РП внеурочной деятельности _ Уроки нравственности _ 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ - СОШ № 181

Приложение
к основной общеобразовательной программе
начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Уроки нравственности»
для обучающихся 1-4 классов

г. Екатеринбург 2024

Раздел I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в
соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного
Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа
«Уроки нравственности» составлена на основе программы
Л. В. Мищенковой «Уроки
нравственности» или «Что такое хорошо и что такое плохо», и может быть реализована
учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Курс «Что такое хорошо и что
такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения и
направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим
ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Программа рассчитана на детей в возрасте 7- 10 лет (1-4 классы).
Занятия проводятся: 1 раз в неделю. На изучение курса внеурочной деятельности «Уроки
нравственности» или «Что такое хорошо и что такое плохо» в 1-4 классах отводится 1 час в
неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение
обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый
Второй
Третий
уровень результатов
уровень результатов
уровень результатов
(1 класс)
(2-3 класс)
(4 класс)
Приобретение
Получение обучающимися Получение
обучающимся
обучающимися
опыта
переживания
и начального
опыта
социальных знаний (о позитивного отношения к самостоятельного
нравственных нормах, базовым
ценностям общественного
действия,
социально одобряемых общества,
ценностного формирование у младшего
и
не
одобряемых отношения к социальной школьника
социально
формах поведения в реальности в целом. Для приемлемых
моделей
обществе
и·т.·п.), достижения данного уровня поведения.
Только
в
первичного понимания результатов особое значение самостоятельном общественном
социальной реальности имеет
взаимодействие действии
человек
и повседневной жизни. обучающихся между собой действительно
становится
Для
достижения на
уровне
класса, гражданином,
социальным
данного
уровня образовательного
деятелем,
свободным
результатов
особое учреждения,
т.
е.
в человеком. Для достижения
значение
имеет защищённой, дружественной данного уровня результатов
взаимодействие
среде, в которой ребёнок особое
значение
имеет
обучающегося
со получает
первое взаимодействие обучающегося
своими учителями как практическое подтверждение с представителями различных
значимыми для него приобретённых социальных социальных
субъектов
за
носителями
знаний, начинает их ценить
пределами
образовательного
положительного
учреждения,
в
открытой
социального знания и
общественной среде.
повседневного опыта.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
2

На
первом
уровне
воспитание
приближено
к
обучению, при этом
предметом воспитания
как учения являются не
столько
научные
знания, сколько знания
о ценностях.

На
втором
уровне
воспитание осуществляется в
контексте
жизнедеятельности
школьников и ценности
могут усваиваться ими в
форме
отдельных
нравственно
ориентированных поступков.

На третьем уровне создаются
необходимые условия для
участия
обучающихся
в
нравственно ориентированной
социально
значимой
деятельности и приобретения
ими
элементов
опыта
нравственного поведения и
жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания
социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию,
стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту
тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению
ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития
детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие
младших
школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго
уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода
в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных
результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся —
формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей,
развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического
здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
•
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
3

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.

•
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные ,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
•
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты
В результате прохождения программного материала
обучающиеся должны:
1 класс
Знать:
−
отличие понятий «этика» и «этикет»;
−
правила вежливости и красивых манер;
−
заповеди и соответствующие притчи.

к концу учебного года

Уметь:
−
уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и
за другими;
−
соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
−
придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
−
быть доброжелательными;
−
соблюдать заповеди;
−
сострадать животным, не обижать их;
4

−
придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
−
быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте
свои книги и тетради;
−
не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для
уроков по расписанию.
2 класс
Знать:
−
требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями;
−
заповеди и правила этикета;
−
о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим, высокомерии;
−
афоризмы.
Уметь:
−
исполнять заповеди;
−
соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
−
выполнять общение;
−
написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в
гостях, дарить и принимать подарки;
−
исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в
самовоспитании.
3 класс
Знать:
−
ранее изученные заповеди и афоризмы;
−
каким должен быть воспитанный человек;
−
требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону;
−
краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих
нравственных убеждений;
−
пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности;
−
правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
−
соблюдать правила вежливости и красивых манер;
−
на практике применять методы самовоспитания и самоконтроля;
−
уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета;
−
уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним;
−
проявлять тактичность и доброжелательность в общении;
−
быть сострадательными к чужому горю;
−
не обижать животных и птиц;
−
различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев,
уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию;
−
проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
4 класс
Знать:
−
правила этики и культуры речи;
−
требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного;
−
об источниках наших нравственных знаний;
5

−
−
−
−
−

о совести как основе нравственности;
заветы предков. «Поучение» В.Мономаха;
стихотворения о родине (на выбор);
афоризмы;
о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:
−
различать хорошие и плохие поступки;
−
воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках;
−
уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим;
−
исполнять заповеди;
−
давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь
мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

6

Раздел II. Содержание курса внеурочной деятельности
Основное содержание
(по темам или разделам)
1 раздел (2ч.)
Я и школа.
Знакомство с правилами
школы. Воспитание
ответственности,
самостоятельности, бережного
отношения к школьным
принадлежностям.
2 раздел (13ч.)
Я и окружающие.
Отличие людей друг от друга
по внешнему виду.
Аккуратность, опрятность,
бережливость – уважение
человека к себе. Отношение по
имени к одноклассникам и
друзьям. Анализ проблемных
ситуаций. Речь – важнейшее
средство общения. Понятие
«настоящий друг». Верность и
бескорыстие в дружбе.
Взаимовыручка и
взаимопомощь. Знакомство с
правилами поведения на
переменах, в столовой, за
столом, в гостях, по телефону, в
транспорте, в общественных
местах, театре, кино, музее,
библиотеке.

Формы
организации
1 класс
игровой
практикум,
ситуативная
беседарассуждение,
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление.
беседа,
игровой
практикум,
ситуативная
беседарассуждение,
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление.

3 раздел (3ч.)
проектная
Я и семья.
деятельность
Семья, родители, родные.
Отношение поколений в семье.
Проявления любви и уважения,
заботы и сострадания, помощи
в семье. Семейные традиции
отношения к старшим. Этикет в
общении с учителем. Помощь и
забота по отношению к

Основные виды деятельности
Использовать доброжелательный тон в
общении. Оценивать характер общения
(тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах. Знакомятся и
запоминают новые правила поведения.
Воспитание качеств: ответственности,
самостоятельности, бережного
отношения к школьным вещам.
Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге: высказывать
свои суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания
собеседников, добавлять их
высказывания. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Создавать по
иллюстрации словесный портрет героя
(положительный, отрицательный),
описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила
коллективной игры, работы. Знакомство
с новыми правилами поведения
Воспитание: чувства коллективизма,
умения выходить выход из неприятных
ситуаций, доброты, стремления
приходить на помощь, быть вежливым и
добрым, желания быть другом, умения
слышать и понимать окружающих,
уважения к людям, труду,
справедливости, отзывчивости.
Участвовать в диалоге: высказывать
свои суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания
собеседников, добавлять их
высказывания.
Воспитание: любви и уважения к маме.

7

маленьким. Искусство делать
подарки.
4 раздел (7ч.)
Я и природа.
Умение видеть красоту
природы, восхищаться ею.
Воспитание бережного
отношения к окружающей
природе, любви к неживой
природе. Разыгрывание
ситуаций.
.

беседа,
игровой
практикум,
ситуативная
беседарассуждение,
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление,
устный
журнал

5 раздел (5ч.)
Я и книга.
Добро и зло в сказках. Добрые
и злые поступки, их
последствия. Добро и зло в
отношениях между людьми.
Слушание сказок и их
обсуждение. Волшебство, чудо
и, правда, в сказках. В сказках –
мечты людей.

беседа,
игровой
практикум,
ситуативная
беседарассуждение,
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление,
устный
журнал

6 раздел (3ч.)
Я и здоровье.
Привить навыки личной
гигиены, стремление к
здоровому образу жизни.

игровой
практикум,
ситуативная
беседарассуждение,
устный
журнал

1 раздел (1ч.)
Я и школа.
Знакомство
с
школы.
ответственности,

2 класс
беседа, игровой
практикум,
правилами ситуативная
Воспитание беседарассуждение,

Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Оценивать
адекватно ситуацию и предотвращать
конфликты. Самостоятельно
формулировать правила коллективной
игры, работы. Знакомство с новыми
правилами поведения.
Воспитание: умения видеть красоту
природы, бережного отношения к
природе, любви к неживой природе.
Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Создавать по
иллюстрации словесный портрет героя
(положительный, отрицательный),
описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила
коллективной игры, работы. Знакомство
с новыми правилами поведения.
Воспитание: стремления к чтению
художественной литературы, доброты,
отзывчивости.
Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Оценивать
адекватно ситуацию и предотвращать
конфликты. Самостоятельно
формулировать правила коллективной
игры, работы. Знакомство с новыми
правилами поведения.
Воспитание: потребности в
соблюдении гигиенических правил,
стремления к здоровому образу жизни.
Использовать доброжелательный тон в
общении. Оценивать характер общения
(тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах. Знакомятся и
запоминают новые правила поведения.
8

самостоятельности, бережного ситуативная
отношения
к
школьным беседа-игра,
принадлежностям.
беседаразмышление.
2 раздел (18ч.)
беседа, игровой
Я и окружающие.
практикум,
Отличие людей друг от друга
ситуативная
по внешнему виду.
беседаАккуратность, опрятность,
рассуждение,
бережливость – уважение
ситуативная
человека к себе. Отношение по беседа-игра,
имени к одноклассникам и
беседадрузьям. Анализ проблемных
размышление
ситуаций. Речь – важнейшее
средство общения. Понятие
«настоящий друг». Верность и
бескорыстие в дружбе.
Взаимовыручка и
взаимопомощь. Знакомство с
правилами поведения на
переменах, в столовой, за
столом, в гостях, по телефону, в
транспорте, в общественных
местах, театре, кино, музее,
библиотеке.

Воспитание качеств: ответственности,
самостоятельности, бережного
отношения к школьным вещам.

Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге: высказывать свои
суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания
собеседников, добавлять их
высказывания. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Создавать по
иллюстрации словесный портрет героя
(положительный, отрицательный),
описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила
коллективной игры, работы. Знакомство
с новыми правилами поведения
Воспитание: чувства коллективизма,
умения выходить выход из неприятных
ситуаций, доброты, стремления
приходить на помощь, быть вежливым и
добрым, желания быть другом, умения
слышать и понимать окружающих,
уважения к людям, труду,
справедливости,
отзывчивости
проектная
Участвовать в диалоге: высказывать свои
деятельность суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания
собеседников, добавлять их
высказывания.
Воспитание: любви и уважения к маме.

3 раздел (2ч.)
Я и семья.
Семья, родители, родные.
Отношение поколений в семье.
Проявления любви и уважения,
заботы и сострадания, помощи
в семье. Семейные традиции
отношения к старшим. Этикет в
общении с учителем. Помощь и
забота по отношению к
маленьким. Искусство делать
подарки.
4 раздел (8ч.)
беседа, игровой
Я и природа.
практикум,
Умение видеть красоту
ситуативная
природы, восхищаться ею.
беседаВоспитание бережного
рассуждение,
отношения к окружающей
ситуативная
природе, любви к неживой
беседа-игра,
природе. Разыгрывание
беседа-

Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Оценивать
адекватно ситуацию и предотвращать
конфликты. Самостоятельно
формулировать правила коллективной
9

ситуаций.

размышление, игры, работы. Знакомство с новыми
устный
правилами поведения.
журнал
Воспитание: умения видеть красоту
природы, бережного отношения к
природе, любви к неживой природе.
5 раздел (10ч.)
беседа, игровой Использовать в речи вежливые слова.
Я и книга.
практикум,
Участвовать в диалоге. Высказывать
Добро и зло в сказках. Добрые
ситуативная предположение о последствиях
и злые поступки, их
беседанедобрых поступков (в реальной жизни,
последствия. Добро и зло в
рассуждение, героев произведений). Создавать по
отношениях между людьми.
ситуативная иллюстрации словесный портрет героя
Слушание сказок и их
беседа-игра,
(положительный, отрицательный),
обсуждение. Волшебство, чудо беседаописывать сюжетную картинку (серию).
и, правда, в сказках. В сказках – размышление, Оценивать адекватно ситуацию и
мечты людей.
устный
предотвращать конфликты.
журнал
Самостоятельно формулировать правила
коллективной игры, работы. Знакомство
с новыми правилами поведения.
Воспитание: стремления к чтению
художественной литературы, доброты,
отзывчивости.
6 раздел (3ч.)
игровой
Использовать в речи вежливые слова.
Я и здоровье.
практикум,
Участвовать в диалоге. Высказывать
Привить навыки личной
ситуативная предположение о последствиях
гигиены, стремление к
беседанедобрых поступков (в реальной жизни,
здоровому образу жизни.
рассуждение, героев произведений). Оценивать
устный
адекватно ситуацию и предотвращать
журнал
конфликты. Самостоятельно
формулировать правила коллективной
игры, работы. Знакомство с новыми
правилами поведения.
Воспитание: потребности в соблюдении
гигиенических правил, стремления к
здоровому образу жизни.
7 раздел (2ч.)
беседа, игровой Использовать доброжелательный тон в
Я и животные.
практикум,
общении. Оценивать характер общения
Привить любовь и заботу к ситуативная (тон, интонацию, лексику), поведения в
братьям нашим меньшим.
беседаобщественных местах. Знакомятся и
рассуждение, запоминают новые правила поведения.
ситуативная Воспитание качеств: доброты,
беседа-игра,
справедливости, желания приходить на
беседапомощь, доброжелательного отношения
размышление к животным.
3 класс
1 раздел (10ч.)
беседа,
Использовать в речи вежливые слова.
Я и окружающие.
игровой
Участвовать в диалоге: высказывать
Отличие людей друг от друга
практикум,
свои суждения по обсуждаемой теме,
по внешнему виду.
ситуативная анализировать высказывания
Аккуратность, опрятность,
беседасобеседников, добавлять их
бережливость – уважение
рассуждение, высказывания. Высказывать
10

человека к себе. Отношение по
имени к одноклассникам и
друзьям. Анализ проблемных
ситуаций. Речь – важнейшее
средство общения. Понятие
«настоящий друг». Верность и
бескорыстие в дружбе.
Взаимовыручка и
взаимопомощь. Знакомство с
правилами поведения на
переменах, в столовой, за
столом, в гостях, по телефону, в
транспорте, в общественных
местах, театре, кино, музее,
библиотеке.

предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Создавать по
иллюстрации словесный портрет героя
(положительный, отрицательный),
описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать
правила коллективной игры, работы.
Знакомство с новыми правилами
поведения
Воспитание: чувства коллективизма,
умения выходить выход из неприятных
ситуаций, доброты, стремления
приходить на помощь, быть вежливым
и добрым, желания быть другом,
умения слышать и понимать
окружающих, уважения к людям,
труду, справедливости, отзывчивости.
проектная
Участвовать в диалоге: высказывать свои
деятельность суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания
собеседников, добавлять их
высказывания.
Воспитание: любви и уважения к маме.
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление.

2 раздел (1ч.)
Я и семья.
Семья, родители, родные.
Отношение поколений в семье.
Проявления любви и уважения,
заботы и сострадания, помощи
в семье. Семейные традиции
отношения к старшим. Этикет в
общении с учителем. Помощь и
забота по отношению к
маленьким. Искусство делать
подарки.
3 раздел (6ч.)
беседа,
Я и природа.
игровой
Умение видеть красоту
практикум,
природы, восхищаться ею.
ситуативная
Воспитание бережного
беседаотношения к окружающей
рассуждение,
природе, любви к неживой
ситуативная
природе. Разыгрывание
беседа-игра,
ситуаций.
беседаразмышление,
устный
журнал
4 раздел
(10ч.) Я и книга.
Добро и зло в сказках. Добрые
и злые поступки, их
последствия. Добро и зло в

беседа,
игровой
практикум,
ситуативная
беседа-

Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Оценивать
адекватно ситуацию и предотвращать
конфликты. Самостоятельно
формулировать правила коллективной
игры, работы. Знакомство с новыми
правилами поведения.
Воспитание: умения видеть красоту
природы, бережного отношения к
природе, любви к неживой природе.
Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Создавать по
11

отношениях между людьми.
Слушание сказок и их
обсуждение. Волшебство, чудо
и, правда, в сказках. В сказках –
мечты людей.

рассуждение,
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление,
устный
журнал

5 раздел (3ч.)
Я и здоровье.
Привить навыки личной
гигиены, стремление к
здоровому образу жизни.

игровой
практикум,
ситуативная
беседарассуждение,
устный
журнал

6 раздел (4ч.)
Я и животные.
Привить любовь и заботу к
братьям нашим меньшим.

беседа,
игровой
практикум,
ситуативная
беседарассуждение,
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление
4 класс
беседа,
игровой
практикум

1 раздел (1ч.)
Я и школа.
Знакомство с правилами
школы. Воспитание
ответственности,
самостоятельности, бережного
отношения к школьным
принадлежностям.
2 раздел (17ч.)
Я и окружающие.
Отличие людей друг от друга
по внешнему виду.

беседа, игровой
практикум,
ситуативная
беседа-

иллюстрации словесный портрет героя
(положительный, отрицательный),
описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать
правила коллективной игры, работы.
Знакомство с новыми правилами
поведения.
Воспитание: стремления к чтению
художественной литературы, доброты,
отзывчивости.
Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Оценивать
адекватно ситуацию и предотвращать
конфликты. Самостоятельно
формулировать правила коллективной
игры, работы. Знакомство с новыми
правилами поведения.
Воспитание: потребности в
соблюдении гигиенических правил,
стремления к здоровому образу жизни.
Использовать доброжелательный тон в
общении. Оценивать характер общения
(тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах. Знакомятся и
запоминают новые правила поведения.
Воспитание качеств: доброты,
справедливости, желания приходить на
помощь, доброжелательного отношения
к животным.
Использовать доброжелательный тон в
общении. Оценивать характер общения
(тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах. Знакомятся и
запоминают новые правила поведения.
Воспитание качеств: ответственности,
самостоятельности, бережного
отношения к школьным вещам.
Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге: высказывать
свои суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания
12

Аккуратность, опрятность,
бережливость – уважение
человека к себе. Отношение по
имени к одноклассникам и
друзьям. Анализ проблемных
ситуаций. Речь – важнейшее
средство общения. Понятие
«настоящий друг». Верность и
бескорыстие в дружбе.
Взаимовыручка и
взаимопомощь. Знакомство с
правилами поведения на
переменах, в столовой, за
столом, в гостях, по телефону, в
транспорте, в общественных
местах, театре, кино, музее,
библиотеке.

рассуждение,
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление

3 раздел (2ч.)
Я и семья.
Семья, родители, родные.
Отношение поколений в семье.
Проявления любви и уважения,
заботы и сострадания, помощи
в семье. Семейные традиции
отношения к старшим. Этикет в
общении с учителем. Помощь и
забота по отношению к
маленьким. Искусство делать
подарки.
4 раздел (6ч.)
Я и природа.
Умение видеть красоту
природы, восхищаться ею.
Воспитание бережного
отношения к окружающей
природе, любви к неживой
природе. Разыгрывание
ситуаций.

проектная
деятельность

5 раздел (3ч.)
Я и книга.
Добро и зло в сказках. Добрые
и злые поступки, их

беседа,
игровой
практикум,
устный

беседа, игровой
практикум,
ситуативная
беседа
рассуждение,
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление,
устный
журнал

собеседников, добавлять их
высказывания. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Создавать по
иллюстрации словесный портрет героя
(положительный, отрицательный),
описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила
коллективной игры, работы. Знакомство
с новыми правилами поведения
Воспитание: чувства коллективизма,
умения выходить выход из неприятных
ситуаций, доброты, стремления
приходить на помощь, быть вежливым
и добрым, желания быть другом,
умения слышать и понимать
окружающих, уважения к людям,
труду, справедливости, отзывчивости.
Участвовать в диалоге: высказывать
свои суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания
собеседников, добавлять их
высказывания.
Воспитание: любви и уважения к маме.

Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Оценивать
адекватно ситуацию и предотвращать
конфликты. Самостоятельно
формулировать правила коллективной
игры, работы. Знакомство с новыми
правилами поведения.
Воспитание: умения видеть красоту
природы, бережного отношения к
природе, любви к неживой природе.
Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
13

последствия. Добро и зло в
журнал
отношениях между людьми.
Слушание сказок и их
обсуждение. Волшебство, чудо
и, правда, в сказках. В сказках –
мечты людей.

6 раздел (4ч.)
Я и здоровье. Привить навыки
личной гигиены, стремление к
здоровому образу жизни.

игровой
практикум,
ситуативная
беседарассуждение,
устный
журнал

7 раздел (1ч.)
Я и животные.
Привить любовь и заботу к
братьям нашим меньшим.

беседа,
игровой
практикум

героев произведений). Создавать по
иллюстрации словесный портрет героя
(положительный, отрицательный),
описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила
коллективной игры, работы. Знакомство
с новыми правилами поведения.
Воспитание: стремления к чтению
художественной литературы, доброты,
отзывчивости.
Использовать в речи вежливые слова.
Участвовать в диалоге. Высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Оценивать
адекватно ситуацию и предотвращать
конфликты. Самостоятельно
формулировать правила коллективной
игры, работы. Знакомство с новыми
правилами поведения.
Воспитание: потребности в
соблюдении гигиенических правил,
стремления к здоровому образу жизни.
Использовать доброжелательный тон в
общении. Оценивать характер общения
(тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах. Знакомятся и
запоминают новые правила поведения.
Воспитание качеств: доброты,
справедливости, желания приходить на
помощь, доброжелательного
отношения к животным.

14

Раздел III. Тематическое планирование
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29-30
31.
32.
33.

№п/п
1
2
3
4
5
6

1 класс
Наименование разделов и тем
Здравствуй, школа!
Вот и стали мы учениками...
Учимся работать в команде.
О хорошем и плохом
Клуб «Выручайка»
О дружбе
В царстве Мойдодыра
"Здравствуй!"
Венок осени
Профессий много есть на свете
В мире любимых сказок
Учимся приходить на помощь
О рабочих руках и трудолюбии
Зайкина избушка
Учимся вежливости
Новогодняя сказка
Познакомьтесь: это я!
Снегурочка
Сказка о солнечном зайчике
Учимся быть добрыми
По страницам русской народной сказки "Лиса и волк"
Когда люди радуются
Я расту!
Поезд везёт подарки мамам
Сказка о весёлой пчёлке
Клуб любителей природы
Как у зайчонка зуб заболел
Приглашаем гостей
В городе Лекарственных растений.
На пороге лета
К.И.Чуковский и его произведения.
Солнышко
Итого:
2 класс
Наименование разделов и тем
О культуре поведения в школе
Под крышей дома моего
Времена года
Отправляемся в путешествие
Узнай меня!
Не надо больше ссориться …

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
33
Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1

Раздел
программы
Я и школа
Я и школа
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и здоровье
Я и окружающие
Я и природа
Я и окружающие
Я и книга
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и книга
Я и окружающие
Я и природа
Я и окружающие
Я и книга
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и книга
Я и окружающие
Я и семья
Я и семья
Я и природа
Я и природа
Я и здоровье
Я и семья
Я и природа
Я и здоровье
Я и книга
Я и природа

Раздел
программы
Я и школа
Я и семья
Я и природа
Я и природа
Я и книга
Я и окружающие
15

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Учимся дружить
Белый пёс в сиреневый цветочек
Учимся обсуждать проблему
Во саду ли, в огороде
Слушаем сказку
Поговорим о собаках.
«Тише, пожалуйста!»
Занимательный журнал «Имена»
Колечко красоты
«Девочка и разбойники»
Экскурсия в медицинский кабинет
Зима в лесу
По страницам русской народной сказки «Царевна лягушка»
Для чего нужны нам глазки
И снова сказка!
Давайте, друзья, потолкуем о маме …
Лепим снеговика
Цветик – семицветик
Волшебники и волшебные предметы
Животные с книжных страниц
Спешим на помощь бабке Ёжке
День космонавтики
Тропинка
Ох уж этот ветер!..
Сказочные фанты
И снова сказочные фанты
Школа насекомых
Лето в загадках
Итого:
3 класс
Наименование разделов и тем
Путешествие в сказку
И снова об осени…
О себе, о дружбе, о друзьях…
О добре и зле
Посылка от сказочных героев
Письмо дедушки Морфея
Эдуард Успенский
Выглянуло солнышко…
О кошках и собаках
«У камина»
Клуб «Выручайка»
Слушаем сказку
О животном не очень приятном
В гости к друзьям из Простоквашино

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Я и окружающие
Я и животные
Я и окружающие
Я и книга
Я и окружающие
Я и животные
Я и здоровье
Я и здоровье
Я и окружающие
Я и книга
Я и здоровье
Я и природы
Я и книга

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Я и книга
Я и книга
Я и семья
Я и природа
Я и окружающие
Я и книга
Я и книга
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и природа
Я и природа
Я и книга
Я и книга
Я и природа
Я и природа

Кол-во
часов

Раздел
программы
Я и книга
Я и природа
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и книга
Я и здоровья
Я и книга
Я и природа
Я и животные
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и книга
Я и животные
Я и книга

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Что за праздник без цветом
В мире профессий
Наши страхи
Что такое зима?
Знаменитые малыши. Незнайка
Экзотические животные
Зимушка -зима
Зимние забавы
Да здравствуют книги!
Роза для мамы
Принцессы Шарля Перро
Клуб «Белая ворона»
И снова Клуб «Белая ворона»
Бабочек весёлый хоровод
Театр кошек Юрия Куклачёва
Учимся работать в микрогруппе
Фея Фантаста
Хлеб – наше богатство
Берегите время!
Цветочная карусель
4 класс
Наименование разделов и тем
С Днём знаний!
Осенняя сказка
Расскажи нам о себе
Семейный калейдоскоп
И это тоже я!
О профессиях и трудолюбии
В который раз о дружбе…
Мы – за здоровый образ жизни!
Как выбирать друзей
О режиме дня
Экологическая карусель
Накануне новогодних праздников
Берегите книгу
О рыцарстве
День рождения старой ели
Будь здоров!
Станем друзьями природы
О совести
Учимся быть щедрыми
Путешествие капельки
Настроение
На экономической волне
Секреты здоровья

Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Я и природа
Я и окружающие
Я и здоровья
Я и окружающие
Я и книга
Я и животные
Я и природа
Я и здоровья
Я и книга
Я и семья
Я и окружающие
Я и книга
Я и книга
Я и природа
Я и животные
Я и окружающие
Я и книга
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и природа

Кол-во
часов

Раздел
программы
Я и школа
Я и природа
Я и окружающие
Я и семья
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и здоровье
Я и окружающие
Я и здоровье
Я и природа
Я и окружающие
Я и книга
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и здоровье
Я и природа
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и природа
Я и окружающие
Я и окружающие
Я и здоровье

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Кошки
Приглашение к разговору
Полюбуйся, весна наступает…
Наши бабушки
Игры в самих себя
Сказки Г. -Х. Андерсена
Учимся шутить
Сказочная путаница
Живи, не требуя награды…
Здравствуй, первый листок!
Покуда сердца стучатся…

Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Я и животные
Я и окружающие
Я и природа
Я и семья
Я и окружающие
Я и книга
Я и окружающие
Я и книга
Я и окружающие
Я и природа
Я и окружающие

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».