Приложение №4 Программа дополнительного образования детей Школа развития для 6-ти летних детей «Умницы и умники» При составлении программы использованы методические материалы: - Федосова Н. А., Коваленко Е. В., Дядюнова И. А. «Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» -Федосова Н. А., Белова Т. В., Солнцева В. А. «Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пояснительная записка. Данная программа направлена на создание условий для благополучной адаптации ребенка к школьной жизни. В целях преемственности между дошкольным и начальным общим образованием предполагается использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка для включения его в новую социальную среду – школьную жизнь. Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества обучающихся со школьной дезаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушением физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребёнка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы этот период прошёл для детей менее болезненно. Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой являются курсы, объединяющие все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Программа «Умники и умницы» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (комфортного) перехода с одного уровня образования на другой. Реализация данной цели предполагает решение задач на развитие: Расширение кругозора дошкольника; Развитие речи (умение ясно излагать свои мысли, пополнять словарный запас); Развитие основных психических функций (память, внимание, мышление, воображение); Развитие мелкой моторики; Развитие фонематического слуха. Решение данных задач позволит подготовить ребёнка к школе и смотивировать его на учебную деятельность. Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: совершенствование и развитие устной речи и графических навыков, введение в математику. В ходе реализации программы у детей будут формироваться приёмы умственных действий: сравнения и обобщения, классификации. Сформируются навыки произвольной деятельности, навыки наблюдения за объектом. Продолжится развитие речи, мелкой моторики, развитие умения составлять небольшой рассказ по картинке, умение произвольно удерживать внимание на предмете обсуждения, расширится словарный запас и общий кругозор детей, развитие эстетического вкуса и общей культуры ребенка. Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволяет ребёнку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуацию успеха для них. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный интерес. Таким образом во время работы школы будущего первоклассника происходит не только знакомство учителя и ученика, но решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении в школу. Программа состоит из трех курсов: В мире математики; Буквография; Развитие речи. Содержание изучаемых курсов. Раздел: «В мире математики». Занятие по знакомству с математикой способствует формированию общих учебных умений дошкольников, развивают внимание, память, мышление, воображение, расширяют кругозор. Дети учатся сравнивать предметы (фигуры), классифицировать по группам предметов (фигур) по форме, размеру, цвету, расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры). Простые геометрические фигуры: Содержательно-логические задания на развитие: Внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», Сравни рисунки, «Найди общие элементы»; Воображение: деление фигур на части, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую; Памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием геометрического материала; Мышление: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения заданий, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений. Раздел: «Развитие речи». В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят: Развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов); Чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок; Беседа о прочитанном по вопросам педагога (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением слушать, воспринимать на слух выразительные языковые средства – эпитеты, сравнения …); Разучивание наизусть и выразительное чтение. Раздел: «Развитие речи». В содержание работы по подготовке дошкольников к письму входят: Развитие мелкой мускулатуры рук (в воздухе и в альбоме на нелинованной бумаге), упражнение «наматывание и разматывание клубка»; Штриховка предметов и композиций, нарисованных или составленных при помощи трафаретов и лекал; Конструирование и реконструирование предметов из элементов и шаблонов; Рисование и раскрашивание графических фигур; Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на столе, умение правильно держать карандаш при рисовании; Знакомство с цветом (умение находить карандаш нужного цвета); Графические диктанты (умение ориентироваться на листе бумаги). Срок реализации программы. Программа реализуется в течение 7 месяцев. Обучение рассчитано на 25 недель, общее количество учебных часов – 75 часов. Занятия проводят учителя начальных классов, имеющие высшую и Iквалификационную категорию. Формы и режим занятий. В содержание занятий включены следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, группах, самостоятельная работа и такие виды деятельности как игровая, познавательная, творческая, интеллектуальная. Продолжительность занятий в группах 30 минут с перерывом 10 мин. Сроки проведения занятий соответствуют календарному учебному графику: Начало занятий 02.10.2024 г. Окончание занятий 30.04.2025 г. Режим занятий: 3 часа в неделю по средам с 18ч 15 мин до 20 ч 00 мин Ожидаемые результаты реализации программы. Личностными результатами является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех правила поведения; При поддержке взрослого и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; Выражать свои эмоции, соблюдать этические нормы; Понимать эмоции других людей. Сочувствовать; Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности. Метапредметными результатами является формирование следующих УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные: Учиться определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью взрослого: Учиться работать по предложенному плану; Учиться проговаривать последовательность действий на занятии Учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия Учиться отличать верно выполненное задание от неверного Учиться совместно с педагогом и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельность всей группы Учиться оценивать результаты своей работы Познавательные УУД: Учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в условных обозначениях…) Сравнивать и группировать различные объекты Классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта Учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом Учиться преобразовывать информацию из единой формы в другую (составлять рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложения схемой.) Коммуникативные УУД: Называть свою фамилию, имя, дату рождения Слушать и понимать речь других Учиться оформлять свои мысли в устной форме Строить понятные для партнера высказывания Уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнеров по деятельности Сохранять доброжелательные отношения друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов Учиться выполнять различные роли при совместной работе Предметными результатами является формирование следующих умений: Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму: Отвечать на вопросы педагога по содержанию услышанного произведения Составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок Задавать вопросы по содержанию услышанного литературного произведения Рассказывания наизусть небольших стихов Правильно держать карандаш Аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру Сравнивать группы предметов с помощью составления пар Классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию Устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра Распознавать известные геометрические фигуры ( , , , ) среди приложенных и среди объектов окружающей действительности Ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги. Формы подведения итогов реализации программы «Умники и умницы»: Проведения «Дня открытых дверей» для родителей Итоговая выставка творческих работ детей /апрель/ Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагог и педагог-психолог. Методическое обеспечение программы Раздел: «Развитие речи» - Федосова Н. А. От слова к букве: учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. М. Просвещение, 2009г. Раздел: «Буквография» - Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. 2 тетради. М. Гном Раздел: «В мире математики» - Волкова С. И. Математические ступеньки: учебное пособие для подготовки детей к школе. М., Просвещение, 2013г. Список литературы: 1. Архипенко Ф. А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, №4 – с.4-6 2. Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998, №4 – с. 11-19 3. Бурс Р. С. Готовим детей к школе – М.: Просвещение, 1997 4. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости – М.: Педагогика, 1989-89с. 5. Волина В. Праздник числа. Занимательная математику – М.: Просвещение, 1996 – 208с. 6. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) – Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с. 7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) – Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с. 8. Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с. 9. Дошкольная подготовка. Начальная школа / Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004, 10. Федосова Н. А., Коваленко Е. В., Дядюнова И. А. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2016г. 11.Федосова Н. А., Белова Т. В., Солнцева В. А. Методические рекомендации к программе «Преемственность». – М.: Просвещение, 2012. Тематическое планирование по курсу «В мире математики» Пояснительная записка Предлагаемый курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 6 лет к обучению в школе. Цель курса – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников, формирование предпосылок универсальных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и др. Большое внимание уделяется формированию умения общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к изучению математики в школе. Содержание программы Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.), размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.), расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.), цвету, материалу, из которого изготовлены предметы, назначению и др. Простые геометрические фигуры: отрезок; многоугольники: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат; круг. Различие круга и многоугольника. Временные представления: год, месяц, неделя, дни недели. Содержательно-логические задания на развитие: внимания (простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др); воображения (деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.); памяти (зрительные и слуховые диктанты с импользованием арифмитического и геометрического материала); мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания); операций анализа, синтеза, сравнения, построения простых рассуждений и др. Планируемые результаты: - владеть универсальными предпосылками учебной деятельности; - уметь работать по образцу, по заданному правилу, по инструкции взрослого; - ориентироваться на листе бумаги, на плоскости, в пространстве; - определять взаимное расположение предметов; - проводить мыслительные операции на несложном материале. - режим занятий: 1 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут Срок реализации программы 1 год. Содержание программы Курс «В мире математики» Пояснительная записка. Занятия по знакомству с математикой способствуют формированию общих учебных умений дошкольников, развивают внимание, память, воображение, расширяют кругозор. Дошкольники совершенствуют навыки количественного и порядкового, прямого и обратного счета в пределах от 0 до 10, знакомятся со знаками <>, складывают и вычитают числа, рашают простые задачи на +; - . Данный курс позволяет закрепить представления об основных геометрических фигурах, разных типах линий, учит ориентироваться на листе бумаги. Выполнение упражнений в написании цифр способствует развитию мелкой моторики, воспитанию усидчивости, самостоятельности. Цель программы – формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Задачи 1. 2. 3. 4. Учить сравнивать предметы и числа. Развитие элементарных пространственных и временных отношений. Развитие наглядно-образного мышления. Воспитывать самостоятельность, способность управлять своим поведением, трудолюбие. Тематическое планирование заянтий курса «В мире математики» № пп Тема занятий 1 Свойства предметов. Сравнение. 2 Понятия: равные, одинаковые. Понятия: длинный – короткий. На, над, под, справа, слева. 3 Понятия: Сколько? Много, мало. Столько же, одинаково. Один. Много. 4 Точка, линия, прямая и кривая линия. 5 Ломаная линия. Многоугольник. Угол. 6 Замкнутые и незамкнутые линии. Числовой отрезок. 7 Знаки +, -, =, ≠. Ориентировка на листе. 8 Знаки <, >, =, ≠. 9 Соотношение количества предметов с цифрой. 10 Математические загадки. 11 Раньше, позже. Математические игры. 12 Длиннее, короче. Измерение длины. 13 Тяжелее, легче. Сравнение по массе. Измерение массы. 14 Объем. Сравнение по объему. Измерение объема. 15 Соотношение количества предметов с цифрой. 16 Задачи, шутки. Ориентировка во времени. 17 Работа в тетради в клетку. 18 Геометрические формы. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб. 19 Составление фигур из частей и деление фигур на части. 20 Соотношение количества предметов с цифрой. 21 Решение арифметических задач. 22 Работа в тетради в клетку. 23 Логические задачи. 24 Математические символы. Логические задачи. 25 Логические задачи. Формы и режим занятий Занятия проводятся один раз в неделю по 30 мин. В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, игровая, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная. Ожидаемый результат К концу первого года занятий дети должны: знать: - последовательность цифр от 0 до 10; - название основных геометрических фигур: «квардрат», «треугольник», «круг». - состав числа от 1 до 10. уметь: - устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слеванаправо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже, раньше-позже, вчера-сегодня-завтра. - сравнивать предметы по длине, ширине и высоте, узнавать геометрические фигуры, производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру. - правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Механизм оценки результатов освоения программы: проводится в марте, апреле наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями. Изучение продуктов деятельности ребенка (выполнение заданий в рабочих тетрадях) Скрытое тестирование. Тематическое планирование по курсу «Буквография» Курс «Буквография. Подготовка к письму» Пояснительная записка Практический курс «Буквография» (письмо для дошкольников) рассчитан на детей 6-7 летнего возраста. Он позволяет преодолеть трудности в обучении письму в первом классе. Одна из главных причин этих трудностей, как установлено психологами, - это неподготовленность детского сознания и детской руки к процессу письма. Психология учит, что письмо следует рассматривать как вид речевой деятельности, существенно отличается от устной речи. Говорить ребенок учится, воспроизводя слова и фразы на основе подражания речи взрослых. Развитие же письменной речи и овладение письмом проиходят иначе. Произнесению первого осмысленного слова предшествует возникновение мотива речи, потребности говорить. А приступая к письму, ребенок, если его учат по традиционной методике, не только ощущает потребность в этой новой для него речевой деятельности, но и в высшейстепени смутно представляет себе, для чего вообще эта деятельность нужна ему. Итак, заведомое нежелание вступать в разговор с чистым листом бумаги – вот один из самых сложных барьеров в обучении письму. Надо, чтобы это желание писать появилось у каждого ребенка естественно. Поэтому ребенка необходимо готовить к письму уже с того момента, как в его руки попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штрихов и каракулей. Постепенно развиваясь, ребенок переходит к схематическому изображению на месте сначала отдельных предметов, а затем целых графических рассказов. Одной из важных задач данной программы является подготовка к письму, а также работа по формированию каллиграфически правильного письма, так как сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетических вкусов, волевых интеллектуальных качеств. Для того, чтобы правильно и красиво писать, необходимо постоянно тренировать руку ребенка. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Также для развития мелкой мускулатуры рук (в воздухе и в альбоме на нелинованной бумаге), эффективны упражнения типа «наматывание и разматывание клубка», так как именно эти упражнения позволяют побыстрее «расковать» руку ребенка; штриховка предметов и композиций, нарисованных или составленных при помощи трафаретов и лекал; конструирование и реконструирование письменных букв из элементовшаблонов; письмо элементов букв влажной кисточкой на доске с обязательным анализом ошибок, которые делают сами дети (здесь крайне важен психологический фактор: написанное кисточкой на доске быстро высыхает, и дети не стесняются своих ошибок); письмо элементов букв фломастером (в альбоме, на нелинованной бумаге) – таким образом дети усваивают технику начертания буквы; начало ведения штриха в этом упражнении, как и при письме на доске, считаем заслуживающим специального анализа, потому что дети часто букву «рисуют» не в той последовательности; «пробное» воспроизведение двигательных элементов в целом, по вспомогательным точкам и по написанному учителем карандашем в тетради по письму. В ходе выполнения указанных упражнений детям постоянно внушается мысль, что они готовятся к письму, проводится праздник письма, на котором в доступной форме рассказывает детям о происхождении письма, о значении письма в жизни человека, демонстрирует каллиграфически выполненную запись на доске и убеждает детей, что и они непременно этому научатся, когда пойдут в школу. Кто же теперь не захочет писать? Вот он, важнейший момент в жизни детей: ребенок получил мотивацию своей будущей работы – писать надо уметь, чтоб общаться друг с другом. Желание писать есть, оно возникло естественно! Подготовка к письму по данной программе вызывает у детей интерес к самому процессу письма, делают этот труд для ребенка радостным, творческим. Занятия по данной программе дают детям радость общения с прекрасным (музыка, живопись, художественное слово), помогают в достижении нравственных истин, формируют духовный мир ребенка, развивают речь и мышление. Цель курса: всесторонеее развитие личности, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств. Задачи обучения: - формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения; - формирование умения выполнять штриховку (вертикальную, горизонтальную, наклонную); - формирование умения обводить картинки по точкам, прописывать элементы фигур в строчках; - формирование в памяти ясного, четкого образа элементов букв; - развитие образной памяти, пространственного воображения, мышления и координации движения; - воспитание положительного отношения к подготовке к письму как к виду речевой деятельности; привычку правильно сидеть, держать тетрадь, альбом, ручку; - воспитывать аккуратность, уважение к своему труду и труду товарищей. Содержание программы «Буквография» (письмо для дошкольников): Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на столе и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Знакомство с правилами гигиены письма. Знакомство с цветом, умение находить карандаш нужного цвета. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти рук и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Графические диктанты, умение ориентироваться в тетради. Выработка связного и ритмического написания отдельных элементов букв. Штриховка предметов и композиций, нарисованных или составленных при помощи трафаретов и лекал. Срисовывание фигур по точкам. Прописывание элементов фигур в строчках. Дорисовка недостающих деталей у картинок. Развитие устойчивого, сосредоточенного внимания. Развитие зрительного восприятия, графических навыков. Игры на ориентировку на листе бумаги. Заучивание стихов, отгадывание загадок. Тематическое планирование. 1. Правила посадки при письме. Как держать карандаш. Пальчиковая гимнастика. Семь цветов радуги. Знакомство с цветными карандашами. 2. Прощай лето. Обведение предметов, дорисовка недостающих деталей, штриховка. 3. Раскрашивание. Выполнение узоров. Обведение предметов, штриховка. 4. Раскрашивание. Обведение предметов, штриховка. 5. Обведение фигур, рисование прямых линий, штриховка. 6. Кто летает? Рисование наклонных линий. Штриховка предметов. 7. На лугу. Рисование длинных и коротких наклонных с закруглением внизу. 8. В зоопарке. Рисование е-образных элементов. Выполнение узоров. 9. В саду. Рисование овалов. Штриховка предметов. 10. Голоса птиц. Рисование е-образных элементов. Выполнение узоров из данных элементов. 11. Под дождем. Рисование овалов. Выполнение узоров из данных элементов. 12. Все цвета радуги. Выполнение узоров. Штриховка элементов. 13. Рисование наклонной с закруглением внизу. Выполнение узоров. 14. Игрушки. Рисование г-образного элемента. 15. В гостях у сказки. Рисование г-образного элемента. 16. В гостях у сказки. Рисование изученных элементов. 17. Дорисовка недостающих деталей у рисунка. Штриховка предметов. 18. Выполнение заданных узоров. Рисование изученных элементов. 19. Рисование полуовалов. Штриховка предметов. 20. Дорисовка недостающих деталей у рисунка. Рисование элементов буквы л, ж. Штриховка предметов. 21. В гостях у сказки. Рисование элементов заглавной буквы А. Штриховка предметов. 22. На рыбалке. Выполнение узоров. Рисование элементов буквы в. Штриховка предметов. 23. Отправляемся в полет. Рисование элементов буквы х. Штриховка предметов. 24. Рисование элементов заглавной буквы д, б. Обведение и штриховка предметов. Итоговое занятие. Формы и режим занятий Занятия проводятся один раз в неделю по 30 мин. В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, игровая, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная. Ожидаемые результаты К концу обучения дети должны: 1. Знать правила гигиены письма (Правила посадки, расположения тетради, уметь держать карандаш). 2. Уметь выбрать карандаш заданного цвета. 3. Уметь выполнять «пальчиковую» гимнастику. 4. Уметь правильно раскрашивать фигуру. 5. Уметь рисовать и раскрашивать узоры, бордюры. 6. Уметь обводить фигуру по контуру. 7. Уметь ориентироваться в тетради, выполнять графические диктанты. 8. Уметь дорисовывать недостающие детали у картинок. 9. Умение срисовывать фигуры по точкам. 10. Уметь прописывать элементы фигур в строчках. Механизм оценки результатов освоения программы: проводится в марте, апреле наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями. Изучение продуктов деятельности ребенка (выполнение заданий в рабочих тетрадях) Скрытое тестирование. Тематическое планирование по курсу «Развитие речи» Курс «Развитие речи» Пояснительная записка. Данная программа направлена на развитие устной речи детей, нацелена на то, чтобы научить их осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Дети, прошедшие данный подготовительный курс, смогут успешно заниматься в первом классе по любым азбукам и букварям. Цель программы – развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка. Речевые возможности 6-7 летних детей значительно шире, чем традиционно принято считать. И именно в соответствии с этими возможностями построен данный курс. Большая роль в нем отводится развитию фонематического слуха, играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, практически осваивают структуру предложения. Это игры типа «Один – много», «Скажи со словом много», «Скажи ласково» и другие. Первоначально при введении игр со словами, они должны сопровождаться более подробным комментарием, образцом выполнения. Постепенно, когда дети освоят все виды этих игр, достаточно просто объявить название игры. В построении курса и каждого занятия учитывался и использовался жизненный и речевой опыт ребенка. Учебный материал занятий вводится последовательно таким образом, чтобы у ребенка формировалось представление о различных предметах и явлениях окружающего мира, о себе как о человеке, затем как о члене семьи, как о пассажире или пешеходе, покупателе, будущем представителе какой-то профессии и т.д. и соответственно обогащался словарный запас. В процессе занятий у детей формируются различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым. Особое внимание уделяется воспитанию любви к родителям и родным; формированию уважительного отношения к старшим и друзьям, к природе, вещам, созданным трудом людей, любви к родному краю; совершенствованию навыков общения (вежливого и культурного) детей со сверстниками и взрослыми, на основе формирования представления о доброте и дружбе, правдивости и смелости; развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, совершенствованию культуры речи, добиваясь чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения; развитию наблюдательности и любознаельности. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, специально подобраны тексты, которые предполагают и групповую работу, и самостоятельной выполнение заданий в тетради. Развитие обучающихся ведется по четырем основным линиям, определяющим их готовность к школьному обучению: - линия формирования произвольного поведения; - линия овладения средствами и эталонами деятельности; - линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей; - линия мотивационной готовности. Цель курса – всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личных качеств. Задачи обучения: 1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения; 2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно – логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения; 3. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования; 4. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления; 5. Развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия; 6. Развитие умения общения со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека; 7. Развитие умений говорить и слушать, говорения, слушания и чтения; 8. Развитие интереса и внимания к слову, собственной речи и речи окружающих; 9. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря, развитие грамматического строя речи, умения связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка; 10. Развитие умения оперировать единицами языка, звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением; 11. Развитие звуковой культуры речи; 12. Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка. Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Лексическая работа: - наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи; 2. 3. 4. 5. - обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Город», «Осень» и т.д.); - развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова; - создание условий для употребления новых слов в собственной речи. Развитие грамматического строя речи: - наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу (упражнения типа «Назови ласково»); - наблюдение над однокоренными словами, выделение их из групп слов, подбор однокоренных слов; - формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (упражнения типа «Скажи со словамиодин, два, пять», «Скажи со словами новый, новая, новые» со словами один, много» и т.д.); - практическое знакомство со словосочетанием и предложением; - знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов. Звуки: - понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение; - акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных; - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; - звуковой анализ состава слогов и слов; - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. Слоги: - понятие «слог», слоговой анализ слов; - подбор слов на заданное количество слогов; - выделение в словах первого и последнего слогов; - подбор слов на заданный слог; - составление прямых и обратных слогов. Слова: - выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов; - составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок; - изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков и слогов; - выявление повторяющихся в словах слогов с последующим другим словам; - восстановление нарушенной последовательности звуков структуре слова; - последовательное преобразование слова в другие неоднократного изменения его звукового и слогового состава. 6. Буквы: - знакомство с буквами; - дифференциация понятий «звук» и «буква»; - согласные и гласные буквы; - соотнесение букв и звуков. 7. Связная устная речь: - обучение ответам на вопросы, диалогической речи; - обучение составлению предложений, распространению добавлению недостающих слов. добавлением к или слогов в слова путем предложений, В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на: - выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; - выделение одинаковых предметов из группы предметов; - выделение лишнего предмета; - объединение различных предметов в группы; - выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Признаки осени. Учимся отвечать на вопросы. Признаки осени. Осенняя прогулка. Признаки осени. По грибы. Учимся отгадывать загадки. Пластилиновая мышка. Звук [а], буква а. Осенняя одежда. Звуки [о][у], буквы о, у. Как дети играли в индейцев. Звук [и], буква и. Полезная прогулка. Звуки [ы][э], буквы ы, э. 8. Снежные прогулки. Согласные звуки [м], [м’], буква м. 9. Чья горка лучше? Согласные звуки [н], [н’], буква н. 10. Теплая кормушка. Согласные звуки [т], [т’], буква т. 11. В зимнем лесу. Согласные звуки [с], [с’], буква с. Работа по картинке. 12. Помощник. Согласные звуки [к], [к’], буква к. 13. Зимняя одежда. Согласные звуки [л], [л’], буква л. 14. Друзья птиц. Согласные звуки [р], [р’], буква р. Учимся описывать предметы. 15. Умная ворона. Согласные звуки [в], [в’], буква в. Учимся составлять слова. 16.Шарик. Звук [ш], буква ш. Работа с пословицами. 17.Ботинки. Согласные звуки [б], [б’], буква б. Учимся составлять предложения. 18. Праздник Согласные звуки [п], [п’], буква п. 19. Что за зверь? Согласные звуки [з], [з’], буква з. Учимся сопоставлять, сравнивать. 20. Как дуб свинью проучил. Согласные звуки [д], [д’], буква д. Работа с пословицами и поговорками. 21. Гоша – озорник. Согласные звуки [г], [г’], буква г. Работа по картинке. 22. Муха. Согласные звуки [х], [х’], буква х. Учимся составлять предложения. 23. Жираф и ёж. Звук [ж], буква ж. Работа по картинке. 24. Заяц в огороде. Звук [ц], буква ц. Инсценировка сказки. 25. Грач. Звук [ч’], буква ч. Скоро в школу. Формы и режим занятий Занятия проводятся один раз в неделю по 30 мин. В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, игровая, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная. Ожидаемые результаты К концу обучения дети должны: - хорошо владеть понятиями звук, буква; - давать характеристику звукам; - выделять в словах гласные, согласные звуки, различать их; - выделять звуки в начале, конце и середине слова; - читать и составлять слоги и слова с помощью условных звуковых обозначений; - подбирать слова на заданное количество слогов; - составлять прямые и обратные слоги; - различать понятия звук и буква; -уметь отвечать на поставленные вопросы; - составлять предложения, распространять их, добавлять недостающие слова; - выявлять призника сходства и различия между двумя и более предметами, выделять лишние предметы, объединять различные предметы в группы; - уметь составлять рассказ по сюжетной картинке. Механизм оценки результатов освоения программы: проводится в марте, апреле наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями. Изучение продуктов деятельности ребенка (выполнение заданий в рабочих тетрадях) Скрытое тестирование. Учебно-тематический план №п/п Наименование курса 1 2 3 Кол-во часов неделю В мире математики 1 Буквография. Подготовка к письму 1 Развитие речи 1 Итого: 3 в Кол-во год 25 25 25 75 часов в Методическое обеспечение программы - Рабочая тетрадь - Рабочая тетрадь - Рабочая тетрадь - Карточки для словарной работы - Наборы игрушек - Геометрические фигуры -Дидактические настольные игры Список литературы 1. Гаврилова С. Е. Сборник тестов «Готов ли ваш ребенок в школу» 2. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» 3. Аджи А. В. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» 4. Серия 1000 игр. Издательство «Росмен»: «Умные игры» 5. Серия 1000 игр. Издательство «Росмен»: «Игры с карандашом» 6. Обухова Л. А. «Как хорошо уметь читать» 7. Хаткина М. А. Азбука «Игры, задания, рассказы,стихи» 8. Гаврина С. Е. «Учимся понимать друг друга» 9. Тихомирова Д. И. «Букварь» 10. Сергеева Т. Ф. «Математика для дошкольников» 11. Герасимова А. «Тесты для подготовки к школе» 12. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. «Я готовлюсь к школе». Ярославль, Академия развития. 2000. Тематическое планирование по курсу «Развитие речи» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 24. Тема Признаки осени. Учимся отвечать на вопросы. Признаки осени. Осенняя прогулка. Признаки осени. По грибы. Учимся отгадывать загадки Пластилиновая мышка. Звук [а], буква а. Осенняя одежда. Звуки [о] [у], буквы о, у. Как дети играли в индейцев. Звук [и], буква и. Полезная прогулка. Звуки [ы] [э], буквы ы, э. Снежные прогулки. Согласные звуки [м], [м’], буква м Чья горка лучше? Согласные звуки [н], [н’], буква н. Теплая кормушка. Согласные звуки [т], [т’], буква т. В зимнем лесу. Согласные звуки [с], [с’], буква с. Работа по картинке. Помощник. Согласные звуки [к], [к’], буква к. Зимняя одежда. Согласные звуки [л], [л’], буква л. Друзья птиц. Согласные звуки [р], [р’], буква р. Учимся описывать предметы. Умная ворона. Согласные звуки [в], [в’], буква в. Учимся составлять слова Шарик. Звук [ш], буква ш. Работа с пословицами. Ботинки. Согласные звуки [б], [б’], буква б. Учимся составлять предложения. Праздник Согласные звуки [п], [п’], буква п. Что за зверь? Согласные звуки [з], [з’], буква з. Учимся сопоставлять, сравнивать. Как дуб свинью проучил. Согласные звуки [д], [д’], буква д. Работа с пословицами и поговорками. Гоша – озорник. Согласные звуки [г], [г’], буква г. Работа по картинке. Муха. Согласные звуки [х], [х’], буква х. Учимся составлять предложения. Жираф и ёж. Звук [ж], буква ж. Работа по картинке. Заяц в огороде. Звук [ц], буква ц. Инсценировка сказки. Грач. Звук [ч’], буква ч. Скоро в школу. Тематическое планирование по курсу «Буквография» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Тема Правила посадки при письме. Как держать карандаш. Пальчиковая гимнастика. Семь цветов радуги. Знакомство с цветными карандашами. Прощай лето. Обведение предметов, дорисовка недостающих деталей, штриховка. Раскрашивание. Выполнение узоров. Обведение предметов, штриховка Раскрашивание. Обведение предметов, штриховка. Обведение фигур, рисование прямых линий, штриховка Кто летает? Рисование наклонных линий. Штриховка предметов. На лугу. Рисование длинных и коротких наклонных с закруглением внизу. В зоопарке. Рисование е-образных элементов. Выполнение узоров. В саду. Рисование овалов. Штриховка предметов. Голоса птиц. Рисование е-образных элементов. Выполнение узоров из данных элементов. Под дождем. Рисование овалов. Выполнение узоров из данных элементов Все цвета радуги. Выполнение узоров. Штриховка элементов. Рисование наклонной с закруглением внизу. Выполнение узоров. Игрушки. Рисование г-образного элемента. В гостях у сказки.Рисование г-образного элемента В гостях у сказки. Рисование изученных элементов. Дорисовка недостающих деталей у рисунка. Штриховка предметов Выполнение заданных узоров. Рисование изученных элементов. Рисование полуовалов. Штриховка предметов. Дорисовка недостающих деталей у рисунка. Рисование элементов буквы л, ж. Штриховка предметов. В гостях у сказки. Рисование элементов заглавной буквы А. Штриховка предметов. На рыбалке. Выполнение узоров. Рисование элементов буквы в. Штриховка предметов. Отправляемся в полет. Рисование элементов буквы х. Штриховка предметов Рисование элементов заглавной буквы д, б. Обведение и штриховка предметов. Итоговое занятие. Тематическое планирование по курсу «В мире математики» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Тема занятий Свойства предметов. Сравнение. Понятия: равные, одинаковые. Понятия: длинный – короткий. На, над, под, справа, слева. Понятия: Сколько? Много, мало. Столько же, одинаково. Один. Много. Точка, линия, прямая и кривая линия. Ломаная линия. Многоугольник. Угол. Замкнутые и незамкнутые линии. Числовой отрезок. Знаки +, -, =, ≠. Ориентировка на листе. Знаки <, >, =, ≠. Соотношение количества предметов с цифрой. Математические загадки. Раньше, позже. Математические игры. Длиннее, короче. Измерение длины. Тяжелее, легче. Сравнение по массе. Измерение массы. Объем. Сравнение по объему. Измерение объема. Соотношение количества предметов с цифрой. Задачи, шутки. Ориентировка во времени. Работа в тетради в клетку. Геометрические формы. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Соотношение количества предметов с цифрой. Решение арифметических задач. Работа в тетради в клетку. Логические задачи. Математические символы. Логические задачи. Логические задачи. Программа дополнительного образования детей «Подготовка к школе» Пояснительная записка Дошкольное образование – это фундамент всей образовптельной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условия для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнидеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Актуальность. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения стало предшкольное образование. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной и психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно: - его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп; - культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта; - познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность Цель данной программы: Всесторонее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего первоклассника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации ребенка, достижения в учебе и положительное отношение к школе. Реализация данной цели предполагает решение ряда задач Расширять кругозор дошкольников. Развивать речь, умение ясно излагать свои мысли, пополнять словарный запас. Развивать основные психологические функции (память, внимание, мышление). Развивать мелкую моторику Развивать фонематический слух Воспитывать самостоятельность, трудолюие, формировать культуру общения и поведения. Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: «В мире математики» На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: - Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; - Логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; - Символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками. «Развитие речи» Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. «Буквография. Подготовка к письму» Одной из важных задач данного курса является подготовка к письму, а также работа по формированию каллиграфически правильного письма, развитие мелкой моторики. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма организации деятельности – это занятие. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра. Цели занятий: - Развитие слухового и зрительного восприятия. - Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности. - Развитие слуховой и зрительной памяти. - Развитие общей и мелкой моторики. - Совершенствование коммуникативных навыков. - Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. - Совершенствование навыков монологической речи. - Совершенствование навыков диалогической речи. - Развитие мимики и пантомимики. - Развитие фантазии и воображения. - Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей. - Развитие творческих способностей. - Формирование эмоционально-волевой сферы. - Формирование этических представлений. Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Порядок организации работы: - группы формируются из детей 6-летнего возраста; - продолжительность обучения составляет (октябрь – апрель); - наполняемость групп до 15 человек.