Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 181 Принято Педагогическим советом МАОУ-СОШ № 181 Протокол №1 от 27.08.2024 Утверждаю Директор МАОУ-СОШ № 181 __________М.С. Корнильцева Приказ №6 от 01.09.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Детский театр современного танца» Программа ориентирована на детей От 7 до 9 лет Срок реализации – 1 год Автор – составитель: Кочнева Валерия Юрьевна, Педагог дополнительного образования Екатеринбург 2024г. 1. Введение .............................................................................................................. 3 2. Цель и задачи программы .............................................................................. 6 3. Учебный план .................................................................................................... 8 4. Содержание программы ................................................................................ 11 5. Планируемые результаты ............................................................................. 14 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ................ 16 2.1. Календарный учебный график ................................................................. 16 2.2. Условия реализации программы .............................................................. 16 2.2.1. Нормативно-правовое обеспечение:...................................................... 16 2.2.2. Программно-методическое обеспечение: ............................................. 17 2.2.3. Материально-техническое обеспечение: .............................................. 17 2.2.4. Информационное обеспечение................................................................ 17 2.2.5. Кадровое обеспечение программы: ....................................................... 18 2.3. Формы аттестации ...................................................................................... 18 2.4. Оценочные материалы ............................................................................... 18 2.5. Методическое обеспечение программы .................................................. 19 2.6. Рабочая программа воспитания................................................................ 23 3. Список используемой литературы ............................................................. 29 3.1. Нормативные документы: ......................................................................... 29 3.2. Список литературы для педагога ............................................................ 29 3.3. Список литературы для учащихся ........................................................... 29 Приложение 1 ....................................................................................................... 30 Приложение 2 ....................................................................................................... 37 1. Введение Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский Театр Современного Танца» (далее – программа) имеет художественную направленность. Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная Уровни реализации программы – базовый Педагогические концепции, идеи, на основе которых разработана данная программа. Современный танец всегда привлекал внимание подрастающего поколения, он диктовал стиль, моду, манеру одеваться и двигаться, вкус к современной жизни. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо сочетаются с ритмом современной жизни, который требует от людей мобильности и активного темпа жизни. В наше время активно развиваются новые формы танцевального искусства. Танец - это прежде всего физическое, умственное, эмоциональное развитие ребенка. Возможность фантазировать и импровизировать. В работе учитываются природные хореографические данные детей, а также физические и психологические возрастные особенности. Основной принцип работы – движения от простого к сложному, что предполагает постепенное: увеличение физической нагрузки и объемов излагаемого материала; усложнение рисунка движений рук и ног, композиций разучиваемых номеров; усложнение творческих заданий. При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления, использована методическая литература и личный опыт работы. Танцевальные вариации разрабатываются составителем программы с учетом тематики постановок театра танца. Актуальность программы Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Хореография – это одно из любимейших детских занятий. Дошкольники настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и занятие хореографии, которое обычно проходит под веселую музыку, кажется детям заманчивым и привлекательным. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Поэтому для формирования эмоциональной составляющей танца необходимо знакомить обучающихся с основами сценического движения и актерского мастерства, изучение которых играет большую роль в физическом и эстетическом развитии ребенка. Программа позволит ребенку открыть и развить двигательные способности, повысить не только его психофизический рейтинг среди сверстников, но и эмоциональную культуру. Навыки, полученные в процессе освоения программы, помогут адаптироваться и социализироваться ребенку в условиях современной жизни, в первую очередь, в умении правильно двигаться и через тело выражать свою мысль. Именно в этом и состоит актуальность программы. Влияние занятий на развитие ребенка «Детский Театр Современного Танца» способствует физическому, умственному и эмоциональному развитию ребенка. Сейчас это является особенно актуальным, т.к. большинство детей ведут малоподвижный образ жизни. Новизна программы «Детский Театр Современного Танца» в многообразии танцевальных техник и в сочетании этого многообразия. Ребенок получает всестороннее развитие, учится осваивать разные танцевальные направления, стили, учиться универсальности. Обучение по программе «Детский Театр Современного Танца» предполагает индивидуальный подход. Ребенок учиться работать в коллективе, но при этом в постановках учитываются индивидуальные особенности ребенка: его характер, темперамент. Отличительная особенность заключается в содержании программы, ориентированного либо на актерское мастерство, либо на хореографию, обеспечивая синтез двух видов искусства, влияние которых на развитие ребёнка взаимно усиливается, содержательно расширяя как опыт предметной деятельности, так и диапазон общения и личностной реализации. Преимущество данной программы выражено в комплексном использовании видов и форм хореографического обучения, создание интегрированной модели обучения: развитие данных, стретчинг, развитие музыкального движения, изучение актерского мастерства и сценического движения. Программа отвечает современным требованиям к образовательным программам и интересам, и ожиданиям родителей. Адресат программы - учащиеся 7-9 лет Психолого-педагогические и возрастные особенности детей 7-9 лет Младший школьный возраст 7-9 лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия. Особенности набора детей и условия приема учащихся Набор детей осуществляется на основании согласия родителей и наличия медицинского допуска к занятиям (медицинской справки о состоянии здоровья). Наполняемость групп Программа предусматривает занятия с группой детей, наполняемость групп согласно локальным актам МАОУ СОШ №181. Особенности организации образовательного процесса Группы обучения - групповые.. С индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально. Форма занятий: – традиционная, групповая, преимущественно; – на основе реализации вариативного подхода к выбору содержания индивидуальной художественно-творческой деятельности. Форма обучения – преимущественно очная, также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Деятельность по программе реализуется в рамках начального общего образования. Объем и сроки освоения программы Программа реализуется в течении 1 года Года Периодичнос 1 2 Кол-во Сроки Кол обучени ть и полугод полугод учебн проведения во я кратность ие (кол- ие (кол- ых промежуточн часо занятий в во во недель ой в в [1] неделю недель) недель) аттестации год 1 г 2 раза по 1 16 20 36 декабрь 72 од часа май обучени я Режим занятий по программе соответствует СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (действуют с 01.01.2021 года и отменяют действие ранее действовавших СанПиН) в части определения рекомендуемого режима занятий. 2. Цель и задачи программы Цель: развитие творческих и физических способностей, эмоциональной выразительности и танцевальности каждого ребенка посредством приобщения к миру современной хореографии. Задачи: Личностные: • развитие творческого мышления; • формирование стремления к творческому самовыражению и саморазвитию. • развитие эмоционального интеллекта. • формировать стремление к творческому самовыражению и саморазвитию. • воспитывать навыки творческой дисциплины; воспитывать трудолюбие, целеустремленность в процессе работы. Метапредметные: • сформировать навык планирования и реализации задач на пути достижения поставленной цели; • развитие коммуникативных навыков; • уметь управлять своим поведением и планировать свои действия; • научиться продуктивному взаимодействию с другими участниками действий. • развивать музыкально-ритмические навыки; • развивать физические данные ребенка; • развивать навыки: координации, сольного и ансамблевого исполнения, импровизации, актерского мастерства. Предметные: • Познакомить с названиями движений, положений, связующих элементов, прыжков и движений; • Научить правилам исполнения движений, положений, связующих элементов, прыжков и движений; • Познакомить с техникой исполнения дыхательных упражнений; • научить грамотно распределять усилия во время исполнения. 3. Учебный план Формы аттестации/ контроля Практик а I. Введение деятельность в 1.1 Вводное занятие 2 II. 2.1 Базовые позиции 2 Contemporary dance – (20 ног в современном ч) танце 2.2 Базовые позици рук 2 в современном танце 2.3. Базовые движения в 2 современном танце 2.4. вание танцевальных комбинаци Разучи 14 III. Джазовый танец– (15 3.1. Базовые позиции 2 ч) рук в джазовом танце 3.2.Базовые позиции 2 ног в джазовом танце Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие 3.3. Основные и в джазовом танце Разучи 9 3.4 вание танцевальных комбинаций IV. Modern (10 ч) шаг 2 4.1. Базовые позиции 2 ног в модерне 4.2. ений упражнений растяжку Выполн 2 на 4.3 Отработка прыжка в 2 модерне 4.4 Разучивание танцевальных комбинаций V. Пантомима – (10 ч) 4 5.1. Жест и эмоция в 5 танце 5.2. Образ в танце VI. Репертуар – (13 ч) 6.1. Введение тему спектакля 5 в 1 Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие 6.2 вание танцевальных комбинаций Разучи 8 6.3 Работа с образом 4 VII. Подведение итогов – 1.1. Контрольное (2 ч) занятие. 2 Итого: 72 Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, упражнен ия, наблюден ие Беседа, наблюден ие 4. Содержание программы Раздел 1. Введение в деятельность – 4 часа. Тема 1.1 «Вводное занятие» Теория: Введение. Знакомство друг с другом и педагогом с движениями под музыку. Техника безопасности. Инструктаж по технике безопасности. Практика: Игры на знакомство. Игры на внимание Раздел 2. Contemporary dance – 20 часов. Тема 2.1 «Базовые позиции ног в современном танце» Теория: Знакомство с терминологией. Первая, вторая, третья, четвертая параллельная позиции. Первая, вторая, третья, четвертая свободные позиции. Практика: Упражнения на отработку всех позиции. Практическое исполнение и проработка качества исполнения. Тема 2.2 «Базовые позиции рук в современном танце» Теория: Знакомство с терминологией. Первая, вторая, третья прямые позиции и подготовительная позиция. Практика: Упражнения на отработку позиций рук, с добавлением разученных позиций ног. Практическое исполнение и проработка качества исполнения Тема 2.3 «Базовые движения в современном танце» Теория: Знакомство с терминологией. Плие, слайд, свинг, ролл ап и ролл даун, прыжки, падения, работа с полом, работа с весом и др. Практика: Упражнения на отработку базовых движений. Практическое исполнение и проработка качества исполнения. Тема 2.4 «Разучивание танцевальных комбинаций» Теория: Объяснение танцевальной комбинации. Правила выполнения движений. Раскладка упражнений под счет и музыку. Практика: Разучивание и самостоятельное выполнение. Практическое исполнение и проработка качества исполнения Раздел 3. Джазовй танец –15 часов. Тема 3.1 «Базовые позиции ног в джазовом танце» Теория: Знакомство с терминологией. Первая, вторая, третья, четвертая выворотные позиции. Практика: Упражнения на отработку позиций ног. Практическое исполнение и проработка качества исполнения Тема 3.2 «Базовые позиции рук в джазовом танце» Теория: Знакомство с терминологией. Первая, вторая, третья закрытые позиции рук. V-позиция. Положение кистей рук в джазовом танце. Jazz-hand, Flex, Stretch, Fist. Практика: Упражнения на отработку позиций рук и кистей, с добавлением разученных позиции ног. Практическое исполнение и проработка качества исполнения Тема 3.3 «Основные шаги в джазовом танце» Теория: Знакомство с терминологией. Джазовый квадрат, шассе, слайд, па-де-буре. Правила выполнения движений. Раскладка упражнений под счет. Практика: Упражнения на отработку базовых шагов. Практическое исполнение и проработка качества исполнения Тема 3.4 «Разучивание танцевальных комбинаций» Теория: Объяснение танцевальной комбинации. Правила выполнения движений. Раскладка упражнений под счет. Практика: Разучивание и самостоятельное выполнение. Практическое исполнение и проработка качества исполнения Раздел 4. Modern (10 ч) Тема 4.1 «Базовые позиции ног в модерне» Теория: Знакомство с основными позициями классического танца Практика: Упражнения на отработку всех позиции. Практическое исполнение и проработка качества исполнения. Тема 4.2 «Выполнение упражнений на растяжку» Теория: Техники выполнения шпагата (продольного и поперечного), техники растяжки в партере.. Практика: Выполнение упражнений. Практическое исполнение и проработка качества исполнения. Тема 4.3 «Отработка прыжка» Теория: Техника выполнение прыжка «соте», «хоп», «жете», «гранд жете», боковой «казачок». Практика: Выполнение прыжков по мере усвоения. Практическое исполнение и проработка качества исполнения. Тема 4.3 «Разучивание танцевальных комбинаций» Теория: Объяснение танцевальной комбинации. Правила выполнения движений. Раскладка упражнений под счет и музыку. Практика: Разучивание и самостоятельное выполнение. Практическое исполнение и проработка качества исполнения. Раздел 5. Пантомима – 10 часов. Тема 5.1 «Жест и эмоция в танце» Теория: Знакомство с понятием «жест» и «эмоция». Значение жеста и эмоции в современном танце. Практика: Выполнение творческих заданий: развитие воображения; выработку умения правильно выражать эмоции; раскрепощение и укрепление самооценки; вкус к творчеству и творческое мышление; развитие навыков общения и взаимодействия с другими детьми. Тема 5.2 «Образ в танце» Теория: Знакомство с понятием «образ», «образа в танце» на примерах. Практика: Выполнение небольших заданий на воспроизведение заданного образа. Раздел 6. Репертуар – 13 часов. Тема 6.1 «Введение в замысел спектакля» Теория: Замысел танцевального спектакля. О чем спектакль, про кого спектакль, герои спектакля. Тема 6.2 «Разучивание танцевальных комбинаций» Теория: Объяснение техники комбинации и связи с замыслом спектакля. Правила выполнения движений. Раскладка упражнений под счет. Практика: Выполнение и отработка танцевальных комбинаций. Тема 6.3 «Работа с образом» Теория: Распределение ролей в спектакле. Практика: Выполнение и отработка танцевальных комбинаций, соответствующих данной роли. Раздел 7. Подведение итогов – 2 часа. Тема 7.1 «Контрольное занятие» Теория: Открытый урок и показ спектакля 5. Планируемые результаты К концу программы обучения, учащиеся будут: Знать: • базовую терминологию; • технику движений, положений, связующих элементов, прыжков в современном танце; • правила выполнения дыхательных упражнений; разновидность направлений в танцевальном мире; • выполнять некоторые основные асаны. Уметь: • мышечно ощущать каждое движение; • координировать движения; • понимать и воспроизводить «образ в танце»; • выполнять упражнения на растяжку и дыхательные упражнения; • правильно и точно выполнять заданные положения, позы, связующие элементы, прыжки и движения; отличать современные танцевальные направления друг от друга. Личностные результаты: • проявление инициативы и любознательности; • Развитие таких личных качеств как: любознательность, ответственность, внимательность, трудолюбие. • положительное отношение учащихся к занятиям творческой деятельностью. • повышение творческой активности ребенка; Результативность программы определяется по следующим диагностическим параметрам: обученность по программе, воспитанность качеств личности, мотивация, удовлетворённость качеством образовательных услуг детей и родителей. С целью выявления уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, проводятся промежуточная и итоговая аттестации учащихся, в соответствии с системой оценивания ЗУН учащихся (Приложение № 1). Контроль ЗУН проводится в соответствии с графиком. Год Дата проведения Промежуточна Срок сдачи обучения я аттестация данных Первый со второй половины Контрольное з декабрь анятие май декабря со второй половины мая Формы подведения итогов реализации программы • • • Контрольное занятие; участие в концертах и выставках; выступление на конкурсах и соревнованиях. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Годовой календарный учебный график представлен в приложении 1, составлен на основе годового календарного графика учреждения на 2024-2025 учебный год. Начало учебного года – 01.09.2024 г. Окончание учебного года – 31.05.2025 г. Продолжительность учебного года – 36 недель. Год Дата обучения начала занятий 1 год 01 обучения сентября 2024 г Дата окончания занятий 31 мая 2025 г Кол-во учебных недель 36 Кол-во учебных дней 72 Кол-во учебных часов 72 Режим занятий 2 раза в неделю по 1 часу Согласно локальным актам МАОУ СОШ №181 в календарные недели в рамках учебного года сверх указанных в программе реализуется внутриучрежденческий блок профессионального информирования и профессиональной ориентации, предполагающий знакомство с различными профессиями танцевального и театрального профилей с усложнением предлагаемого материала, исходя из возрастных особенностей учащихся каждого года обучения. 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Нормативно-правовое обеспечение: • Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями); • СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 1; 2.2.2. Программно-методическое обеспечение: • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) // Письмо Минобрнауки РФ №09-4232 от 18.11.2015 г. – Москва, 2015. • Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Екатеринбург, 2024. Учебно-методический материал Наглядные пособия Видео постановок известных хореографов. Видео пластических и контактных спектаклей Методическая литература По разным видам нцевального искусства. театрального и та 2.2.3. Материально-техническое обеспечение: Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28. Хореографический зал оборудован зеркалами. При организации учебных занятий соблюдается гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. 2.2.4. Информационное обеспечение • Сайт Факультета современного танца г.Екатеринбург [Электронный документ]. – URL: www.vk.com/club2506800. • Сайт танцевальной труппы «Провинцальные танцы» [Электронный документ]. – URL: www.vk.com/provincial_dances. • Сайт Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой [Электронный документ]. – URL: www.vaganovaacademy.ru/academy. 2.2.5. Кадровое обеспечение программы: Кочнева Валерия Юрьевна, руководитель творческого коллектива, педагог. Образование: • Асбестовский колледж искусств, народное художественное творчество, хореографическое творчество. 2.3. Формы аттестации Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам освоения учащимися тем в течение учебного года, включает в себя следующие формы: наблюдение, опрос, выполнение творческих заданий, анализ по ходу выполнения творческих работ. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал диагностики, методическая разработка, отзыв детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения диагностик, аналитическая справка, контрольные задания, отчет педагога, диагностическая карта, конкурс, открытое занятие. Контроль знаний, умений и навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции, контрольное занятие проводится 2 раза в год в декабре и в мае. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом на всех занятиях. 2.4. Оценочные материалы В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. Способом определения результативности реализации программы служит мониторинг образовательного процесса детского объединения. Процедура мониторинга образовательного процесса проводится в середине и в конце учебного года на основе диагностических методик определения уровня обученности, воспитанности (приложение 2). Программа мониторинга Результативность освоения программы определяется по следующим диагностическим параметрам: Основная диагностика № Направление диагностики Метод 1. Обученность по программе (предметные результаты) Шкалирование как основной метод технологии оценки степени обученности, предложенный В.П. Симоновым (Приложение 1) 2. Воспитанность личности Включенное педагогическое наблюдение, ранжирование по направлениям: гражданское и патриотическое; нравственное и духовное воспитание; воспитание положительного отношения к труду и творчеству; здоровьесберегающее воспитание, культурологическое и эстетическое воспитание; коммуникативная культура Карта наблюдения (приложение 2) качеств Дополнительная диагностика 3. Методическая педагога деятельность 4. Итоговая выпускников аттестация 5. Процент программы реализации Сбор количественных и качественных показателей Критериями эффективности реализации дополнительной общеобразовательной программы являются динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся, качества освоения дополнительной общеобразовательной программы (уровень овладения ими специальными знаниями, умениями и навыками), результативность участи в конкурсной деятельности (приложение 2). 2.5. Методическое обеспечение программы В основе реализации программы лежат следующие принципы: Принципы последовательности и доступности обучения, движения от простого к сложному. Обучение детей начинается с «азов»; простейшие шаги и движение под музыку, простые ритмические упражнения и небольшие связки, развивающие слух и чувство ритма. Постепенно дети осваивают все более и более сложные движения. Принцип опоры на интерес. Этот принцип является основополагающим для формирования мотивации к обучению хореографии. Поэтому важно создавать на занятиях атмосферу доверительного общения и психологического комфорта, содействовать ситуации успеха для каждого обучающегося. Достижение успеха на занятиях или в концертных выступлениях порождает радостное чувство воодушевления, что дает толчок к развитию артистизма, воображения и творчества. Именно такая атмосфера стимулирует интерес к любому делу, обеспечивает органичность постижения отечественной и международной культуры танцевального искусства и красоты человеческих взаимоотношений. Учет возрастных и психологических особенностей. Содержание программы, степень сложности изучаемого материала составляются с учетом психофизических и возрастных возможностей обучающихся. Во время занятий педагог ведет наблюдение за исполнением движений и танцев. Корректируя исполнение, необходимо стремиться к раскрытию в танце каждого ребенка как личности, максимально сглаживать и предупреждать конфликтные взаимоотношения среди детей. Для выявления их индивидуальных психологических особенностей целесообразно общаться с родителями. Как известно, интерес родителей к увлечениям детей положительно влияет на их обучение и творческое развитие. Принцип учета индивидуальных особенностей, обучающихся обязателен для получения хороших результатов. Каждому учащемуся необходимо подобрать индивидуально-приемлемую систему способов и приемов выполнения учебно-творческих заданий, обеспечивающую наилучшие результаты. Принцип социально-психологической направленности совместной деятельности – формирование стабильного, сплоченного коллектива с благоприятным психологическим микроклиматом, создание условий для адаптации в современном обществе. Принцип преемственности традиций воспитания естественным путем помогает решать учебные задачи и задачи нравственного совершенствования личности, когда дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них, а дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим. Принцип комплексности и интеграции – сочетание различных направлений современной хореографии (элементы пластического танца, классической хореографии, джаз-модерн танца) и, путем их частой смены, сохранение у детей остроты восприятия, работоспособности и интереса на протяжении всего занятия. Организация образовательного процесса в танцевальном коллективе строится с учетом возрастных особенностей, уровня исполнительских способностей детей и с учетом общих дидактических принципов. Так, в соответствии с возрастными особенностями детей, из года в год происходит усложнение танцевальной деятельности в рамках каждого конкретного двухгодичного цикла обучения. Принцип научности, который состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе, строгой последовательности в овладении лексическими и техническими приемами. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. При планировании обучения выделяются темы в учебном материале, устанавливается последовательность раскрытия темы на разных занятиях и намечается методика работы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенными знаниями, опытом детей. При этом предусматривается повторение усвоенных знаний и умений в разнообразных формах, в различной по характеру деятельности. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Именно поэтому порядок тем в учебном плане программы базового уровня остается единым для всех возрастных категорий, но на занятиях педагог использует постановочные задания разной сложности и трудоемкости в исполнении, сообразно возрастным и спихофизиологическим особенностям учащихся младшего и среднего школьного возраста. Но в данном случае доступность в обучении нельзя отождествлять с его легкостью. Принцип креативности. Вовлечение ребенка в совместную танцевально-творческую деятельность, развитие в дошкольном детстве имитационно-подражательных способностей, в младшем и среднем школьном возрасте усиление их за счет компоненты личного творчества и идей. Принцип осознания процесса обучения предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать и т. п. Методы и формы работы Формы работы – индивидуальные и групповые, коллективное творчество. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: • репродуктивный (воспроизводящий); • объяснительно-иллюстративный (словесные, наглядные); • проблемный (ставится проблема и совместно с учащимися производится поиск путей ее решения). Словесный (объяснение, разбор, анализ); Наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся 16 танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития, обучающегося); Практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого); Аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); Проблемный метод поощряет ребенка к изучению истории хореографии, использованию при постановке танцев личного знания и видения. Методы стимулирования и мотивации учения: игры, диалоги, методы эмоционального стимулирования позволяют формировать активный интерес к изучению программы и сплотить коллектив. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образ ов, создание художественных впечатлений); Групповой (использование бригадного метода как оптимальной формы организации работы, при котором коллективная работа учащихся сочетается с индивидуальной, что позволяет педагогу следить за точностью и безопасностью исполнения заданий и упражнений); Деятельностный (введение индивидуальных творческих заданий, самостоятельной практической работы, построение этюдов и разбор сцен фехтования в мировой драматургии, участие детей в пластических композициях и сюжетно - ролевых номерах, а также других формах проведения занятий); Игровой (игра обязывает ребенка думать, придумывать, задача педагога научить ребёнка не только играть, но и развить свой телесный аппарат через игру и фантазию). Используются также педагогические методы, которые приемлемы для всех дисциплин театрального и танцевального воспитания, а именно: – метод полных нагрузок; – метод ступенчатого повышения нагрузок; – метод игрового существования. Необходима самостоятельная работа учащихся над этюдами с использованием акробатических и трюковых элементов. Педагог курирует каждый этюд, следит за соблюдением техники безопасности, даёт задания. В работе используются следующие приемы: - Игровые упражнения: • танец всей группой, маленькими группами (дуэт, трио, квартет), индивидуально; • разбор сложных мест в танце. - Показ верного и неверного исполнения, исправление недостатков; • разбор музыкального текста по ручным знакам; • сценическое оформление номера; Метод аналогий - В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственнообразное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания. Словесный метод - Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка. Практический метод - заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения. Структура типичного занятия 1. Организация начала занятия – постановка образовательных, воспитательных и развивающих задач, сообщение темы и плана занятия. 2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы. 3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ движений, озвучивание алгоритма работы. 4. Практическое задание на усвоение и закрепление или повторение знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера. Помощь педагога при необходимости. 5. Отработка и (или) постановка комбинации, танца. Репетиционный процесс. 6. Окончание занятия – подведение итогов занятия, рефлексия. Формы проведения занятий: Вводное занятие, знакомство с новой темой (движением комбинацией) практические занятия: тренаж пластики, показ, репетиция, показательные выступления для родителей, контрольное занятие, комбинированные формы. Формы подведения итогов по темам и разделам: основной формой является выполнение творческих заданий в рамках контрольных занятий в середине и конце учебного года. Также предполагается проведение педагогического наблюдения и бесед, когда педагог не просто опрашивает, а дает ребенку выразить свое мнение, впечатление. Важной формой, реализуемой на каждом занятии, является проведение анализа по ходу выполнения творческих постановок, с поэтапной рефлексией педагога и учащихся. Применение в процессе обучения классическому танцу разнообразных техник, методов и приемов способствует гармонизации этого процесса. Педагог должен тщательно отбирать музыкальный материал, который должен соответствовать следующим критериям: • квадратность; • метрическая однородность; • интонационно-ритмическая ясность и простота. 2.6. Рабочая программа воспитания Цель и особенности воспитательного процесса К особенностям рабочей программы можно отнести: – добровольность участия детей в дополнительном образовании; – дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности; – индивидуализированный практико-ориентированный характер деятельности детей, имеющий личностно значимые для каждого учащегося задачи; – разнообразие сфер общения, возможность неформального общения педагога дополнительного образования с детьми; – творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменения своего статуса в коллективе сверстников. В целом, дополнительное образование ориентировано на раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самостоятельности детей; раскрытие личностных интересов и склонностей, построение пространства саморазвития; индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности, профессиональное самоопределение и саморазвитие ребенка. Процесс воспитания в Детском театре современного танца основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и учащихся: – неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; – ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие учащихся и педагогов; – реализация процесса воспитания, главным образом, через создание в Детском театре современного танца триединых детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов, родителей яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу, способствовали гармонизации семейных детсковзрослых отношений; – организация ключевых совместных дел учащихся, педагогов дополнительного образования и родителей как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; – системность и целесообразность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: – стержнем годового цикла воспитательной работы Центра дополнительного образования «Алые паруса» являются ключевые дела и проекты, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогического коллектива образовательной организации в триединстве субъектного пространства; – подготовка и реализация ключевых дел и других совместных дел педагогов дополнительного образования и учащихся, родителей основаны на коллективной разработке, коллективном планировании, коллективном проведении и коллективном анализе их результатов; – в Детском театре современного танца создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); – в проведении дел отсутствует соревновательность между детьми, поощряется конструктивное взаимодействие учащихся, а также их социальная активность, воспитание строится на принципах взаимоподдержки и наставничества; – педагог дополнительного образования ориентирован на формирование коллективов в рамках творческих детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; – традиционной учрежденческой компонентой, носящей воспитательный характер, является модуль профессиональной ориентации и профессионального определения, в рамках которого ребенку прививается уважение ко всем видам профессий, человеку труда, создаются условия для успешного профессионального самоопределения ребенка путем знакомства с профессиями и путями профессиональной реализации в каждом виде деятельности; – ключевой фигурой воспитания в Детском театре современного танца является педагог дополнительного образования, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких, как семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) цель воспитания в Детском театре современного танца – личностное развитие учащихся, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний) в образовательно-воспитательной деятельности и в учебном процессе и процессе социального общения; 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии социально значимых отношений детей); Данная цель ориентирует не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности сообразно психолого-педагогическим и возрастным характеристикам. Творческое объединение «Детском театре современного танца» ориентировано на «погружение» ребенка в мир классического, современного и джазового танцев через организацию его индивидуальной творческо-игровой и самостоятельной исследовательской и рефлексивной деятельности в области истории танцев, что становится предпосылкой для формирования осознанного соблюдения принципов здорового образа жизни, эмоционального вовлечения в занятия хореографией, выстраивание сети партнерских взаимоотношений, в первую очередь – с родителями учащихся, через вовлечение их в активную подготовку и участие в танцевальных конкурсах различного уровня, в формирование их зрительской эмпатии в ходе показательных выступлений учащихся. Все это в комплексе, реализуясь, порой, в формате культурных практик, способствует гармонизации детскородительских отношений и двусторонне осознанного подхода к выбору хореографии не просто как формы физического развития, но и как важного пути личностного развития и даже будущей профессии ребенка. Задачи в области воспитания Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение следующих основных задач: 1. организация активного участия учащихся театра танца и их родителей в ключевых коллективно-творческих делах Детском театре современного танца и реализация воспитательного потенциала рассматриваемых форм детско-взрослого, детско-родительского 1. взаимодействия; организация показательных выступлений учащихся для родителей и 2. реализация воспитательного потенциала рассматриваемых форм детскородительского взаимодействия для всех субъектов образовательных отношений; активная постановочная деятельность и реализация ее воспитательного потенциала в области развития коммуникативных умений, навыков публичного выступления и коллективного взаимодействия; организация активного участия учащихся в конкурсной деятельности, реализация воспитательного потенциала рассматриваемых форм 3. формирования социального и профессионального опыта ребенка; актуализация субъект-субъектных отношений педагога и учащихся в рамках модуля «Учебное занятие», ориентированных на выработку норм положительного социального поведения и взаимодействия, формирование ценностных ориентиров, профессиональную ориентацию учащегося подросткового и юношеского возраста; реализация воспитательного потенциала совместной самостоятельной 4. работы ребенка и родителей с использованием дистанционных технологий; создание условий для реализации разнообразных форм детскодетского наставничества как способа формирования социально значимых отношений учащихся, и, прежде всего, ценностных отношений и приобретения ребенком подросткового и юношеского возраста опыта осуществления социально значимых дел. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Организация различных форм детско-родительского взаимодействия в рамках конкурсной деятельности, показательных выступлений, совместного участия в коллективно-творческих делах Детском театре современного танца, ориентированных на формирование зрительской эмпатии родителей, гармонизацию детско-родительских отношений, заинтересованного вовлечения родителя в сферу интересов ребенка. Активное участие учащихся театра танца и их родителей в ключевых коллективно-творческих делах Центра дополнительного образования «Алые паруса», таких, как посвящение в центровцы и выпускной, календарные даты, отчетный концерт и презентация достижений делает детей причастными к общим целям образовательной организации, позволяет почувствовать себя частью творческого сообщества одаренных и талантливых детей. Постановочная деятельность позволяет активизировать коммуникативное развитие ребенка, навыки его «взаимо-действия» в коллективе сверстников, проявление собственной творческой инициативы при совместной разработке номеров для постановки. В силу того, что геймификация сегодня является не только трендом в образовании, в сфере развития социальных коммуникаций, но и преимущественным форматом информационного взаимодействия с поколением центениалов (поколения «альфа»), демонстрирующим наибольшую эффективность с позиции восприятия ими передаваемой информации, особое внимание уделяется организации и проведению в рамках занятий игр на командообразование. Успешной социализации способствует и активная конкурсная деятельность, ориентированная на формирование 4К-компетенций, формирование социального и профессионального опыта учащихся. Подготовка совместных конкурсных номеров разными возрастными группами студийцев способствует формированию особой атмосферы студийного единства, обладают силой живого примера старших для младших. Субъект-субъектные отношений педагога и учащихся в рамках модуля «Учебное занятие» реализуются в ходе разработки и реализации воспитательных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни, выстраивании совместной работы по разработке и постановке творческих номеров, проведении профессионального информирования по блоку профессий хореографического профиля (в рамках реализации внутриучрежденческой компоненты). Планируемый результат воспитания достаточный уровень сформированности таких качеств личности, как самостоятельность в принятии решений при выполнении творческих задач, внимательность, трудолюбие и воля, творческая активность, идейность, исполнительская культура; навыки формулирования и реализации собственных творческих идей; ответственность и осознанность в соблюдении принципов здорового образа жизни, при реализации личного профессионального выбора; уважительное отношение к труду, человеку труда; проявление культуры социально положительного поведения на занятиях и вне их; наличие активной жизненной позиции, стремления к сотрудничеству и передаче имеющихся знаний и навыков младшим; формирование ощущения причастности к целям и задачам Детском театре современного танца, наличие авторитетной позиции взрослого в ситуации сложного выбора; формирование чувства коллектива и единения в рамках воспитательного пространства объединения»; гармонизация детско-родительских отношений. Результаты воспитания, социализации и саморазвития и методика их оценивания Приоритетом воспитательной деятельности по программе является успешная социализация ребенка любого возраста средствами современной хореографии, реализации ее воспитательного потенциала, и самоопределение, создание для него ситуации успеха на основе приобретенного опыта социально значимых дел. Эвенутальным продуктом реализации задач воспитания призвана стать гармонизация детскородительских отношений, формирование авторитетной позиции значимого для ребенка взрослого, что очень актуально сегодня в ситуации отстранения современного родителя от сферы интересов ребенка в силу различных факторов. Основным качественным показателем станет изменение качества взаимодействия детей и взрослых и влияния его на личностное развитие учащихся: 1. качество ключевых дел; 5. качество совместной деятельности педагога дополните льного 6. образования и детей; качество взаимодействий внутри детскодетского и детско-взрослого 7. коллектива танцевальной студии; качество реализации личностно развивающего потенциала учебных 8. занятий; качество профессионального информирования; качество взаимодействия театра танца и семей учащихся. 3. Список используемой литературы 3.1. Нормативные документы: 1. Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28; 4. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Алые паруса». – Новосибирск, 2015 (с изменениями от 2016 года). 3.2. Список литературы для педагога 1. Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 1997, 100с. 2. Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмика - музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психогигиена детей М: Медицина, 1995. - С. 186-208. 3. Джозеф С. Хавилер Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. – М.: Новое слово, 2004 4. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов ВУЗа / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 5. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. – М.: ВЦХТ, 1998 6. Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модернджаз танца. – М.: Один из лучших, 2006 7. Полятков С.С. Основы современного танца. Ростов н/Д. : Издательство «Феникс», 2005. 80 с. 3.3. Список литературы для учащихся 1. http://oteatre.info/issues/ 2. Балет. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981. Блок В.М. и Португалов К.П. Русская и советская музыка. – М.: Просвещение, 1977. Приложение 1 Календарный учебный график на 2024—2025 учебный год «Детский театр современного танца» Художественная направленность Первый год обучения (7-9 лет) Группа 1 2 занятия в неделю: Пн–1ч. Ср.–1ч № пп Врем Форма я Занятия пров ед ения занят ия 9:00 Комбинирова нная Кол во часо в Тема занятия Место провед ения Форма контроля 1 1.1 Вводное занятие актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 1 09. 2. 2 09. 4. 9:00 Комбинирова нная 1 1.1. Вводное занятие актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 3 09. 9. 9:00 Комбинирова нная 1 2.1. Базовые позиции актовый ног в современном зал танце Беседа, упражнения, наблюдение 4 09. 11. 9:00 Комбинирова нная 1 2.1. Базовые позиции актовый ног в современном зал танце Беседа, упражнения, наблюдение 5 09. 16. 9:00 Комбинирова нная 1 2.2 Базовые позици рук в современном танце актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 6 09. 18. 9:00 Комбинирова нная 1 2.2 Базовые позици рук в современном танце актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 7 09. 23. 9:00 Комбинирова нная 1 2.3. Базовые движения в современном танце актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 8 09. 25. 9:00 Комбинирова нная 1 2.3. Базовые движения в современном танце актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 9 09. 30. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 10 10. 07. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 11 10 09. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 12 10 14. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 13 10 16. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 14 10 21. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 15 10 23. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 16 10 28. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 17 10 30. 9:00 Комбинирова нная 2 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 18 11 06. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 19 11 11. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 20 11 13. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 21 11 18. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4. Разучивание танцевальных комбинаци актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 22 11 20. 9:00 Комбинирова нная 1 2.4 Разучивание актовый танцевальных зал комбинаций Беседа, упражнения, наблюдение 23 11 25. 9:00 Комбинирова нная 1 3.1 Базовые позиции актовый рук в джазовом танце зал Беседа, упражнения, наблюдение 24 11 27. 9:00 Комбинирова нная 1 3.1 Базовые позиции актовый рук в джазовом танце зал Беседа, упражнения, наблюдение 25 12 02. 9:00 Комбинирова нная 1 3.2.Базовые позиции ног в джазовом танце актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 26 12 04. 9:00 Комбинирова нная 1 3.2.Базовые позиции ног в джазовом танце актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 27 12 09. 9:00 Комбинирова нная 1 3.3. Основные ш актовый аги в джазовом зал танце Беседа, упражнения, наблюдение 28 12 11. 9:00 Комбинирова нная 1 3.3. Основные ш актовый аги в джазовом зал танце Беседа, упражнения, наблюдение 29 12 16. 9:00 Комбинирова нная 1 3.4 Разучивание актовый танцевальных зал комбинаций Беседа, упражнения, наблюдение 30 12 18. 9:00 Комбинирова нная 1 3.4 Разучивание танцевальных комбинаций Беседа, упражнения, наблюдение актовый зал 31 12 23. 9:00 Комбинирова нная 1 3.4 Разучивание танцевальных комбинаций актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 32 12 25. 9:00 Комбинирова нная 1 3.4 Разучивание танцевальных комбинаций актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 33 12 30. 9:00 Комбинирова нная 1 3.4 Контрольное актовый занятие зал Беседа, упражнения, наблюдение 34 01 13. 9:00 Комбинирова нная 1 3.4 Разучивание танцевальных комбинаций актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 35 01 15. 9:00 Комбинирова нная 1 3.4 Разучивание танцевальных комбинаций актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 36 01 20. 9:00 Комбинирова нная 1 3.4 Разучивание танцевальных комбинаций актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 37 01 22. 9:00 Комбинирова нная 1 3.4 Разучивание танцевальных комбинаций актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 38 01 27. 9:00 Комбинирова нная 1 3.4 Разучивание танцевальных комбинаций актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 39 01 29. 9:00 Комбинирова нная 1 4.1. Базовые позиции актовый ног в модерне зал Беседа, упражнения, наблюдение 40 02 03. 9:00 Комбинирова нная 1 4.1. Базовые позиции актовый ног в модерне зал Беседа, упражнения, наблюдение 41 02 05. 9:00 Комбинирова нная 1 4.2. Выполнение упражнений на растяжку актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 42 02 10. 9:00 Комбинирова нная 1 4.2. Выполнение упражнений на растяжку актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 43 02 12. 9:00 Комбинирова нная 1 4.3 Отработка актовый прыжка в модерне зал Беседа, упражнения, наблюдение 44 02 17. 9:00 Комбинирова нная 1 4.3 Отработка актовый прыжка в модерне зал Беседа, упражнения, наблюдение 45 02 19. 9:00 Комбинирова нная 1 4.4 Разучивание танцевальных комбинаций актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 46 02 24. 9:00 Комбинирова нная 1 4.4 Разучивание танцевальных комбинаций актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 47 02 26. 9:00 Комбинирова нная 1 4.4 Разучивание танцевальных комбинаций актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 48 03 03. 9:00 Комбинирова нная 1 4.4 Разучивание танцевальных комбинаций актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 49 03 05. 9:00 Комбинирова нная 1 5.1 Жест и эмоция в актовый танце зал Беседа, упражнения, наблюдение 50 03 10. 9:00 Комбинирова нная 1 5.1 Жест и эмоция в актовый танце зал Беседа, упражнения, наблюдение 51 03 12. 9:00 Комбинирова нная 1 5.1 Жест и эмоция в актовый танце зал Беседа, упражнения, наблюдение 52 03 17. 9:00 Комбинирова нная 1 5.1 Жест и эмоция в актовый танце зал Беседа, упражнения, наблюдение 53 03 19. 9:00 Комбинирова нная 1 5.1 Жест и эмоция в актовый танце зал Беседа, упражнения, наблюдение 54 03 24. 9:00 Комбинирова нная 1 5.2 Образ в танце актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 55 03 26. 9:00 Комбинирова нная 1 5.2 Образ в танце актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 56 03 26. 9:00 Комбинирова нная 1 5.2 Образ в танце актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 57 03 31. 9:00 Комбинирова нная 1 5.2 Образ в танце актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 58 04 02. 9:00 Комбинирова нная 1 5.2 Образ в танце актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 59 04 07. 9:00 Комбинирова нная 1 6.1 Введение в тему актовый спектакля зал Беседа, упражнения, наблюдение 60 04 09. 9:00 Комбинирова нная 1 6.2 Разучивание актовый танцевальных зал комбинаций Беседа, упражнения, наблюдение 61 04 14. 9:00 Комбинирова нная 1 6.2 Разучивание актовый танцевальных зал комбинаций Беседа, упражнения, наблюдение 62 04 16. 9:00 Комбинирова нная 1 6.2 Разучивание актовый танцевальных зал комбинаций Беседа, упражнения, наблюдение 63 04 21. 9:00 Комбинирова нная 1 6.2 Разучивание актовый танцевальных зал комбинаций Беседа, упражнения, наблюдение 64 04 23. 9:00 Комбинирова нная 1 6.2 Разучивание актовый танцевальных зал комбинаций Беседа, упражнения, наблюдение 65 04 28. 9:00 Комбинирова нная 1 6.2 Разучивание актовый танцевальных зал комбинаций Беседа, упражнения, наблюдение 66 04 30. 9:00 Комбинирова нная 1 6.2 Разучивание актовый танцевальных зал комбинаций Беседа, упражнения, наблюдение 67 05 05. 9:00 Комбинирова нная 1 6.2 Разучивание актовый танцевальных зал комбинаций Беседа, упражнения, наблюдение 68 05 07. 9:00 Комбинирова нная 1 6.3 Работа с образом актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 69 05 12. 9:00 Комбинирова нная 1 6.3 Работа с образом актовый зал Беседа, упражнения, наблюдение 70 05 14. 9:00 Комбинирова нная 1 6.3 Работа с образом актовый зал наблюдение 71 05 19. 9:00 Комбинирова нная 1 6.3 Работа с образом актовый зал наблюдение 72 05 21. 9:00 Комбинирова нная 1 7.1 Контрольное актовый занятие зал наблюдение Приложение 2 Контрольно-измерительные материалы Система оценивания ЗУН учащихся в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительной Десятибалльная шкала оценивания степени обученности учащихся по В.П. Симонову 10-бал. шкала 1–2 балла Наименование уровня Показатель Содержание показателя Низкий уровень Соответствует первому показателю степени обученности учащихся – уровень знакомства /распознавание / Учащийся отличает данный объект, процесс, явление или какое-либо действие от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, показывая формальное знакомство с данным объектом или процессом, действием, с их внешними, поверхностными характеристиками. Это самая низкая степень обученности 3и4 балла Удовлетворительный уровень соответствует второму показателю степени обученности учащихся – уровень неосознанн ого воспроизведения /запом ин ание/ Учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, воспроизвести упражнение, но это не служит доказательством его понимания. Уровень ''зазубривания'' скорее количественный показатель, чем качественный 5и6 балла Средний уровень третий показатель степени обученности, уровень осоз нанного воспроизведения / понима ния/ Сущность данного процесса /явления/ учащимся понята, а не просто формально закреплена в сознании, как какое-то определенное количество информации. Здесь присутствует семантическая сторона полученной и усвоенной им информации 7и8 балла Достаточный уровень четвертый показатель степени обученности, репродуктив ный уровень /элементарные умения и навыки/ При этой обученности показывает применять на полученные теоретические знания в простейших заданиях 9 и 10 балла Высокий уровень соответствуют пятому показателю степени обученности, творческий у ровень /перенос/ Понимается, как положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение нового. Учащийся, показывающий эту наивысшую степень обученности /на данном этапе обучения/, умеет творчески применять полученные теоретические познания на практике в новой, нестандартной ситуации, ''переносить'' в нее изученные и усвоенные ранее понятия, законы и закономерности Возрастание порядковых номеров показателей степени обученности символизируют тот факт, что каждый последующий показатель обученности качественно и количественно выше предыдущего. Используя математически-обоснованную технологию оценивания степени обученности, вычисляется процентный показатель, характеризующий уровни обучения группы за полугодие и год. Вычисления фиксируются в оценочном листе, формулируются констатирующие и прогностические выводы. Для выявления уровня обученности учащихся и расчета динамики обученности группы контроль ЗУН организуется и проводится дважды в течение учебного года. Критерии результативности ЗУН учащихся в т/о «Детский театр современного танца» № п/п Критерии за полугодие Критерии за год Теоретический блок 1. 2. 3. Знание названий базовых позиций рук и ног в современном танце. Знание названий таких поз, как «собака мордой вниз», «мост», «бабочка», «планка», «змея», «лука». Знание базовых позиций рук и ног в современном и джазовом танце. Знание названий таких поз, как «собака мордой вниз», например, «мост», «бабочка», «планки», «змеи», «лука». Уметь объяснить на что направленна данная поза. Знание названий базовых Знание названий базовых движений современного танца. движений современного танца и основных шагов джазового танца. Практический блок 1. 2. Правильно выстраивать позиции рук и ног в современном танце Выполнять технически грамотно упражнения на растяжку. Правильно выстраивать позиции рук и ног в современном и джазовом танце. Выполнять технически грамотно упражнения на растяжку. 3. Уметь выполнять технически Уметь выполнять технически правильно прыжок «соте», правильно прыжок «соте», «хоп», «хоп», «жете». «гранд жете», «боковой казачок». 4. Уметь выполнять следующие движения: плее, свинг, ролл ап и ролл даун, слайд. Уметь выполнять свинг и слайд в партере. Запоминать танцевальные связки на 16-32 такта, направленные на отроботку таких движений, как плее, свинг, ролл ап, ролл даун, слайд 5. Уметь выполнять следующие движения: плее, слайд, свинг, ролл ап и ролл даун, шассе, шаги по квадрату, па-де-буре. Уметь выполнять свинг и слайд в партере. Выполнять самостоятельно небольшие танцевальные композиции. Лист содержания промежуточной аттестации в «Детский театр современного танца» 1 полугодие (декабрь) Педагог: Кочнева Валерия Юрьевна. Название дополнительной общеобразовательной программы: «Детский театр современного танца». Направленность дополнительной общеобразовательной программы: художественная. Группа: 1.1 Форма проведения аттестации: контрольное занятие. Время проведения аттестации: декабрь База проведения аттестации: улица Краснолесья, 22. План-конспект Тип занятия: Проверка знаний, умений и навыков учащихся. Цель: проверка и учет усвоения учебного материала. Задачи: I. Образовательные: Выявить уровень знания: 1. базовых позиций рук в современном танце; 9. базовых позиций ног в современном танце; 10. базовых движений в современном танце; 11. основных правил выполнения упражнений на растяжку и развития гибкости; 12. основных принципов работы в партере 13. техники выполнения прыжка Выявить уровень владения: 1. Первой, второй, третьей, четвертой параллельными и свободными позициями ног в современном танце 14. Первой, второй, третьей прямыми позициями и подготовительной позицией рук в современном танце 15. Такими движениям, как: плие, свинг, ролл ап, ролл даун, слайд 16. Уметь двигаться под заданный ритм 17. Запоминать танцевальные комбинации на 16-32 такта и выполнять их самостоятельно ІІ. Развивающие: Выявить уровень применения творческой составляющей при выполнении творческих заданий. III. Воспитательные: Выявить уровень развития качеств личности: аккуратность, внимательность, умение планировать, трудолюбие, объективное отношение к своей работе и работе своих товарищей, умение работать в коллективе. Материально-техническое оснащение: Материалы и инструменты Оборудование Коврики для детей Технические средства аудиотехника: музыкальный магнитофон Ход занятия: I. Организационный этап. Отметка присутствующих. Мотивационная часть. II. Подготовительный этап. Знакомство с целью занятия. III. Основной этап. a. . Теоретическая часть: Проверить знания учащихся теоретического материала в о бласти современного танца: • знание параллельных и свободных позиций ног в современном танце и правил их выполнения; • знание прямых позиций рук в современном танце и правил их выполнения; • знание названий и правил выполнения базовых движений в современном танце; • знание основных правил выполнения растяжки ног, спины, рук; Для этого среди учащихся проводится опрос. 1. Какие параллельные позиции рук вы знаете, что такое параллельная позиция? 2. Какие прямые позиции ног вы знаете? 3. Какие движения в современном танце вам известны? 4. Какие позы из йоги вы знаете, для чего они нужны, что важно при их выполнении? b. Практическая часть. 1. Выполнить упражнения При этом учащиеся должны уметь: Соблюдать позиции рук и ног. Технически правильно выполнять базовые движения современного танца; 2. Разучить танцевальную комбинацию на 32 такта. Самостоятельно выполнить ее, соблюдая заданный ритм. IV. Итоговый этап. Лист содержания промежуточной аттестации учащихся в т/о «Театр Танца» 2-е полугодие (май) Педагог: Кочнева Валерия Юрьевна. Название дополнительной общеобразовательной программы: «Детский театр современного танца». Направленность дополнительной общеобразовательной программы: художественная. Группа: 1.1 Форма проведения аттестации: контрольное занятие. Время проведения аттестации: май База проведения аттестации: улица Краснолесья, 22. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. План-конспект Тип занятия: Проверка знаний, умений и навыков учащихся. Цель: проверка и учет усвоения учебного материала. Задачи: II. Образовательные: Выявить уровень знания: базовых позиций рук в современном танце и джазовом танце; базовых позиций ног в современном танце и джазовом танце; базовых движений в современном танце и основных шагов джазового танца; основных правил выполнения упражнений на растяжку и развития гибкости; основных принципов работы в партере; техники выполнения прыжков; Выявить уровень владения: Первой, второй, третьей, четвертой параллельными и свободными позициями ног в современном танце Первой, второй, третьей прямыми позициями и подготовительной позицией рук в современном танце Первой, второй, третьей выворотными позициями ног в джазовом танце Первой, второй и третьей закрытой позицией рук, и V-позицией рук в джазовом танце Такими движениям, как: плее, свинг, ролл ап, ролл даун, слайд и свинг в партере. Основными шагами: шассе, слайд, джазовый квадрат, па-де-буре Уметь двигаться под заданный ритм Запоминать небольшие танцевальные комбинации, выполнять их самостоятельно и объединять их Уметь воспроизводить «образ в танце» ІІ. Развивающие: Выявить уровень применения творческой составляющей при выполнении творческих заданий. III. Воспитательные: Выявить уровень развития качеств личности: аккуратность, внимательность, умение планировать, трудолюбие, объективное отношение к своей работе и работе своих товарищей, умение работать в коллективе. Ход занятия: 1. Организационный этап. 2. Отметка присутствующих. Мотивационная часть. 3. Подготовительный этап. Знакомство с целью занятия. 4. Основной этап. Теоретическая часть: Проверить знания учащихся теоретического материала в о бласти современного танца (contemporary dance) и джазового танца: • знание параллельных и свободных позиций ног в современном танце и правил их выполнения; • знание прямых позиций рук в современном танце и правил их выполнения; • знание названий и правил выполнения базовых движений в современном танце; • знание основных правил выполнения растяжки ног, спины, рук; • знание основных выворотных позиций ног джазового танца и правил их выполнения • знание закрытых позиций рук и V-позиции в джазовом танце и правил их выполнения • знание основных шагов джазового танца Для этого среди учащихся проводится опрос. 1. Какие параллельные позиции рук вы знаете, что такое параллельная позиция? 2. Какие прямые и выворотные позиции ног вы знаете, чем отличается выворотная позиция от свободной? 3. Какие движения в современном танце вам известны? 4. Какие позы из йоги вы знаете, для чего они нужны, что важно при их выполнении? 5. Какие выворотные позиции ног в джазовом танце вам известны? 6. Какие закрытые позиции рук вы знаете? 7. Какие шаги используются в джазовом танце? c. Практическая часть. Выполнить упражнения При этом учащиеся должны уметь: Соблюдать позиции рук и ног. Технически правильно выполнять базовые движения современного танца, шаги джазового танца; 2. Разучить танцевальную комбинацию на 32 счета. Самостоятельно выполнить ее, соблюдая заданный ритм. 5. Итоговый этап.