Рабочая программа курса внеурочной деятельности Практикум по_истории России XX-XXI веков

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Нормативная база:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
“Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования”;
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413;
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
утвержденных постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП
2.4.3648-20, срок действия правил, утвержденных данным документом, ограничен
1 января 2027 года);
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее - СанПиН 1.2.3685-21, редакция от 30.12.2022, срок действия правил,
утвержденных данным документом, ограничен 1 марта 2027 года);
 Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников" (с изменениями на 21 мая 2024
года);
 Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий»;
 План внеурочной деятельности МАОУ-СОШ № 181 на 2024/2025 учебный год;
 Положение о рабочей программе курсов внеурочной деятельности
На освоение рабочей программы по плану ВД СОО (ФГОС) школы на 2024-2025 учебный год
отводится 68 часов в год/2 часа в неделю.

Возраст обучающихся – 17-18 лет.
Направление – общеинтеллектуальное. Программа – линейная.

2

На основании статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) при реализации образовательных
программ используются различные образовательные технологии, в том числе,
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, поэтому рабочая
программа предусматривает описание учебно-тематического плана с использованием
ДОТ. В случае необходимости и при согласии обучающихся и их родителей (законных
представителей) рабочая программа курса внеурочной деятельности может быть
реализована с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий.
Особенности реализации программы:
Актуальность
Программа курса ориентирована на обучающихся, выбравших учебный план
гуманитарного направления и акцентированных на сдачу ЕГЭ по истории и
обществознанию.
Предлагаемая программа курса ВД по истории России для учащихся 10-11 классов
предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся по актуальным
вопросам истории России XX- начала XXI вв.
Содержательно-мировоззренческая и воспитательная направленность программы
согласуется с основными целями современного историко-культурного стандарта как
научной основы содержания исторического образования, нацеленной на повышение
качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и
патриотизма, развитие компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС,
формирование культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Данная программа обеспечивает углубление и систематизацию знаний учащихся по
актуальным вопросам истории России XX - начала XXI вв. с учётом специфики итоговой
аттестации учащихся выпускных классов в формате ЕГЭ.
Методологической основой являются: принцип научности,
реализация
многофакторного подхода к изучению становления государства и общества в России,
исторический и антропологический и культурно-исторический подходы как основы
формирования содержания курса.
Завершающим этапом прохождения большинства тем становится участие
старшеклассников в тренингах, нацеленных на проверку их способности выполнять
задания различного типа, используемые в ЕГЭ применительно к изученному периоду
истории России.
Несколько отличается от представленного выше алгоритма методика изучения
вопросов культуры, так как их изучение нуждается в широком использовании на занятиях
аудиовизуальных средств обучения и компьютерных технологий. В этой связи важно
подчеркнуть, что именно на уроках по изучению вопросов культуры, активизирующих

3

эмоционально-чувственную сферу личности учителя и ученика, значительно повышается
роль и значимость учителя как носителя гуманистических ценностей. Тестовой материал
по данным темам рекомендуется использовать на уроках фрагментарно в контексте
решения развивающих и воспитательных задач и использования аудиовизуальных и
электронных носителей информации. Его систематическое изучение рекомендуется
предложить учащимся в качестве самостоятельной работы во внеурочное время.
Таким образом, в процессе реализации данной программы создаются оптимальные
условия для решения комплекса задач, связанных с обеспечением образовательных,
развивающих и воспитательных целей обучения на уроках истории в старших классах.
Возможными формами оценки результатов освоения курса могут быть:
оценка личных достижений учащихся в решении конкретных учебно-познавательных
заданий различного типа непосредственно на занятиях курса;
оценка достижений учащихся в выполнении ими заданий различного типа ЕГЭ по
конкретным темам программы;
оценка успехов учащихся в выполнении ими индивидуальных творческих заданий в
процессе реализации программы.
Возможными формами итоговой аттестации учащихся по окончании курса могут быть:
написание учащимся реферата по одной из заинтересовавших его тем курса с
последующим участием на внутришкольном, районном или городском конкурсах
исследовательских работ по истории России (данное участие считать желательным, но не
обязательным);
подготовка и защита докладов (рефератов) по изучаемым темам курса;
учёт индивидуальных достижений в процессе реализации коллективной деятельности
учащихся по конкретным темам курса;
участие в текущих и итоговых зачётных работах в формате ЕГЭ по темам курса.
К возможным формам самостоятельной деятельности учащихся в рамках данного курса
можно отнести:
индивидуальную работу учащихся с учебными материалами для решения учебнопознавательных задач в урочное время;
подготовку учащимися материалов к выступлению с докладами на уроках,
конференциях, написание рефератов во внеурочное время;
участие в тренировочных работах по выявлению умений и навыков учащихся выполнять
задания различных типов в формате ЕГЭ.
Говоря о методах обучения при реализации данной программы необходимо подчеркнуть,
что учитель должен руководствоваться принципами их соответствия (адекватности)
особенностям содержания конкретных уроков и многообразия форм и методов обучения,
используемых в учебном процессе.
Основная форма проведения занятий – практикум.
При проведении практикумов предлагается использовать различные виды заданий
- как знакомые учащимся (составление сложного плана, хронологической таблицы,
конспектирование), так и недостаточно освоенные в основной школе, например:
а н н о т а ц и я – краткая характеристика содержания текста; р е ц е н з и я (от франц.
«рассмотрение») – газетно-журнальный жанр, предполагающий критический анализ и
оценку, отзыв на что-либо; р е з ю м е (от франц. «излагать вкратце») – краткое
изложение речи, статьи, краткие выводы; с о о б щ е н и е – краткое изложение

4

определенной проблемы, вопроса (4– 6 минут), справка о чем-либо; э с с е (от франц.
«опыт, наброски») – это жанр прозы, сочетающий в себе подчеркнуто индивидуальную
позицию
автора
с
непринужденным,
часто
парадоксальным
изложением,
ориентированным на разговорную речь.
Д о к л а д не является основной формой
работы на практических занятиях, однако есть ряд вопросов, которые только выиграют от
лаконичного и компактного освещения их в одном выступлении. Доклад не должен
представлять собой простой пересказ почерпнутых в литературе сведений. Задачей
доклада является самостоятельная и углубленная разработка предложенного вопроса с
привлечением дополнительной литературы. Он должен содержать результаты
самостоятельной работы над историографией и источниками, попытку организации
материала в соответствии с собственным видением главных сторон проблемы. При этом
важным элементом занятия, на котором представляется доклад, становится его о б с у ж д
е н и е, что в итоге должно привести к формированию у каждого ученика четких
представлений о важнейших аспектах изучаемого вопроса. Также предложены задания:
дать аргументированный п р о г н о з развития процессов и явлений; составить
развернутую характеристику исторических персоналий, когда от ученика требуются
умения проследить историческую обусловленность, мотивы деятельности того или иного
человека, раскрыть его взгляды, черты характера, представить различные оценки его
жизнедеятельности и др. Для максимально осмысленного планирования учащимися своей
учебной деятельности все темы занятий, рекомендуемую литературу и примерные сроки
подготовки семинаров, докладов и т.п. целесообразно сообщить в начале практикума,
например, разместить на стенде.
Контроль знаний осуществляется с помощью
●
устного опроса,
●
письменного опроса,
●
комплексного анализа текста,
● а также формы контроля, предусматривающие самоанализ.
●
Форма подведения итогов – пробный экзамен по истории (по КИМ ЕГЭ), защита
проекта (проектного задания), портфолио творческих работ, написание эссе, решение
практических заданий, творческая работа (мини-сочинение с использованием анализа
исторического источника) и др.
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа ориентирована на использование уч.пособия:
Артасов, И.А. ЕГЭ. История. Большой сборник тематических заданий для подготовки к
единому государственному экзамену / И.А. Артасов, О.Н. Мельникова. - М.: АСТ, 2019
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Зуев М. Н., Лавренов С.Я. История
России: учебник и практикум для среднего профессионального образования – 4 изд., испр.
и доп. – Москва, издательство Юрайт, 2019
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1.
Барабанов, В.В. ЕГЭ. История. Новый полный справочник школьника для
подготовки к ЕГЭ / В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков. - М.: АСТ, 2019.
2.
Баранов, П.А. ЕГЭ. История России в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ /
П.А. Баранов. - М.: АСТ, 2018.
3.
Маркин, С.А. ЕГЭ. История. Задание 25. Историческое сочинение. Алгоритм
выполнения и примеры / С.А. Маркин. - М.: Омега-Л, 2019.
4.
Нагаева, Г. История России в формате ЕГЭ. Древность и Средневековье / Г.
Нагаева. - Рн/Д: Феникс, 2020.
5.
Филиппова, Е.Ю. История. ЕГЭ. Личности отечественной и всеобщей истории /
Е.Ю. Филиппова; под ред. Маркина С.А.. - М.: Омега-Л, 2021

5

Информационные ресурсы в сети Интернет:
−
www.wikipedia. u Универсальная энциклопедия « Википедия».
−
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
−
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
−
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте
представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной
защиты, методики обучения
−
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
−
http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения.
Информация для педагогов
−
http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
−
http://www.fipi.ru - ФИПИ
−
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации,
внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
−
http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
−
http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая
ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
−
http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
−
http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории.
Подробные биографии, документы,
статьи, карты
−
http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
−
http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал
Дистанционные образовательные ресурсы:
1.
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
2.
https://infourok.ru Ведущий образовательный портал
3.
https://vpr.sdamgia.ru Подготовка к всероссийским проверочным работам
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
1.
мультимедийная установка
2.
интерактивная доска
3.
компьютер
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
II.

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

Личностные результаты:
− формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося;
− усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур;

6

− воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве.
− формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая
когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
− формирование представления о территории и границах России, знание основных
исторических событий развития государственности и общества; знание истории края, его
достижений и культурных традиций;
− формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за
свою страну;
− формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе
переговоров;
−
воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам
− уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование
межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
− формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
− развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей
функции познавательного мотива;
−
формирование готовности к выбору профильного образования.
Метапредметные результаты:
− развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
− формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
− формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по
результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
− формирование
способности
к
проектированию;
практическое
освоение
обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
−
формирование умений работать в группе;
−
формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
− формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои
действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
− приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы
коммуникативной компетентности;
− создание условий для
практического
освоению
морально-этических
и
психологических принципов общения и сотрудничества;
− формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с
информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
− систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
− выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
7

− усовершенствование умения передавать
информацию
в
устной
форме,
сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е.
сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными
компонентами).
− формирование умения использовать информацию для установления причинноследственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных
учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
−
формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
− формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
− формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
−
формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения,
прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
− формирование умения формулировать собственное
мнение
и
позицию,
аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для оппонентов образом;
− формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный
проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
−
формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут
быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
− формирование умения использовать некоторые методы получения знаний,
характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы,
описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование
статистических данных, интерпретация фактов;
− формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
− формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически
относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
− формирование умения видеть и комментировать связь научного знания и
ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и
применении научного знания.
− формирование умения преобразовывать текст, используя новые формы
представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе
динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного
представления данных к другому;
− формирование умения связывать информацию, обнаруженную в тексте,
со
знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
− формирование умения подвергать сомнению
достоверность
имеющейся
информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, обнаруживать
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
− формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в
работе с одним или несколькими источниками
−
формирование умения давать определения понятиям;
−
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
8

−
формирование умения обобщать понятия - осуществлять логическую операцию
перехода от видовых признаков к родовому понятию,
−
формирование умения строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
−
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
−
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из
раздела дидактических единиц;
−
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
−
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
−
представлять культурное наследие России и других стран;
−
работать с историческими документами;
−
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
−
критически анализировать информацию из различных источников;
−
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
−
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
−
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
−
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
−
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
−
читать легенду исторической карты;
−
владеть основной современной терминологией исторической науки,
предусмотренной программой;
−
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
−
оценивать роль личности в отечественной истории;
−
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории и существующих
в науке их современных версиях и трактовках.
Основные ожидаемые результаты обучения: учащиеся смогут пользоваться
современными
информационными
технологиями
для
поиска
информации;
систематизировать и структурировать информационный материал по определенной
проблеме; интерпретировать различные исторические источники, делать обоснованные
выводы; обобщать, публично представлять результаты учебно-исследовательской,
творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
III.

С

Методы и формы организации учебного процесса.
Используются активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа,
практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование,
эвристическая беседа, практические работы (практикумы), написание исторического
сочинения (эссе), исследовательские работы, презентации результатов, дискуссии,
учебные проекты, работа в группах.
Раздел I. Россия с конца XIX в. до 1917 г. (14 часов).
9

Тема 1. Государство и общество в России в конце XIX - начале XX вв. (1894-1904).
Предпосылки революции 1905-1907 гг.
Система государственной власти и управления в Российской империи на рубеже XIX-XX
вв. Сущность Верховной самодержавной власти и её место в системе российской
государственности. Основные органы государственной власти и управления на рубеже
XIX-XX вв. Сословия и классы в России в конце XIX-начале XX вв. Характерные черты
правления Николая II в 1894-1904 гг. Проблемы политического, экономического и
социального развития страны и способы их разрешения. Деятельность С. Ю. Витте на
посту министра финансов (1892-1903). Предпосылки революции 1905-1907 гг. в России.
Русско-японская война (1904-1905) и её дестабилизирующее влияние на состояние
российского общества накануне революции. Характерные черты и противоречия
социально-экономического и политического развития России в начале XX в.
Тема 2. Россия от Первой Русской революции до 1917 г.
Начало и развитие Первой русской революции. Влияние трагедии 9 января на
последующие события в стране. Россия в январе-сентябре 1905 г. Попытки правительства
консолидировать общество перед внутренней и внешней угрозой. Государство и
общество в октябре-декабре 1905 г. Государство и общество в России в октябре 1905 июне 1906 гг. Первый опыт отечественного конституционализма и парламентаризма.
Деятельность I
Государственной Думы (27 апреля - 8 июля 1906 г.). Деятельность II Государственной
Думы (20 февраля - 2 июня 1907 г.). Реформаторский курс П. А. Столыпина. П. А.
Столыпин и III Государственная Дума (1 ноября 1907-9 июня 1912 гг.). Покушение на
Столыпина в Киеве (1 сентября 1911г.) и смерть реформатора. Россия в период
деятельности IV Государственной Думы (15 ноября 1912 г. - 25 февраля 1917 г.). Участие
России в I мировой войне. Итоги и уроки первого года войны для России. Боевые
действия русской армии в 1915 г. Наступательные операции русской армии на фронтах
войны в
1916 г. Русская армия в 1917-1918 гг. Февральская и Октябрьская 1917 г. революция в
России. Разложение русской армии и развал Восточного фронта. Брестский мир и выход
страны из войны.
Контрольный урок по I разделу (1 час).
Основные тенденции истории России в конце XIX -начале XX века.
Раздел II. Россия-СССР в период 1917 - 1953 гг. (25 часов.)
Тема 3. Россия в 1917 г.
Февральская 1917 г. революция в России. Россия накануне социально-политического
«взрыва». Предпосылки революции. Формирование Временного правительства России во
главе с князем Г. Львовым как результат политического компромисса между
либеральными и революционно-демократическими (социалистическими)
силами
общества (2 марта 1917 г.)
Февральская революция как стихийное взаимодействие двух потоков революции
- «революции «сверху» («революции умов»), подготовленной и осуществлённой
либеральной интеллигенцией и «революции «снизу» - стихийного движения рабочих и
солдатских масс против тягот изнурительной войны. Феномен двоевластия в России.
Революция 1917 г. в России от Февраля к Октябрю: динамика событий. Возвращение в
Россию из эмиграции В. И. Ленина и активизация политической деятельности
большевиков (3 апреля 1917 г. Провозглашение России республикой (1 сентября 1917 г.).
Октябрьский 1917 г. политический переворот в России и приход к власти большевиков. II
Всероссийский съезд Советов (25-27 октября 1917 г.) и его решения. Политические,
социальные и экономические преобразования большевиков после взятия власти (ноябрьдекабрь 1917 г.)
Тема 4. Россия от Октябрьского 1917 г. политического переворота к Гражданской войне.
Гражданская война в России (1917-1922 гг.)
10

Октябрьский 1917 г. политический переворот и появление первых очагов
военнополитического противостояния в России. Начало «сползания» России к
Гражданской войне (октябрь 1917 - апрель 1918 гг.). Укрепление власти большевиков и
судьба Учредительного собрания. Заключение Брестского сепаратного мира и выход
России из войны. Брестский мир и окончательный крах надежд большевиков на
революцию в
Европе. Внутренняя политика большевиков весной-летом 1918 г. и дальнейшая
поляризация общественно-политических сил в стране. Гражданская война на Юге России
в 1918 г. Закрепление основных положений политики «военного коммунизма». Боевые
действия на Восточном фронте. Борьба с адмиралом Колчаком (1919-начало 1920 гг.).
Боевые действия на Южном фронте. Красная Армия в боях с Вооружёнными Силами Юга
России (ВСЮР) (1919-начало 1920 гг.). Боевые действия Красной Армии на завершающем
этапе Гражданской войны. Война с Польшей, разгром Врангеля (1920). Советско-польская
война (апрель-октябрь 1920 г.): ход боевых действий и результаты. Причины победы
Красной Армии и поражения Белого движения. Образование СССР (1922). Принятие
первой Конституции СССР (1924).
Тема 5. Государство и общество в России-СССР в 20-30-е гг. XX века.
Политика «военного коммунизма» как закономерное следствие развития радикальных
революционных преобразований большевиков и Гражданской войны. Соотношение
Кризис «военного коммунизма» в 1920-1921 гг. Переход к НЭПу. Углубление новой
экономической политики (1922-1925) и пределы её развития. Формирование в
руководстве страны политической установки на необходимость ускоренных темпов
проведения индустриализации (1926-1928). Подготовка и начало осуществления I
пятилетнего плана в СССР (1928/29-1932). Стройки I-ой пятилетки. Продолжение
форсированной индустриализации. Успехи и «издержки» индустриализации.
Коллективизация сельского хозяйства в СССР. Становление авторитарно-репрессивного
режима в СССР. Социальнополитические, экономические и социально-психологические
факторы, способствовавшие формированию авторитарно-репрессивной системы.
Усиление репрессивной политики государства против различных групп и слоёв общества
в конце 20-х-начале 30-х гг. Убийство С. М. Кирова (1 декабря 1934 г.) и ужесточение
авторитарно-репрессивного режима. Организация сталинским руководством судебных
политических процессов в СССР (1934-1936) и усиление репрессий против оппозиции.
Тема 6. Международное положение и внешняя политика СССР в 20-30-е гг. XX века.
СССР и международное сообщество накануне Великой Отечественной войны.
Международное положение и внешняя политика СССР в начале 20-х гг. Коминтерн и
новые реалии внешней политики большевистской России. Международное положение
СССР к середине 20-х гг. XX в. Год признаний СССР (1924). Основные направления
внешней политики СССР во второй половине 20-х гг. Международные отношения и
внешняя политика СССР в 1935-1937 гг. Внешняя политика СССР в условиях краха идеи
создания системы коллективной безопасности в Европе и увеличения числа локальных
конфликтов. «Сползание» к II мировой войне (1938-1939). Внешняя политика СССР в
условиях начала II мировой войны (1939-1941). Последние внешнеполитические акции
СССР накануне Великой Отечественной войны.
Тема 7. Советский Союз во II мировой войне. Великая Отечественная война и
освобождение народов Европы от гитлеризма (1941-1945).
Нацистская Германия и СССР накануне войны. Нападение гитлеровской армии на СССР и
начало боевых действий на всех направлениях. Г. К. Жуков во главе обороны Ленинграда
(11 сентября - 6 октября 1941 г.). Мероприятия по укреплению руководящей роли Центра
в управлении фронтом и тылом. Внешнеполитическая деятельность. Начало
формирования антигитлеровской коалиции. Битва за Москву (октябрь-декабрь 1941 г.).
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Советский тыл и партизанское
движение в годы Великой Отечественной войны. Роль многонациональной советской
11

культуры и русской культуры как её духовного стержня а в идейном противостоянии с
германским нацизмом. Эволюция взаимоотношений советского государства и Русской
Православной Церкви в период войны. План «Ост». Становление и развитие
партизанского движения и подполья на захваченных территориях. Освобождение Красной
Армией территории СССР от немецко-фашистских захватчиков в 1944 г. Участие Красной
Армии в освобождении стран Европы от гитлеризма. Окончательный разгром
гитлеровской Германии (февраль-май 1945 г.). Берлинская операция Красной Армии (16
апреля-2 мая 1945 г.). Разгром Японии и окончание II мировой войны. Обсуждение
судьбы послевоенной Европы и международных отношений.
Тема 8. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.
Внутренняя политика советского государства во второй половине 40-х-начале 50-х
гг._Превращение Советского Союза к концу войны в одну из могущественных
сверхдержав. Рост международного авторитета СССР. Цена победы. Советское
государство и общество во второй половины 40-х-начала 50-х гг. Усиление контроля со
стороны идеологических органов партии и государства за развитием культуры и науки в
послевоенный период. Последний всплеск сталинских репрессий (1952-1953).
Характерные черты послевоенного восстановительного периода развития экономики в
СССР (середина 40-х-начало 50-х гг.). Экономическое развитие СССР в 1946-1952 гг.
Отмена карточно-распределительной системы (1947). Денежная реформа 1947 г.
Углубление внешнеполитической конфронтации между СССР, Англией и США и переход
к состоянию холодной войны (конец 1945-1947 гг.). Начало военно-политической
консолидации стран Запада и ускорение гонки вооружений. СССР и страны «третьего
мира» в конце 40-х-начале 50-х гг.
Повторительно-обобщающее занятие по II разделу (2 часа).
Раздел III. СССР-Россия в период 1953-2012 гг. (14 час).
Тема 9. СССР в послесталинский период (1953-1985).
Внутренняя политика СССР в 1953-1964 гг. Борьба за лидерство в высших эшелонах
власти. Начало десталинизации страны. Реабилитация жертв политических репрессий в
1953-1955 гг. Социально-политическое и экономическое развитие страны во второй
половине 50-х-начале 60-х гг. Социально-политическое и экономическое развитие СССР
во второй половине 60-х-начале 80-х гг. Внутренняя политика страны в период
руководства Л. И. Брежнева. «Наследство» Н. С. Хрущёва в управлении народным
хозяйством и политика нового руководства страны. Ведущая роль А. Н. Косыгина в
осуществлении экономических преобразований. Экономическая политика руководства
КПСС в 70-х-начале 80х гг. Ю. В. Андропов во главе партии и государства. Избрание на
пост Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко (февраль 1984 г.) и завершение
периода «геронтократии». Характерные черты внешней политики СССР в 1953-1984 гг.
Успехи и неудачи внешнеполитической деятельности СССР в направлении ослабления
международной напряжённости и достижения допустимых компромиссов с ведущими
странами Запада и их союзниками в 1953-1955 гг. Достижение военно-стратегического
паритета СССР и США к началу 70-х гг. как объективная предпосылка установления
равновесия и относительной стабильности в биполярном мире СССР и страны Западной
Европы в 70-е гг. Усиление международной напряжённости в мире в конце 70-х-начале
80-х гг.
Тема 10. СССР-Россия в период перестройки и постперестроечное время (1985-2020)
СССР к середине 80-х гг.: международное положение, характерные черты социальнополитического и экономического развития. Попытка реализации программы ускорения
социально-экономического развития страны и реалии жизни. Банкротство политики
ускорения и спонтанный переход к перестройке социально-экономической и
политической жизни общества. Основные события конца 80-х гг.- начала 90-х гг. 1990 гг.
в истории СССР. Обострение межнациональных отношений в стране, нарастание
кризисных явлений в политической и социально-экономической жизни общества.
12

Усиление центробежных сил в СССР. Выработка, обсуждение и начало реализации плана
стабилизации народного хозяйства и поэтапного перехода к рынку (весна-лето 1990 г.).
События 1991-1993 гг. Окончательный распад СССР и рождение новой России.
Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в период развёртывания
радикальных экономических реформ. Трагические события октября 1993 г. в Москве.
Чеченская трагедия в 1996 г. Россия в 2000-2003 гг. Вступление В. В. Путина в должность
президента РФ после победы на президентских выборах (май 2000 г.) и характерные
черты его деятельности по укреплению государственной власти, формированию единого
правового пространства на территории РФ и совершенствованию её федеративных основ.
Россия в конце первого десятилетия XXI в.
Повторительно-обобщающие и контрольные уроки по III разделу (2 часа).
Раздел IV. Культурное развитие России-СССР в XX веке (7 часов.)
Тема 11. Культура России в начале XX века (1900-1917). «Серебряный век» русской
культуры.
Народное образование и просвещение в России в начале XX в. Понятие «серебряный век»
русской культуры, символизм и его мировоззренческие ориентации. Изобразительное и
музыкальное искусство начала века. Выдающиеся композиторы и исполнители начала
века. Развитие русской вокальной школы. Становление отечественного кинематографа.
Религиозно-философский подъем начала ХХ в.
Тема 12. Культурная жизнь в России-СССР (20-е-начало 80-х гг. XX в.).
Октябрьская 1917 г. революция в России и её влияние на формирование новой ценностной
ориентации российской культуры. Складывание основ советской культуры. Характерные
черты развития народного образования в 20-30-е гг. Окончательное складывание
советской системы школьного образования. Развитие науки в 20-30-е гг. Характерные
черты развития литературы в 20-30-гг. Рождение новых организационноидеологических
центров, творческих союзов в 20-е гг. и их направленность. Создание и деятельность
творческих союзов художников в 20-е гг. Политика партии и государства на сворачивание
деятельности отдельных творческих союзов и объединения художников в Союз советских
художников (30-е гг.). Появление в 30-е гг. советских фильмов, поднимавших
гражданскую и героико-патриотическую темы. Советская культура в годы Великой
Отечественной войны. Роль многонациональной советской культуры и русской культуры
как её духовного ядра в идейном противостоянии с германским нацизмом. «Оттепель» в
культурной жизни советского общества. Политика государства в области образования.
Советская культура в 70-начале 80-х гг. Достижения и проблемы в развитии науки.
Контрольный урок по IV разделу (1 час).
Повторение, обобщение, систематизация знаний (8час)
№
п.п.

Учебно-тематический план
Название тем и уроков

Количество часов
теория

практика

1. Раздел I. Россия с конца XIX в. до 1917 г. (14 час)
1.1.

Тема 1. Государство и общество в России в конце XIX – начале
XX вв. (1894-1904). Предпосылки революции 1905-1907 г.

3

6

1.2.

Тема 2. Россия между двумя революциями (1905-1917 гг.)

1

3

1.3.

Контрольный урок по I разделу

2.

Раздел II. Россия – СССР в период 1917-1953 гг.(25 час)

1

13

2.1.

Тема 3. Россия в 1917 г.

2

2

2.2.

Тема 4. Россия от Октябрьского 1917 г. политического
переворота к Гражданской войне. Гражданская война в России
(1917-1922).
Тема 5. Государство и общество в России – СССР в 20-30-е гг.
XX века.
Тема 6. Международное положение и внешняя политика СССР в
20-30-е гг. XX века. СССР и международное сообщество
накануне Великой Отечественной войны.
Тема 7. Советский Союз во II мировой войне. Великая
Отечественная война и освобождение народов Европы от
гитлеризма (1941-1945).
Тема 8. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.

2

3

2

2

1

2

2

2

1

2

2.3.
2.4.

2.5.

2.6.
2.7.

Повторительно-обобщающие уроки и контрольные тренинги по
II разделу.

3

Раздел III. СССР-Россия в 1953-2010 гг. (14 час)

23.1. Тема 9. СССР в послесталинский период (1953-1985).
3.2.
3.3.
4
4.1.

4.2.
4.3.

Тема
10.
СССР-Россия
в
период
перестройки
и
постперестроечное время (1985-2012).
Повторительно-обобщающие уроки и контрольные тренинги по
III разделу.
Раздел IV. Культурное развитие России-СССР в XX веке.(7
час)
Тема 11. Культурная жизнь России в начале XX века (19001917). «Серебряный век» русской культуры

2

2

4

2

4
2

1

2

Тема 12. Культурная жизнь в России-СССР (20-е-начало 80х гг.
XX в.).
Контрольный урок по IV разделу.
Обобщение и систематизация знаний (8 час)

1

2

3

1
5

Итого:

23

45

14

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ
ТЕМЫ
(2024-2025 уч.год, 11 класс, 68 часов в год)
Дата
IV.

№№

Темы

п/п
Россия с конца XIX в. до 1917 г. (14 час)

2.

Государство и общество в России в конце XIX - начале XX вв.
(1894-1904).
Предпосылки революции 1905-1907 гг.

3.

Русско-японская война (1904-1905)

4.

Государство и общество в России в октябре 1905 - июне 1906 гг.

5.

Итоги и значение первой русской революции

6.

Парламентаризм в России

7.

Деятельность государственной Думы

8.

Реформаторский курс П. А. Столыпина.

9.

Участие России в I мировой войне

10.

Уроки первого года войны

11.

Боевые действия русской армии в 1915 - 1916 гг.

12.

Русская армия в 1917-1918 гг.

13.

Брестский мир и выход страны из войны.

14.

Контрольный урок

1.

Россия – СССР в период 1917-1953 гг.(25 час)

15.

Нацистская Германия и СССР накануне войны.

16.

Первый этап войны. Битва за Москву

17.

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

18.

Антигитлеровская коалиция

19.
20.

Советский тыл и партизанское движение в годы Великой
Отечественной войны.
Государство и церковь в период войны

21.

Блокада Ленинграда

22.

Освобождение Красной Армией территории СССР от немецкофашистских захватчиков в 1944 г.
Участие Красной Армии в освобождении стран Европы от
гитлеризма.
Окончательный разгром гитлеровской Германии (февраль-май
1945 г.)
Берлинская операция и капитуляция Германии

23.
24.
25.

15

26.

Разгром Японии и окончание II мировой войны.

27.

Цена победы

28.

Послевоенная Европа

29.
30.

Внутренняя политика советского государства во второй половине
40-х-начале 50-х гг._
Восстановление экономики

31.

Денежная реформа и отмена карточной системы

32.

Культура и наука в послевоенный период

33.
34.

Советское государство и общество во второй половины 40-хначала 50-х гг.
Идеологический партийный контроль.

35.

Сталинские репрессии (1952-1953).

36.

Экономическое развитие СССР в 1946-1952 гг.

37.

СССР и страны «третьего мира» в конце 40-х-начале 50-х гг.

38.

Повторительно-обобщающий урок

39.

Повторительно-обобщающий урок
СССР-Россия в 1953-2010 гг.(14 час)

40.

Внутренняя политика СССР в 1953-1964 гг.

41.

44.

Начало
десталинизации
страны.
Реабилитация
жертв
политических репрессий в 1953-1955 гг.
Социально-политическое и экономическое развитие страны во
второй половине 50-х-начале 60-х гг.
Социально-политическое и экономическое развитие СССР во
второй половине 60-х-начале 80-х гг.
Характерные черты внешней политики СССР в 1953-1984 гг.

45.

СССР-Россия в период перестройки и постперестроечное время

46.

Усиление центробежных сил в СССР.

47.

Распад СССР и рождение новой России.

48.

Радикальные экономические реформы.

49.

Президентство Путина В.В. и деятельность по укреплению

42.
43.

государственной власти
50.

Воссоединение Крыма с Россией

51.

Россия в конце второго десятилетия XXI в.

52.

Повторительно-обобщающий урок

53.

Повторительно-обобщающий урок
Культурное развитие России-СССР в XX веке.(7 час)

54.

«Серебряный век» русской культуры.
16

55.

Складывание основ советской культуры.

56.

Складывание советской системы школьного образования.

57.

Советская культура в годы Великой Отечественной войны.

58.

«Оттепель» в культурной жизни советского общества.

59.

Советская культура в 70-начале 80-х гг.

60.

Контрольный урок
Обобщение и систематизация знаний (8 час)

61

Обобщение и систематизация знаний

62

Обобщение и систематизация знаний

63

Обобщение и систематизация знаний

64

Обобщение и систематизация знаний

65

Обобщение и систематизация знаний

66

Обобщение и систематизация знаний

67

Обобщение и систематизация знаний

68

Обобщение и систематизация знаний

Календарно-тематическое планирование составлено
учебным графиком на 2024-2025 учебный год.

в соответствии с календарным

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».