Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Практическая физика» в 10-11 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в соответствии с Федеральной образовательной программой среднего общего образования, с учетом Программы воспитания МАОУ - СОШ № 181. Рабочая программа разработана на основе программы: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Методы решения физических задач». Цели и задачи Основными целями курса «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА» для 10-11 классов, в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, являются: 1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний; 2. Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; 3. Формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач; 4. Применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания. Соответственно, задачами данного курса являются: 1. Углубление и систематизация знаний учащихся; 2. Усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач; 3. Овладение основными методами решения задач. Программа «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА.» предназначена в качестве курса по выбору ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО направления для учащихся 11 класса. Возраст учащихся 15-17 лет. Срок реализации программы 2 года. Программы курса разработана из расчета общего количества часов в год (34 часа), 68 часов за два года обучения. Для реализации рабочей программы возможно использование электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Планируемые результаты Личностные результаты: 1. Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общения, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; 3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 4. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода; 5. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметные результаты: Регулятивные В процессе решения задачи ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные В процессе решения задач осуществляется знакомство с физическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи, учатся работать в парах, группах, фронтально. Познавательные В предлагаемом курсе физики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, объяснений физических явлений, поиска решения задач у учеников формируются и развиваются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации, используя при решении самых разных физических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с физическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Предметные результаты: 1. Формировать представления о закономерной связи и познания природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики; 2. Формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомномолекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики; 3. Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешности любых измерений; 4. Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; 5. Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; 6. Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья; 7. Формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов. Основная форма организации деятельности – проектная деятельность. Итоги реализации программы 10 класса будут представлены на промежуточной защите проектов, 11 класса будут представлены через защиту проектов учащихся на школьной конференции. Содержание рабочей программы 10 класс № п/п 1. 2. 3. 4. Раздел Физическая Классификация задач Основные изучаемые вопросы задача. Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. Правила и приемы решения Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с физических задач текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д. Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: перемещение, путь. Графическое Кинематика, динамика, статика представление движения равномерного движения. Графический и координатный способы решения задач на равномерное движение. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости движения. Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Графическое представление равноускоренного движения. Графический и координатный способы решения задач на равноускоренное движение. Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием. Законы сохранения Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике международных олимпиад. Конструкторские задачи. 5. Строение и свойства жидкостей и твёрдых 6. Основы термодинамики газов, Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. Конструкторские задачи. 11 класс № п/п 1. Раздел Основные изучаемые вопросы Электрическое поле. Постоянный электрический ток. Постоянный электрический ток в различных средах. Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи. 2. Магнитное поле. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. 3. Электромагнитные колебания и волны. 4. Квантовые свойства. Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор. Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения. Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др. Квантовые свойства света. Алгоритм решения задач на фотоэффект. Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада. Качественные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи. Тематическое планирование курса "ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА" № п/п Кол-во часов Раздел 10 класс 1 Физическая задача. Классификация задач. 2 2 Правила и приемы решения физических задач. 2 3 Кинематика, динамика, статика. 11 4 Законы сохранения. 7 5 Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых. 6 6 Основы термодинамики. 4 7 Представление проекта. 2 11 класс 11 2 Электрическое поле. Постоянный электрический ток. Постоянный электрический ток в различных средах. Магнитное поле. 3 Электромагнитные колебания и волны. 12 4 Квантовые свойства. 6 5 Защита проекта. 2 1 ИТОГО : 68 ЧАСОВ 3 Календарно-тематическое планирование курса "ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА" 10 класс № п/п 1 2 3 4 5 Дата план факт Тема Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения и решение задач на равномерное движение различными способами (координатный и графический). 6 Решение задач на определение средней скорости. Графический способ определения средней скорости. 7 8 Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Координатный метод решения задач по механике. Формы организации Беседа Индивидуал ьная работа Виды деятельности Познавательн ая деятельность Проблемноценностное общение, проектная деятельность Беседа Практическо е занятие Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Лекция Практическо е занятие Лекция Беседа Проблемноценностное общение, проектная деятельность Познавательн ая деятельность Проблемноценностное общение, проектная деятельность 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием. Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике международных олимпиад. Практическо е занятие Проблемноценностное общение, проектная деятельность Индивидуал ьная работа Познавательн ая деятельность Лекция Познавательн ая деятельность Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Практическо е занятие Беседа Беседа Индивидуал ьная работа 21 Конструкторские задачи 22 Конструкторские задачи 23 Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярнокинетической теории (МКТ). Игра 24 Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Практическо е занятие 25 Проблемноценностное общение Познавательн ая деятельность Проектная деятельность Познавательн ая деятельность, игровая деятельность Познавательн ая деятельность, проектная деятельность 26 27 28 Практическо Задачи на описание явлений поверхностного е занятие слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Количественные задачи. Устный диалог при Игра решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Познавательн ая деятельность, игровая деятельность Познавательн ая деятельность Практическо е занятие 30 Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. 31 Конструкторские задачи Индивидуал ьная работа Проектная деятельность 32 Конструкторские задачи 33 Практическая часть: подготовка выступления Практическо е занятие Проектная деятельность 34 Практическая часть: презентация выступления 29 № п/п 1 2 3 4 Календарно-тематическое планирование курса "ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА" 11 класс Дата Формы Виды Раздел план факт организации деятельности Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией. Решение задач конденсаторов. на описание Беседа Лекция Индивидуал ьная работа систем Практическо е занятие 5 Законы последовательного и параллельного соединений. 6 Задачи разных видов на описание Игра электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи. Познавательн ая деятельность Проблемноценностное общение, проектная деятельность Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Познавательн ая деятельность, игровая деятельность 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Задачи разных видов на описание Практическо электрических цепей постоянного е занятие электрического тока с помощью закона Джоуля — Ленца, расчет КПД электроустановок. Индивидуал Конструкторские задачи ьная работа Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Проектная деятельность Практическо е занятие Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Проблемноценностное общение Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов. Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током. Сила Ампера. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца. Решение графических задач на определение силы Ампера и силы Лоренца. Беседа Практическо е занятие Практическо е занятие Задачи разных видов на описание явления Беседа электромагнитной индукции и самоиндукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Задачи на переменный электрический ток: Практическо характеристики переменного электрического е занятие тока. 17 Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор. 18 Задачи на описание различных свойств Практическо электромагнитных волн: скорость, е занятие отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы. Задачи на описание различных свойств Беседа электромагнитных волн: интерференция, дисперсия. Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: дифракция, поляризация. 19 20 21 Индивидуал ьная работа Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Проблемноценностное общение Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Проблемноценностное общение, проектная деятельность Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Проблемноценностное общение 22 23 24 Задачи на определение оптической схемы, Практическо содержащейся в «черном ящике»: е занятие конструирование, приемы и примеры решения. Экспериментальные задачи с использованием приборов. Игра Классификация задач по СТО и примеры их решения. 25 Конструкторские задачи. Индивидуал ьная работа 26 Конструкторские задачи. 27 Квантовые свойства света. Решение задач на фотоэффект и характеристики фотона. 28 Решение задач на характеристики фотона. 29 Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Решение задач на атомную и ядерную физику. 30 Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций. 31 Алгоритм решения задач радиоактивного распада. Конструкторские задачи. 32 33 Подготовка выступления. 34 Защита проекта. на Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Познавательн ая деятельность, игровая деятельность Проектная деятельность Лекция Познавательн ая деятельность Практическо е занятие Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Познавательн ая деятельность Лекция Практическо е занятие Индивидуал ьная работа Познавательн ая деятельность, проектная деятельность Проектная деятельность Индивидуал ьная работа Проектная деятельность закон Конференция