Программа ДОП Подвижные игры Махов А.А.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 181

Принято
Педагогическим советом
МАОУ-СОШ № 181
Протокол №1 от 27.08.2024

Утверждаю
Директор МАОУ-СОШ № 181
__________М.С. Корнильцева
Приказ №1 от 01.09.2024

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-оздоровительной направленности
ОФП «Подвижные игры»

Программа ориентирована на детей
От 12 до 17 лет
Срок реализации – 1 года
Автор – составитель:
Махов Александр Александрович,
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2024г.

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы:
Программа
относится
к
программам
физкультурно-спортивной
направленности, способствует физическому развитию школьников,
стимулированию
самостоятельно
осуществлять
физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность.
Современному школьнику, проводящему основную часть дня на уроках в
школе и за выполнением домашних заданий, приходится выдерживать
большие умственные и физические нагрузки. Данная ситуация ведет к малой
активности детей, которая с поступлением их в школу снижается наполовину.
В cвязи с этим у большинства школьников
наблюдаются
ухудшение
деятельности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зрения,
нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным
заболеваниям. В условиях недостатка двигательной активности учащихся
важнейшую роль играет эффективная организация дополнительной
физкультурно-оздоровительной
работы
в
школе.
Ведь
именно
систематические занятия физическими упражнениями способствуют
физическому и физиологическому развитию растущего организма
школьников, формируют у них разнообразные двигательные умения и
навыки. В ряду наиболее эффективных средств физкультурнооздоровительной работы со школьниками общефизическая подготовка
занимает одно из ведущих мест.
Актуальность программы:
В «Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года»
(Постановление Правительства Свердловской области № 900-ПП от 07
декабря 2017 года "Об утверждении стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года") одним из стратегических направлений
развития системы воспитания определено «Физическое развитие и
формирование культуры здоровья».
Программа способствует физическому развитию школьников. В процессе
изучения программы обучающиеся освоят основы физической культуры и
правила выполнения физических упражнений, необходимые для укрепления
здоровья, разовьют устойчивое желание вести здоровый образ жизни.
Отличительные способности:
Программа разработана с учётом интересов учащихся к тем
видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной
жизни. Реализация программы способствует комплексному решению
задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детского организма:

улучшению функционального состояния организма; повышению
физической
и
умственной
работоспособности;
снижению
заболеваемости.
Адресат: Программа предназначена для обучающихся 12-17 лет.
Особенности физического развития детей среднего школьного возраста.
В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста
скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в
темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1—2 года. Еще не
закончен процесс окостенения.
Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая
утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к
несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и
характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.
При организации физического воспитания в этом возрасте
нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставносвязочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку
роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения.
Режим занятий:
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа с переменой в 10 минут.
Объем:
Программа рассчитана на 9 часов в неделю, 306 часов в год, срок
освоения – 1 год.
Уровневость:
«Базовый». Предполагает использование и реализацию таких форм
организации
материала,
которые
допускают
освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно –
тематического направления общеразвивающей программы.
Формы проведения занятий:
групповые и индивидуальные формы занятий.
Виды занятий:
беседа, практические занятия, инструктажи, открытые занятия,
тренировочные, игровые занятия.
Формы проведения итогов реализации программы:
тест, тестирование.
2.Цели и задачи программы:
Цель:
развитие физических качеств и способностей обучающихся в двигательной
деятельности, формирование потребности ведения здорового образа жизни.
Задачи:

Обучающие:
▪ овладеть техническими и тактическими приёмами подвижных игр,
легкой атлетики, гимнастики с элементами акробатики;
▪ овладеть простейшими организационными навыками,
необходимыми понятиями и теоретическими сведениями по
физической культуре и спорту;
▪ способствовать развитию ловкости, скорости, мышечной
выносливости, гибкости, силы и развитию координации движений.
Развивающие:
▪ научить самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи, планировать пути
достижения целей, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
▪ развивать способность к самоконтролю за качеством выполняемых
движений;
▪ совершенствовать навыки работы в команде, коллективе.
Воспитательные:
▪ формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой
и к здоровому образу жизни;
▪ проявлять нравственные и волевые качества личности;
▪ самостоятельно заниматься физическими упражнениями для
повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Теоретические знания
1.1 Техника безопасности. Основные принципы занятий.
Теория: Правила поведения во время спортивных занятий.
Профилактика травматизма на занятиях. Основные организационные
моменты. Знакомство с содержанием программы. Подготовка места для
занятий, форма одежды, питьевой режим
1.2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.
Теория. Профилактика простудных заболеваний. Правила и приемы
закаливания. Вред курения и употребления алкоголя. Правила оказания
первой помощи при спортивных травмах. Реабилитация после травм.
Раздел 2. Общая физическая подготовка
2.1. Легкая атлетика.
Теория: Углубленное изучение техники бега, прыжковой техники, техники
метания.
Техника вхождения в поворот, финиширования.

Практика: Медленный бег. Кросс 500-1000 м. Бег на короткие дистанции до
100 м. Эстафетный бег. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места.
Метание мяча в цель и на дальность.
2.2. Гимнастика.
Теория: Страховка. Гимнастическая терминология. Основы техники
гимнастических упражнений. Страховка в тренажерном зале.
Практика: Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения.
Акробатика.
2.3. Подвижные игры.
Теория: правила подвижных игр игр.
Практика: Баскетбол, волейбол. Эстафеты на месте, в движении, без
предметов, с предметами с техническими элементами видов спорта.
2.4 Планируемые результаты освоения программы:
По окончании обучения по программе обучающиеся достигнут
следующих предметных, метапредметных и личностных результатов:
Предметные результаты:
- владеют техническими и тактическими приёмами подвижных игр, легкой
атлетики, гимнастики с элементами акробатики;
- владеют простейшими организационными навыками, необходимыми
понятиями и теоретическими сведениями по физической культуре и
спорту;
- владеют способствовать развитию ловкости, скорости, мышечной
выносливости, гибкости, силы и развитию координации движений.
- Метапредметные результаты:
- самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и
формулируют для себя новые задачи, планируют пути достижения
целей, развивают мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- осуществляют самоконтроль за качеством выполняемых движений,
соотносят свои действия с планируемыми результатами;
- свободно взаимодействуют в команде, коллективе.
Личностные результаты:
- проявляют устойчивый интерес к занятиям физической культурой и к
здоровому образу жизни;
- демонстрируют нравственные и волевые качеств;
- самостоятельно занимаются физическими упражнениями для повышения
работоспособности и укрепления здоровья с соблюдением правил
техники безопасности и профилактики травматизма.
3. Комплекс организационно – педагогических условий

3.1 Условия реализации программы:
- материально – техническое обеспечение:
Помещения:
• Спортивная площадка;
• Спортивный зал.
Инвентарь:
• Волейбольные мячи;
• Баскетбольные мячи;
• Футбольные мячи;
• Кегли или городки;
• Скакалки;
• Теннисные мячи;
• Малые мячи;
• Гимнастическая стенка;
• Гимнастические скамейки;
• Сетка волейбольная;
• Щиты с кольцами;
• Секундомер;
• Маты;
• Ракетки;
• Обручи;
• Конусы.
- информационное обеспечение:
- Интернет источники
- кадровое обеспечение:
1. Махов Александр Александрович – учитель физической культуры 1
квалификационной категории
- методические материалы:
Реализация программы предусматривает применение наглядных и
практических методов. Объяснение правильного выполнения упражнений
требует демонстрации эталонного выполнения задания. Закрепление
правильного выполнения упражнений подразумевает их многократное
повторение.
На занятиях применяются игровые и здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающая технология призвана предупредить
переутомление, сохранить и приумножить силы обучающихся. Игровая
деятельность на занятии делает его интересным.
Алгоритм проведения занятия:

- сообщение темы занятия;
- разминка;
- освоение нового материала: выполнение упражнений, осуществление самои взаимоконтроля;
- упражнения на растяжку, расслабление мышц;
- подведение итогов.
3.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Раздел 1. Теоретические знания
1.1. Тест по теме "Техника безопасности на уроках физической
культуры"
Описание: необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных.
Проверяются теоретические знания.
Тест
1. Занятия по легкой атлетике в школе обычно проводятся
А) На спортивной площадке;
Б) В
спортивном
зале;
В) В
тренажёрном
зале.
2. Отрицательные факторы проведения занятий по легкой атлетике
А) Мокрый грунт (пол);
Б) Нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или
гранаты;
В) Выполнение упражнений в беге, прыжках и метании без
разминки;
Г) все вышеперечисленное.
3. Типичные травмы для занятий по лёгкой атлетике
А) Ушибы;
Б) Растяжения;
В) Мышечные боли;
Г) Всё вышеперечисленное.
4. Получили травму, ваши действия
А) Сообщите учителю;
Б) Самостоятельно обратитесь к врачу;
В) Без разрешения уйдёте с урока.
5. Правильное выполнение бега (30,60,100м) (выберите нужное)
А) Бежать по своей дорожке;

Б) Наступать на разделительную полосу дорожки;
В) Постепенное снижение скорости после пробегания финишной линии;
Г) Резкая остановка на финише.
6. Требования к спортивной форме
А) Грязная обувь;
Б) Спортивная форма стирается 1 раз в 2 недели;
В) Форма для занятий на улице- короткая, в зале- длинная;
Г) Обувь с гладкой (скользкой) подошвой;
Д) Обувь больше размера ноги на 1-2 размера;
Е) Всё перечисленное правильно;
Ж) Всё перечисленное неправильно
7. Типичные травмы при занятиях гимнастикой
А) Ссадины, потертости и срывы мозолей;
Б) Ушибы и растяжения;
В) Травмы
позвоночника;
Г) Все
вышеперечислен
ные.
8. Ошибки, ведущие к травмам при занятиях гимнастикой
А) Ровно (встык) уложенные маты под снарядами (брусья, перекладина и
т.п.);
Б) Маты гимнастические расположены «внахлёст»;
В) Выполнение упражнений без разминки;
Г) Достаточная дистанция при выполнении упражнений с предметами;
Д) Работа на гимнастических снарядах без страховки.
9. Меры безопасности при проведении подвижных игр
А) Строго соблюдать правила игры;
Б) Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам
игроков;
В) При падении сгруппироваться;
Г) Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя;
Д) Всё вышеперечисленное.
10. Причинами травм на уроках баскетбола могут быть:
А) Захваты, перехваты и неудачные финты;
Б) Резкие прыжки и столкновения;
В) Падения на мокром, скользком полу (на площадке);
Г) Недисциплинированное поведение.

11. Ошибки, ведущие к травме во время выполнения прыжков в длину с
разбега
А) Приземление на полусогнутые ноги;
Б) Выполнение без разрешения учителя;
В) Весь инвентарь (грабли, лопата) брошен в прыжковой яме;
Г) Дождь.
12. Правильное выполнение метания мяча на дальность
А) В специальном секторе;
Б) Не находиться в секторе приземления мяча;
В) Мокрый снаряд;
Г) Стоять рядом с выполняющим метание;
Д) Передавать снаряд для метания друг другу броском.
Механизм оценивания:
За каждый верный ответ ставится 1
балл.
Шкала оценивания:
11-12 правильных ответов – высокий уровень освоения содержания
раздела;
9-10 правильных ответов – средний уровень освоения содержания
раздела;
менее 7 баллов – низкий уровень освоения содержания раздела.
1.2. Тест по теме «Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль»
Описание: необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных.
Проверяются теоретические знания.
Тест
1. Гигиена - это:
А - область экологии, изучающая особенности воздействия среды обитания
на человека;
Б - свод санитарно-эпидемиологических законов и нормативных
документов;
В - область медицины, изучающая влияние внешней среды на
здоровье человека;
Г - все вышеперечисленное.
2. Совокупность гигиенических правил, выполнение которых
способствует сохранению и укреплению здоровья человека,
определяют:

А - общественную
гигиену;
Б - личную
гигиену;
В - специальную гигиену.
3. Личная гигиена объединяет общие гигиенические правила,
одинаковые для людей любого возраста:
А - рациональный суточный режим дня; правильное чередование
умственного и физического труда; занятия физической культурой;
Б - регулярное, полноценное питание; чередование труда и активного
отдыха; полноценный сон;
В - все перечисленное.
4. Дыхательная система включает в себя:
А - кожу и
дыхательные пути;
Б - грудную клетку и
лёгкие;
В - лёгкие и дыхательные пути.
5. Что такое закаливание:
А - повышенная устойчивость организма к неблагоприятным внешним
воздействиям Б - выполнение утренней гигиенической гимнастики
В - переохлаждение или перегрев организма.
6. Воздействие закаливания на нервную систему:
А - выработка условных рефлексов;
Б - повышенная устойчивость организма к внешним
раздражителям;
В - выработка общих рефлексов.
7. Как определяется понятие «врачебный контроль»?
А - Раздел медицины, призванный исключить все условия, при которых
могут возникнуть отрицательные воздействия занятий и мероприятий по
физической культуре и спорту на организм занимающихся;
Б - Раздел науки, призванный исключить все условия, при которых могут
возникнуть отрицательные воздействия занятий и мероприятий по
физической культуре и спорту на организм занимающихся;
В - Раздел физиологии, призванный исключить все условия, при которых
могут возникнуть отрицательные воздействия занятий и мероприятий по
физической культуре и спорту на организм занимающихся
8. Какова цель врачебного контроля?

А - Методически верно обеспечивать процесс физического воспитания;
Б - Содействовать наиболее эффективному использованию средств
физической культуры и спорта для укрепления здоровья,
совершенствования физического развития и физической подготовки, а
также достижению высоких спортивных результатов; В - Расширять и
обновлять приобретенные в процессе физического воспитания, знания,
умения и навыки для последующего их применения в повседневной жизни.
9. Какая система осуществляет перенос углекислого газа от органов и
тканей в лёгкие
А – дыхательная;
Б–
выделит
ельная;
В–
кровено
сная;
Г–
нервная
10. Какие системы входят в организм человека?
А – пищеварительная;
Б – нервная;
В – кровеносная;
Гвыделительна
я;
Д - опорнодвигательная;
Е - все вышеперечисленные.
Механизм оценивания:
За каждый верный ответ ставится 1 балл.
Шкала оценивания:
8-10 правильных ответов – высокий уровень освоения содержания
раздела;
5-7 правильных ответов – средний уровень освоения содержания
раздела; менее 5 баллов – низкий уровень освоения содержания
раздела.
Раздел 2. Общефизическая подготовка
Тестирование
Требования к уровню подготовки

Уровень подготовленности и уровень развития физических качеств, а
также двигательных способностей обучающихся, определяется в
результате суммы контрольных испытаний по общей физической
подготовке.
Время и сроки проведения испытаний: обучающиеся сдают контрольные
испытания в сентябре и в мае.
Программа тестирования:
Легкая атлетика
• Бег 30м. – бег по прямой, с высокого старта, сек.
• Челночный бег 3*10 сек. – тест проводится на ровной дорожке,
отмеряется 10-тиметровый участок, начало и конец, который отмечают
линией старта. За чертой два полукруга, радиусом 50см с центром на
черте. На дальний круг за финишной чертой кладут кубик. Спортсмен
становится за ближней чертой на стартовую линию и по команде
«марш» начинает бежать в сторону финишной черты, берет кубик и
возвращается к линии старта. Затем кладет кубик в полукруг на
стартовой линии и снова бежит к дальней – финишной черте, пробегая
ее.
• Прыжок в длину с места, см – выполняется толчком двух ног от
линии. Измерение проводится рулеткой. Даётся три попытки.
Гимнастика
• Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек., количество
раз – выполняющий лежит на спине. Руки за головой. Ноги сгибаются
в коленах. Поднимаем туловище, касаясь локтями колен, при этом
ноги не отрываем от поверхности.
• Подтягивание (мальчики), количество раз – выполняется из
положения вис хватом, руки на ширине плеч. Темп выполнения
произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при
сгибании рук, подбородок выше перекладины.
Подвижные игры
• Баскетбол – выполняющий штрафной бросок, должен встать на
штрафную линию, расслабиться, опустить руки, посмотреть на
корзину. Он должен слегка согнуть ноги в коленях, стопы
расставить на ширину плеч. Движение выполняется всей рукой:
начинается от плеча, продолжается кистью и завершается
кончиками пальцев, подкручивающими мяч.
• Волейбол. Передача мяча двумя руками над собой.
При передаче мяча двумя руками сверху ноги согнуты в коленях, туловище
прямое, руки вынесены вперед-вверх, кисти находятся перед лицом и

образуют ковш. При передаче игрок плавно разгибает ноги, подает руки
немного вперед-вверх навстречу мячу. Такое движение продолжается и при
соприкосновении рук с мячом, но в этот момент пальцы под воздействием
массы мяча отводятся назад, осуществляя мягкую остановку его полета
уступающим движением. Завершается передача пружинистым движением
пальцев и кистей, за счет которого мяч выталкивается в новом направлении.
№

Раздел

разде
ла

Контрольное
упражнение

Мальчики
Возраст

Уровень подготовленности
выс.

2.1

Легкая
атлетика

низк.

выс.

сред.

низк.

11 - 13

8.4

9.4

10.4

9.4

10.4

10.9

3х10м/с

14-15

8.1

9.1

10.1

9.1

10.1

10.6

16-17

7.9

8.9

9.9

8.9

9.9

10.9

11 -13

170

160

150

160

150

140

14-15

185

175

165

175

165

155

16-17

205

185

175

185

175

165

11-12

5.3

5.7

6.3

5.5

6.0

7.4

13-14

5.2

5.6

6.2

5.4

5.9

7.3

15-16

5.1

5.4

5.8

5.3

5.6

5.8

17

4.8

5.0

5.3

5.0

5.3

5.6

11-12

5

4

3

13-14

7

5

4

15-16

8

6

4

17

9

8

6

Подъем туловища

11-12

32

30

28

30

28

26

за 30 сек., раз

13-14

33

31

30

31

30

28

15-16

33

31

30

31

30

28

17

33

31

30

31

30

28

Бег 30 м/с

Гимнастика

сред.

Челночный бег

Прыжки в длину с
места (см)

2.2

Девочки

Подтягивание,
количество раз
(мальчики)

№
раздела

Раздел

Контрольное
упражнение

Мальчики

Возраст

Девочки

Уровень подготовленнос ти

2.3

Подвижные
игры

выс.

сред.

низ.

выс.

сред.

низ.

11-13

5 раз

4раза

3-2

5 раз

4 раза

3-2 раза

14-17

5

4

раза
3

5

4

3

Передача мяча двумя
руками над собой.
Снизу. Высота передачи

11-13

16-20

11-15

8-10

15-18

10-14

8-9

14-15

25 и выше

20-24

15-19

19-22

14-18

1м

17

29-35

28-23

18-22

21-25

15-20

Штрафные броски.

5 бросков
Баскетбол

Волейбол

23
выше
26-30

и

4. Список литературы:
Для педагога
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.:
Просвещение, 2006.
2. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Планирование и организация
занятий: методическое пособие по физической культуре – М.: ДРОФА,
2006.
3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического
воспитания 1-11 классы – М.: Просвещение, 2007.
4. Мейсон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического
воспитания школьников – М.: Просвещение, 2005.
5. Фокин Г.Ю. Уроки физической культуры в начальной школе 1-4
классы – М.: Школьная пресса, 2006 г.
Для обучающихся и родителей
1. Атаев А.К. Родителям о физическом воспитании детей в
семье. М.: МГУ, 2013. 320 с.
2. Бальсевич В.К. Физическое воспитание ребенка в семье//
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка – 2015
– № 1 – С. 50-51.
3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных
учреждениях: метод. пособие – М.: Мозаика, 2005 – 112с.
4. Кибардин Г.М. Быстрая ходьба лечит – М.: Эксмо - пресс,
2020 – 192с.
5. Лях В.И. Физическая культура 8-9 классы – М.:
Просвещение, 2019 – 256с.
6. Скрипалев В.С. Наш семейный стадион – М.: ФИС, 2013 –
98 с.
7. Старинин Ю.Л. и др. Твой спортивный уголок – М.: ФИС,
2014 – 160 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».