МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ - СОШ № 181 Приложение к основной общеобразовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов г. Екатеринбург 2024 Раздел I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Я – исследователь» для учащихся 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, - программы курса «Я – исследователь» (1-4 классы), методических рекомендаций Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. На изучение курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» в 1-4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 – 4 классах. Программа предусматривает достижение 3 Первый уровень результатов (1 класс) Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. уровней Второй уровень результатов (2-3 класс) Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. результатов: Третий уровень результатов (4 класс) Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования: − получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, 2 овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир; − обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; − приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; − получат возможность осознать своё место в мире; − познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; − получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. Выпускник получит возможность научиться: − узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город; − различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; − оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос); − использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. • Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: − учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; − ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; − способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; − основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; − чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: − внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; − выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; − устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; 3 − адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; − осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; − эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им , выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. • Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: − планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; − учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; − осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; − оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; − адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; − различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться: − в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; − проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; − самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. • Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: − осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; − осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; − строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; − проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; − устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; − строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Выпускник получит возможность научиться: − осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; − записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; − осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; − осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; − осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; 4 − осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; − строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. • Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: − адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; − допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; − учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; − формулировать собственное мнение и позицию; − договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; − задавать вопросы; − использовать речь для регуляции своего действия; − адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: − учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; − учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; − понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; − аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; − задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; − осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; − адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; − адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные результаты (карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений) 1 класс − слушать и читать на основе поставленной цели и задачи; − осваивать материал на основе внутреннего плана действий; − вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; − вести рассказ от начала до конца; − творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу; − работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. 5 − − − − − − − выводов. − − − − − характера; − − − − − 2 класс наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; пересказывать подробно и выборочно; выделять главную мысль на основе анализа текста; делать выводы из фактов, совокупности фактов; выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе 3 - 4 класс переносить свободно, широко знания с одного явления на другое; отбирать необходимые знания из большого объёма информации; конструировать знания, положив в основу принцип созидания; систематизировать учебный план; пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего высказывать содержательно свою мысль, идею; формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов; решать самостоятельно творческие задания, усложняя их; свободно владеть операционными способами усвоения знаний; переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему. 6 Раздел II. Содержание курса внеурочной деятельности Программа курса внеурочной деятельности учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных раздела: 1. Тренинг исследовательских способностей; 2. Самостоятельная исследовательская практика; 3. Мониторинг исследовательской деятельности. Основное содержание Формы Основные виды (по темам или разделам) организации деятельности 1 класс Тренинг развития исследовательских способностей. Общий объем тренинговых занятий - 16 часов (в течение 2 и 3 четверти еженедельно). Тема 1-2 «Что такое исследование?» Игра; ▪ видеть Знакомство с понятием «исследование». работа детей в проблемы; Корректировка детских представлений о том, что группах, парах; ▪ ставить они понимают под словом «исследование». индивидуальная вопросы; Коллективное обсуждение вопросов о том, где работа; ▪ выдвигать человек использует свою способность исследовать работа с гипотезы; привлечением ▪ давать окружающий мир: родителей; определение Как и где человек проводит исследования в быту? беседа; понятиям; Только человек исследует мир или животные тоже практическая ▪ классифици умеют это делать? работа; ровать; Что такое научные исследования? эксперимент; ▪ наблюдать; Где и как люди используют результаты научных практическая ▪ проводить исследований? эксперименты; работа; Что такое научное открытие? ▪ делать моделирование; Тема 3-4 «Методы исследования» умозаключения и наблюдение; Метод исследования как путь решения задач выводы; экспрессисследователя. Знакомство с основными ▪ структуриро исследование; доступными методами исследования (подумать вать материал; коллективные и самостоятельно, спросить у другого человека, ▪ готовить индивидуальные понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе тексты исследования; изучения доступных объектов (солнечный луч, собственных комнатные растения, растения пришкольного парка, доклад; докладов; выступление; животные из «живого уголка» и т.п.), включая ▪ объяснять, выставка; экскурсию в школьный парк, пришкольную доказывать и презентация; территорию. защищать свои экскурсия. Тема 5 «Наблюдение и наблюдательность. Что идеи. такое эксперимент?» Знакомство с наблюдением как методом • вести исследования. устный диалог на Изучение преимуществ и недостатков наблюдения заданную тему; (показать наиболее распространенные зрительные • участвовать иллюзии). Выполнить задания на проверку и в обсуждении тренировку наблюдательности. исследуемого Самый главный способ получения научной объекта или информации. собранного Проведение экспериментов с доступными материала; объектами (вода, свет, бумага и др.). • участвовать Тема 6 «Учимся вырабатывать гипотезы. в работе Учимся высказывать суждения» конференций, 7 Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез. Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения _ практическая работа. Тема 7 «Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям» Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Тема 8 «Учимся делать умозаключения и выводы» Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения практические задания. Тема 9 «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное» Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом». Тема 10 «Как делать схемы?» Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы». Тема 11 «Как работать с книгой?» Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов. Тема 12 «Что такое парадоксы?» Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению чтений. • участвовать в работе конференций, чтений. 8 парадоксальных явлений». Тема 13 «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях» Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.). Тема 14-15 «Как планировать исследования и проекты» Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Тема 16 «Как сделать сообщение о результатах исследования» Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. Самостоятельная исследовательская практика (Общий объем занятий - 11 часов: 3 четверть - 9 часов, 4 четверть – 2 часа). Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (не исключена для одаренных детей). Правда, в программе выделены часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога. Тема 1-2 «Тренировочное занятие по методике Игра; ▪ видеть проведения самостоятельных исследований» работа детей в проблемы; Самостоятельные исследования (выбор темы, группах, парах; ▪ осуществляя составление плана исследования, сбор материала, индивидуальная сбор материала; обобщение полученных данных, доклад) работа; ▪ ставить Тема 3 «Экспресс-исследование» работа с вопросы; Перед прогулкой по территории, прилегающей к привлечением ▪ выдвигать школе, или экскурсией класс делится на группы по родителей; гипотезы; два-три человека. беседа; ▪ давать Каждая группа получает задание провести практическая определение собственное мини-исследование. По итогам этих работа; понятиям; исследований (желательно сразу в этот же день) эксперимент; ▪ классифици проводится мини-конференция. наблюдение, ровать; Тема 4-5 «Мини-конференция по итогам экспресс▪ обобщать экспресс-исследования» исследование; полученные С краткими сообщениями выступают только коллективные и данные; желающие. индивидуальные ▪ наблюдать; Тема 6 «Экскурсия-исследование» исследования; ▪ проводить Занятие посвящено изучению нового в процессе самостоятельная эксперименты; экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в работа; ▪ делать зависимости от возможностей и условий. Класс семинар; умозаключения и 9 также целесообразно поделить на группы и минивыводы; предложить самостоятельно выбрать тему конференция; ▪ структуриро исследования научновать материал; и провести его. исследовательская ▪ готовить Тема 7-8 «Мини-конференция по итогам конференция; тексты экскурсии». консультация; собственных Конференция по итогам исследования, доклад; докладов; выполненного на экскурсии, проводится через выступление, ▪ объяснять, неделю. Каждой группе дается время на сообщение выставка; доказывать и и ответы на вопросы. презентация; защищать свои Тема 9 «Коллективная игра-исследование» экскурсияидеи. Методика проведения коллективных игр- исследование. исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную. Тема 10 «Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал. Тема 11 «Сообщения о собранных коллекциях» Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы. Мониторинг исследовательской деятельности (Общий объем - 6 часов: 4 четверть). Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспрессисследований. Желательно выделить (и это отмечено в варианте тематического планирования) специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторыхчетвертых классов. Тема 1-2 «Мини-конференция по итогам Мини-курсы; ▪ видеть экспресс-исследований» конференци; проблемы; Дети выступают с короткими сообщениями по защита ▪ ставить итогам собственных изысканий, сделанных в исследовательскй вопросы; результате экспресс-исследований. работы; ▪ выдвигать Присутствующие задают вопросы и высказывают защита гипотезы; собственные мнения об услышанном. творческой ▪ давать Тема 3-4 «Мини-конференция по итогам работы. определение собственных исследований» понятиям; Дети выступают с краткими докладами по итогам ▪ классифици собственных исследований, проведенных по ровать; методикам «Коллекционирование» и «Продолжи ▪ наблюдать; исследование». Присутствующие задают вопросы и ▪ делать высказывают свое мнение об услышанном. умозаключения и Тема 5-6 «Участие в защитах исследовательских выводы; 10 работ и творческих проектов учащихся вторыхчетвертых классов» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы автора Основное содержание (по темам или разделам) ▪ структуриро вать материал; ▪ готовить тексты собственных докладов; ▪ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. ▪ знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан ▪ владеть практикой презентаций результатов собственных исследований ▪ владеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы Формы организации Основные виды деятельности 2 класс Тренинг исследовательских способностей Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю) Первая четверть – 9 часов Игра; ▪ видеть Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь» работа детей в проблемы; Уточнение и корректировка детских представлений группах, парах; ▪ ставить об исследовании и исследователях. Коллективное индивидуальная вопросы; обсуждение вопроса о том, какие науки и какие работа; ▪ выдвигать области исследований им известны. Коллективное работа с гипотезы; обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших привлечением ▪ давать детей исследованиях и открытиях, о возможностях родителей; определение применения их результатов. Беседа о самых беседа; понятиям; интересных научных открытиях, использующихся в практическая ▪ классифици нашей жизни. работа; ровать; Тема 2 «Методы исследования» эксперимент; ▪ наблюдать; Совершенствование владения основными моделирование; ▪ проводить доступными нам методами исследования (подумать наблюдение; эксперименты; самостоятельно, спросить у другого человека, экспресс▪ делать понаблюдать, провести эксперимент и др.). исследование; умозаключения и Практические задания - тренировка в использовании коллективные и выводы; 11 методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.). Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность» Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности. Тема 4 «Эксперимент - познание в действии» Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.). Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи» Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Тема 6 «Анализ и синтез» Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Тема 7 «Как давать определения понятиям» Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов. Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты». Тема 9 «Наблюдение и экспериментирование» Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать. 2 четверть – 8 часов Тема 1 «Основные логические операции» Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Тема 2 «Гипотезы и способы их конструирования» Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование индивидуальные исследования; доклад; выступление; выставка; презентация; экскурсия. ▪ структуриро вать материал; ▪ готовить тексты собственных докладов; ▪ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. • вести устный диалог на заданную тему; • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; • участвовать в работе конференций, чтений. • участвовать в работе конференций, чтений. 12 гипотез». Тема 3 «Искусство задавать вопросы» Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Тема 4 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное» Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом». Тема 5 «Ассоциации и аналогии» Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий. Тема 6 «Суждения, умозаключения, выводы» Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения. Тема 7 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п. Тема 8 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п. Самостоятельная исследовательская практика (2 четверть -7 часов; 3 четверть – 2 часа; 4 четверть – 2 часа) Общий объем занятий - 11 часов. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. Тема 1-2 «Как выбрать тему собственного Игра; ▪ видеть исследования» работа детей в проблемы; Виды тем для проектной или исследовательской группах, парах; ▪ осуществляя деятельности. Коллективное обсуждение задачи индивидуальная сбор материала; выбора темы собственного исследования. работа; ▪ ставить Индивидуальная работа с учащимися (по методике работа с вопросы; 13 правила выбора темы). Тема 3-4 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. Тема 5 «Коллективная игра-исследование» (по методике проведения игр-исследований). Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий. Тема 6-7 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Тема 8-11 «Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. привлечением ▪ выдвигать родителей; гипотезы; беседа; ▪ давать практическая определение работа; понятиям; эксперимент; ▪ классифици наблюдение; ровать; экспресс▪ обобщать исследование; полученные коллективные и данные; индивидуальные ▪ наблюдать; исследования; ▪ проводить самостоятельная эксперименты; работа; ▪ делать семинар; умозаключения и минивыводы; конференция; ▪ структуриро научновать материал; исследовательская ▪ готовить тексты конференция; собственных консультация; докладов; доклад; ▪ объяснять, выступление, доказывать и выставка; защищать свои презентация; идеи. экскурсияисследование Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть) Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу - присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа. Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских Доклад; видеть проблемы; работ и творческих проектов учащихся» мини-курсы; ставить вопросы; Участие предполагает заслушивание всех докладов конференции; выдвигать об итогах проведенных исследований и защита гипотезы; выполненных проектах, вопросы авторам, исследовательскй давать высказывание собственных суждений. работы; определение Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защита понятиям; защите» творческой классифицировать; Планирование собственного выступления. работы. наблюдать; Подготовка текста доклада, схем, графиков, делать рисунков, чертежей, макетов. умозаключения и Подготовка к ответам на вопросы. выводы; Тема 5-6 «Собственная защита структурировать исследовательских работ и творческих проектов» материал; Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и готовить тексты заслушивание всех докладов об итогах проведенных собственных исследований и выполненных проектах, вопросы докладов; авторам. объяснять, доказывать и защищать свои идеи. 14 знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан владеть практикой презентаций результатов собственных исследований владеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы Основное содержание (по темам или разделам) Формы организации Основные виды деятельности 3 класс Тренинг исследовательских способностей. Общий объем аудиторных занятий в школе - 10 часов (3 четверть). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить около 4-х часов. Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование» Игра; ▪ видеть Беседа о том, что такое наблюдение и работа детей в проблемы; экспериментирование. группах, парах; ▪ ставить Практические задания по развитию умений индивидуальная вопросы; наблюдать и экспериментировать. работа; ▪ выдвигать Тема 2 «Методы исследования» работа с гипотезы; Совершенствование владения основными методами привлечением ▪ давать исследования (подумать самостоятельно, спросить у родителей; определение другого человека, понаблюдать, провести беседа; понятиям; эксперимент и др.). Практические задания - практическая ▪ классифици использование методов исследования в ходе работа; ровать; изучения доступных объектов. Исследования с эксперимент; ▪ наблюдать; помощью новейших информационных технологий. практическая ▪ проводить Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность» работа; эксперименты; Коллективная беседа «Наиболее интересные моделирование; ▪ делать научные открытия, сделанные методом наблюдение; умозаключения и наблюдения». экспрессвыводы; Работа с приборами, созданными для наблюдения и исследование; ▪ структуриро исследования (телескопы (по возможности), компас, коллективные и вать материал; шагомер, длинномер, бинокли, микроскопы, индивидуальные ▪ готовить цифровая лаборатория и др.). исследования; тексты Практические задания по развитию доклад; собственных наблюдательности. выступление; докладов; Тема 4 «Совершенствование техники выставка; ▪ объяснять, экспериментирования» презентация; доказывать и Коллективная беседа «Как спланировать экскурсия. защищать свои эксперимент». Анализ самых интересных идеи. 15 экспериментов, выполненных в нашей группе • вести (классе). устный диалог на Практическое занятие «Проведение экспериментов». заданную тему; Тема 5 «Интуиция и создание гипотез» • участвовать Знакомство с понятием «интуиция». Примеры в обсуждении интуитивных решений проблем. Как интуиция исследуемого помогает в исследованиях. Как интуиция помогает объекта или вырабатывать гипотезы. Практические задания на собранного продуцирование гипотез и провокационных идей. материала; Практическое занятие по созданию и проверке • участвовать собственных гипотез. в работе Тема 6 «Правильное мышление и логика» конференций, Практические задания на анализ и синтез. чтений. Практические задания «Как делать обобщения». • участвовать Классифицирование. Определение понятий. в работе Тема 7 «Искусство делать сообщения» конференций, Как правильно спланировать сообщение о своем чтений. исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов. Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Тема 9-10 «Семинар «Как подготовиться к защите» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов; 4 четверть - 2 часа). Общий объем занятий - 18 часов. Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы Игра; ▪ видеть собственного исследования» работа детей в проблемы; Коллективное обсуждение проблематики группах, парах; ▪ осуществляя возможных исследований. Обсуждение планов индивидуальная сбор материала; выбора темы собственного исследования. работа; ▪ ставить Индивидуальная работа с учащимися (методика и работа с вопросы; правила выбора темы подробно описаны в привлечением ▪ выдвигать методических рекомендациях к программе). родителей; гипотезы; Тема 2-6 «Индивидуальная работа по беседа; ▪ давать планированию и проведению самостоятельных практическая определение исследований» работа; понятиям; 16 Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я эксперимент; ▪ классифици - исследователь». В ней последовательно изложено, наблюдение, ровать; какие задачи он должен решать. экспресс▪ обобщать Тема 7-8 «Коллективная игра-исследование» исследование; полученные Проведение коллективных игр-исследований (по коллективные и данные; методике их проведения). Предлагается выбрать индивидуальные ▪ наблюдать; любой из описанных или разработать собственный исследования; ▪ проводить сценарий. самостоятельная эксперименты; Тема 9-11 «Семинар» работа; ▪ делать Занятие, на котором желающие могут представить семинар; умозаключения и результаты собственных изысканий и провести минивыводы; предварительную защиту собственных работ. конференция; ▪ структуриро Тема 12-18 «Индивидуальная консультационная научновать материал; работа по проведению самостоятельных исследовательская ▪ готовить исследований» конференция; тексты Подготовка детских работ к публичной защите. консультация; собственных Педагог проводит индивидуальную работу с доклад; докладов; учащимися, работающими в микрогруппах или выступление, ▪ объяснять, индивидуально. Индивидуальное консультирование выставка; доказывать и защищать свои необходимо потому, что тематика работ очень презентация; разнообразна. Кроме того, большая часть ребят экскурсияидеи. склонна хранить в секрете от других результаты исследование. собственных изысканий до момента их завершения. Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть) Общий объем часов - 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где учащийся//микрогруппа представляет собственную работу, отводится по 2 часа. Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских Доклад; видеть проблемы; работ и творческих проектов учащихся» мини-курсы; ставить вопросы; Участие предполагает заслушивание всех докладов конференции; выдвигать об итогах проведенных исследований и защита гипотезы; выполненных проектах, вопросы авторам, исследовательско давать высказывание собственных суждений. й работы; определение Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защита понятиям; защите» творческой классифицировать; Планирование собственного выступления. работы; наблюдать; Подготовка текста доклада, схем, графиков, конкурсная делать рисунков, чертежей, макетов. защита. умозаключения и Подготовка к ответам на вопросы. выводы; Тема 5-6 «Собственная защита структурировать исследовательских работ и творческих проектов» материал; Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и готовить тексты заслушивание всех докладов об итогах проведенных собственных исследований и выполненных проектах, а также докладов; вопросы авторам. объяснять, доказывать и защищать свои идеи. знать, что результаты его работы интересны другим, и он 17 обязательно будет услышан владеть практикой презентаций результатов собственных исследований владеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы Основное содержание (по темам или разделам) Формы организации Основные виды деятельности 4 класс Тренинг исследовательских способностей. Общий объем занятий - 10 часов аудиторных занятий – 3 четверть. Тема 1 «Культура мышления» Игра; ▪ видеть Практические задания «Как давать определения работа детей в проблемы; понятиям». группах, парах; ▪ ставить Анализ и синтез. индивидуальная вопросы; Практические задания «Как правильно высказывать работа; ▪ выдвигать суждения», «Как делать обобщения», «Как работа с гипотезы; классифицировать». привлечением ▪ давать Практические задания по структурированию родителей; определение текстов. беседа; понятиям; Тема 2 «Методы исследования» практическая ▪ классифици Практические задания по совершенствованию работа; ровать; владения основными методами исследования эксперимент; ▪ наблюдать; (подумать самостоятельно, спросить у другого практическая ▪ проводить человека, понаблюдать, провести эксперимент и работа; эксперименты; др.). моделирование; ▪ делать Практические задания - тренировка в использовании наблюдение; умозаключения и методов исследования в ходе изучения доступных экспрессвыводы; объектов. Исследования с помощью новейших исследование; ▪ структуриро информационных технологий. коллективные и вать материал; Тема 3 «Научная теория» индивидуальные ▪ готовить Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в исследования; тексты теорию». Коллективная беседа о том, что такое доклад; собственных научная теория, какими бывают научные теории. выступление; докладов; Главные особенности описательных теорий. выставка; ▪ объяснять, Главные особенности объяснительных теорий. презентация; доказывать и Коллективная беседа «Известные, но недоказанные экскурсия. защищать свои гипотезы». идеи. Тема 4 «Научное прогнозирование» • вести Что такое научный прогноз и чем он отличается от устный диалог на предсказания. Какими бывают научные прогнозы. заданную тему; Методы прогнозирования (экстраполяция, • участвовать построение прогнозных сценариев и др.). в обсуждении Практические задания на продуцирование гипотез и исследуемого 18 провокационных идей. Практическое занятие по объекта или проверке собственных гипотез. собранного Тема 5 «Совершенствование техники материала; наблюдения и экспериментирования» • участвовать Коллективная беседа - как правильно проводить в работе наблюдения и эксперименты. Практическое занятие конференций, - проведение наблюдений и экспериментов. чтений. Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать • участвовать на них» в работе Практические занятия по тренировке умений конференций, задавать вопросы. чтений. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы». Тема 7 «Ассоциации и аналогии» Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. Тема 9 «Умение выявлять проблемы» Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования. Тема 10 «Как подготовиться к защите» Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов). Общий объем - 16 часов аудиторных занятий, из них 13 часов отведено на индивидуальную работу (темы 2-14). Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы Игра; ▪ видеть собственного исследования» работа детей в проблемы; Коллективное обсуждение проблематики группах, парах; ▪ осуществляя возможных исследований. Обсуждение планов индивидуальная сбор материала; выбора темы собственного исследования. работа; ▪ ставить Тема 2-6 «Индивидуальная работа по работа с вопросы; планированию и проведению самостоятельных привлечением ▪ выдвигать 19 исследований» Тема 7-14 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Тема 15-16 «Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ. родителей; гипотезы; беседа; ▪ давать практическая определение работа; понятиям; эксперимент; ▪ классифици наблюдение, ровать; экспресс▪ обобщать исследование; полученные коллективные и данные; индивидуальные ▪ наблюдать; исследования; ▪ проводить самостоятельная эксперименты; работа; ▪ делать семинар; умозаключения и минивыводы; конференция; ▪ структуриро научновать материал; исследовательская ▪ готовить конференция; тексты консультация; собственных доклад; докладов; выступление, ▪ объяснять, выставка; доказывать и презентация; защищать свои экскурсияидеи. исследование. Мониторинг исследовательской деятельности. Общий объем - 8 часов (4 четверть), из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу. Тема 1-4 «Участие в процедурах защит Доклад; видеть проблемы; исследовательских работ и творческих проектов мини-курсы; ставить вопросы; учащихся в качестве зрителей» конференции; выдвигать Участие предполагает заслушивание всех докладов защита гипотезы; об итогах проведенных исследований и исследовательскй давать выполненных проектах, вопросы авторам, работы; определение высказывание собственных суждений. защита понятиям; Тема 5-6 «Участие в качестве зрителя в защите творческой классифицировать; результатов исследований учащихся основного работы; наблюдать; общего образования» конкурсная делать Планирование собственного выступления. защита по умозаключения и Подготовка текста доклада, схем, графиков, номинациям. выводы; рисунков, чертежей, макетов. структурировать Подготовка к ответам на вопросы. материал; Тема 7-8 «Защита собственных готовить тексты исследовательских работ и творческих проектов» собственных Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и докладов; заслушивание всех докладов об итогах проведенных объяснять, исследований и выполненных проектах, а также доказывать и вопросы авторам. защищать свои идеи; знать, что 20 результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан; владеть практикой презентаций результатов собственных исследований; владеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы. 21 Раздел III. Тематическое планирование 1 класс № 1 2-3 4-5 6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-30 31-32 33 Тема занятия Что такое исследование? Как задавать вопросы? Как выбрать тему исследования? Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) Библиотечное занятие «Знакомство с информационными 2 справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») Наблюдение как способ выявления проблем. 2 Совместное или самостоятельное планирование выполнения 2 практического задания Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть 2 проблемы. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка 2 предположения (гипотезы) Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать 2 вопросы. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской 1 деятельности детей Обоснованный выбор способа выполнения задания 2 Составление аннотации к прочитанной книге, картотек 2 Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? 2 Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная 2 игра-исследование. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной 2 тематике Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной 2 деятельности детей. Анализ исследовательской деятельности. 1 Итого 33 часа 2 класс № 1 2-3 4-5 6-7 8-9 10-13 14-17 18-19 20 21-22 23 Кол-во часов 1 2 2 1 Тема Что можно исследовать? Формулирование темы. Как задавать вопросы? Банк идей. Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования. Учимся выделять гипотезы. Организация исследования(практическое занятие.) Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Коллекционирование. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» Сообщение о своих коллекциях. Что такое эксперимент. Кол-во часов 1 2 2 2 2 4 4 2 1 2 1 22 24 25-27 28-29 30 31 32 33 34 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях Сбор материала для исследования. Обобщение полученных данных. Как подготовить результат исследования. Как подготовить сообщение. Подготовка к защите. (практическое занятие.) Индивидуальная консультация. Подведение итогов. Защита. 1 3 2 1 1 1 1 1 Итого 34 часа 3 класс № 1 2-3 4 5-6 7-8 9-10 11-13 14-15 16-18 19-21 22-23 24-25 26-27 28 29-30 31-32 33 34 Тема Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. 2 Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) 1 Какими могут быть проекты? 2 Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 2 Планирование работы. 2 Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент 3 познания в действии. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 2 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка 2 литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литературы. 3 Исследование объектов. 2 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять 2 главное и второстепенное. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. 2 Как сделать сообщение о результатах исследования 1 Оформление работы. 2 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 2 Мини конференция по итогам собственных исследований 1 Анализ исследовательской деятельности. 1 Итого 34 часа 4 класс № Тема занятия 1 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12 Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Культура мышления. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Предмет и объект исследования. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. 13-14 Кол-во часов 1 Кол-во часов 1 2 2 2 2 2 1 2 23 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-27 28-30 31 32 33 34 Наблюдение и экспериментирование. 2 Техника экспериментирования 2 Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники 2 экспериментирования. Правильное мышление и логика. 2 Что такое парадоксы 2 Обработка и анализ всех полученных данных. 3 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 3 Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. 1 Защита исследования перед одноклассниками. 1 Выступление на школьной НПК. 1 Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. 1 Итого – 34 часа 24