Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 181 Принято Педагогическим советом МАОУ-СОШ № 181 Протокол №1 от 27.08.2024 Утверждаю Директор МАОУ-СОШ № 181 __________М.С. Корнильцева Приказ №1 от 01.09.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр пластики и танца» Программа ориентирована на детей От 6 до 10 лет Срок реализации – 3 года Автор – составитель: Бородина Елена Александровна, Педагог дополнительного образования Екатеринбург 2024г. Содержание: I. Целевой раздел - 3 1.1 Пояснительная записка - 3 1.2 Актуальность программы – 3-4 1.3 Цели и задачи Программы – 4 II. Содержательный раздел - 5 2.1 Содержание программы – 5-13 2.2 Планируемые результаты освоения Программы – 13-14 III. Организационный раздел - 14 3.1 Адресат программы – 14-15 3.2 Материально-техническое обеспечение - 15 3.3 Методические материалы - 15-16 3.4 Нормативно-правовые документы и методические рекомендации Правительства Российской Федерации – 16-17 3.5 Список литературы - 17 I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка. Образовательная программа «Театра пластики и танца «Лучи» направлена на развитие художественно-творческих способностей детей и подростков 6 – 10 лет, является модифицированной и состоит из двух уровней: ознакомительного, базового. В данном блоке программы рассматривается ознакомительный уровень. Ознакомительный уровень программы подходит для группы младшего школьного возраста 6-8 лет и рассчитан на 1 год. Группа изучает основы классического танца (постановку корпуса, положения рук, позиции ног), элементы партерной гимнастики, детский танец, современный танец, актерское мастерство, проходит постановочную работу. В процессе учебной деятельности дети младшего школьного возраста не только усваивает знания, умения и навыки, но и учатся ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. К отличительным особенностям программы можно отнести синтез двух видов искусств: актерское мастерство и хореография, влияние которых на развитие ребёнка взаимно усиливается, содержательно расширяя как опыт предметной деятельности, так и диапазон общения и личностной реализации. Программа построена на основе использования техник современного танца и искусства импровизации. 1.2 Актуальность программы «Театр пластики и танца» способствует физическому, умственному и эмоциональному развитию ребенка. Сейчас это является особенно актуальным, т.к. большинство детей ведут малоподвижный образ жизни. В дошкольном и школьном (6-8 лет) возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребёнка, формируется его личность. Каждый год появляются новые танцевальные направления, которые, как все новое, привлекает детей и молодежь. Также, данная программа направлена на формирование принципов здорового образа жизни, ведь что, как ни танец, мотивирует к ведению здорового образа жизни и занятиям спортивной подготовкой для развития мышц, выносливости, грации и даже дыхания. Преимущество данной программы выражено в том, что позволяет ребенку открывать и развивать двигательные способности, повысить не только его психофизический рейтинг среди сверстников, но и эмоциональную культуру. Навыки, полученные в процессе освоения программы, помогут адаптироваться и социализироваться ребенку в условиях современной жизни, в первую очередь, в умении правильно двигаться и через тело выражать свою мысль. Именно в этом и состоит актуальность программы. Обучение по программе «Театр пластика и танца» предполагает индивидуальный подход. Ребенок учится работать в коллективе, но при этом в постановках учитываются индивидуальные особенности ребенка: его характер, темперамент. 1.3 Цели и задачи программы Основные идеи программы, отличающие ее от существующих программ, заключается в том, что освоение танцевального искусства – это процесс, направленный на понимание работы своего тела, на осознание своих реальных танцевальных возможностей и умения работать с ними. Танец – это всегда какая-то история для исполнителя и зрителя, а не набор физических упражнений. Цель программы заключается в раскрытии индивидуальных возможностей личности каждого ребенка через мир хореографии, а также, укрепление здоровья, выстраивание коммуникаций детей в социуме. Задачи: 1) Образовательные: - обучить детей танцевальным движениям; - формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями; - формировать пластику, культуру движения, их выразительность; - формировать умение ориентироваться в пространстве; - формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы. 2) Воспитательные: - воспитывать интерес к культуре танца, театрального искусства; - воспитывать инициативу, чувство товарищества; - сформировать коммуникативные качества; - воспитание чувства такта, культурных привычек. 3) Развивающие: -развивать творческие способности каждого ребенка; - развить музыкальный слух и чувство ритма; - развить воображение, фантазию. 4) Оздоровительные: - укрепление здоровья детей. II. Содержательный раздел 2.1 Содержание программы Программа «Театр пластики и танца» рассчитана на 3 года обучения и рекомендуется для занятий детей от 6 до 10 лет: - 1-ый год обучения – дети 6 - 8 лет; - 2-ой год обучения - дети 7 – 9 лет; - 3-ий год обучения – дети 8 – 10 лет. Рабочая программа предлагает проведение занятий 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество занятий, отведенных для танцевального коллектива (в год) - 72 ч. Содержание программы 1-ого года обучения № Тема Т е о р и я Вводный урок. Правила техники безопасности 1 П р а к т и к а - - 2 2 2 Общие сведения о хореографии, основы классического танца 3 Детский танец - 8 8 - 1 8 1 8 8 1 4 Развитие танцевальных данных В с е г о 1 5 Основы современного танца - 6 Партерная гимнастика, растяжка - 1 8 1 8 8 7 Пантомима и актерское мастерство - 7 7 8 Постановочно-репетиционная работа - 8 8 9 Контрол ьный урок (открыт ый урок) - 2 2 Итого 1 7 0 7 2 Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж техники безопасности (1 час). Теория: знакомство с учащимися. Объяснение учащимся техники безопасности во время занятия, в коридорах школы, как нужно себя вести во время концерта и за кулисами, во время чрезвычайных ситуациях (пожар, гололед, наводнение, сильный ветер). Формы работы: беседа, объяснение, анализ и обсуждение. Формы контроля: опрос. Тема 2. Общие сведения о хореографии, основы классического танца (2 часа). Практика: короткий рассказ учащимся о хореографии, когда она возникла, изучение постановки корпуса в классическом танце, проучивание основных позиций рук, ног, повороты корпуса (анфас, профиль, диагональ (45 градусов) Формы работы: наглядный показ, объяснение, повторение. Формы контроля: самостоятельное исполнение. Тема 3. Детский танец (8 часов) Практика: разучивание танцевальных элементов: шаги, прыжки, полуповороты и повороты, танцевальные связки, этюды со смещением ритмического размера (быстрее, медленнее, тише, громче) и т.д. Различные построения и перестроения рисунков танца: колонна, линия, шахматный порядок, круг, 2-3 круга, диагональ, змейка и т.д. Формы работы: игровые приемы, наглядный показ, объяснение. Формы контроля: самостоятельное исполнение. Тема 4. Развитие танцевальных данных (18 часов) Практика: разучивание современной разминки для всего тела: шеи, плечевого сустава, рук, спины, тазобедренного сустава, ног. Упражнения на напряжение и расслабление мышц; - упражнения на исправление осанки; - упражнения на укрепление мышц спины; - упражнения на развитие выворотности ног, танцевального шага; - упражнения на укрепление мышц брюшного пресса; - упражнения на развитие подвижности голеностопного, коленного, тазобедренного суставов.; - группировка, перекаты в группировки; - три вида шпагата (поперечны, на левую и правую ногу) и т.д.. Формы работы: объяснение, наглядно демонстрация. - зрительный показ, показ - Формы контроля: самостоятельное исполнение. Тема 5. Основы современного танца (18 часов) Практика: позиции рук и ног современного танца, различные перегибы, повороты, переходы, вращения. Танцевальные комбинации на основе выученных элементов. Танцевальные связки на основе современной хореографии. Формы работы: объяснение, показ - демонстрация, наглядно - зрительный показ, хореографическая импровизация. Формы контроля: самостоятельное исполнение, импровизация. творческая работа. Тема 6. Партерная гимнастика, растяжка (8 часов). Практика: за счет упражнений на гимнастическом коврике формируется мышечный корсет, тем самым улучшается осанка, разучиваются упражнения на укрепление мышц стоп, (что является профилактикой плоскостопия). Упражнения на улучшение гибкости суставов, эластичность мышц и связок. Формы работы: объяснение, образный показ. Формы контроля: самостоятельное исполнение. Тема 7. Сценическая пластика и актерское мастерство (7 часов). Практика: музыкально - ритмические упражнения, свободная импровизация, звукоощущение тела музыкального материала, упражнения партерного экзерсиса, танцевальные композиции. Работа над мимикой лица, актерские практики, пантомима. Формы работы: показ движений, постановка задачи и контроль по ее исполнению, комментарий педагога по ходу исполнения, анализ и обсуждение. Формы контроля: зачет. Тема 8. Постановочно-репетиционная работа концертных номеров (8 часов) Практика: Постановка танцевальных номеров к праздничным мероприятиям школы, репетиционная работа над номерами, над синхронностью их исполнения. Формы работы: показ танцевальных комбинаций, комментарий педагога по ходу исполнения, отработка движений. Формы контроля: самостоятельное исполнение. Тема 9. Контрольный урок - открытый показ для родителей ансамбля в середине и конце учебного года. Содержание программы 2-ого года обучения № Тема Т е о р и я Вводный урок. Правила техники безопасности 1 П р а к т и к а - - 4 4 2 Классический танец, основы свободной пластики 3 Детский танец - 6 6 1 В с е г о 1 4 Развитие танцевальных данных - 5 Основы современного танца - 6 Партерная гимнастика, растяжка - 1 8 1 8 8 7 Пантомима и актерское мастерство - 7 1 8 1 8 8 7