Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 181
Принято
Педагогическим советом
МАОУ-СОШ № 181
Протокол №1 от 27.08.2024
Утверждаю
Директор МАОУ-СОШ № 181
__________М.С. Корнильцева
Приказ №1 от 01.09.2024
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«КВН»
Программа ориентирована на детей
От 8 до 14 лет
Срок реализации – 3 года
Автор – составитель:
Калашникова Наталья Сергеевна,
Педагог дополнительного образования
Екатеринбург
2024г.
Программа «КВН» дает возможность обучающимся попробовать себя в
роли автора, актера, режиссера, сценариста, хореографа, декоратора, помогает
определиться с выбором будущей профессиональной деятельностью и
приобрести тот базовый минимум знаний, умений и навыков, который
необходим для успешной творческой самореализации.
Программа направлена на знакомство с новым творческим видом
деятельности. Обучающиеся в процессе освоения материала программы
знакомятся с основными понятиями, терминами и определениями КВН,
получают первоначальные знания об анализе информации, дальнейшего
подбора и работы с ней, развивают коммуникативные навыки и учатся
адаптироваться в коллективе, развивают творческие способности, а также
формируют устойчивую мотивацию к обучению.
Новизна предлагаемой программы заключается в том, что в ней обобщен
уже имеющийся опыт по созданию детской команды КВН (исходя из практики
общения на Межрегиональных, Областных фестивалях, школах КВН по
обмену опытом, анализа научно-педагогической литературы по данной теме).
На этой основе предложена модель детской команды КВН, её формирования
и функционирования, как в учреждениях дополнительного образования, так и
в общем образовании.
Преимуществом данной программы является то, что она строится на
сетевом взаимодействии с привлечением социальных партнеров, в том числе,
представителей профессионального Клуба Веселых и Находчивых –
редакторов Клуба КВН Свердловской области, Чемпионов областных и
межрегиональных лиг КВН. Отличительной особенностью программы
является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию
средствами игры КВН и вообще сценической деятельности, который
способствует расширению круга интересов и возможностей обучающихся.
Они становятся
вовлеченными в такую продуктивную творческую деятельность, где
выступают как в качестве исполнителей, так и в качестве соавторов при работе
над сценарием выступления, при подготовке к конкурсам (сценаристами,
художниками, композиторами, режиссёрами).
Программа рассчитана на детей 8 - 14 лет.
Наполняемость группы – 14 человек.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных, индивидуальнопсихологических и физических особенностей обучающихся. Группы являются
разновозрастными. Учитывая возрастные особенности обучающихся и
специфику деятельности, а также для более эффективной организации
процесса обучения допускается деление группы на подгруппы.
На занятиях широко используется метод наставничества.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу
Программа рассчитана на 72 часа.
Формы обучения: очная, заочная с применением электронного обучения и
дистанционных
образовательных технологий (при необходимости).
Уровень сложности общеразвивающей программы – базовый.
Задачи обучающие:
- познакомить с основными законами движения КВН;
- познакомить с различными жанрами сценического искусства и научить их
использованию в игровых программах КВН;
- познакомить с методикой создания сценариев, миниатюр, шуток;
сформировать умение писать сценарий к выступлению;
- обучить навыкам импровизации;
- сформировать мотивацию на поиск нового материала, необходимой
информации;
- научить замечать интересные и острые моменты в повседневной жизни и
переносить их в юмористической форме на сцену.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - личностное развитие и формирование активной жизненной
и гражданской позиции, лидерских качеств, системы ценностей, верных
эстетических оценок круга жизненных явлений и человеческих
взаимоотношений, способствующих успешной социализации и адаптации,
обучающихся посредством вовлечения в КВН-движение и творческой
самореализации в нем.
Задачи развивающие:
- развить интеллектуальные и творческие способности;
- выявить и оказать поддержку талантливым авторам и исполнителям;
- развить коммуникативные способности;
- развить речь, память, воображение, внимание, художественный вкус;
- привлечь творческую молодежь к движению КВН и выступлению с
инициативами по различным вопросам общественной жизни;
- расширить движение КВН среди подростков города, посредством
выступления на фестивалях и конкурсах.
Задачи воспитательные:
- сформировать навыки работы в команде;
- сформировать умение отстаивать свое мнение и уважительно относиться к
мнению окружающих;
- привить ценности здорового образа жизни;
- приобщить подростков к доброму юмору;
- создать «ситуацию успеха» для каждого участника программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основой обучения является воспитание устойчивого интереса к игре КВН и
создание команды, раскрытие творческих способностей, знакомство с
основами КВН: теория шутки, процесс создания шутки, конкурсы КВН. На
занятиях по сценическому мастерству используются скороговорки,
артикуляционная гимнастика, работа над силой голоса, обучение работе с
микрофонами, ширмой.
Изучаются азы вокального и хореографического искусства. У обучающихся
формируется
понимание необходимости уметь работать в команде. Команда – это основа!
Без команды не будет результата. Обучающиеся учатся писать тексты
сценариев для выступлений, готовятся к выступлениям (репетиции, прогоны),
пробуют участвовать в муниципальных играх, накапливают определенный
опыт игры в КВН.
Содержание курса обучения распределено по следующим блокам:
I. Блок «Я – мы», предусматривающий работу по формированию сплоченной
команды и
предполагающий знакомство, освоение и активное использование тренингов
и упражнений на создание благоприятного климата в коллективе.
II. Блок «Что такое КВН, и с чем его едят», являющийся своеобразным
экскурсом в историю развития движения КВН.
III. Блок «Наработка сценических навыков», где осуществляется знакомство с
жанрами
сценического искусства, и формируются навыки, необходимые для
реализации успешного и яркого выступления на сцене.
IV. Блок «Авторские задачи для команды», способствующий формированию
умений и навыков, необходимых при создании сценариев и миниатюр.
V. Блок «Музыкально-техническая база команды», предполагающий
знакомство с процессом создания звукового сопровождения выступлений.
VI. Блок «Концертная деятельность», являющийся своеобразным итогом
обучения по всем блокам программы, так как именно на фестивалях и
турнирах КВН становится видно, чему научилась команда и как может
представлять себя.
VII. Блок «Коллективная деятельность», в рамках которого осуществляется и
поддерживается связь с другими подобными коллективами.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
- педагоги с средне-специальным/высшим образованием по сценической речи,
актерскому
мастерству, режиссуре хореографии, вокалу;
- авторы и актеры команд КВН (участники официальных центральных лиг МС
КВН);
- руководители детских команд КВН Свердловской области;
- психолог с высшим образованием;
- редакторы и организаторы Свердловской областной юниор-лиги КВН;
- ведущие специалисты в области креативной индустрии Свердловской
области
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- позитивное и доброжелательное отношение к окружающим;
- формирование организаторских навыков;
- сформированность таких качеств, как взаимопонимание, взаимовыручка,
доброжелательность,
уважение к окружающим, доверие, ответственность;
- понимание ценности самообразования и саморазвития;
- позитивный взгляд на окружающий мир;
- принятие ценностей здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность к саморефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение;
- умение определять общую цель и видеть пути ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
- умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
- умение управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать ее.
Предметные результаты:
- знание теоретической основы игры в КВН;
- знание истории движения КВН; понимание значимости этого движения для
детей и подростков;
- умение правильно держаться на сцене;
- умение работать в коллективе;
обогащенный словарный запас.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Помещения для обучения:
1. учебный кабинет с мобильными рабочими местами, оснащенный
доступом в Интернет, сцена.
2. Ноутбук
3. Телевизор
4. Экран напольный
5. Вокальная радиосистема
6. Флипчарт
7. Портативная колонка
8. Проектор