг. 45. СССР-Россия в период перестройки и постперестроечное время 46. Усиление центробежных сил в СССР. 47. Распад СССР и рождение новой России. 48. Радикальные экономические реформы. 49. Президентство Путина В.В. и деятельность по укреплению 42. 43. государственной власти 50. Воссоединение Крыма с Россией 51. Россия в конце второго десятилетия XXI в. 52. Повторительно-обобщающий урок 53. Повторительно-обобщающий урок Культурное развитие России-СССР в XX веке.(7 час) 54. «Серебряный век» русской культуры. 16 55. Складывание основ советской культуры. 56. Складывание советской системы школьного образования. 57. Советская культура в годы Великой Отечественной войны. 58. «Оттепель» в культурной жизни советского общества. 59. Советская культура в 70-начале 80-х гг. 60. Контрольный урок Обобщение и систематизация знаний (8 час) 61 Обобщение и систематизация знаний 62 Обобщение и систематизация знаний 63 Обобщение и систематизация знаний 64 Обобщение и систематизация знаний 65 Обобщение и систематизация знаний 66 Обобщение и систематизация знаний 67 Обобщение и систематизация знаний 68 Обобщение и систематизация знаний Календарно-тематическое планирование составлено учебным графиком на 2024-2025 учебный год. в соответствии с календарным 17 18