РП внеурочной деятельности _ Я - исследователь _ 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ - СОШ № 181

Приложение
к основной общеобразовательной программе
начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я - исследователь»
для обучающихся 1-4 классов

г. Екатеринбург 2024

Раздел I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Я – исследователь» для
учащихся 1-4 классов составлена
в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, - программы
курса «Я – исследователь» (1-4 классы), методических рекомендаций Савенкова А.И.
«Методика исследовательского обучения младших школьников».
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся
исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения
поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума,
терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся
получают возможность
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к
научному исследованию.
На изучение курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» в 1-4 классах отводится
1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 – 4
классах.
Программа предусматривает достижение 3
Первый
уровень результатов
(1 класс)
Предполагает
приобретение
первоклассниками
новых
знаний, опыта решения
проектных
задач
по
различным направлениям.
Результат выражается в
понимании детьми сути
проектной
деятельности,
умении поэтапно решать
проектные задачи.

уровней

Второй
уровень результатов
(2-3 класс)
Предполагает позитивное
отношение детей к базовым
ценностям общества, в
частности к образованию и
самообразованию. Результат
проявляется в активном
использовании школьниками
метода проектов,
самостоятельном выборе тем
(подтем) проекта,
приобретении опыта
самостоятельного поиска,
систематизации и
оформлении интересующей
информации.

результатов:

Третий
уровень результатов
(4 класс)
Предполагает получение
школьниками
самостоятельного
социального опыта.
Проявляется в участии
школьников в реализации
социальных проектов по
самостоятельно выбранному
направлению.
Итоги реализации
программы могут быть
представлены через
презентации проектов,
участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
направлениям, выставки,
конференции, фестивали,
чемпионаты.

В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени
начального общего образования:
−
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
2

овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе,
приобретут целостный взгляд на мир;
−
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
−
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры;
−
получат возможность осознать своё место в мире;
−
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
−
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся
создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
−
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
−
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте
времени»;
−
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, общество сверстников, этнос);
−
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или
письменных высказываний.
•
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
−
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
−
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
−
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
−
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
−
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
−
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
−
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
−
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
3

−
адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
внеучебной
деятельности;
−
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
−
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им ,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
•
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
−
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
−
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
−
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
−
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
−
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
−
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
−
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
−
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
−
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
•
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
−
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве
Интернета;
−
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и
о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
−
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
−
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
−
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
−
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
−
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
−
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
−
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
−
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
−
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
4

−
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
−
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
•
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
−
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
−
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
−
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
−
формулировать собственное мнение и позицию;
−
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
−
задавать вопросы;
−
использовать речь для регуляции своего действия;
−
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
−
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
−
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
−
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
−
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
−
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
−
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
−
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
−
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
(карта преемственности в развитии общеучебных,
сложных дидактических и исследовательских умений)
1 класс
−
слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
−
осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
−
вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
−
вести рассказ от начала до конца;
−
творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
−
работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой
целевой установкой.
5

−
−
−
−
−
−
−
выводов.
−
−
−
−
−
характера;
−
−
−
−
−

2 класс
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
пересказывать подробно и выборочно;
выделять главную мысль на основе анализа текста;
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе
3 - 4 класс
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
систематизировать учебный план;
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего

высказывать содержательно свою мысль, идею;
формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

6

Раздел II. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности учебно-исследовательской деятельности
учащихся включает три относительно самостоятельных раздела:
1.
Тренинг исследовательских способностей;
2.
Самостоятельная исследовательская практика;
3.
Мониторинг исследовательской деятельности.
Основное содержание
Формы
Основные виды
(по темам или разделам)
организации
деятельности
1 класс
Тренинг развития исследовательских способностей.
Общий объем тренинговых занятий - 16 часов (в течение 2 и 3 четверти еженедельно).
Тема 1-2 «Что такое исследование?»
Игра;
▪
видеть
Знакомство с понятием «исследование».
работа детей в
проблемы;
Корректировка детских представлений о том, что
группах, парах;
▪
ставить
они понимают под словом «исследование».
индивидуальная
вопросы;
Коллективное обсуждение вопросов о том, где
работа;
▪
выдвигать
человек использует свою способность исследовать
работа с
гипотезы;
привлечением
▪
давать
окружающий мир:
родителей;
определение
Как и где человек проводит исследования в быту?
беседа;
понятиям;
Только человек исследует мир или животные тоже
практическая
▪
классифици
умеют это делать?
работа;
ровать;
Что такое научные исследования?
эксперимент;
▪
наблюдать;
Где и как люди используют результаты научных
практическая
▪
проводить
исследований?
эксперименты;
работа;
Что такое научное открытие?
▪
делать
моделирование;
Тема 3-4 «Методы исследования»
умозаключения и
наблюдение;
Метод исследования как путь решения задач
выводы;
экспрессисследователя. Знакомство с основными
▪
структуриро
исследование;
доступными методами исследования (подумать
вать материал;
коллективные и
самостоятельно, спросить у другого человека,
▪
готовить
индивидуальные
понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе
тексты
исследования;
изучения доступных объектов (солнечный луч,
собственных
комнатные растения, растения пришкольного парка, доклад;
докладов;
выступление;
животные из «живого уголка» и т.п.), включая
▪
объяснять,
выставка;
экскурсию в школьный парк, пришкольную
доказывать и
презентация;
территорию.
защищать свои
экскурсия.
Тема 5 «Наблюдение и наблюдательность. Что
идеи.
такое эксперимент?»
Знакомство с наблюдением как методом
•
вести
исследования.
устный диалог на
Изучение преимуществ и недостатков наблюдения
заданную тему;
(показать наиболее распространенные зрительные
•
участвовать
иллюзии). Выполнить задания на проверку и
в обсуждении
тренировку наблюдательности.
исследуемого
Самый главный способ получения научной
объекта или
информации.
собранного
Проведение экспериментов с доступными
материала;
объектами (вода, свет, бумага и др.).
•
участвовать
Тема 6 «Учимся вырабатывать гипотезы.
в работе
Учимся высказывать суждения»
конференций,
7

Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что
такое провокационная идея и чем она отличается от
гипотезы?
Практические задания на продуцирование гипотез.
Что такое суждение. Как высказывать суждения.
Правильные и ошибочные суждения _ практическая
работа.
Тема 7 «Как правильно классифицировать. Что
такое определения? Как давать определения
понятиям»
Что такое классификация и что значит
«классифицировать»? Практические задания на
классифицирование предметов по разным
основаниям. Неправильные классификации поиск ошибок.
Знакомство с понятиями и особенностями их
формулирования.
Загадки как определения понятий.
Практические задания с использованием приемов,
сходных с определением понятий.
Тема 8 «Учимся делать умозаключения и
выводы»
Знакомство с умозаключением. Что такое вывод?
Как
правильно
делать
умозаключения
практические задания.
Тема 9 «Как задавать вопросы? Учимся
выделять главное и второстепенное»
Какими
бывают
вопросы?
Какие
слова
используются при формулировке вопросов? Как
правильно задавать вопросы?
Практические занятия по тренировке умений
задавать вопросы.
Знакомство с «матрицей по оценке идей».
Практическая работа - выявление логической
структуры текста. Практические задания типа «Что
сначала, что потом».
Тема 10 «Как делать схемы?»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок,
график, формула и т.п.
Практические задания по созданию схем объектов.
Практическое задание «Пиктограммы».
Тема 11 «Как работать с книгой?»
Какие книги используют исследователи, какие
книги считаются научными? Что такое справочник,
энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше
начинать читать научные книги?
Практическая работа по структурированию текстов.
Тема 12 «Что такое парадоксы?»
Что такое парадокс? Какие парадоксы нам
известны? Знакомство с самыми знаменитыми и
доступными парадоксами.
Практическая работа «Эксперименты по изучению

чтений.
•
участвовать
в работе
конференций,
чтений.

8

парадоксальных явлений».
Тема
13
«Мысленные
эксперименты
и
эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент? Практические
задания по проведению мысленных экспериментов.
Что такое модель?
Наиболее известные и доступные эксперименты на
моделях.
Практическое задание по экспериментированию с
моделями
(игрушки как модели людей, техники и др.).
Тема 14-15 «Как планировать исследования и
проекты»
Чем исследование отличается от проекта?
Практическое задание по проектированию и
представлению итогов.
Практическое задание по составлению планов
проведения исследовательской работы и разработки
проекта.
Тема 16 «Как сделать сообщение о результатах
исследования»
Что такое доклад? Как составлять план своего
доклада?
Практические задания «Как сделать сообщение».
Практические задания на сравнения и метафоры.
Самостоятельная исследовательская практика
(Общий объем занятий - 11 часов: 3 четверть - 9 часов, 4 четверть – 2 часа).
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (не
исключена для одаренных детей). Правда, в программе выделены часы на индивидуальную
учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей
самостоятельности, но при участии педагога.
Тема 1-2 «Тренировочное занятие по методике Игра;
▪
видеть
проведения самостоятельных исследований»
работа детей в проблемы;
Самостоятельные исследования (выбор темы, группах, парах;
▪
осуществляя
составление плана исследования, сбор материала, индивидуальная
сбор материала;
обобщение полученных данных, доклад)
работа;
▪
ставить
Тема 3 «Экспресс-исследование»
работа
с вопросы;
Перед прогулкой по территории, прилегающей к привлечением
▪
выдвигать
школе, или экскурсией класс делится на группы по родителей;
гипотезы;
два-три человека.
беседа;
▪
давать
Каждая группа получает задание провести практическая
определение
собственное мини-исследование. По итогам этих работа;
понятиям;
исследований (желательно сразу в этот же день) эксперимент;
▪
классифици
проводится мини-конференция.
наблюдение,
ровать;
Тема 4-5 «Мини-конференция по итогам экспресс▪
обобщать
экспресс-исследования»
исследование;
полученные
С краткими сообщениями выступают только коллективные и данные;
желающие.
индивидуальные
▪
наблюдать;
Тема 6 «Экскурсия-исследование»
исследования;
▪
проводить
Занятие посвящено изучению нового в процессе самостоятельная
эксперименты;
экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в работа;
▪
делать
зависимости от возможностей и условий. Класс семинар;
умозаключения и
9

также целесообразно поделить на группы и минивыводы;
предложить
самостоятельно
выбрать
тему конференция;
▪
структуриро
исследования
научновать материал;
и провести его.
исследовательская
▪
готовить
Тема 7-8 «Мини-конференция по итогам конференция;
тексты
экскурсии».
консультация;
собственных
Конференция
по
итогам
исследования, доклад;
докладов;
выполненного на экскурсии, проводится через выступление,
▪
объяснять,
неделю. Каждой группе дается время на сообщение выставка;
доказывать
и
и ответы на вопросы.
презентация;
защищать
свои
Тема 9 «Коллективная игра-исследование»
экскурсияидеи.
Методика
проведения
коллективных
игр- исследование.
исследований
описана
в
методических
рекомендациях. Нужно выбрать любую из
описанных игр или разработать собственную.
Тема
10
«Экспресс-исследование
«Какие
коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь
методами, которые они освоили в ходе
тренировочных занятий. Итоги желательно подвести
в ходе специального мини-семинара, где у каждого
будет возможность сообщить о своих результатах.
Каждый ребенок выбирает тему для своей
коллекции и собирает материал.
Тема 11 «Сообщения о собранных коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том,
какие коллекции ими собраны. Уточнение
собственного исследовательского задания на летние
каникулы.
Мониторинг исследовательской деятельности
(Общий объем - 6 часов: 4 четверть).
Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют
только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспрессисследований. Желательно выделить (и это отмечено в варианте тематического
планирования) специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в
конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторыхчетвертых классов.
Тема 1-2 «Мини-конференция по итогам Мини-курсы;
▪
видеть
экспресс-исследований»
конференци;
проблемы;
Дети выступают с короткими сообщениями по защита
▪
ставить
итогам собственных изысканий, сделанных в исследовательскй вопросы;
результате
экспресс-исследований. работы;
▪
выдвигать
Присутствующие задают вопросы и высказывают защита
гипотезы;
собственные мнения об услышанном.
творческой
▪
давать
Тема 3-4 «Мини-конференция по итогам работы.
определение
собственных исследований»
понятиям;
Дети выступают с краткими докладами по итогам
▪
классифици
собственных исследований, проведенных по
ровать;
методикам «Коллекционирование» и «Продолжи
▪
наблюдать;
исследование». Присутствующие задают вопросы и
▪
делать
высказывают свое мнение об услышанном.
умозаключения и
Тема 5-6 «Участие в защитах исследовательских
выводы;
10

работ и творческих проектов учащихся вторыхчетвертых классов»
Участие предполагает заслушивание всех докладов
об итогах проведенных исследований, о
выполненных проектах, а также вопросы автора

Основное содержание
(по темам или разделам)

▪
структуриро
вать материал;
▪
готовить
тексты
собственных
докладов;
▪
объяснять,
доказывать и
защищать свои
идеи.
▪
знать, что
результаты его
работы интересны
другим, и он
обязательно будет
услышан
▪
владеть
практикой
презентаций
результатов
собственных
исследований
▪
владеть
умениями
аргументировать
собственные
суждения,
умозаключения и
выводы
Формы
организации

Основные виды
деятельности

2 класс
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю)
Первая четверть – 9 часов
Игра;
▪
видеть
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»
работа детей в
проблемы;
Уточнение и корректировка детских представлений группах, парах;
▪
ставить
об исследовании и исследователях. Коллективное индивидуальная
вопросы;
обсуждение вопроса о том, какие науки и какие работа;
▪
выдвигать
области исследований им известны. Коллективное работа с
гипотезы;
обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших привлечением
▪
давать
детей исследованиях и открытиях, о возможностях родителей;
определение
применения их результатов. Беседа о самых беседа;
понятиям;
интересных научных открытиях, использующихся в практическая
▪
классифици
нашей жизни.
работа;
ровать;
Тема 2 «Методы исследования»
эксперимент;
▪
наблюдать;
Совершенствование
владения
основными моделирование;
▪
проводить
доступными нам методами исследования (подумать наблюдение;
эксперименты;
самостоятельно, спросить у другого человека, экспресс▪
делать
понаблюдать, провести эксперимент и др.). исследование;
умозаключения и
Практические задания - тренировка в использовании коллективные и
выводы;
11

методов исследования в ходе изучения доступных
объектов (вода, свет, комнатные растения,
животные, люди и т.п.).
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных
исследованиях.
Информация
об
открытиях,
сделанных
преимущественно
на
основе
наблюдений. Знакомство с приборами, созданными
для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.).
Практические
задания
на
развитие
наблюдательности.
Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как
узнавать новое с помощью экспериментов.
Планирование и проведение экспериментов с
доступными объектами (вода, бумага и др.).
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная
идея. Чем они похожи и чем отличаются.
Практические задания на продуцирование гипотез и
провокационных идей.
Тема 6 «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление.
Что такое синтез. Практические задания на анализ и
синтез. Практические задания «Как делать
обобщения».
Тема 7 «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с
определением понятий. Загадки как определения
понятий. Составление кроссвордов.
Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений
и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю
план работы». Практическая работа «Планируем и
проводим собственные наблюдения». Практическая
работа «Планируем и проводим собственные
эксперименты».
Тема 9 «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений
наблюдать и экспериментировать.
2 четверть – 8 часов
Тема 1 «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать
определения
понятиям,
проводить
анализ,
синтезировать, обобщать, классифицировать, делать
умозаключения.
Тема
2
«Гипотезы
и
способы
их
конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими
бывают
гипотезы.
Как
подтвердить
или
опровергнуть гипотезу.
Практические задания по теме «Конструирование

индивидуальные
исследования;
доклад;
выступление;
выставка;
презентация;
экскурсия.

▪
структуриро
вать материал;
▪
готовить
тексты
собственных
докладов;
▪
объяснять,
доказывать и
защищать свои
идеи.
•
вести
устный диалог на
заданную тему;
•
участвовать
в обсуждении
исследуемого
объекта или
собранного
материала;
•
участвовать
в работе
конференций,
чтений.
•
участвовать
в работе
конференций,
чтений.

12

гипотез».
Тема 3 «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают
вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как
узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли
вопросы глупыми. Практические занятия по
тренировке умений задавать вопросы.
Тема 4 «Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может
оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке
идей».
Практическая работа «Выявление логической
структуры текста».
Практические задания типа «Что сначала, что
потом».
Тема 5 «Ассоциации и аналогии»
Знакомство
с
понятиями
«ассоциация»
и
«аналогия».
Практические задания на выявление уровня
сформированности и развитие ассоциативного
мышления. Коллективная беседа «Использование
аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.).
Практическое задание на создание аналогий.
Тема 6 «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения,
умозаключения и выводы. Практические задания по
развитию умений высказывать суждения и делать
умозаключения.
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем
исследовании.
Как
выделить
главное
и
второстепенное.
Практические задания «Что сначала, что потом»,
«Составление рассказов по заданному алгоритму» и
т.п.
Тема 8 «Как подготовиться к защите собственной
исследовательской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое
защита», «Как правильно делать доклад», «Как
отвечать на вопросы» и т.п.
Практические задания «Вопросы и ответы», «Как
доказывать идеи» и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
(2 четверть -7 часов; 3 четверть – 2 часа; 4 четверть – 2 часа)
Общий объем занятий - 11 часов. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года.
Тема 1-2 «Как выбрать тему собственного Игра;
▪
видеть
исследования»
работа детей в проблемы;
Виды тем для проектной или исследовательской группах, парах;
▪
осуществляя
деятельности. Коллективное обсуждение задачи индивидуальная
сбор материала;
выбора
темы
собственного
исследования. работа;
▪
ставить
Индивидуальная работа с учащимися (по методике работа
с вопросы;
13

правила выбора темы).
Тема
3-4
«Индивидуальная
работа
по
планированию и проведению самостоятельных
исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я
- исследователь». В ней последовательно изложено,
какие задачи он должен решать.
Тема 5 «Коллективная игра-исследование»
(по методике проведения игр-исследований).
Предлагается выбрать любой из описанных или
разработать собственный сценарий.
Тема 6-7 «Индивидуальная консультационная
работа
по
проведению
самостоятельных
исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите.
Педагог проводит индивидуальную работу с
учащимися, работающими в микрогруппах или
индивидуально. Индивидуальное консультирование
необходимо потому, что тематика работ очень
разнообразна. Кроме того, большая часть ребят
склонна хранить в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.
Тема 8-11 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить
результаты собственных изысканий и провести
предварительную защиту собственных работ.

привлечением
▪
выдвигать
родителей;
гипотезы;
беседа;
▪
давать
практическая
определение
работа;
понятиям;
эксперимент;
▪
классифици
наблюдение;
ровать;
экспресс▪
обобщать
исследование;
полученные
коллективные и данные;
индивидуальные
▪
наблюдать;
исследования;
▪
проводить
самостоятельная
эксперименты;
работа;
▪
делать
семинар;
умозаключения и
минивыводы;
конференция;
▪
структуриро
научновать материал;
исследовательская
▪
готовить
тексты
конференция;
собственных
консультация;
докладов;
доклад;
▪
объяснять,
выступление,
доказывать
и
выставка;
защищать
свои
презентация;
идеи.
экскурсияисследование
Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть)
Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу - присутствие на защитах других
ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)
представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских Доклад;
видеть проблемы;
работ и творческих проектов учащихся»
мини-курсы;
ставить вопросы;
Участие предполагает заслушивание всех докладов конференции;
выдвигать
об
итогах
проведенных
исследований
и защита
гипотезы;
выполненных
проектах,
вопросы
авторам, исследовательскй давать
высказывание собственных суждений.
работы;
определение
Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защита
понятиям;
защите»
творческой
классифицировать;
Планирование
собственного
выступления. работы.
наблюдать;
Подготовка текста доклада, схем, графиков,
делать
рисунков, чертежей, макетов.
умозаключения и
Подготовка к ответам на вопросы.
выводы;
Тема
5-6
«Собственная
защита
структурировать
исследовательских работ и творческих проектов»
материал;
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и
готовить тексты
заслушивание всех докладов об итогах проведенных
собственных
исследований и выполненных проектах, вопросы
докладов;
авторам.
объяснять,
доказывать и
защищать свои
идеи.
14

знать, что
результаты его
работы интересны
другим, и он
обязательно будет
услышан
владеть практикой
презентаций
результатов
собственных
исследований
владеть умениями
аргументировать
собственные
суждения,
умозаключения и
выводы
Основное содержание
(по темам или разделам)

Формы
организации

Основные виды
деятельности

3 класс
Тренинг исследовательских способностей. Общий объем аудиторных занятий в школе - 10
часов (3 четверть).
Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить
около 4-х часов.
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Игра;
▪
видеть
Беседа о том, что такое наблюдение и работа детей в
проблемы;
экспериментирование.
группах, парах;
▪
ставить
Практические задания по развитию умений индивидуальная
вопросы;
наблюдать и экспериментировать.
работа;
▪
выдвигать
Тема 2 «Методы исследования»
работа с
гипотезы;
Совершенствование владения основными методами привлечением
▪
давать
исследования (подумать самостоятельно, спросить у родителей;
определение
другого
человека,
понаблюдать,
провести беседа;
понятиям;
эксперимент и др.). Практические задания - практическая
▪
классифици
использование методов исследования в ходе работа;
ровать;
изучения доступных объектов. Исследования с эксперимент;
▪
наблюдать;
помощью новейших информационных технологий.
практическая
▪
проводить
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
работа;
эксперименты;
Коллективная беседа «Наиболее интересные моделирование;
▪
делать
научные
открытия,
сделанные
методом наблюдение;
умозаключения и
наблюдения».
экспрессвыводы;
Работа с приборами, созданными для наблюдения и исследование;
▪
структуриро
исследования (телескопы (по возможности), компас, коллективные и
вать материал;
шагомер, длинномер, бинокли, микроскопы, индивидуальные
▪
готовить
цифровая лаборатория и др.).
исследования;
тексты
Практические
задания
по
развитию доклад;
собственных
наблюдательности.
выступление;
докладов;
Тема
4
«Совершенствование
техники выставка;
▪
объяснять,
экспериментирования»
презентация;
доказывать и
Коллективная
беседа
«Как
спланировать экскурсия.
защищать свои
эксперимент».
Анализ
самых
интересных
идеи.
15

экспериментов, выполненных в нашей группе
•
вести
(классе).
устный диалог на
Практическое занятие «Проведение экспериментов».
заданную тему;
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
•
участвовать
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры
в обсуждении
интуитивных решений проблем. Как интуиция
исследуемого
помогает в исследованиях. Как интуиция помогает
объекта или
вырабатывать гипотезы. Практические задания на
собранного
продуцирование гипотез и провокационных идей.
материала;
Практическое занятие по созданию и проверке
•
участвовать
собственных гипотез.
в работе
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
конференций,
Практические задания на анализ и синтез.
чтений.
Практические задания «Как делать обобщения».
•
участвовать
Классифицирование. Определение понятий.
в работе
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
конференций,
Как правильно спланировать сообщение о своем
чтений.
исследовании.
Как
выделить
главное
и
второстепенное.
Как
подготовить
текст
выступления.
Практические
задания
по
структурированию текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать
на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы».
Практические занятия по тренировке умений
задавать вопросы.
Практические задания по развитию умений слушать
вопрос и отвечать на него.
Тема 9-10 «Семинар «Как подготовиться к
защите»
Занятие, на котором желающие могут представить
результаты собственных изысканий и провести
предварительную защиту собственных работ.
Анализ полученных материалов. Определение
основных понятий. Структурирование полученной
информации.
Подготовка
текста
доклада.
Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и
выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков,
макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
(1-2 четверти - 16 часов; 4 четверть - 2 часа). Общий объем занятий - 18 часов.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы Игра;
▪ видеть
собственного исследования»
работа детей в
проблемы;
Коллективное
обсуждение
проблематики группах, парах;
▪ осуществляя
возможных исследований. Обсуждение планов индивидуальная
сбор материала;
выбора
темы
собственного
исследования. работа;
▪ ставить
Индивидуальная работа с учащимися (методика и работа
с
вопросы;
правила выбора темы подробно описаны в привлечением
▪ выдвигать
методических рекомендациях к программе).
родителей;
гипотезы;
Тема
2-6
«Индивидуальная
работа
по беседа;
▪ давать
планированию и проведению самостоятельных практическая
определение
исследований»
работа;
понятиям;
16

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я эксперимент;
▪ классифици
- исследователь». В ней последовательно изложено, наблюдение,
ровать;
какие задачи он должен решать.
экспресс▪ обобщать
Тема 7-8 «Коллективная игра-исследование»
исследование;
полученные
Проведение коллективных игр-исследований (по коллективные и
данные;
методике их проведения). Предлагается выбрать индивидуальные
▪ наблюдать;
любой из описанных или разработать собственный исследования;
▪ проводить
сценарий.
самостоятельная
эксперименты;
Тема 9-11 «Семинар»
работа;
▪ делать
Занятие, на котором желающие могут представить семинар;
умозаключения и
результаты собственных изысканий и провести минивыводы;
предварительную защиту собственных работ.
конференция;
▪ структуриро
Тема 12-18 «Индивидуальная консультационная научновать материал;
работа
по
проведению
самостоятельных исследовательская
▪ готовить
исследований»
конференция;
тексты
Подготовка детских работ к публичной защите. консультация;
собственных
Педагог проводит индивидуальную работу с доклад;
докладов;
учащимися, работающими в микрогруппах или выступление,
▪ объяснять,
индивидуально. Индивидуальное консультирование выставка;
доказывать
и
защищать свои
необходимо потому, что тематика работ очень презентация;
разнообразна. Кроме того, большая часть ребят экскурсияидеи.
склонна хранить в секрете от других результаты исследование.
собственных изысканий до момента их завершения.
Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть)
Общий объем часов - 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на
индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где учащийся//микрогруппа представляет
собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских Доклад;
видеть проблемы;
работ и творческих проектов учащихся»
мини-курсы;
ставить вопросы;
Участие предполагает заслушивание всех докладов конференции;
выдвигать
об
итогах
проведенных
исследований
и защита
гипотезы;
выполненных
проектах,
вопросы
авторам, исследовательско давать
высказывание собственных суждений.
й работы;
определение
Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к
защита
понятиям;
защите»
творческой
классифицировать;
Планирование собственного выступления.
работы;
наблюдать;
Подготовка текста доклада, схем, графиков,
конкурсная
делать
рисунков, чертежей, макетов.
защита.
умозаключения и
Подготовка к ответам на вопросы.
выводы;
Тема 5-6 «Собственная защита
структурировать
исследовательских работ и творческих проектов»
материал;
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и
готовить тексты
заслушивание всех докладов об итогах проведенных
собственных
исследований и выполненных проектах, а также
докладов;
вопросы авторам.
объяснять,
доказывать и
защищать свои
идеи.
знать, что
результаты его
работы интересны
другим, и он
17

обязательно будет
услышан
владеть практикой
презентаций
результатов
собственных
исследований
владеть умениями
аргументировать
собственные
суждения,
умозаключения и
выводы
Основное содержание
(по темам или разделам)

Формы
организации

Основные виды
деятельности

4 класс
Тренинг исследовательских способностей.
Общий объем занятий - 10 часов аудиторных занятий – 3 четверть.
Тема 1 «Культура мышления»
Игра;
▪
видеть
Практические задания «Как давать определения работа детей в
проблемы;
понятиям».
группах, парах;
▪
ставить
Анализ и синтез.
индивидуальная
вопросы;
Практические задания «Как правильно высказывать работа;
▪
выдвигать
суждения», «Как делать обобщения», «Как работа с
гипотезы;
классифицировать».
привлечением
▪
давать
Практические задания по структурированию родителей;
определение
текстов.
беседа;
понятиям;
Тема 2 «Методы исследования»
практическая
▪
классифици
Практические задания по совершенствованию работа;
ровать;
владения основными методами исследования эксперимент;
▪
наблюдать;
(подумать самостоятельно, спросить у другого практическая
▪
проводить
человека, понаблюдать, провести эксперимент и работа;
эксперименты;
др.).
моделирование;
▪
делать
Практические задания - тренировка в использовании наблюдение;
умозаключения и
методов исследования в ходе изучения доступных экспрессвыводы;
объектов. Исследования с помощью новейших исследование;
▪
структуриро
информационных технологий.
коллективные и
вать материал;
Тема 3 «Научная теория»
индивидуальные
▪
готовить
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в исследования;
тексты
теорию». Коллективная беседа о том, что такое доклад;
собственных
научная теория, какими бывают научные теории. выступление;
докладов;
Главные особенности
описательных теорий. выставка;
▪
объяснять,
Главные особенности объяснительных теорий.
презентация;
доказывать и
Коллективная беседа «Известные, но недоказанные экскурсия.
защищать свои
гипотезы».
идеи.
Тема 4 «Научное прогнозирование»
•
вести
Что такое научный прогноз и чем он отличается от
устный диалог на
предсказания. Какими бывают научные прогнозы.
заданную тему;
Методы
прогнозирования
(экстраполяция,
•
участвовать
построение прогнозных сценариев и др.).
в обсуждении
Практические задания на продуцирование гипотез и
исследуемого
18

провокационных идей. Практическое занятие по
объекта или
проверке собственных гипотез.
собранного
Тема
5
«Совершенствование
техники
материала;
наблюдения и экспериментирования»
•
участвовать
Коллективная беседа - как правильно проводить
в работе
наблюдения и эксперименты. Практическое занятие
конференций,
- проведение наблюдений и экспериментов.
чтений.
Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать
•
участвовать
на них»
в работе
Практические занятия по тренировке умений
конференций,
задавать вопросы.
чтений.
Практические задания по развитию умений слушать
вопрос и отвечать на него. Коллективная игра
«Вопросы и ответы».
Тема 7 «Ассоциации и аналогии»
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в
научном поиске».
Практические задания на выявление уровня
развития логического мышления. Практические
задания на ассоциативное мышление.
Практические задания на создание аналогий.
Тема 8 «Как правильно делать выводы из
наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Предположения и результаты
наблюдений и экспериментов». Практические
задания по развитию умений высказывать суждения
и делать умозаключения на основе наблюдений.
Тема 9 «Умение выявлять проблемы»
Коллективная беседа «Что означает выражение
«уметь видеть проблемы».
Практическое задание «Как люди смотрят на мир».
Что такое проблемы и как их выявляют.
Коллективная
беседа
«Проектирование
и
исследование». Цели и задачи исследования.
Тема 10 «Как подготовиться к защите»
Индивидуальная работа над подготовкой к защите
собственных исследовательских работ. Анализ
полученных материалов. Определение основных
понятий. Структурирование материалов. Подготовка
текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы.
Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем,
графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов).
Общий объем - 16 часов аудиторных занятий, из них 13 часов отведено на индивидуальную
работу (темы 2-14).
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы Игра;
▪
видеть
собственного исследования»
работа детей в проблемы;
Коллективное
обсуждение
проблематики группах, парах;
▪
осуществляя
возможных исследований. Обсуждение планов индивидуальная
сбор материала;
выбора темы собственного исследования.
работа;
▪
ставить
Тема
2-6
«Индивидуальная
работа
по работа
с вопросы;
планированию и проведению самостоятельных привлечением
▪
выдвигать
19

исследований»
Тема 7-14 «Индивидуальная консультационная
работа
по
проведению
самостоятельных
исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите.
Педагог проводит индивидуальную работу с
учащимися, работающими в микрогруппах или
индивидуально. Индивидуальное консультирование
необходимо потому, что тематика работ очень
разнообразна. Кроме того, большая часть ребят
склонна сохранять в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.
Тема 15-16 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить
результаты собственных изысканий и провести
предварительную защиту работ.

родителей;
гипотезы;
беседа;
▪
давать
практическая
определение
работа;
понятиям;
эксперимент;
▪
классифици
наблюдение,
ровать;
экспресс▪
обобщать
исследование;
полученные
коллективные и данные;
индивидуальные
▪
наблюдать;
исследования;
▪
проводить
самостоятельная
эксперименты;
работа;
▪
делать
семинар;
умозаключения и
минивыводы;
конференция;
▪
структуриро
научновать материал;
исследовательская
▪
готовить
конференция;
тексты
консультация;
собственных
доклад;
докладов;
выступление,
▪
объяснять,
выставка;
доказывать
и
презентация;
защищать
свои
экскурсияидеи.
исследование.
Мониторинг исследовательской деятельности.
Общий объем - 8 часов (4 четверть), из них 4 часа отводятся на коллективную работу
(присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на
защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.
Тема 1-4 «Участие в процедурах защит Доклад;
видеть проблемы;
исследовательских работ и творческих проектов мини-курсы;
ставить вопросы;
учащихся в качестве зрителей»
конференции;
выдвигать
Участие предполагает заслушивание всех докладов защита
гипотезы;
об
итогах
проведенных
исследований
и исследовательскй давать
выполненных
проектах,
вопросы
авторам, работы;
определение
высказывание собственных суждений.
защита
понятиям;
Тема 5-6 «Участие в качестве зрителя в защите творческой
классифицировать;
результатов исследований учащихся основного работы;
наблюдать;
общего образования»
конкурсная
делать
Планирование
собственного
выступления. защита по
умозаключения и
Подготовка текста доклада, схем, графиков, номинациям.
выводы;
рисунков, чертежей, макетов.
структурировать
Подготовка к ответам на вопросы.
материал;
Тема
7-8
«Защита
собственных
готовить тексты
исследовательских работ и творческих проектов»
собственных
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и
докладов;
заслушивание всех докладов об итогах проведенных
объяснять,
исследований и выполненных проектах, а также
доказывать и
вопросы авторам.
защищать свои
идеи;
знать, что
20

результаты его
работы интересны
другим, и он
обязательно будет
услышан;
владеть практикой
презентаций
результатов
собственных
исследований;
владеть умениями
аргументировать
собственные
суждения,
умозаключения и
выводы.

21

Раздел III. Тематическое планирование
1 класс
№
1
2-3
4-5
6
7-8

9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-30
31-32
33

Тема занятия

Что такое исследование?
Как задавать вопросы?
Как выбрать тему исследования?
Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку)
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными
2
справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать
дополнительную литературу»)
Наблюдение как способ выявления проблем.
2
Совместное или самостоятельное планирование выполнения
2
практического задания
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть
2
проблемы.
Постановка
вопроса
(поиск
гипотезы).
Формулировка
2
предположения (гипотезы)
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать
2
вопросы.
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской
1
деятельности детей
Обоснованный выбор способа выполнения задания
2
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек
2
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?
2
Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная
2
игра-исследование.
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной
2
тематике
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной
2
деятельности детей.
Анализ исследовательской деятельности.
1
Итого 33 часа
2 класс

№
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-13
14-17
18-19
20
21-22
23

Кол-во
часов
1
2
2
1

Тема
Что можно исследовать? Формулирование темы.
Как задавать вопросы? Банк идей.
Тема, предмет, объект исследования.
Цели и задачи исследования.
Учимся выделять гипотезы.
Организация исследования(практическое занятие.)
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
Коллекционирование.
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Сообщение о своих коллекциях.
Что такое эксперимент.

Кол-во
часов
1
2
2
2
2
4
4
2
1
2
1
22

24
25-27
28-29
30
31
32
33
34

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
Сбор материала для исследования.
Обобщение полученных данных.
Как подготовить результат исследования.
Как подготовить сообщение.
Подготовка к защите. (практическое занятие.)
Индивидуальная консультация.
Подведение итогов. Защита.

1
3
2
1
1
1
1
1
Итого 34 часа

3 класс
№
1
2-3
4
5-6
7-8
9-10
11-13
14-15
16-18
19-21
22-23
24-25
26-27
28
29-30
31-32
33
34

Тема

Проект? Проект!
Научные исследования и наша жизнь.
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
2
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
1
Какими могут быть проекты?
2
Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
2
Планирование работы.
2
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент
3
познания в действии.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
2
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
2
литературы по теме исследования.
Анализ прочитанной литературы.
3
Исследование объектов.
2
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять
2
главное и второстепенное.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
2
Как сделать сообщение о результатах исследования
1
Оформление работы.
2
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
2
Мини конференция по итогам собственных исследований
1
Анализ исследовательской деятельности.
1
Итого 34 часа
4 класс

№

Тема занятия

1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Культура мышления.
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Предмет и объект исследования.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме
исследования.
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ
материала.

13-14

Кол-во
часов
1

Кол-во
часов
1
2
2
2
2
2
1
2
23

15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-27
28-30
31
32
33
34

Наблюдение и экспериментирование.
2
Техника экспериментирования
2
Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники
2
экспериментирования.
Правильное мышление и логика.
2
Что такое парадоксы
2
Обработка и анализ всех полученных данных.
3
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
3
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.
1
Защита исследования перед одноклассниками.
1
Выступление на школьной НПК.
1
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.
1
Итого – 34 часа

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».