Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в соответствии с Федеральной образовательной программой среднего общего образования, с учетом Программы воспитания МАОУ - СОШ № 181 Рабочая программа разработана на основе программы: С.Л. Крапивина «Практическая химия». Цели и задачи Основными целями курса «Химия и её практическое применение» для 10-11 классов, являются: 1. Создание условий, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3. Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 4. Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); 5. Развивают системное мышление. Соответственно, задачами данного курса являются: 1. Развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; 2. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей; 3. Организация интеллектуальных и творческих соревнований, участие в школьной, районной и городской конференциях; 4. Воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению предметов естественнонаучного цикла, развитие творческого мышления учеников Срок реализации программы 2 года. Программы курса разработана из расчета общего количества часов в год (34 часа), 68 часов за два года обучения. Для реализации рабочей программы возможно использование электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Планируемые результаты Личностные результаты: 1. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 2. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе ориентированного подхода; личностно- 3. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения; 4. Положительное отношение к исследовательской деятельности; 5. Интерес к новому содержанию и новым способам познания. Метапредметные результаты: Регулятивные В процессе решения задачи ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные В процессе решения задач осуществляется знакомство с химическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием химических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи, учатся работать в парах, группах, фронтально. Познавательные В предлагаемом курсе физики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, объяснений физических явлений, поиска решения задач у учеников формируются и развиваются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации, используя при решении самых разных физических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с физическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Предметные результаты: 1. Формировать представления о закономерной связи и познания природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли химии для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи; 2. Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения химических явлений; 3. Осознавать необходимость применения достижений химии для рационального природопользования; 4. Овладевать основами безопасного использования химических веществ во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; 5. Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний с целью сбережения здоровья. Основная форма организации деятельности – проектная деятельность. Итоги реализации программы 10 класса будут представлены на промежуточной защите проектов, 11 класса будут представлены через защиту проектов учащихся на школьной конференции Содержание рабочей программы 10 класс № п/п 1. 2. 3. Раздел Роль химии в жизни Вводные занятия современного человека Химические процессы в пищевой Вкусовые добавки и усилители вкуса. Искусственные напитки. Свойства. Недостатки и промышленности достоинства. Опасность неумеренного употребления. Производство продуктов питания из неорганических веществ Химические процессы в Искусственные ткани. Особенности производства. Свойства. Недостатки и достоинства. текстильной промышленности Использование искусственных тканей 4. Чистящие, моющие дезинфицирующие вещества 5. Химико-фармацевтическая промышленность № п/п 1. Основные изучаемые вопросы и Чистящие, моющие и дезинфицирующие вещества. Антисептики. Производство и применение. Роль антисептиков в борьбе с различными инфекциями Раздел Производство лекарственных препаратов. Развитие химико-фармацевтической отрасли и новые возможности, открывающиеся перед медициной. Роль лекарств в жизни человека. Опасность самолечения 11 класс Основные изучаемые вопросы Продукты переработки нефти и их роль в жизни человека 3. Нефтеперерабатывающая промышленность Химические производства и проблема загрязнения окружающей среды Химические вещества в быту 4. Химические процессы в природе Химические процессы в природе. Безопасное взаимодействие человека и природы 5. Растущая роль химии в жизни человека и общества Растущая роль химии в жизни человека и общества. Перспективные профессии будущего, связанные с химией. 2. Химические производства и проблема загрязнения окружающей среды. Химические производства будущего. Перспективы развития отрасли Химические вещества в быту. Безопасное и правильное применение Тематическое планирование курса "ХИМИЯ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ" № п/п Кол-во часов Раздел 10 класс 1 Роль химии в жизни современного человека 2 2 Химические процессы в пищевой промышленности 6 3 Химические процессы в текстильной промышленности 4 4 Чистящие, моющие и дезинфицирующие вещества 8 5 Химико-фармацевтическая промышленность 10 6 Представление проекта 4 11 класс 1 Нефтеперерабатывающая промышленность 5 2 Химические производства и проблема загрязнения окружающей среды 9 3 Химические вещества в быту 6 4 Химические процессы в природе 4 5 Растущая роль химии в жизни человека и общества 6 6 Защита проекта 4 ИТОГО: 68 ЧАСОВ Календарно-тематическое планирование курса "ХИМИЯ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ" 10 класс № п/п 1 Дата план факт Раздел Вводное занятие. Задачи курса Формы организации Беседа Виды деятельности Познавательная 2 Роль химии в жизни современного человека 3 Познавательная 15 Химические процессы в пищевой Лекция промышленности Вкусовые добавки и усилители вкуса Индивидуал ьная работа Вкусовые добавки и усилители вкуса Практическо е занятие Искусственные напитки. Свойства. Лекция Недостатки и достоинства Производство продуктов питания из Индивидуал неорганических веществ ьная работа Производство продуктов питания из Практическо неорганических веществ е занятие Искусственные ткани. Особенности Лекция производства Искусственные ткани. Свойства. Недостатки Лекция и достоинства Использование искусственных тканей Индивидуал ьная работа Использование искусственных тканей Практическо е занятие Лекция Чистящие, моющие и дезинфицирующие вещества Чистящие, моющие и дезинфицирующие Практическо вещества е занятие Антисептики Лекция 16 Антисептики Познавательная 17 Производство и применение антисептиков 18 Производство и применение антисептиков 19 Роль антисептиков в борьбе с различными инфекциями 20 Роль антисептиков в борьбе с различными инфекциями Химико-фармацевтическая промышленность Химико-фармацевтическая промышленность 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 21 22 23 Производство лекарственных препаратов 24 Производство лекарственных препаратов Лекция Лекция с элементами беседы Лекция с элементами беседы Лекция с элементами беседы Лекция с элементами беседы Практическо е занятие Лекция Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Лекция с Познавательная элементами беседы Лекция с Познавательная элементами беседы Индивидуал Познавательная ьная работа 27 Развитие химико-фармацевтической отрасли и новые возможности, открывающиеся перед медициной Развитие химико-фармацевтической отрасли и новые возможности, открывающиеся перед медициной Роль лекарств в жизни человека Лекция с Познавательная элементами беседы Лекция с Познавательная элементами беседы Лекция Познавательная 28 Роль лекарств в жизни человека 29 Опасность самолечения 30 Опасность самолечения 31 Подготовка выступления 32 Подготовка выступления 33 Презентация выступления 34 Презентация выступления Лекция с элементами беседы Лекция с элементами беседы Индивидуал ьная работа Индивидуал ьная работа Индивидуал ьная работа Практическо е занятие Практическо е занятие 25 26 Познавательная Познавательная Познавательная проектная деятельность проектная деятельность проектная деятельность проектная деятельность Календарно-тематическое планирование курса "ХИМИЯ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ" 11 класс № п/п Дата план факт Раздел Формы организации Виды деятельности 1 Вводное занятие Беседа 2 Продукты переработки нефти и их роль в жизни человека 3 9 Продукты переработки нефти и их роль в жизни человека Продукты переработки нефти и их роль в жизни человека Продукты переработки нефти и их роль в жизни человека Химические производства и проблема загрязнения окружающей среды Химические производства и проблема загрязнения окружающей среды Химические производства и проблема загрязнения окружающей среды Химические производства будущего Лекция с Познавательная элементами беседы Лекция Познавательная 10 Химические производства будущего 4 5 6 7 8 Познавательная Индивидуал ьная работа Практическо е занятие Лекция Познавательная Лекция Познавательная Индивидуал ьная работа Лекция Познавательная Лекция Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная 11 Химические производства будущего 12 Перспективы развития химической отрасли 13 Перспективы развития химической отрасли 14 Перспективы развития химической отрасли 15 Химические вещества в быту 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Индивидуал ьная работа Лекция Познавательная Познавательная Лекция с Познавательная элементами беседы Лекция Познавательная Лекция с элементами беседы Химические вещества в быту Лекция с элементами беседы Химические вещества в быту Индивидуал ьная работа Безопасное и правильное применение химии Лекция с элементами в быту беседы Безопасное и правильное применение химии Лекция с элементами в быту беседы Безопасное и правильное применение химии Практическо в быту е занятие Химические процессы в природе Индивидуал ьная работа Химические процессы в природе Лекция с элементами беседы Безопасное взаимодействие человека и Лекция с природы элементами беседы Безопасное взаимодействие человека и Практическо природы е занятие Растущая роль химии в жизни человека и Лекция с общества элементами беседы Растущая роль химии в жизни человека и Лекция с общества элементами беседы Растущая роль химии в жизни человека и Лекция с общества элементами беседы Перспективные профессии будущего, Лекция связанные с химией Перспективные профессии будущего, Индивидуал связанные с химией ьная работа Перспективные профессии будущего, Лекция с связанные с химией элементами беседы Подготовка выступления Индивидуал ьная работа Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная проектная деятельность 32 Подготовка выступления 33 Защита проекта 34 Защита проекта Индивидуал ьная работа конференци я конференци я проектная деятельность проектная деятельность проектная деятельность