Рабочая программа элективного курса по географии Глобальная география

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Глобальная география» занимает особое место. Он завершает цикл школьного
географического образования и призван сформировать у учащихся глобальное мышление
и целостное представление планетарного сообщества людей, понимание основных
тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать
взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения
школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования,
задач социализации личности. Этот курс обобщает географические знания, полученные
учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших
проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном
уровне.
Программа предназначена для учащихся, изучающих географию в средней школе.
Главной задачей курса является содействие воспитанию человека, интересующегося
важнейшими тенденциями развития планеты в целом и России в частности,
обладающего чувством ответственности и необходимыми знаниями для решения задач
во всех сферах деятельности.
Данный курс призван помочь осознать учащимся, что с развитием прогресса мир не
становится безопаснее, а человечество пока не в силах ликвидировать ни одну из
глобальных угроз своему существованию, но в то же время может и должно попытаться
предотвратить опасность их возникновения. Глобальные проблемы человечества.
Новизна курса: программа ориентирована на изучение российскими школьниками
ключевых понятий в области глобальной географии, формирование у школьников общих
и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с проблемами
современности как общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Цель курса: в процессе изучения глобальных проблем человечества способствовать
формированию нравственного становления личности каждого учащегося, воспитанию
гражданского самосознания, экологической культуры поведения, ответственности и
активной жизненной позиции.
Курс призван способствовать решению следующих задач:
- Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно
важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и
общества.
- Формирование глобального мышления
- Развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального
характера.
- Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и
путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его
объектов и процессов, специфики проявления глобальных проблем в каждой стране.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами
мира, его регионов и крупнейших стран
- Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и
явлений;

- Вооружение учащихся специальными и общенаучными умениями, позволяющими им
самостоятельно «добывать» информацию географического характера по данному курсу,
включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы
Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов
международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других
странах и регионах мира, тенденций их возможного развития
- Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей среде.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении географии,
биологии, истории и обществознания. В процессе занятий учащиеся совершенствуют
умения работать с различными источниками информации при подготовке
исследовательских проектов.
Воспитательный потенциал реализуется через следующие формы: привлечение
внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор
соответствующих упражнений; использование воспитательных возможностей содержания
темы через подбор соответствующих задач для решения; использование воспитательных
возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе; включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока; побуждение обучающихся соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; применение групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися, что
формирует коммуникативные умения старшеклассников, учит эффективно работать в
команде Все работы предусматривают поисковый или творческий характер деятельности
обучающихся, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Глобалистика и география (1 час)
Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание
Глобалистика — учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и
общественных. «Пакет» этих проблем. Междисциплинарный характер глобалистики и
основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое,
экологическое, юридическое, прогностическое, географическое и др. Необходимость
мобилизации совместных усилий экономистов, социологов, экологов, юристов, химиков,
физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования глобальных
проблем. Глобализация и регионализация мира. Классификация глобальных проблем.
Глобальное моделирование. Взаимосвязь глобальных проблем.
Раздел II Современный лик Земли (7часов)
Планета Земля-место обитания человека. Первые шаги человека в освоении планеты.
Стремительные изменения лика Земли. Освоение новых территорий. Антропогенные
воздействия на отдельные компоненты природы. Антропогенные и культурные
ландшафты. Происхождение человека и «сапинтация». Человеческие расы. Этническая
мозаика мира. Динамика численности этносов, говорящих на языках главенствующих в

мире. Многоцветный мир народов. География религий. Христианство. Распространение
ислама. Локализация национальных религий. Формирование политической карты:
ретроспектива. Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической
карте. Территории и формы организации государства. Унитарное государство,
Федеративное государство, Конфедерация. Региональная дифференциация мира.
Типология государств. Конец биполярного мира и концепция мондиализма. Концепция
евразийства. Роль международного разделения труда. Международная специализация.
мировое хозяйство. Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных
хозяйств. Глобализация мировой экономики. Экономическая интеграция. Интеграционные
союзы мира. Внешняя торговля.
Практикумы:
1. Выявление изменения характера связи человека с окружающей средой на протяжении
истории
2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных
источников информации
3. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия
4. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей
продукции промышленности (по выбору)
Раздел III Глобальные проблемы человечества (16 часов)
Демографическая проблема. Демографический взрыв: его причины и последствия. Теория
демографического перехода. Развитые и слаборазвитые станы. Демографический оптимум
и демографическая политика. Демографическая обстановка в России. Проблема СеверЮг: проблема отсталости. Корни отсталости. Отсталость и географическая среда.
Параметры отсталости. ВВП на душу населения в России. Внешняя задолженность как
фактор отсталости. География отсталости. Продовольственная проблема. Источники
питания в прошлом и сейчас. Качество питания: нормы и факты. География голода.
Региональные типы питания. Голод и здоровье человечества. Причины голода.
Энергетическая проблема. Обеспеченность традиционными энергоресурсами и переход к
энергосберегающему типу экономики. Сырьевая проблема. Истощение земных недр.
Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация
мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис. Проблемы Мирового Океана. Освоение
биологических ресурсов океана. Освоение минеральных ресурсов океана. Использование
энергии океана. Другие проблемы Мирового океана Глобальный этнический кризис.
Конфликто образующие факторы и их географическая интерпретация. Принцип
тождественности государственных и национальных границ. Движение наций к
самоопределению. Старение наций. Ассимиляция и депопуляция этно меньшинств.
Россия и глобальный этнический кризис. Региональные проблемы. Сепаратизм и
региональные конфликты. Региональные конфликты на территории бывшего СССР.
Проблемы преступности. Криминальная обстановка в мире. Криминальная обстановка в
России. Проблема суицида. Проблема стихийных бедствий. Цунами. Землетрясения. Роль
мирового сообщества в борьбе с природными катастрофами. Антропогенные катастрофы.
Техногенные катастрофы. Проблема здоровья человека. География инфекционных
болезней. СПИД. Здоровье и долголетие. Проблема урбанизации. Урбанизация.
Региональные особенности урбанизации. Специфика урбанизации в СССР и России.
Кризис духовных ценностей. Культурная революция в Китае. Гонения на культуру в
СССР. Проблема исследования космоса.
Практикумы:
1. Составление классификационной таблицы: Крупнейшие страны мира по формам
правления».
2. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.
3. Определение территорий и акваторий для сооружения электростанций, работающих
на альтернативных источниках энергии, обозначение их на контурной карте

4. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира

Раздел IV. Геоэкология - фокус глобальных проблем (8 часов)
Биосфера как планетарная организация жизни. Живое вещество биосферы и его функции.
Гибель биосферы. Понятие о техно генезе. Экспоненциальный рост техногенной нагрузки
на среду. Глобальные следствия техно генеза. Загрязняющие вещества. Геоэкология и
глобальная экология. Оценка экологической обстановки. Геоэкология атмосферы.
Явление парникового эффекта. Истончение озонового слоя. Киотское соглашение.
Геоэкология гидросферы. Загрязнение гидросферы. Очистка сточных вод. Геоэкология
почв. Земельный фонд мира. Деградация земель. Социальная экология. Экология и
политика.
Основными формами занятий планируются лекции, семинары и практические работы.
Содержание данного элективного курса предполагает разнообразные виды учебнопознавательной деятельности учащихся, в том числе:
- Анализ географических и политических карт;
- Анализ статистических материалов, подготовка устных сообщений с использованием
различных источников информации: географических карт, материалов периодической
печати, сети Интернет.
Все работы предусматривают поисковый или творческий характер деятельности
школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.
Целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных
группами результатов и выводов для всего класса, т.к. она формирует коммуникативные
умения старшеклассников, учит эффективно работать в команде.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных методов обучения и
их сочетания:
1. Словесных (рассказ, учебная лекция, беседа),
2. Наглядных (иллюстрационных и демонстрационных),
3. Практических,
4. Проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой
учащихся;
5. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:
индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных
работ;
6. Объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного
изложения, исследовательского методов обучения.
Требования к уровню подготовки:
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие умения:
1. Искать, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию.
2. Использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и
справочную литературу, современные информационные технологии.
учащиеся должны знать:
1. сущность глобальных проблем и их возрастающую актуальность.
уметь:
2. работать с политической картой мира.
3. работать с картосхемами и диаграммами
4. использовать и применять данные СМИ и Интернета
Все работы предусматривают поисковый или творческий характер деятельности
школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.
Целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных

группами результатов и выводов для всего класса, т.к. она формирует коммуникативные
умения старшеклассников, учит эффективно работать в команде
Формы и вопросы контроля: Текущий, итоговый контроль
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ГЛОБАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому
и духовному многообразию;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий.
- трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
- экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы
информационной изобретательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования.
Предметные:
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№
п/
п

Наименование разделов и тем
программы

Колво
часов

Основные виды деятельности

1

Глобалистика и география

1

2

Современный лик Земли

7

3

Глобальные проблемы
человечества

16

4

Геоэкология-фокус
глобальных проблем

8

Приводить примеры
проявления глобальных
проблем, в решении которых
принимает участие
современная географическая
наука на региональном
уровне, в разных странах, в
том числе и России, примеры
взаимосвязи глобальных
проблем человечества,
примеры изменений
геосистем в результате
природных и антропогенных
воздействий
Выявлять особенности
размещения основных видов
природных ресурсов, их
главные месторождения и
территориальные сочетания.
Определять и сравнивать по
разным источникам
информации географические
тенденции развития
природных, социальноэкономических и
геоэкологических объектов,
процессов и явлений;
оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность
отдельных стран и регионов
мира.
Устанавливать численность и
динамику населения мира,
отдельных регионов и стран,
их этногеографическую
специфику; различия в уровне
и качестве жизни населения,
основные направления
миграций; проблемы
современной урбанизации.
Сопоставлять географические
карты различной тематики;
уметь находить применение
географической информации,
включая карты,

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/
subject/4/10/

https://resh.edu.ru/
subject/4/10/

https://resh.edu.ru/
subject/4/10/

https://resh.edu.ru/
subject/4/10/

статистические материалы,
геоинформационные системы
и ресурсы Интернета; давать
правильную оценку
важнейшим социальноэкономическим событиям
международной жизни.
2
34

Резерв
ИТОГО

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу
«Глобальная география» (10 класс)
на 2024-2025 учебный год
№
урок
а

Тема урока

Формирование
функциональной
грамотности

1

Глобалистика и
география

2

Изменившийся лик
Земли
Выявление
изменения характера
связи человека с
окружающей средой
на протяжении
истории (практикум)
География
человечества
Сравнение
показателей качества
населения отдельных
стран, взятых из
различных
источников
информации
(практикум)

Извлекать и оценивать
географическую информацию,
представленную в различных
источниках, необходимую для
подтверждения тех или иных
тезисов
Анализ и оценка разных
территорий с точки зрения
взаимосвязей природных,
социально-экономических,
техногенных объектов и
процессов в условиях
планирования их развития.

3

4

География культур и
цивилизаций
Описание одного из
памятников
Всемирного
культурного

Устанавливать взаимосвязи
между социальноэкономическими и
геоэкологическими
процессами и явлениями.
Сопоставлять и анализировать
географические карты
различной тематики и другие
источники географической
информации для выявления
закономерностей социальноэкономических, природных и
экологических процессов и
явлений.
Анализировать,
интерпретировать данные и
делать соответствующие
выводы

Дата
Электронные
проведен (цифровые)
ия
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

наследия
(практикум)

5

6

7

8

9

10

Вспомнить и применить
соответствующие
естественнонаучные знания
Использовать информацию из
текста для решения
практической задачи
Политическая
Анализировать,
дифференциация
интерпретировать данные и
мира.
делать соответствующие
Составление
выводы
классифиционной
Вспомнить и применить
таблицы:
соответствующие
«Крупнейшие страны естественнонаучные знания
мира по формам
Использовать информацию из
текста для
правления
(практикум)1
Мировая экономика, Извлекать и оценивать
динамика.
географическую информацию,
Глобализация.
представленную в различных
источниках, необходимую для
подтверждения тех или иных
тезисов
Международное
Анализировать,
разделение труда
интерпретировать данные и
Обозначение на
делать соответствующие
контурной карте
выводы
мировых центров
Вспомнить и применить
производства
соответствующие
важнейших отраслей естественнонаучные знания
продукции
Использовать информацию из
промышленности
текста для решения
(практикум)
практической задачи
Мирохозяйственные Извлекать и оценивать
связи и интеграция
географическую информацию,
представленную в различных
источниках, необходимую для
подтверждения тех или иных
тезисов.
Демографическая
Отличать аргументы, которые
проблема
основаны на научных
Анализ и сравнение
доказательствах, от
половозрастных
аргументов, основанных на
пирамид развитых и
других соображениях
развивающихся
Оценивать научные аргументы
стран (практикум)
и доказательства из различных
источников (например, газета,
интернет, журналы)
Север-Юг проблема
Анализировать,
отсталости
интерпретировать данные и
делать соответствующие
выводы
Вспомнить и применить
соответствующие
естественнонаучные знания

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

11

Продовольственная
проблема

12

Энергетическая
проблема
Определение
территорий и
акваторий для
сооружения
электростанций,
работающих на
альтернативных
источниках энергии,
обозначение их на
контурной карте
(практикум)
Сырьевая проблема
Характеристика
проявлений
глобальной сырьевой
проблемы в разных
странах

13

14

Проблема
утилизации мусора

15

Проблемы Мирового
океана

16

Глобальный
этнический кризис.

Использовать информацию из
текста для решения
практической задачи с
привлечением фоновых знаний
Извлекать и оценивать
географическую информацию,
представленную в различных
источниках, необходимую для
подтверждения тех или иных
тезисов
Анализировать,
интерпретировать данные и
делать соответствующие
выводы
Вспомнить и применить
соответствующие
естественнонаучные знания
Использовать информацию из
текста для решения
практической задачи

Выявлять причинноследственные связи и
актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы
для доказательства своих
утверждений, задавать
параметры и критерии
решения.
Анализировать,
интерпретировать данные и
делать соответствующие
выводы
Вспомнить и применить
соответствующие
естественнонаучные знания
Использовать информацию из
текста для решения
практической задачи
Выявлять причинноследственные связи и
актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы
для доказательства своих
утверждений, задавать
параметры и критерии
решения
Выявлять причинноследственные связи и
актуализировать задачу,

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

17

Региональные
конфликты

18

Проблема
преступности

19

Проблема стихийных
бедствий

20

Антропогенные
катастрофы

21

Проблема здоровья
человека

выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы
для доказательства своих
утверждений, задавать
параметры и критерии
решения
Отличать аргументы, которые
основаны на научных
доказательствах, от
аргументов, основанных на
других соображениях
Оценивать научные аргументы
и доказательства из различных
источников (например, газета,
интернет, журналы)
Отличать аргументы, которые
основаны на научных
доказательствах, от
аргументов, основанных на
других соображениях
Оценивать научные аргументы
и доказательства из различных
источников (например, газета,
интернет, журналы)
Выявлять причинноследственные связи и
актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы
для доказательства своих
утверждений, задавать
параметры и критерии
решения
Определять географические
факторы, влияющие на
сущность и динамику
важнейших природных
процессов.
Анализ и оценка разных
территорий с точки зрения
взаимосвязей природных,
социально-экономических,
техногенных объектов и
процессов в условиях
планирования их развития.
Выявлять причинноследственные связи и
актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы
для доказательства своих
утверждений, задавать
параметры и критерии
решения

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

22

Проблема
урбанизации
Обозначение на
контурной карте
крупнейших
агломераций и
мегалополисов
мира (практикум)

23

Кризис духовных
ценностей

24

Проблема
исследования
космоса

25

Биосфера как
планетарная
организация жизни

26

Понятие о
техногенезе

27

Глобальная экология

Анализировать,
интерпретировать данные и
делать соответствующие
выводы
Вспомнить и применить
соответствующие
естественнонаучные знания
Использовать информацию из
текста для решения
практической задачи
Выявлять причинноследственные связи и
актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы
для доказательства своих
утверждений, задавать
параметры и критерии
решения
Выявлять причинноследственные связи и
актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы
для доказательства своих
утверждений, задавать
параметры и критерии
решения
Извлекать и оценивать
географическую информацию,
представленную в различных
источниках, необходимую для
подтверждения тех или иных
тезисов
Выявлять причинноследственные связи и
актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы
для доказательства своих
утверждений, задавать
параметры и критерии
решения
Устанавливать взаимосвязи
между социальноэкономическими и
геоэкологическими
процессами и явлениями.
Сопоставлять и анализировать
географические карты
различной тематики и другие
источники географической
информации для выявления
закономерностей социально-

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

28

Геоэкология
атмосферы

29

Глобальный климат
и Киотское
соглашение

30

Геоэкология
гидросферы

31

Геоэкология почв

32

Социальная экология

33

Повторение
изученного

экономических, природных и
экологических процессов и
явлений
Определять географические
факторы, влияющие на
сущность и динамику
важнейших природных
процессов, в том числе
процессов формирования и
изменения климата.
Анализ и оценка разных
территорий с точки зрения
взаимосвязей природных,
социально-экономических,
техногенных объектов и
процессов в условиях
планирования их развития.
Определять географические
факторы, влияющие на
сущность и динамику
важнейших природных
процессов, в том числе
процессов формирования и
изменения климата.
Анализ и оценка разных
территорий с точки зрения
взаимосвязей природных,
социально-экономических,
техногенных объектов и
процессов в условиях
планирования их развития.
Анализ и оценка разных
территорий с точки зрения
взаимосвязей природных,
социально-экономических,
техногенных объектов и
процессов в условиях
планирования их развития.
Анализ и оценка разных
территорий с точки зрения
взаимосвязей природных,
социально-экономических,
техногенных объектов и
процессов в условиях
планирования их развития.
Анализ и оценка разных
территорий с точки зрения
взаимосвязей природных,
социально-экономических,
техногенных объектов и
процессов в условиях
планирования их развития.
Формулировать и/или
обосновывать выводы на

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

34

материала за курс 10
класса

основе использования
географических знаний

Итоговое повторение

Формулировать и/или
обосновывать выводы на
основе использования
географических знаний

https://resh.edu.ru/subject/
4/10/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник: Гладкий Ю.Н., С.Б. Лавров, Глобальная география 10-11 класс. М.Дрофа,2010
Географический атлас.10-11 класс - М. Просвещение 2008-2011
Комплект контурных карт.10 класс-М. Просвещение,2011
Интернет-ресурсы: http://photojournal.jpl.nasa.gov/jpeg/PIA10624.jpg, Всемирное природное
наследие ЮНЕСКО http://www.wwf.ru/reserves/unesco.html, Земные процессы из космоса
http://www.transparentworld.ru/atlas/process/process.htm, Земля из космоса. Сайт NASA
http://www.nasa.gov/,Проект "Глобальное мышление" http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm
Литература для учителя:
Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change,
UN FCCC)
Киотский протокол
Учебное пособие. Гладкий Ю.Н., С.Б. Лавров, Глобальная география 10-11 класс. Элективные
курсы. М.Дрофа,2008
Акимов А.В. Мировое население: взгляд в будущее-М.2001
Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация-М.2006
Гладкий Ю.Н. Лавров С.Б. Глобальная география 2008
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., Ягья В.С. Горизонты Ойкумены-СПб.,2004
Кондратьев К.Я. Ключевые проблемы глобальной экологииМ.,2007
Разумихин Н.В. Природные ресурсы и их охрана-Спб.,2002
Литература для учащихся:
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс-М.2004
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география – М.,2010
Гумилев Л.Н. От Руси к России – М.,1999
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.,1995
Драйер Б. Хватит ли человечеству земных ресурсовМ.1999
Александрова И.И., Байков Н.М., Бесчинский А.А. и др. Глобальная энергетическая проблема. М.:
Мысль, 2005


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».