Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 181 Принято Педагогическим советом МАОУ-СОШ № 181 Протокол №1 от 27.08.2024 Утверждаю Директор МАОУ-СОШ № 181 __________М.С. Корнильцева Приказ №1 от 01.09.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности ОФП «Подвижные игры» Программа ориентирована на детей От 12 до 17 лет Срок реализации – 1 года Автор – составитель: Махов Александр Александрович, Педагог дополнительного образования Екатеринбург 2024г. 1. Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка Направленность программы: Программа относится к программам физкультурно-спортивной направленности, способствует физическому развитию школьников, стимулированию самостоятельно осуществлять физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность. Современному школьнику, проводящему основную часть дня на уроках в школе и за выполнением домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные и физические нагрузки. Данная ситуация ведет к малой активности детей, которая с поступлением их в школу снижается наполовину. В cвязи с этим у большинства школьников наблюдаются ухудшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зрения, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям. В условиях недостатка двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация дополнительной физкультурно-оздоровительной работы в школе. Ведь именно систематические занятия физическими упражнениями способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма школьников, формируют у них разнообразные двигательные умения и навыки. В ряду наиболее эффективных средств физкультурнооздоровительной работы со школьниками общефизическая подготовка занимает одно из ведущих мест. Актуальность программы: В «Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года» (Постановление Правительства Свердловской области № 900-ПП от 07 декабря 2017 года "Об утверждении стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года") одним из стратегических направлений развития системы воспитания определено «Физическое развитие и формирование культуры здоровья». Программа способствует физическому развитию школьников. В процессе изучения программы обучающиеся освоят основы физической культуры и правила выполнения физических упражнений, необходимые для укрепления здоровья, разовьют устойчивое желание вести здоровый образ жизни. Отличительные способности: Программа разработана с учётом интересов учащихся к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Реализация программы способствует комплексному решению задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детского организма: улучшению функционального состояния организма; повышению физической и умственной работоспособности; снижению заболеваемости. Адресат: Программа предназначена для обучающихся 12-17 лет. Особенности физического развития детей среднего школьного возраста. В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1—2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям. При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставносвязочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Режим занятий: Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа с переменой в 10 минут. Объем: Программа рассчитана на 9 часов в неделю, 306 часов в год, срок освоения – 1 год. Уровневость: «Базовый». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно – тематического направления общеразвивающей программы. Формы проведения занятий: групповые и индивидуальные формы занятий. Виды занятий: беседа, практические занятия, инструктажи, открытые занятия, тренировочные, игровые занятия. Формы проведения итогов реализации программы: тест, тестирование. 2.Цели и задачи программы: Цель: развитие физических качеств и способностей обучающихся в двигательной деятельности, формирование потребности ведения здорового образа жизни. Задачи: Обучающие: ▪ овладеть техническими и тактическими приёмами подвижных игр, легкой атлетики, гимнастики с элементами акробатики; ▪ овладеть простейшими организационными навыками, необходимыми понятиями и теоретическими сведениями по физической культуре и спорту; ▪ способствовать развитию ловкости, скорости, мышечной выносливости, гибкости, силы и развитию координации движений. Развивающие: ▪ научить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, планировать пути достижения целей, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ▪ развивать способность к самоконтролю за качеством выполняемых движений; ▪ совершенствовать навыки работы в команде, коллективе. Воспитательные: ▪ формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни; ▪ проявлять нравственные и волевые качества личности; ▪ самостоятельно заниматься физическими упражнениями для повышения работоспособности и укрепления здоровья. Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Теоретические знания 1.1 Техника безопасности. Основные принципы занятий. Теория: Правила поведения во время спортивных занятий. Профилактика травматизма на занятиях. Основные организационные моменты. Знакомство с содержанием программы. Подготовка места для занятий, форма одежды, питьевой режим 1.2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль. Теория. Профилактика простудных заболеваний. Правила и приемы закаливания. Вред курения и употребления алкоголя. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах. Реабилитация после травм. Раздел 2. Общая физическая подготовка 2.1. Легкая атлетика. Теория: Углубленное изучение техники бега, прыжковой техники, техники метания. Техника вхождения в поворот, финиширования. Практика: Медленный бег. Кросс 500-1000 м. Бег на короткие дистанции до 100 м. Эстафетный бег. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Метание мяча в цель и на дальность. 2.2. Гимнастика. Теория: Страховка. Гимнастическая терминология. Основы техники гимнастических упражнений. Страховка в тренажерном зале. Практика: Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения. Акробатика. 2.3. Подвижные игры. Теория: правила подвижных игр игр. Практика: Баскетбол, волейбол. Эстафеты на месте, в движении, без предметов, с предметами с техническими элементами видов спорта. 2.4 Планируемые результаты освоения программы: По окончании обучения по программе обучающиеся достигнут следующих предметных, метапредметных и личностных результатов: Предметные результаты: - владеют техническими и тактическими приёмами подвижных игр, легкой атлетики, гимнастики с элементами акробатики; - владеют простейшими организационными навыками, необходимыми понятиями и теоретическими сведениями по физической культуре и спорту; - владеют способствовать развитию ловкости, скорости, мышечной выносливости, гибкости, силы и развитию координации движений. - Метапредметные результаты: - самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи, планируют пути достижения целей, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - осуществляют самоконтроль за качеством выполняемых движений, соотносят свои действия с планируемыми результатами; - свободно взаимодействуют в команде, коллективе. Личностные результаты: - проявляют устойчивый интерес к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни; - демонстрируют нравственные и волевые качеств; - самостоятельно занимаются физическими упражнениями для повышения работоспособности и укрепления здоровья с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма. 3. Комплекс организационно – педагогических условий 3.1 Условия реализации программы: - материально – техническое обеспечение: Помещения: • Спортивная площадка; • Спортивный зал. Инвентарь: • Волейбольные мячи; • Баскетбольные мячи; • Футбольные мячи; • Кегли или городки; • Скакалки; • Теннисные мячи; • Малые мячи; • Гимнастическая стенка; • Гимнастические скамейки; • Сетка волейбольная; • Щиты с кольцами; • Секундомер; • Маты; • Ракетки; • Обручи; • Конусы. - информационное обеспечение: - Интернет источники - кадровое обеспечение: 1. Махов Александр Александрович – учитель физической культуры 1 квалификационной категории - методические материалы: Реализация программы предусматривает применение наглядных и практических методов. Объяснение правильного выполнения упражнений требует демонстрации эталонного выполнения задания. Закрепление правильного выполнения упражнений подразумевает их многократное повторение. На занятиях применяются игровые и здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающая технология призвана предупредить переутомление, сохранить и приумножить силы обучающихся. Игровая деятельность на занятии делает его интересным. Алгоритм проведения занятия: - сообщение темы занятия; - разминка; - освоение нового материала: выполнение упражнений, осуществление самои взаимоконтроля; - упражнения на растяжку, расслабление мышц; - подведение итогов. 3.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: Раздел 1. Теоретические знания 1.1. Тест по теме "Техника безопасности на уроках физической культуры" Описание: необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных. Проверяются теоретические знания. Тест 1. Занятия по легкой атлетике в школе обычно проводятся А) На спортивной площадке; Б) В спортивном зале; В) В тренажёрном зале. 2. Отрицательные факторы проведения занятий по легкой атлетике А) Мокрый грунт (пол); Б) Нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты; В) Выполнение упражнений в беге, прыжках и метании без разминки; Г) все вышеперечисленное. 3. Типичные травмы для занятий по лёгкой атлетике А) Ушибы; Б) Растяжения; В) Мышечные боли; Г) Всё вышеперечисленное. 4. Получили травму, ваши действия А) Сообщите учителю; Б) Самостоятельно обратитесь к врачу; В) Без разрешения уйдёте с урока. 5. Правильное выполнение бега (30,60,100м) (выберите нужное) А) Бежать по своей дорожке; Б) Наступать на разделительную полосу дорожки; В) Постепенное снижение скорости после пробегания финишной линии; Г) Резкая остановка на финише. 6. Требования к спортивной форме А) Грязная обувь; Б) Спортивная форма стирается 1 раз в 2 недели; В) Форма для занятий на улице- короткая, в зале- длинная; Г) Обувь с гладкой (скользкой) подошвой; Д) Обувь больше размера ноги на 1-2 размера; Е) Всё перечисленное правильно; Ж) Всё перечисленное неправильно 7. Типичные травмы при занятиях гимнастикой А) Ссадины, потертости и срывы мозолей; Б) Ушибы и растяжения; В) Травмы позвоночника; Г) Все вышеперечислен ные. 8. Ошибки, ведущие к травмам при занятиях гимнастикой А) Ровно (встык) уложенные маты под снарядами (брусья, перекладина и т.п.); Б) Маты гимнастические расположены «внахлёст»; В) Выполнение упражнений без разминки; Г) Достаточная дистанция при выполнении упражнений с предметами; Д) Работа на гимнастических снарядах без страховки. 9. Меры безопасности при проведении подвижных игр А) Строго соблюдать правила игры; Б) Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков; В) При падении сгруппироваться; Г) Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя; Д) Всё вышеперечисленное. 10. Причинами травм на уроках баскетбола могут быть: А) Захваты, перехваты и неудачные финты; Б) Резкие прыжки и столкновения; В) Падения на мокром, скользком полу (на площадке); Г) Недисциплинированное поведение. 11. Ошибки, ведущие к травме во время выполнения прыжков в длину с разбега А) Приземление на полусогнутые ноги; Б) Выполнение без разрешения учителя; В) Весь инвентарь (грабли, лопата) брошен в прыжковой яме; Г) Дождь. 12. Правильное выполнение метания мяча на дальность А) В специальном секторе; Б) Не находиться в секторе приземления мяча; В) Мокрый снаряд; Г) Стоять рядом с выполняющим метание; Д) Передавать снаряд для метания друг другу броском. Механизм оценивания: За каждый верный ответ ставится 1 балл. Шкала оценивания: 11-12 правильных ответов – высокий уровень освоения содержания раздела; 9-10 правильных ответов – средний уровень освоения содержания раздела; менее 7 баллов – низкий уровень освоения содержания раздела. 1.2. Тест по теме «Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль» Описание: необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных. Проверяются теоретические знания. Тест 1. Гигиена - это: А - область экологии, изучающая особенности воздействия среды обитания на человека; Б - свод санитарно-эпидемиологических законов и нормативных документов; В - область медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека; Г - все вышеперечисленное. 2. Совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека, определяют: А - общественную гигиену; Б - личную гигиену; В - специальную гигиену. 3. Личная гигиена объединяет общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: А - рациональный суточный режим дня; правильное чередование умственного и физического труда; занятия физической культурой; Б - регулярное, полноценное питание; чередование труда и активного отдыха; полноценный сон; В - все перечисленное. 4. Дыхательная система включает в себя: А - кожу и дыхательные пути; Б - грудную клетку и лёгкие; В - лёгкие и дыхательные пути. 5. Что такое закаливание: А - повышенная устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям Б - выполнение утренней гигиенической гимнастики В - переохлаждение или перегрев организма. 6. Воздействие закаливания на нервную систему: А - выработка условных рефлексов; Б - повышенная устойчивость организма к внешним раздражителям; В - выработка общих рефлексов. 7. Как определяется понятие «врачебный контроль»? А - Раздел медицины, призванный исключить все условия, при которых могут возникнуть отрицательные воздействия занятий и мероприятий по физической культуре и спорту на организм занимающихся; Б - Раздел науки, призванный исключить все условия, при которых могут возникнуть отрицательные воздействия занятий и мероприятий по физической культуре и спорту на организм занимающихся; В - Раздел физиологии, призванный исключить все условия, при которых могут возникнуть отрицательные воздействия занятий и мероприятий по физической культуре и спорту на организм занимающихся 8. Какова цель врачебного контроля? А - Методически верно обеспечивать процесс физического воспитания; Б - Содействовать наиболее эффективному использованию средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов; В - Расширять и обновлять приобретенные в процессе физического воспитания, знания, умения и навыки для последующего их применения в повседневной жизни. 9. Какая система осуществляет перенос углекислого газа от органов и тканей в лёгкие А – дыхательная; Б– выделит ельная; В– кровено сная; Г– нервная 10. Какие системы входят в организм человека? А – пищеварительная; Б – нервная; В – кровеносная; Гвыделительна я; Д - опорнодвигательная; Е - все вышеперечисленные. Механизм оценивания: За каждый верный ответ ставится 1 балл. Шкала оценивания: 8-10 правильных ответов – высокий уровень освоения содержания раздела; 5-7 правильных ответов – средний уровень освоения содержания раздела; менее 5 баллов – низкий уровень освоения содержания раздела. Раздел 2. Общефизическая подготовка Тестирование Требования к уровню подготовки Уровень подготовленности и уровень развития физических качеств, а также двигательных способностей обучающихся, определяется в результате суммы контрольных испытаний по общей физической подготовке. Время и сроки проведения испытаний: обучающиеся сдают контрольные испытания в сентябре и в мае. Программа тестирования: Легкая атлетика • Бег 30м. – бег по прямой, с высокого старта, сек. • Челночный бег 3*10 сек. – тест проводится на ровной дорожке, отмеряется 10-тиметровый участок, начало и конец, который отмечают линией старта. За чертой два полукруга, радиусом 50см с центром на черте. На дальний круг за финишной чертой кладут кубик. Спортсмен становится за ближней чертой на стартовую линию и по команде «марш» начинает бежать в сторону финишной черты, берет кубик и возвращается к линии старта. Затем кладет кубик в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней – финишной черте, пробегая ее. • Прыжок в длину с места, см – выполняется толчком двух ног от линии. Измерение проводится рулеткой. Даётся три попытки. Гимнастика • Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек., количество раз – выполняющий лежит на спине. Руки за головой. Ноги сгибаются в коленах. Поднимаем туловище, касаясь локтями колен, при этом ноги не отрываем от поверхности. • Подтягивание (мальчики), количество раз – выполняется из положения вис хватом, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук, подбородок выше перекладины. Подвижные игры • Баскетбол – выполняющий штрафной бросок, должен встать на штрафную линию, расслабиться, опустить руки, посмотреть на корзину. Он должен слегка согнуть ноги в коленях, стопы расставить на ширину плеч. Движение выполняется всей рукой: начинается от плеча, продолжается кистью и завершается кончиками пальцев, подкручивающими мяч. • Волейбол. Передача мяча двумя руками над собой. При передаче мяча двумя руками сверху ноги согнуты в коленях, туловище прямое, руки вынесены вперед-вверх, кисти находятся перед лицом и образуют ковш. При передаче игрок плавно разгибает ноги, подает руки немного вперед-вверх навстречу мячу. Такое движение продолжается и при соприкосновении рук с мячом, но в этот момент пальцы под воздействием массы мяча отводятся назад, осуществляя мягкую остановку его полета уступающим движением. Завершается передача пружинистым движением пальцев и кистей, за счет которого мяч выталкивается в новом направлении. № Раздел разде ла Контрольное упражнение Мальчики Возраст Уровень подготовленности выс. 2.1 Легкая атлетика низк. выс. сред. низк. 11 - 13 8.4 9.4 10.4 9.4 10.4 10.9 3х10м/с 14-15 8.1 9.1 10.1 9.1 10.1 10.6 16-17 7.9 8.9 9.9 8.9 9.9 10.9 11 -13 170 160 150 160 150 140 14-15 185 175 165 175 165 155 16-17 205 185 175 185 175 165 11-12 5.3 5.7 6.3 5.5 6.0 7.4 13-14 5.2 5.6 6.2 5.4 5.9 7.3 15-16 5.1 5.4 5.8 5.3 5.6 5.8 17 4.8 5.0 5.3 5.0 5.3 5.6 11-12 5 4 3 13-14 7 5 4 15-16 8 6 4 17 9 8 6 Подъем туловища 11-12 32 30 28 30 28 26 за 30 сек., раз 13-14 33 31 30 31 30 28 15-16 33 31 30 31 30 28 17 33 31 30 31 30 28 Бег 30 м/с Гимнастика сред. Челночный бег Прыжки в длину с места (см) 2.2 Девочки Подтягивание, количество раз (мальчики) № раздела Раздел Контрольное упражнение Мальчики Возраст Девочки Уровень подготовленнос ти 2.3 Подвижные игры выс. сред. низ. выс. сред. низ. 11-13 5 раз 4раза 3-2 5 раз 4 раза 3-2 раза 14-17 5 4 раза 3 5 4 3 Передача мяча двумя руками над собой. Снизу. Высота передачи 11-13 16-20 11-15 8-10 15-18 10-14 8-9 14-15 25 и выше 20-24 15-19 19-22 14-18 1м 17 29-35 28-23 18-22 21-25 15-20 Штрафные броски. 5 бросков Баскетбол Волейбол 23 выше 26-30 и 4. Список литературы: Для педагога 1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2006. 2. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Планирование и организация занятий: методическое пособие по физической культуре – М.: ДРОФА, 2006. 3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы – М.: Просвещение, 2007. 4. Мейсон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьников – М.: Просвещение, 2005. 5. Фокин Г.Ю. Уроки физической культуры в начальной школе 1-4 классы – М.: Школьная пресса, 2006 г. Для обучающихся и родителей 1. Атаев А.К. Родителям о физическом воспитании детей в семье. М.: МГУ, 2013. 320 с. 2. Бальсевич В.К. Физическое воспитание ребенка в семье// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка – 2015 – № 1 – С. 50-51. 3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие – М.: Мозаика, 2005 – 112с. 4. Кибардин Г.М. Быстрая ходьба лечит – М.: Эксмо - пресс, 2020 – 192с. 5. Лях В.И. Физическая культура 8-9 классы – М.: Просвещение, 2019 – 256с. 6. Скрипалев В.С. Наш семейный стадион – М.: ФИС, 2013 – 98 с. 7. Старинин Ю.Л. и др. Твой спортивный уголок – М.: ФИС, 2014 – 160 с.