МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ - СОШ № 181 Приложение к основной общеобразовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» для обучающихся 1-4 классов г. Екатеринбург 2024 Раздел I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности» или «Что такое хорошо и что такое плохо», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Программа рассчитана на детей в возрасте 7- 10 лет (1-4 классы). Занятия проводятся: 1 раз в неделю. На изучение курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» или «Что такое хорошо и что такое плохо» в 1-4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах. В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням: Первый Второй Третий уровень результатов уровень результатов уровень результатов (1 класс) (2-3 класс) (4 класс) Приобретение Получение обучающимися Получение обучающимся обучающимися опыта переживания и начального опыта социальных знаний (о позитивного отношения к самостоятельного нравственных нормах, базовым ценностям общественного действия, социально одобряемых общества, ценностного формирование у младшего и не одобряемых отношения к социальной школьника социально формах поведения в реальности в целом. Для приемлемых моделей обществе и·т.·п.), достижения данного уровня поведения. Только в первичного понимания результатов особое значение самостоятельном общественном социальной реальности имеет взаимодействие действии человек и повседневной жизни. обучающихся между собой действительно становится Для достижения на уровне класса, гражданином, социальным данного уровня образовательного деятелем, свободным результатов особое учреждения, т. е. в человеком. Для достижения значение имеет защищённой, дружественной данного уровня результатов взаимодействие среде, в которой ребёнок особое значение имеет обучающегося со получает первое взаимодействие обучающегося своими учителями как практическое подтверждение с представителями различных значимыми для него приобретённых социальных социальных субъектов за носителями знаний, начинает их ценить пределами образовательного положительного учреждения, в открытой социального знания и общественной среде. повседневного опыта. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: 2 На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях. На втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков. На третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников. В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. Личностные результаты У выпускника будут сформированы: -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Метапредметные результаты: • Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; 3 - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. • Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные , цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. • Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Предметные результаты В результате прохождения программного материала обучающиеся должны: 1 класс Знать: − отличие понятий «этика» и «этикет»; − правила вежливости и красивых манер; − заповеди и соответствующие притчи. к концу учебного года Уметь: − уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; − соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах; − придерживаться «золотого правила» в общении с другими. − быть доброжелательными; − соблюдать заповеди; − сострадать животным, не обижать их; 4 − придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. − быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради; − не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. 2 класс Знать: − требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями; − заповеди и правила этикета; − о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим, высокомерии; − афоризмы. Уметь: − исполнять заповеди; − соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице. − выполнять общение; − написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки; − исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании. 3 класс Знать: − ранее изученные заповеди и афоризмы; − каким должен быть воспитанный человек; − требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону; − краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений; − пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности; − правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям. Уметь: − соблюдать правила вежливости и красивых манер; − на практике применять методы самовоспитания и самоконтроля; − уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета; − уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним; − проявлять тактичность и доброжелательность в общении; − быть сострадательными к чужому горю; − не обижать животных и птиц; − различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию; − проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках. 4 класс Знать: − правила этики и культуры речи; − требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного; − об источниках наших нравственных знаний; 5 − − − − − о совести как основе нравственности; заветы предков. «Поучение» В.Мономаха; стихотворения о родине (на выбор); афоризмы; о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков. Уметь: − различать хорошие и плохие поступки; − воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках; − уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим; − исполнять заповеди; − давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. 6 Раздел II. Содержание курса внеурочной деятельности Основное содержание (по темам или разделам) 1 раздел (2ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям. 2 раздел (13ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Формы организации 1 класс игровой практикум, ситуативная беседарассуждение, ситуативная беседа-игра, беседаразмышление. беседа, игровой практикум, ситуативная беседарассуждение, ситуативная беседа-игра, беседаразмышление. 3 раздел (3ч.) проектная Я и семья. деятельность Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к Основные виды деятельности Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам. Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Воспитание: любви и уважения к маме. 7 маленьким. Искусство делать подарки. 4 раздел (7ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций. . беседа, игровой практикум, ситуативная беседарассуждение, ситуативная беседа-игра, беседаразмышление, устный журнал 5 раздел (5ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей. беседа, игровой практикум, ситуативная беседарассуждение, ситуативная беседа-игра, беседаразмышление, устный журнал 6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни. игровой практикум, ситуативная беседарассуждение, устный журнал 1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с школы. ответственности, 2 класс беседа, игровой практикум, правилами ситуативная Воспитание беседарассуждение, Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой природе. Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости. Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни. Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. 8 самостоятельности, бережного ситуативная отношения к школьным беседа-игра, принадлежностям. беседаразмышление. 2 раздел (18ч.) беседа, игровой Я и окружающие. практикум, Отличие людей друг от друга ситуативная по внешнему виду. беседаАккуратность, опрятность, рассуждение, бережливость – уважение ситуативная человека к себе. Отношение по беседа-игра, имени к одноклассникам и беседадрузьям. Анализ проблемных размышление ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам. Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости проектная Участвовать в диалоге: высказывать свои деятельность суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Воспитание: любви и уважения к маме. 3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки. 4 раздел (8ч.) беседа, игровой Я и природа. практикум, Умение видеть красоту ситуативная природы, восхищаться ею. беседаВоспитание бережного рассуждение, отношения к окружающей ситуативная природе, любви к неживой беседа-игра, природе. Разыгрывание беседа- Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной 9 ситуаций. размышление, игры, работы. Знакомство с новыми устный правилами поведения. журнал Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой природе. 5 раздел (10ч.) беседа, игровой Использовать в речи вежливые слова. Я и книга. практикум, Участвовать в диалоге. Высказывать Добро и зло в сказках. Добрые ситуативная предположение о последствиях и злые поступки, их беседанедобрых поступков (в реальной жизни, последствия. Добро и зло в рассуждение, героев произведений). Создавать по отношениях между людьми. ситуативная иллюстрации словесный портрет героя Слушание сказок и их беседа-игра, (положительный, отрицательный), обсуждение. Волшебство, чудо беседаописывать сюжетную картинку (серию). и, правда, в сказках. В сказках – размышление, Оценивать адекватно ситуацию и мечты людей. устный предотвращать конфликты. журнал Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости. 6 раздел (3ч.) игровой Использовать в речи вежливые слова. Я и здоровье. практикум, Участвовать в диалоге. Высказывать Привить навыки личной ситуативная предположение о последствиях гигиены, стремление к беседанедобрых поступков (в реальной жизни, здоровому образу жизни. рассуждение, героев произведений). Оценивать устный адекватно ситуацию и предотвращать журнал конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни. 7 раздел (2ч.) беседа, игровой Использовать доброжелательный тон в Я и животные. практикум, общении. Оценивать характер общения Привить любовь и заботу к ситуативная (тон, интонацию, лексику), поведения в братьям нашим меньшим. беседаобщественных местах. Знакомятся и рассуждение, запоминают новые правила поведения. ситуативная Воспитание качеств: доброты, беседа-игра, справедливости, желания приходить на беседапомощь, доброжелательного отношения размышление к животным. 3 класс 1 раздел (10ч.) беседа, Использовать в речи вежливые слова. Я и окружающие. игровой Участвовать в диалоге: высказывать Отличие людей друг от друга практикум, свои суждения по обсуждаемой теме, по внешнему виду. ситуативная анализировать высказывания Аккуратность, опрятность, беседасобеседников, добавлять их бережливость – уважение рассуждение, высказывания. Высказывать 10 человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости. проектная Участвовать в диалоге: высказывать свои деятельность суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Воспитание: любви и уважения к маме. ситуативная беседа-игра, беседаразмышление. 2 раздел (1ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки. 3 раздел (6ч.) беседа, Я и природа. игровой Умение видеть красоту практикум, природы, восхищаться ею. ситуативная Воспитание бережного беседаотношения к окружающей рассуждение, природе, любви к неживой ситуативная природе. Разыгрывание беседа-игра, ситуаций. беседаразмышление, устный журнал 4 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в беседа, игровой практикум, ситуативная беседа- Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой природе. Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по 11 отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей. рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседаразмышление, устный журнал 5 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни. игровой практикум, ситуативная беседарассуждение, устный журнал 6 раздел (4ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим. беседа, игровой практикум, ситуативная беседарассуждение, ситуативная беседа-игра, беседаразмышление 4 класс беседа, игровой практикум 1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям. 2 раздел (17ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. беседа, игровой практикум, ситуативная беседа- иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости. Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни. Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным. Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам. Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания 12 Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседаразмышление 3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки. 4 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций. проектная деятельность 5 раздел (3ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их беседа, игровой практикум, устный беседа, игровой практикум, ситуативная беседа рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседаразмышление, устный журнал собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Воспитание: любви и уважения к маме. Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой природе. Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, 13 последствия. Добро и зло в журнал отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей. 6 раздел (4ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни. игровой практикум, ситуативная беседарассуждение, устный журнал 7 раздел (1ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим. беседа, игровой практикум героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости. Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни. Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным. 14 Раздел III. Тематическое планирование №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29-30 31. 32. 33. №п/п 1 2 3 4 5 6 1 класс Наименование разделов и тем Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками... Учимся работать в команде. О хорошем и плохом Клуб «Выручайка» О дружбе В царстве Мойдодыра "Здравствуй!" Венок осени Профессий много есть на свете В мире любимых сказок Учимся приходить на помощь О рабочих руках и трудолюбии Зайкина избушка Учимся вежливости Новогодняя сказка Познакомьтесь: это я! Снегурочка Сказка о солнечном зайчике Учимся быть добрыми По страницам русской народной сказки "Лиса и волк" Когда люди радуются Я расту! Поезд везёт подарки мамам Сказка о весёлой пчёлке Клуб любителей природы Как у зайчонка зуб заболел Приглашаем гостей В городе Лекарственных растений. На пороге лета К.И.Чуковский и его произведения. Солнышко Итого: 2 класс Наименование разделов и тем О культуре поведения в школе Под крышей дома моего Времена года Отправляемся в путешествие Узнай меня! Не надо больше ссориться … Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 33 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 Раздел программы Я и школа Я и школа Я и окружающие Я и окружающие Я и окружающие Я и окружающие Я и здоровье Я и окружающие Я и природа Я и окружающие Я и книга Я и окружающие Я и окружающие Я и книга Я и окружающие Я и природа Я и окружающие Я и книга Я и окружающие Я и окружающие Я и книга Я и окружающие Я и семья Я и семья Я и природа Я и природа Я и здоровье Я и семья Я и природа Я и здоровье Я и книга Я и природа Раздел программы Я и школа Я и семья Я и природа Я и природа Я и книга Я и окружающие 15 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Учимся дружить Белый пёс в сиреневый цветочек Учимся обсуждать проблему Во саду ли, в огороде Слушаем сказку Поговорим о собаках. «Тише, пожалуйста!» Занимательный журнал «Имена» Колечко красоты «Девочка и разбойники» Экскурсия в медицинский кабинет Зима в лесу По страницам русской народной сказки «Царевна лягушка» Для чего нужны нам глазки И снова сказка! Давайте, друзья, потолкуем о маме … Лепим снеговика Цветик – семицветик Волшебники и волшебные предметы Животные с книжных страниц Спешим на помощь бабке Ёжке День космонавтики Тропинка Ох уж этот ветер!.. Сказочные фанты И снова сказочные фанты Школа насекомых Лето в загадках Итого: 3 класс Наименование разделов и тем Путешествие в сказку И снова об осени… О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле Посылка от сказочных героев Письмо дедушки Морфея Эдуард Успенский Выглянуло солнышко… О кошках и собаках «У камина» Клуб «Выручайка» Слушаем сказку О животном не очень приятном В гости к друзьям из Простоквашино 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Я и окружающие Я и животные Я и окружающие Я и книга Я и окружающие Я и животные Я и здоровье Я и здоровье Я и окружающие Я и книга Я и здоровье Я и природы Я и книга 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Я и книга Я и книга Я и семья Я и природа Я и окружающие Я и книга Я и книга Я и окружающие Я и окружающие Я и природа Я и природа Я и книга Я и книга Я и природа Я и природа Кол-во часов Раздел программы Я и книга Я и природа Я и окружающие Я и окружающие Я и книга Я и здоровья Я и книга Я и природа Я и животные Я и окружающие Я и окружающие Я и книга Я и животные Я и книга 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Что за праздник без цветом В мире профессий Наши страхи Что такое зима? Знаменитые малыши. Незнайка Экзотические животные Зимушка -зима Зимние забавы Да здравствуют книги! Роза для мамы Принцессы Шарля Перро Клуб «Белая ворона» И снова Клуб «Белая ворона» Бабочек весёлый хоровод Театр кошек Юрия Куклачёва Учимся работать в микрогруппе Фея Фантаста Хлеб – наше богатство Берегите время! Цветочная карусель 4 класс Наименование разделов и тем С Днём знаний! Осенняя сказка Расскажи нам о себе Семейный калейдоскоп И это тоже я! О профессиях и трудолюбии В который раз о дружбе… Мы – за здоровый образ жизни! Как выбирать друзей О режиме дня Экологическая карусель Накануне новогодних праздников Берегите книгу О рыцарстве День рождения старой ели Будь здоров! Станем друзьями природы О совести Учимся быть щедрыми Путешествие капельки Настроение На экономической волне Секреты здоровья Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Я и природа Я и окружающие Я и здоровья Я и окружающие Я и книга Я и животные Я и природа Я и здоровья Я и книга Я и семья Я и окружающие Я и книга Я и книга Я и природа Я и животные Я и окружающие Я и книга Я и окружающие Я и окружающие Я и природа Кол-во часов Раздел программы Я и школа Я и природа Я и окружающие Я и семья Я и окружающие Я и окружающие Я и окружающие Я и здоровье Я и окружающие Я и здоровье Я и природа Я и окружающие Я и книга Я и окружающие Я и окружающие Я и здоровье Я и природа Я и окружающие Я и окружающие Я и природа Я и окружающие Я и окружающие Я и здоровье 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Кошки Приглашение к разговору Полюбуйся, весна наступает… Наши бабушки Игры в самих себя Сказки Г. -Х. Андерсена Учимся шутить Сказочная путаница Живи, не требуя награды… Здравствуй, первый листок! Покуда сердца стучатся… Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Я и животные Я и окружающие Я и природа Я и семья Я и окружающие Я и книга Я и окружающие Я и книга Я и окружающие Я и природа Я и окружающие 18