Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 181 Принято Педагогическим советом МАОУ-СОШ № 181 Протокол №1 от 27.08.2024 Утверждаю Директор МАОУ-СОШ № 181 __________М.С. Корнильцева Приказ №1 от 01.09.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «КВН» Программа ориентирована на детей От 8 до 14 лет Срок реализации – 3 года Автор – составитель: Калашникова Наталья Сергеевна, Педагог дополнительного образования Екатеринбург 2024г. Программа «КВН» дает возможность обучающимся попробовать себя в роли автора, актера, режиссера, сценариста, хореографа, декоратора, помогает определиться с выбором будущей профессиональной деятельностью и приобрести тот базовый минимум знаний, умений и навыков, который необходим для успешной творческой самореализации. Программа направлена на знакомство с новым творческим видом деятельности. Обучающиеся в процессе освоения материала программы знакомятся с основными понятиями, терминами и определениями КВН, получают первоначальные знания об анализе информации, дальнейшего подбора и работы с ней, развивают коммуникативные навыки и учатся адаптироваться в коллективе, развивают творческие способности, а также формируют устойчивую мотивацию к обучению. Новизна предлагаемой программы заключается в том, что в ней обобщен уже имеющийся опыт по созданию детской команды КВН (исходя из практики общения на Межрегиональных, Областных фестивалях, школах КВН по обмену опытом, анализа научно-педагогической литературы по данной теме). На этой основе предложена модель детской команды КВН, её формирования и функционирования, как в учреждениях дополнительного образования, так и в общем образовании. Преимуществом данной программы является то, что она строится на сетевом взаимодействии с привлечением социальных партнеров, в том числе, представителей профессионального Клуба Веселых и Находчивых – редакторов Клуба КВН Свердловской области, Чемпионов областных и межрегиональных лиг КВН. Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию средствами игры КВН и вообще сценической деятельности, который способствует расширению круга интересов и возможностей обучающихся. Они становятся вовлеченными в такую продуктивную творческую деятельность, где выступают как в качестве исполнителей, так и в качестве соавторов при работе над сценарием выступления, при подготовке к конкурсам (сценаристами, художниками, композиторами, режиссёрами). Программа рассчитана на детей 8 - 14 лет. Наполняемость группы – 14 человек. Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных, индивидуальнопсихологических и физических особенностей обучающихся. Группы являются разновозрастными. Учитывая возрастные особенности обучающихся и специфику деятельности, а также для более эффективной организации процесса обучения допускается деление группы на подгруппы. На занятиях широко используется метод наставничества. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу Программа рассчитана на 72 часа. Формы обучения: очная, заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (при необходимости). Уровень сложности общеразвивающей программы – базовый. Задачи обучающие: - познакомить с основными законами движения КВН; - познакомить с различными жанрами сценического искусства и научить их использованию в игровых программах КВН; - познакомить с методикой создания сценариев, миниатюр, шуток; сформировать умение писать сценарий к выступлению; - обучить навыкам импровизации; - сформировать мотивацию на поиск нового материала, необходимой информации; - научить замечать интересные и острые моменты в повседневной жизни и переносить их в юмористической форме на сцену. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ Цель программы - личностное развитие и формирование активной жизненной и гражданской позиции, лидерских качеств, системы ценностей, верных эстетических оценок круга жизненных явлений и человеческих взаимоотношений, способствующих успешной социализации и адаптации, обучающихся посредством вовлечения в КВН-движение и творческой самореализации в нем. Задачи развивающие: - развить интеллектуальные и творческие способности; - выявить и оказать поддержку талантливым авторам и исполнителям; - развить коммуникативные способности; - развить речь, память, воображение, внимание, художественный вкус; - привлечь творческую молодежь к движению КВН и выступлению с инициативами по различным вопросам общественной жизни; - расширить движение КВН среди подростков города, посредством выступления на фестивалях и конкурсах. Задачи воспитательные: - сформировать навыки работы в команде; - сформировать умение отстаивать свое мнение и уважительно относиться к мнению окружающих; - привить ценности здорового образа жизни; - приобщить подростков к доброму юмору; - создать «ситуацию успеха» для каждого участника программы СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Основой обучения является воспитание устойчивого интереса к игре КВН и создание команды, раскрытие творческих способностей, знакомство с основами КВН: теория шутки, процесс создания шутки, конкурсы КВН. На занятиях по сценическому мастерству используются скороговорки, артикуляционная гимнастика, работа над силой голоса, обучение работе с микрофонами, ширмой. Изучаются азы вокального и хореографического искусства. У обучающихся формируется понимание необходимости уметь работать в команде. Команда – это основа! Без команды не будет результата. Обучающиеся учатся писать тексты сценариев для выступлений, готовятся к выступлениям (репетиции, прогоны), пробуют участвовать в муниципальных играх, накапливают определенный опыт игры в КВН. Содержание курса обучения распределено по следующим блокам: I. Блок «Я – мы», предусматривающий работу по формированию сплоченной команды и предполагающий знакомство, освоение и активное использование тренингов и упражнений на создание благоприятного климата в коллективе. II. Блок «Что такое КВН, и с чем его едят», являющийся своеобразным экскурсом в историю развития движения КВН. III. Блок «Наработка сценических навыков», где осуществляется знакомство с жанрами сценического искусства, и формируются навыки, необходимые для реализации успешного и яркого выступления на сцене. IV. Блок «Авторские задачи для команды», способствующий формированию умений и навыков, необходимых при создании сценариев и миниатюр. V. Блок «Музыкально-техническая база команды», предполагающий знакомство с процессом создания звукового сопровождения выступлений. VI. Блок «Концертная деятельность», являющийся своеобразным итогом обучения по всем блокам программы, так как именно на фестивалях и турнирах КВН становится видно, чему научилась команда и как может представлять себя. VII. Блок «Коллективная деятельность», в рамках которого осуществляется и поддерживается связь с другими подобными коллективами. ПРЕПОДАВАТЕЛИ - педагоги с средне-специальным/высшим образованием по сценической речи, актерскому мастерству, режиссуре хореографии, вокалу; - авторы и актеры команд КВН (участники официальных центральных лиг МС КВН); - руководители детских команд КВН Свердловской области; - психолог с высшим образованием; - редакторы и организаторы Свердловской областной юниор-лиги КВН; - ведущие специалисты в области креативной индустрии Свердловской области РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ Личностные результаты: - позитивное и доброжелательное отношение к окружающим; - формирование организаторских навыков; - сформированность таких качеств, как взаимопонимание, взаимовыручка, доброжелательность, уважение к окружающим, доверие, ответственность; - понимание ценности самообразования и саморазвития; - позитивный взгляд на окружающий мир; - принятие ценностей здорового образа жизни. Метапредметные результаты: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; - способность к саморефлексии; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение; - умение определять общую цель и видеть пути ее достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - умение управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать ее. Предметные результаты: - знание теоретической основы игры в КВН; - знание истории движения КВН; понимание значимости этого движения для детей и подростков; - умение правильно держаться на сцене; - умение работать в коллективе; обогащенный словарный запас. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА Помещения для обучения: 1. учебный кабинет с мобильными рабочими местами, оснащенный доступом в Интернет, сцена. 2. Ноутбук 3. Телевизор 4. Экран напольный 5. Вокальная радиосистема 6. Флипчарт 7. Портативная колонка 8. Проектор