Содержание. Информационная карта………………………………………………………3 1. Статус документа…………………………………………………………5 2. Пояснительная записка…………………………………………………...6 3. Цели и задачи программы………………………………………………..8 4. Концептуальная основа дополнительного образования………………..9 - приоритетные принципы……………………………………………….10 - функции дополнительного образования………………………………11 5. Содержание программ дополнительного образования……………........12 - физкультурно – спортивная направленность………………………….13 - художественная направленность…………………………………….....14 6. Мониторинг и оценка организации дополнительного образования……15 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации программы…………………………………………………...16 8. Кадровые условия системы дополнительного образования……………19 9. Ожидаемые результаты……………………………………………………20 10. Система представления результатов обучающихся……………………20 11. Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования МАОУ-СОШ № 181 на 2020-2021 учебный год……………………………….21 12. Учебный план дополнительного образования МАОУ-СОШ № 181….24 13. Календарный учебный график…………………………………………...24 2 Информационная карта 1 Цель 2 Создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся, развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству. Задачи формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, патриотического, гражданско военно-патриотического, - трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональная ориентация обучающихся; создание и личностного обеспечение развития, необходимых условий для укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований 3 Формы реализации Дополнительное образование это: практико-ориентированная форма организации культурносозидательной деятельности ребенка; проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования; органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные компетенции в опоре на общее образование. Участники Дети 6,5 -17 лет, взрослые Место проведения МАОУ – СОШ № 181, г. Екатеринбург, ул. Краснолесья, 22 Сроки реализации Бессрочно Ожидаемый результат Создание в образовательном учреждении единой системы дополнительного образования, направленной на свободное развитие личности каждого обучающегося; увеличение числа обучающихся, достигающих определенных видах высоких деятельности; результатов целенаправленная организация свободного времени большинства обучающихся. 4 в Общие положения 1. Статус документа Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа дополнительного образования детей и взрослых муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 181 - нормативно-управленческий документ, определяющий содержание дополнительного образования в МАОУ – СОШ № 181. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа дополнительного образования детей и взрослых составлена на основе следующих нормативных документов: • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Конвенция ООН «О правах ребёнка»; • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р); • План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. №729-р; • приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы постановлением Главного СанПиН 2.4.4.3172-14, государственного Федерации от 04.07.2014 г. №41; 5 врача утвержденные Российской • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями и дополнениями); • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 с изменениями и дополнениями); • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 мая 2012г. № 413); • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986); • Концепция и стратегия социально – экономического развития РФ до 2020 года; • Устав МАОУ – СОШ № 181. Данная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа дополнительного образования детей и взрослых реализуется по адресу: Краснолесья, 22/2 2. Пояснительная записка. Концепция развития системы дополнительного образования детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта включает ряд принципиально новых стратегических целевых ориентиров. Важнейшим условием эффективности деятельности дополнительного образования является способность гибко реагировать на запросы личности, изменение потребности экономики и нового общественного устройства. Система дополнительного образования школы направлена на реализацию государственной политики Российской Федерации в области дополнительного образования детей, усиление внимания к воспитанию и творческому развитию 6 подрастающего поколения, охрану прав детей, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных физическом потребностей в совершенствовании, интеллектуальном, формирование нравственном культуры и здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительное образование детей организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребёнком вида и объёма деятельности, дифференциации образования с учётом реальных возможностей каждого обучающегося. Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал общего образования за счет углубления, расширения и применения полученных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования в контексте ФГОС и помогает обучающимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению 7 самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля обучающихся, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению коллектива, укреплению традиций школы, сохранению благоприятного социально-психологического климата. Дополнительное образование направлено на формирование у обучающихся надпредметных компетенций, навыков проектно - исследовательской, творческой деятельности, спортивных достижений, развития индивидуального стиля познания, деятельности и общения, умения творчески мыслить, использовать полученные знания на практике, повышать способность к обучаемости, саморазвитию, самореализации индивидуальности, профессионального самоопределения. В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, способствующая свободному развитию личности каждого обучающегося школы. 3. Цели и задачи программы Цель: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству. Задачи: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение интеллектуальном, индивидуальных потребностей художественно-эстетическом, 8 учащихся нравственном в и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно - патриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональная ориентация обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных обучающихся, не образовательных противоречащих потребностей и законодательству интересов Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований 4. Концептуальная основа дополнительного образования Основное мотивации назначение дополнительного обучающихся к познанию образования и творчеству, – развитие реализация дополнительных общеразвивающих программ в интересах личности. Дополнительное образование это: практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребенка; проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования; 9 органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные компетенции в опоре на общее образование; условие для личностного роста, формирующее систему знаний, конструирующее более полную картину мира и развивающее способности и склонности ребенка. Организация системы дополнительного образования детей и взрослых в школе основана на следующих приоритетных принципах: 1. Принцип поддержки школьного образования (интеграции общего и дополнительного образования), реализация курсов и программ различных направленностей, способствующих формированию образования. 2. Принцип комплексного подхода к формированию дополнительного образования вне зависимости финансирования реализации дополнительной от содержания источника общеразвивающей программы и ее вида. 3. Принцип компенсации содержания дополнительного образования обучающихся с учетом специфики содержания общего образования: определение приоритета на физическое, художественное, творческое развитие сторон личности ребенка. 4. Принцип обновления содержания и расширения спектра дополнительных общеразвивающих программ. 5. Принцип гендерного подхода при формировании дополнительного образования. 6. Принцип непрерывности и преемственности 7. Принцип вариативности 8. Принцип гуманизации и индивидуализации 9. Принцип добровольности 10. Принцип системно - деятельностного подхода 11. Принцип творчества 10 содержания 12. Принцип разновозрастного единства 13. Принцип открытости системы. Дополнительное образование в МАОУ – СОШ № 181 рассматривается как единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности и строится на следующих приоритетных идеях: свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности и темпов продвижения ребёнка по конкретной программе; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка; единство обучения, воспитания, развития; практико - деятельностная основа образовательного процесса. Функции дополнительного образования детей и взрослых • образовательная - обучение по дополнительным образовательным программам, получение новых знаний, приобретение навыков и компетенций; • воспитательная - обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в образовательном учреждении культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к общечеловеческим ценностям; • информационная - передача педагогом ребенку максимального объема информации, которую обучающийся способен воспринять и усвоить; • коммуникативная - расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время; • профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, ориентацию; 11 включая предпрофессиональную • рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; • интеграционная - создание единой образовательной среды школьного образования; • компенсаторная - освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих общее образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; • социализация - освоение обучающимся социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; • самореализация - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Изучение, анализ образовательных запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) позволяют совершенствовать, обновлять содержание дополнительного образования, расширять работу с ними в рамках городских, мониторинговые областных, исследования, региональных определять программ, диапазон проводить потребностей в конкретных областях знаний. 5. Содержание программ дополнительного образования Содержание программ дополнительного образования реализуется в течение учебного года в зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом для каждого объединения. Форма работы групповая (либо индивидуальная по мере необходимости). Режим работы согласно расписанию. Планируемые результаты можно увидеть в процессе работы творческого объединения. Формы подведения итогов 12 реализации дополнительной программы: участие обучающихся в конкурсах, выставках, фестивалях, в соревнованиях, научно-исследовательских конференциях на различных уровнях Система дополнительного образования в школе реализуется по направленностям: • физкультурно-спортивная; • художественно – эстетическая. Физкультурно-спортивная направленность Целью дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности является воспитание и привитие навыков физической культуры учащимся и, как следствие, формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач: - создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил; - формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; - организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха; - укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта; - оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни. Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы физкультурно – спортивной направленности «Подвижные игры», «Спортивные игры», «Хоккей с шайбой» ставят перед собой цель - воспитание здорового, сильного, гармонически развитого человека. В результате регулярных занятий создается мышечный корсет и исправляются недостатки осанки, уменьшается 13 плоскостопие, таким образом, решается задача общего укрепления и физического развития ребенка. Одной из важных задач является обеспечение необходимых условий для личностного развития обучающегося, укрепление его здоровья, создание здоровьесберегающей среды, в которой каждому ребенку предоставляется возможность выбора индивидуального пути совершенствования своего физического развития и укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни как необходимого атрибута современной жизни. Знакомство с игровыми видами спорта так же способствуют развитию детей и подростков в физическом и познавательном аспектах. Художественно – эстетическая направленность Целью дополнительного образования художественно – эстетической направленности является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач: - развитие художественного вкуса у обучающихся; - формирование представлений о культурной жизни своего города, области; - привлечение обучающихся к сохранению культурного наследия через вокальное и хореографическое искусство. Деятельность объединения дополнительного образования «M$DANCE» направлена на приобщение обучающихся к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, художественно - эстетическое и культурное развитие. Приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей танцевального искусства, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают обучающихся, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношение с окружающим миром. 14 На занятиях хореографией ребенок учится сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координации, различать ритмы музыки и согласовывать свои движения с музыкой. Основная задача программы - привить ребенку необходимые двигательные навыки и умения чувствовать и ощущать музыкальный ритм. Способность согласовывать движения своего тела с музыкой вызывает комфортное состояние, и танцующий испытывает радость и удовольствие, осваивая те или иные задачи, которые ставит перед ним педагог. 6. Мониторинг и оценка организации дополнительного образования Контроль результативности дополнительного образования, его интеграции с общим образованием осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и их родителей (законных представителей). Основными целями мониторинга являются: оценка эффективности реализации образовательной программы дополнительного образования. совершенствование системы мониторинга качества образования, педагогического коллектива в деятельность по управлению качеством образования. Задачи мониторинга: организация непрерывного наблюдения за ходом реализации программы дополнительного образования детей и взрослых; своевременное выявление и предупреждение развития негативных изменений в образовательном процессе, препятствующих реализации образовательной программы; оценка эффективности и полноты реализации программы дополнительного образования. 15 образовательной Показатели и критерии оценки эффективности реализации дополнительных общеразвивающих программ отражают динамику достижений обучающихся, активность и результативность их участия в конкурсных, концертных мероприятиях, соревнованиях, выставках, интеллектуальных состязаниях, в образовательных, творческих, социальных проектах. При оценке качества деятельности педагогических работников учитывается востребованность услуги дополнительного представление широкой образования обучающимися, общественности результатов родителями; деятельности объединений дополнительного образования; использование в педагогической практике современных образовательных технологий; представление опыта профессиональной деятельности педагогическому сообществу школы, района, города. Форма аттестации по результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ не предусмотрена. После освоения программы документ об образовании не выдается. 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации программы Все помещения школы обеспечены комплектами оборудования для реализации программ дополнительного образования детей и взрослых. Площадь всех помещений, а также их освещенность и воздушно - тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий полностью соответствуют Санитарно - эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41). 16 Материально - техническое обеспечение МАОУ-СОШ № 181 Наименование Направленность Наименование перечня Количество оборудованных основного оборудования, учебных объектов для проведения кабинетов практических занятий с перечнем основного оборудования Большой зал Физкультурно – Атлетическая тумба спортивная Баскетбольная стойка детская Балансирующий диск Бревно гимнастическое Брусья навесные Гимнастическая палка Гимнастическая стенка Гантели 0,5кг Гантели 1 кг Гантели 1,5 кг Гантели 2 кг Гантели 3 кг Гантели 4 кг Гантели 5 кг Доска навесная для гимнастической стенки Доска для пресса Доска балансировочная Канат для перетягивания Координационная лестница Конус Кольцо баскетбольное Клюшка для флорбол Мяч для флорбола Клюшка хоккейная Мат гимнастический большой Мат гимнастический 2 сложения Мат гимнастический 3 сложения Мяч резиновый Мяч баскетбольный №3 Мяч баскетбольный №5 Мяч баскетбольный №7 17 4 2 1 1 4 20 11 4 45 4 24 4 4 4 8 5 5 1 17 35 2 30 30 10 10 19 9 9 15 46 41 Малый зал Художественно – эстетическая Мяч волейбольный Мяч футбольный № 4 Мяч футбольный № 5 Мяч гандбольный Насос универсальный Обруч 80 см Обруч 75 см Полусферы Перекладина навесная Сетка волейбольная Скамейка гимнастическая Стойка для клюшек Степплатформа 2-х уровневая Сетка для переноски мячей Упоры для отжиманий Щит для метания в цель Эстафетная палочка Комплект для групповых занятий Манишка футбольная Коньки фигурные Коньки хоккейные Шайба хоккейная Ракетка для настольного тенниса Мяч для настольного тенниса Стол теннисный Консоль для фитбола Тренажер для спины Футбольная сетка Канат для перетягивания Щит баскетбольный с баскетбольным кольцом Стойка волейбольная Футбольные ворота Электронное табло Тренажнер TRX Диск балансировочный Медицинбол 1кг Медицинбол 2 кг Коврик гимнастический Конус малый Конус средний 18 76 39 70 6 5 30 30 27 4 8 8 1 60 30 30 15 30 1 30 50 50 20 20 60 2 1 3 4 1 2 2 2 1 1 10 10 5 20 24 11 Фитбол Комплект для групповых занятий Обруч 75 см Обруч 80 см Упоры для отжиманий Мат гимнастический одинарный Мат гимнастический с ручками Мат гимнастический Мяч волейбольный Лестница координационная Стойка для прыжков в высоту Резинки эластические Эстафетная палочка Часы шахматные Шахматы Шашки Мяч для метания Лента гимнастическая 56 1 30 30 30 31 5 10 37 6 4 20 30 9 60 15 8. Кадровые условия системы дополнительного образования Состояние учебно-воспитательного процесса, эффективность реализации дополнительных образовательных программ напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Управление системой дополнительного образования в школе организует заместитель директора по воспитательной деятельности, курирующий организацию дополнительного образования и внеурочную деятельность. Система дополнительного квалифицированными образования педагогическими школы кадрами, укомплектована обеспечивающими реализацию дополнительных общеразвивающих программ физкультурно спортивной и художественной направленностей для детей и взрослых. Развитие профессиональной компетентности педагогов осуществляется через: • корпоративную систему повышения квалификации педагогов; 19 • курсы повышения квалификации; • тематические педагогические советы; • семинары, круглые столы; • работу предметных методических объединений; • индивидуальное методическое сопровождение педагогов; • тьюторство. Результативность профессиональной деятельности педагогов, осуществляющих реализацию дополнительных общеразвивающих программ для детей и взрослых, оценивается на основе планируемых результатов и в соответствии со спецификой реализуемой программы. 9. Ожидаемые результаты Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности. Дополнительное образование в школе доступно каждому обучающемуся. Ожидаемыми результатами реализации программы дополнительного образования детей и взрослых являются: создание в школе единой системы дополнительного образования, которая будет способствовать свободному развитию личности каждого обучающегося; увеличение числа обучающихся, достигающих высоких результатов в определенных видах деятельности; целенаправленная организация свободного времени большинства обучающихся школы. 10. Система представления результатов обучающихся Оценка результативности реализации программы дополнительного образования детей и взрослых осуществляется через: 20 - участие обучающихся в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня: школьного, муниципального, регионального и федерального, международного; - презентации итогов деятельности объединений дополнительного образования социальному окружению, родительской общественности; - открытые занятия, отчетные концерты, итоговые выставки творческих работ. Оценочные материалы, формы аттестации не предусматриваются. Документ по окончании обучения не выдается. 11. Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования МАОУ-СОШ № 181 на 2020-2021 учебный год Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учета интересов учащихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Поскольку в школе реализуется программа личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся, учебный план отражает цели и задачи образования и воспитания в школе, направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей ученика. Главная задача для школы - формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности учащихся, свободно адаптирующихся в современном обществе и преумножающих культурное наследие страны. Одним из условий выполнения данной задачи является интеграция основного и дополнительного образования. Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в интересах личности, общества и государства. Дополнительное образование - это такая сфера деятельности, которая даёт возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость и многое другое. Учебный план занятий объединений дополнительного образования (ОДО) на 2020/2021 учебный год разработан в соответствии нормативными документами: ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ» 21 со следующими Уставом МАОУ-СОШ № 181 Программой развития школы Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Пр. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897) «Гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса» (СанПиН, раздел 2.9.) Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих художественно-эстетическую и спортивно - оздоровительную направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, их умений и навыков. Продолжительность освоения программы по годам определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей, с учетом социального заказа и утверждается директором школы. Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста учащихся. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и детей по принципу 5 - дневной рабочей недели. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30-45 минут в зависимости от возраста учащихся. Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию учащихся. 22 По окончании учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией. Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих задач: - обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование; - творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе; - организация содержательного досуга; - обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Учебно-тематический план каждой образовательной программы по дополнительному образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме, пояснительную записку. 23 12. Учебный план дополнительного образования МАОУ-СОШ № 181 Направление Название Количество Количество объединения часов групп Всего часов по программе Физкультурно - Секция спортивное «Подвижные (МАОУ - СОШ № 181) игры» Секция 9 2 315 9 2 315 36 4 1260 18 2 630 72 10 2520 «Спортивные игры» «Хоккей с шайбой» Художественно- Танцевальная эстетическое студия (МАОУ-СОШ № 181) «M$DACE» Итого: 4 13. Календарный учебный график № п/п Содержание деятельности Примерное количество учебных недель 1 2 Набор детей в объединения Реализация рабочей программы, модуля Новогодние каникулы 3 1 35 1 24 Примерная дата начала и окончания учебных периодов. 01.09-14.09 15.09-31.12 09.01-31.05 01.01-08.01 25