Программа ДОП Шахматы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 181

Принято
Педагогическим советом
МАОУ-СОШ № 181
Протокол №1 от 27.08.2024

Утверждаю
Директор МАОУ-СОШ № 181
__________М.С. Корнильцева
Приказ №1 от 01.09.2024

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивная направленности
«Шахматы»

Программа ориентирована на детей
от 10 до 12 лет
Срок реализации – 2 года
Автор – составитель:
Кузнецов Евгений Вадимович,
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2024г.

I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «шахматы» (далее – Программа) предназначена для
организации образовательной деятельности по спортивной подготовке
спортсменов-шахматистов с учетом совокупности минимальных требований
к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом
спортивной подготовки по виду спорта шахматы, утвержденного приказом
Минспорта России от 12 октября 2015 г. №930).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки.
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной
подготовки: начальной подготовки- 2 года; тренировочный этап (спортивная
специализация) – 4 года.
4. Объем Программы 66 часов.
5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:
учебно-тренировочные занятия: групповые.
спортивные соревнования: по календарному плану 2024-2025 уч.года.
III. Система контроля
6. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее –
обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам
прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных
соревнованиях:
6.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «шахматы»;
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования
спортивного мастерства.

ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
6.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической,
теоретической
и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «шахматы»
и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий
и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
«шахматы»;
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом,
втором
и третьем году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях
проведения
не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации,
начиная с четвертого года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования
спортивного мастерства.
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
Годовой учебно-тренировочный план (Приложении № 1)
Учебно-тематический план (Приложении № 2)
V. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
Материально-технические условия реализации Программы:
демонстрационная доска, шахматные доски и комплекты шахматных фигур,
шахматные часы.

Приложение № 1
Годовой учебно-тренировочный план
Виды подготовки и иные мероприятия
1.

Участие в спортивных соревнованиях

2.

Тактическая подготовка

Этап
начальной
подготовки
18

Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации)

26

30

16
Теоретическая под готовка
4
Психологическая подготовка
Контрольные мероприятия (тестирование 2
5.
и контроль)
66
Общее количество часов в год
3.
4.

24
8
2
2
66

Приложение 2
Учебно-тематический план
Этап
подгот
овки

Этап
началь
ной
подгот
овки

Темы по
теоретической
подготовке
Всего на этапе
начальной
подготовки
История
возникновения вида
спорта и его
развитие
Физическая
культура – важное
средство
физического
развития и
укрепления
здоровья человека
Теоретические
основы обучения
базовым элементам
техники и тактики
вида спорта

Теоретические
основы судейства.
Правила вида спорта

Учебнотрениро
-вочный
этап

Оборудование и
спортивный
инвентарь по виду
спорта
учебнотренировочной
этап
Роль и место
физической
культуры в
формировании
личностных качеств
Учет
соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося
Теоретические
основы техникотактической
подготовки. Основы
техники вида спорта
Правила вида
спорта

Сроки
проведе
ния

сентябрь

октябрь

сентябрьмай

декабрь

сентябрь май

сентябрь

сентябрьмай

Февральмай

сентябрьмай

Краткое содержание

Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии
выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры
Олимпийских игр.
Понятие о физической культуре и спорте. Формы
физической культуры. Физическая культура как
средство воспитания трудолюбия, организованности,
воли, нравственных качеств и жизненно важных
умений и навыков.
Понятие о технических элементах вида спорта.
Теоретические знания по технике их выполнения.

Понятийность.
Классификация
спортивных
соревнований. Команды (жесты) спортивных судей.
Положение
о
спортивном
соревновании.
Организационная работа по подготовке спортивных
соревнований. Состав и обязанности спортивных
судейских бригад. Обязанности и права участников
спортивных соревнований. Система зачета в
спортивных соревнованиях по виду спорта.
Правила эксплуатации и безопасного использования
оборудования и спортивного инвентаря.

Физическая культура и спорт как социальные
феномены. Спорт – явление культурной жизни. Роль
физической культуры в формировании личностных
качеств человека. Воспитание волевых качеств,
уверенности в собственных силах.
Структура и содержание Дневника обучающегося.
Классификация и типы спортивных соревнований.

Понятийность. Спортивная техника и тактика.
Двигательные представления. Методика обучения.
Метод использования слова. Значение рациональной
техники в достижении высокого спортивного
результата.
Деление участников по возрасту и полу. Права и
обязанности участников спортивных соревнований.
Правила поведения при участии в спортивных
соревнованиях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».