Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по химии» разработана на основе Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом). Цель курса: организовать работу для формирования умений практически применять теоретический материал при решении задач различного уровня сложности Задачи курса: - отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах; - осуществлять межпредметную и курсовую связь, а также связь химической науки с жизнью; - обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией; - отработать навыки решения простейших задач; - расширить знания учащихся о различных рациональных способах решения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы; - начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся; - подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах. Программа курса "Решение нестандартных задач по химии" предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 8 классов, не начавших изучать химию в рамках школьной программы и (или) изучавших пропедевтический курс химии в 7 классе, является расширением предмета «Химии». Направленность: расширение преподавания химии. Возраст учащихся: 15 лет. В рамках курса используются несколько форм обучения: лекционно-семинарские занятия и практические работы учащихся. Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете химии. Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с учащимися по соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. В завершение курса проводится ученическая конференция по основным вопросам курса и защита проектов. Главная мотивация работы - это познавательный интерес учащихся к рассматриваемым вопросам. Общая характеристика курса «Решение нестандартных задач по химии» Данная программа курса относится к предметно-ориентированному виду программ. Курс предполагает расширенный вариант методики решения задач базового курса, задач повышенной трудности. Основная концепция курса - политехническая подготовка учащихся, позволяющая использовать общие подходы к решению типовых расчетных химических задач, рационального их применения, разные способы решения, проецируя на такие предметы как математика и физика. Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Данный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность. Для этого в него включены задачи межпредметного содержания и экологической направленности. Решение задач требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчеты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определенные проблемы на отдельные вопросы. При этом не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые. В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе развития универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся; Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В ходе изучения внеурочного курса учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт: проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов; решения широкого класса задач из различных разделов курса; планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций, выполнение расчѐтов практического характера; самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования еѐ в личный опыт. Организация учебного процесса Для реализации данного курса используются следующие технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения. Форма обучения: Фронтальная Индивидуальная Групповая Формы организации образовательного процесса Основной формой организации образовательного процесса при реализации курса является урок, лекция, практикум, консультации. Ожидаемые результаты обучения Умение проводить математические расчѐты; Умение ориентироваться среди различных типов химических необходимые оформления задач, объяснять свои действия; задач, составлять Успешная самореализация школьников в учебной деятельности; Умение на практике применять полученные знания, осуществлять связь с жизнью, со смежными науками. Учащиеся должны знать/понимать: Основные способы решения задач. Применение теоретических знаний на практике. Учащиеся должны уметь: Решать задачи разных типов, применять рациональные методы решения. Работать с основной и дополнительной литературой. Писать рефераты. Работать в группах, индивидуально. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся Безотметочная система. После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования: • Минимальный - решение простейших задач по алгоритму. • Достаточный – решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решения которых используются известные алгоритмы. • Творческий – выполнение заданий и решение задач направленных на развитие творческого потенциала Все задачи условно разделены на три уровня сложности. Для решения задач 1-го уровня (группы А) не требуется привлечения знаний и умений, выходящих за рамки школьного уровня химии. Решение задач групп Б и В (2-го и 3-го уровней сложности) требует не только более глубокого понимания материала, но и владения дополнительной информацией. Данный курс вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач, различными методами решения (решение пропорций, использование готовых формул, алгебраический метод и т. д.) Формы контроля конкурс по числу решѐнных задач, составление сборников авторских задач, зачѐт по решению задач, участие в олимпиадах различного уровня. Описание места учебного курса «Решение нестандартных задач по химии» Сроки реализации программы внеурочной деятельности: 1 год. Программа курса реализуется в 8 классах в 2023-2024 учебном году. Курс рассчитан на 34 часов (1 час в неделю). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Решение нестандартных задач по химии» Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность химии заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы Обучающийся получит возможность для формирования Внутренняя позиция школьника формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные действия Ученик научится Ученик получит возможность научиться Умение анализировать объекты с целью выделения признаков анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков Умение выбрать основание для сравнения объектов сравнивает по заданным критериям два три осуществлять сравнение, самостоятельно объекта, выделяя два-три существенных выбирая основания и критерии признака Умение выбрать основание для классификации объектов проводит классификацию по заданным осуществлять классификацию критериям самостоятельно выбирая критерии Умение доказать свою точку зрения строить логические рассуждения, строить рассуждения в форме связи простых включающие установление причинносуждений об объекте, свойствах, связях следственных связей Умение определять последовательность событий устанавливать последовательность событий устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы Умение определять последовательность действий определять последовательность выполнения определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую действий, составлять инструкцию инструкцию из двух-трех шагов (алгоритм) к выполненному действию Умение понимать информацию, представленную в неявном виде понимать информацию, представленную в понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по группы элементов, характеризует явление по его описанию). его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. Регулятивные универсальные действия Ученик научится Ученик получит возможность научиться Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи Принимать и сохранять учебные цели и в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи учебные задачи Умение контролировать свои действия осуществлять контроль при наличии эталона Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания Умения планировать свои действия планировать и выполнять свои действия в планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации условиями ее реализации в новом учебном материале Умения оценивать свои действия оценивать правильность выполнения самостоятельно адекватно оценивать действия на уровне ретроспективной оценки правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Коммуникативные универсальные действия Ученик научится Умение объяснить свой выбор строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора Умение задавать вопросы формулировать вопросы Ученик получит возможность научиться строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ После изучения данного курса учащиеся должны овладеть навыками следующих расчѐтов: • количества веществ и объѐма газообразного вещества • массовой доли элемента в сложном веществе • количества вещества и массы для одного из реагентов или продуктов • объѐма газообразного реагента ил продукта • с использованием понятий об избытке и недостатке реагента и о практическом выходе продукта • задач на смеси • решение задач различными способами После изучения данного курса учащиеся должны уметь: • выписывать из условия задачи все числовые данные, используя общепринятые обозначения и размерности; • формулировать вопрос задачи • составлять схемы и уравнения реакций • дополнять условие задачи справочными данными (молярный объѐм, молярные массы, число Авогадро и т.д.) • выбирать необходимые для расчѐта формулы • в результате математических преобразований получать окончательную формулу для расчѐта искомой величины • делать проверку полученной формулы • делать расчѐт и получать численный ответ • решать задачи, используя методы решения логических пропорций, а также табличный и алгебраический методы • научиться пользоваться дополнительной литературой • решать задачи различного уровня сложности Содержание и программа учебного курса (1 ч в неделю; всего 34 ч.) Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач (см. список литературы) на базе знаний выпускников основной школы. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Название темы Основные типы расчѐтных задач по химии Основные физические и химические величины Расчѐты по химическим формулам Решение задач с составлением одной пропорции Решение задач с составлением одной и более пропорций Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных Решение качественных экспериментальных задач Решение комбинированных задач Защита проектов Количество Виды деятельности часов 4 Лекции. Входной 9 11 4 1 2 2 1 контроль. Решение задач Решение задач Решение задач. Составление алгоритмов Решение задач. Составление алгоритмов Решение задач. Составление алгоритмов Решение задач Решение задач Зачѐт. Защита проектных работ Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 № п/п Тема занятия Тема 1. Основные типы расчѐтных задач по химии Основные физические и химические величины (4 часа) 1 Химические расчѐтные задачи и особенности их решения 2 Основные физические и химические величины 3 Методы решения расчѐтных химических задач. Типовые примеры 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Методы логических пропорций. Табличный метод. Алгебраический метод Тема 2. Расчѐты по химическим формулам (9 часов) 1 Вычисление относительной молярной массы вещества по его формуле. Вычисление массовых долей элементов (%) по формуле вещества 2 Кристаллогидраты. Количество вещества. Расчѐты с использованием понятия «моль» 3 Кристаллогидраты. Количество вещества. Расчѐты с использованием понятия «моль» 4 Закон Авогадро. Вычисление по формулам, связанным с молярным объѐмом газа. Газовые законы. 5 Молярный объѐм газа. Вычисление массы и объѐма газа при нормальных условиях 6 Вычисление относительной плотности газообразных веществ и их смесей 7 Расчѐтные задачи по теме «Растворы» 8 Массовая доля растворѐнного вещества. Молярная концентрация раствора. Вычисления, связанные с пересчѐтом одних единиц концентраций растворов в другие 9 Расчѐты, связанные с приготовлением растворов. Смешивание растворов разных концентраций и расчѐты, связанные с этим. Правило «креста» Тема 3. Решение задач с составлением одной пропорции (11 часов) 1 Решение задач с составлением одной пропорции. Составление алгоритма решения. Вычисление массы одного из исходных или образующихся веществ по известной массе (объѐму) другого 2 Расчѐты с учѐтом избытка одного из исходных или образующихся веществ с применением способа решения по числу молей (1-3-й уровень сложности) 3 Расчѐты с учѐтом избытка одного из исходных или образующихся веществ с применением способа решения по числу молей (1-3-й уровень сложности) 4 Вычисление массы (или объѐма) продукта реакции по известной массе (или объѐму) исходного вещества, содержащего примеси. Составление алгоритма решения. Решение задач 1-3-го уровней сложности 5 Вычисление массы (или объѐма) продукта реакции по известной массе (или объѐму) исходного вещества, содержащего примеси. Составление алгоритма решения. Решение задач 1-3-го уровней сложности 6 Вычисление массы (или объѐма) продукта реакции по известной массе (или объѐму) исходного вещества, содержащего примеси. Составление алгоритма решения. Решение задач 1-3-го уровней сложности 7 Вычисление продукта реакции в % от теоретически возможного. Восстановление алгоритма решения. Решение задач 1-3-го уровней сложности 8 Вычисление продукта реакции в % от теоретически возможного. Восстановление алгоритма решения. Решение задач 1-3-го уровней сложности 9 Вычисление продукта реакции в % от теоретически возможного. Восстановление Алгоритма решения. Решение задач 1-3-го уровней сложности 10 Вычисление продукта реакции в % от теоретически возможного. Восстановление алгоритма решения. Решение задач 1-3-го уровней сложности 11 Вычисление объѐмных соотношений в реакциях между газами Тема 4. Решение задач с составлением двух и более пропорций (4 часа) 1 Решение задач по уравнениям нескольких последовательных реакций. Составление стехиометрических схем. Вычисления, связанные с мольными расчѐтами 2 Решение задач по уравнениям нескольких последовательных реакций. Составление стехиометрических схем. Вычисления, связанные с мольными расчѐтами 3 Расчѐты по уравнениям одновременно протекающих реакций 4 Расчѐты по уравнениям одновременно протекающих реакций 4 29 30 31 32 33 34 Тема 5. Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных (1 час) 1 Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных Тема 6. Решение качественных экспериментальных задач (2 часа) 1 Решение качественных экспериментальных задач 2 Решение качественных экспериментальных задач Тема 7. Решение комбинированных задач (2 часа) 1 Решение комбинированных задач 2 Решение комбинированных задач Тема 8. Защита проектов (1 часа) 1 Защита проектных работ Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Технические средства обучения. Наглядные пособия по курсу. видеоуроки по темам курса; ЭОРы по темам курса; инструкционные карты для выполнения всех заданий курса; раздаточный материал для освоения разделов курса. химическое оборудование для проведения опытов химические реактивы Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи. Учебно-методический комплекс: 1. Воловик Н. Сборник задач по неорганической химии. М.: Айрис-Пресс. 1999. 2. Денисова В.Г. Сборник элективных курсов. Химия. 9 класс. Издательство «Учитель» 2007 г. 3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. М. : Высшая школа, 1986, 1990, 1997; 4. Хомченко Г.П. , Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая Волна, 2002; 5. Хомченко Г.П. , Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.: Новая Волна, 2002; 6. Решение задач алгебраическим способом. М.: 1992; 7. Штремплер Г.И.. Хохлова А.И. Методика решения расчѐтных задач по химии. М.: Просвещение, 2001; 8. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm 9. http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/ 10. http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/op/op1.html 11. http://znamus.ru/page/etertainingchemistry 12. http://www.alhimikov.net/op/Page-1.html для учащихся: 1. Кузнецова Л. «Новая технология обучения химии» методическое пособие для учителя 9 класс М.: «Мнемозина» 2014 2. Г.Н. Фадеев, Е.В. Быстрицкая, М,Б. Степанов, С.А. Матакова «Задачи и тесты для самоподготовки по химии М.: БИНОМ 2008 3. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко Сборник задач по химии для поступающих в вузы М.: «Новая волна» 2008 4. Ж.А. Кочкаров «Химия в уравнениях реакций» Ростов на Дону: А.А. «Феникс» 2015 5. Карцова, И.М. Луцкая «Химия в вопросах и ответах». Издательство Санкт-Петербургского государственного университета 2000 6. А.А. Журин «Сборник упражнений и заданий по химии 8-11 класс анализ и решения» М.: «Аквариум» 1997 7. Т.С. Назарова, В.Н. Лаврова «Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11» М.: «Владос» 2005 8. А.В. Артемов, С.С. Дерябина «Школьные олимпиады по химии 8-11 класс» М.: «Айрис-пресс» 2007 9. В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная, Т.В. Сажнева, В.А. Февралева «Химия. Базовый и повышенный уровень» Издательство ЛЕГИОН Ростов-на-Дону 2008 Темы проектов для учащихся 1. 2. 3. 4. Составление сборника авторских задач Составление сборника олимпиадных задач Составление сборника занимательных задач Составление сборника экспериментальных задач