МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ - СОШ № 181 Приложение к основной общеобразовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Игра. Досуговое общение» для обучающихся 1-4 классов г. Екатеринбург 2024 Раздел I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа рассчитана на детей в возрасте 7- 10 лет (1-4 классы). Занятия проводятся: 1 раз в неделю. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение игровых программ в жизнедеятельность младших школьников через внеурочную деятельность позволит оказывать эффективное влияние на их физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие, формирование основ учебной деятельности, первых навыков сотрудничества, положит начало формирования основ учебной деятельности. Со – творчество в игре предполагает: субъект-субъектные отношения, активную позицию всех субъектов творческого процесса, обеспечение благоприятной, доброжелательной атмосферы, отказ от высказывания категорических оценок и резкой критики, создание условий для упражнений и практики, активизацию творческого самовыражения. В ходе реализации программы «Игра. Досуговое общение» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням: Первый Второй Третий уровень уровень результатов уровень результатов результатов (2-3 класс) (4 класс) (1 класс) Школьник знает Школьник ценит Школьник самостоятельно и понимает общественную жизнь. действует в общественной общественную Формирование жизни. жизнь. Получение школьником позитивных отношений Приобретение опыта самостоятельного школьников к базовым школьником социального действия. ценностям общества социальных знаний (об общественных (человек, семья, Отечество, природа, мир, нормах, знание, труд, культура). об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников. В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. Личностные результаты У выпускника будут сформированы: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика». Мотивационная основа учебной деятельности. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: Умение принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Адекватно воспринимать оценку учителя. Оценивать правильность выполнения действия. Познавательные УУД: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные УУД: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Задавать вопросы. Использовать речь для регуляции своего действия. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Раздел II. Содержание курса внеурочной деятельности Основное содержание (по темам или разделам) Формы организации 1 класс 1. Первая встреча с Игра «Давайте игрой. Правила познакомимся», игры «Паровозик». Назначение игры. Подвижная игра: «Волшебная кнопка Многообразие игр Основная цель деятельность Создание условий для реальной социально ценной деятельности. Ознакомление учащихся с правилами игр. Развитие навыков общения. Развитие умения самостоятельно организовывать и проводить понравившиеся игры. Развивать качество общения: тактичность, умение слушать, наблюдать, быть терпимее, душевнее. 2. Интеллектуальнопознавательные игры (викторины) Беседа, «Что такое память?» «Нужна ли нам память?». Познавательная игра «Садовник». . 3. Викторины на знание ПДД, на знание поведения в общественных местах (в школе, в транспорте). Сюжетно-ролевая игра «Магазин школьных принадлежностей» Рассказ, описание, творческая работа. 4. Подвижные игры. Простые подвижные игры: правила и виды Игры с метанием «Метко в цель» Игра «Попробуй, поймай!» «Попробуй, догони!» «Занимай свои места», «Волшебная кнопка». 5. Разнообразие настольных игр. «Шашки», «Морской бой», «крестикинолики». Познавательная беседа –игра «Умей Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формировать личность и поведение ребёнка. Воспитание культуры поведения и общения Проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге; в монологическом высказывании. Формирование ЗОЖ через участие детей в подвижных играх; развитие умения участвовать в эстафетах; воспитывать чувство коллективизм Знакомство с правилом общения: цель. Формирование согласованного и внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового». Парная игра: «Дистанционное управление» Познавательная игра «Определи игрушку». драматизации. Сюжетно-ролевая игра Ситуация в «В школе». игре и ее Дидактическая игра участники «Волшебный круг» 6. Игры- 1. Первая встреча с игрой. Правила игры Назначение игры. Многообразие игр 2 класс Игра «Давайте познакомимся», «Паровозик». Подвижная игра: «Волшебная кнопка 2. Интеллектуальнопознавательные игры (викторины) Беседа, «Что такое память?» «Нужна ли нам память?». продуктивного взаимодействия в паре. Развивать логическое мышление; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. Развитие коммуникативных способностей; внутренней свободы и раскованности. Учить проявлять устойчивость внимания при выполнении заданий. Развитие умения играть в паре, умение договариваться друг с другом Создание условий для реальной социально ценной деятельности. Ознакомление учащихся с правилами игр. Развитие навыков общения. Развитие умения самостоятельно организовывать и проводить понравившиеся игры. Развивать качество общения: тактичность, умение слушать, наблюдать, быть терпимее, душевнее. Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, Познавательная игра «Садовник». . 3.Викторины на знание ПДД, на знание поведения в общественных местах (в школе, в транспорте). Проявление коммуникативной Сюжетно-ролевая игра активности при получении «Магазин школьных знаний в диалоге; в принадлежностей» монологическом Рассказ, описание, высказывании. творческая работа. 4.Подвижные игры. Простые подвижные Игры с метанием «Метко в цель» игры: правила и виды Игра «Попробуй, поймай!» «Попробуй, догони!» «Занимай свои места», «Волшебная кнопка». 5.Разнообразие настольных игр. эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формировать личность и поведение ребёнка. Воспитание культуры поведения и общения Формирование ЗОЖ через участие детей в подвижных играх; развитие умения участвовать в эстафетах; воспитывать чувство коллективизм Знакомство с правилом общения: «Шашки», «Морской цель. Формирование бой», «крестикисогласованного и нолики». Познавательная беседа продуктивного взаимодействия в паре. –игра «Умей Развивать логическое внимательно слушать другого, и ты сможешь мышление; воспитывать узнать много нового». волю, усидчивость, целеустремленность. Парная игра: «Дистанционное управление» Развитие коммуникативных 6. Игрыспособностей; внутренней Познавательная игра драматизации. «Определи игрушку». свободы и раскованности. Ситуация в Сюжетно-ролевая игра Учить проявлять игре и участники ее «В школе». Дидактическая игра «Волшебный круг» 1. Первая встреча с игрой. Правила игры Назначение игры. Многообразие игр 2. Интеллектуальнопознавательные игры (викторины) 3 класс Игра «Давайте познакомимся», «Паровозик». Подвижная игра: «Волшебная кнопка Беседа, «Что такое память?» «Нужна ли нам память?». Познавательная игра «Садовник». . 3.Викторины на знание ПДД, на знание Сюжетно-ролевая игра поведения в «Магазин школьных общественных местах принадлежностей» (в школе, в Рассказ, описание, творческая работа. транспорте). устойчивость внимания при выполнении заданий. Развитие умения играть в паре, умение договариваться друг с другом Создание условий для реальной социально ценной деятельности. Ознакомление учащихся с правилами игр. Развитие навыков общения. Развитие умения самостоятельно организовывать и проводить понравившиеся игры. Развивать качество общения: тактичность, умение слушать, наблюдать, быть терпимее, душевнее. Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формировать личность и поведение ребёнка. Воспитание культуры поведения и общения Проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге; в монологическом высказывании. 4.Подвижные игры. Простые подвижные игры: правила и виды 5.Разнообразие настольных игр. Игры с метанием «Метко в цель» Игра «Попробуй, поймай!» «Попробуй, догони!» «Занимай свои места», «Волшебная кнопка». «Шашки», «Морской бой», «крестикинолики». Познавательная беседа –игра «Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового». Парная игра: «Дистанционное управление» Познавательная игра 6.Игры«Определи игрушку». драматизации. Сюжетно-ролевая игра Ситуация в игре «В школе». и ее участники Дидактическая игра «Волшебный круг» 1. Первая встреча с игрой. Правила игры 4 класс Игра «Давайте познакомимся», «Паровозик». Формирование ЗОЖ через участие детей в подвижных играх; развитие умения участвовать в эстафетах; воспитывать чувство коллективизм Знакомство с правилом общения: цель. Формирование согласованного и продуктивного взаимодействия в паре. Развивать логическое мышление; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. Развитие коммуникативных способностей; внутренней свободы и раскованности. Учить проявлять устойчивость внимания при выполнении заданий. Развитие умения играть в паре, умение договариваться друг с другом Создание условий для реальной социально ценной деятельности. Назначение игры. Многообразие игр Подвижная игра: «Волшебная кнопка Ознакомление учащихся с правилами игр. Развитие навыков общения. Развитие умения самостоятельно организовывать и проводить понравившиеся игры. Развивать качество общения: тактичность, умение слушать, наблюдать, быть терпимее, душевнее. 2. Интеллектуальнопознавательные игры (викторины) Беседа, «Что такое память?» «Нужна ли нам память?». Познавательная игра «Садовник». Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формировать личность и поведение ребёнка. Воспитание культуры поведения и общения . 3.Викторины на знание ПДД, на знание поведения в общественных местах (в школе, в транспорте). 4.Подвижные игры. Простые подвижные игры: правила и виды Сюжетно-ролевая игра «Магазин школьных принадлежностей» Рассказ, описание, творческая работа. Игры с метанием «Метко в цель» Игра «Попробуй, поймай!» «Попробуй, догони!» «Занимай свои места», «Волшебная кнопка». Проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге; в монологическом высказывании. Формирование ЗОЖ через участие детей в подвижных играх; развитие умения участвовать в эстафетах; воспитывать чувство коллективизм 5.Разнообразие настольных игр. Знакомство с правилом общения: «Шашки», «Морской цель. Формирование бой», «крестикисогласованного и нолики». Познавательная беседа продуктивного взаимодействия в паре. –игра «Умей Развивать логическое внимательно слушать другого, и ты сможешь мышление; воспитывать узнать много нового». волю, усидчивость, целеустремленность. Парная игра: «Дистанционное управление» 6.Игрыдраматизации. Ситуация в игре и ее участники Познавательная игра «Определи игрушку». Сюжетно-ролевая игра «В школе». Дидактическая игра «Волшебный круг» Развитие коммуникативных способностей; внутренней свободы и раскованности. Учить проявлять устойчивость внимания при выполнении заданий. Развитие умения играть в паре, умение договариваться друг с другом Раздел III. Тематическое планирование 1 класс (1 час в неделю) 33 часа №п/п Тема 1. Назначение игры. Многообразие игр. Игра «Давайте познакомимся». 2. «В гостях у сказки». «Знание – сила». Викторина на знание ПДД. 3. Простые подвижные игры: правила и виды. Игры «Попробуй, догони!», «Занимай свои места», «Зайцы и капуста». Подвижные игры с музыкальным сопровождением. Музыкальная игра: «Вместе весело живется, делай так …», «Море волнуется…». Подвижные игры с сюжетом. Подвижная игра: «Волшебная кнопка». «Вышибалы», «Найди клад». 4. «Шашки». «Пазлы». Кол-во часов 1 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 «Лото». 3 5. Игры-драматизации «Теремок». 6. Ситуативные игры-упражнения («Картинки-загадки», «Чёрный 2 ящик») 7. Повторение пройденного в 1 классе. 1 2 класс (1 час в неделю) 34 часа №п/п 1. Азарт игры. Выигрыш и проигрыш. Кол-во часов 2 2. Правила игры «Как стать отличником». 2 Конкурс-игра «Умники и умницы». 2 Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и …». 2 Игра «Что? Где? Когда?». 3 Подвижные игры. Простые подвижные игры: правила и виды. Игра «Лягушка». 2 3. Тема Подвижные игры с музыкальным сопровождением. Игра «Море волнуется…». «Найди клад». Весёлые старты со скакалкой. «Вышибалы”. 4. Шахматы Шашки. Игры на развитие внимания, памяти. 2 3 3 3 5. 6. 7. Сюжетная игра «Экстремальная ситуация». 3 Сюжетная игра «Рукавичка”. 2 Ситуативная игра-история «Помощь Бельчонку», «Любящий сын». Игра «Звери на болоте», “Минута шалости». Подведение итогов занятий. Игры по выбору учащихся. 2 2 1 3 класс (1 час в неделю) 34 часа №п/п Тема 1. Отношение к игре и игровое отношение к жизни. 2. Познавательная игра «Умники и умницы». Кроссворды и ребусы. Игра-викторина «Знатоки природы». Интеллектуальная игра «Слабое звено». Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 Интеллектуальная игра «Своя игра». 3. 4. Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья». 6. 7. 2 Зимние виды спорта. «Соревнования на санках». 2 Конкурс «Новогодний скульптор». Подвижные игры на развитие ловкости и силы 3 Игра в кости, нарды. Лото «Таблица умножения и деления». 5. 2 2 2 «Ворона и лисица». Игровые диалоги-импровизации с игрушками «Ворона и лисица». 3 Познавательная игра «Уходи злость, уходи!» 2 Игра «Волшебный круг». 3 Подведение итогов занятий. Игры по выбору учащихся. 1 4 класс (1 час в неделю) 34 часа №п/п 1. 2. 3. Тема Игра и искренность. Серьёзное отношение к игре и игровое отношение к жизни. Познавательная игра «Как стать отличником». 2 Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина. 2 Конкурс – игра «Умники и умницы». 2 Ребусы. 3 Кроссворды. 3 Весёлые старты. Игра «Лови-бросай» 2 Игра «Охотники и соколы» 2 «В школе» Э. Грин «Шествие гномов». 5. «Шашки». «Монополия». 7. 2 Игра "Найди себе пару" 4. 6. Кол-во часов 2 3 3 3 Игра «Настроения». Игра «Диалог добра со злом». 4 Подведение итогов занятий. Игры по выбору учащихся. 1 Раздел IV. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010 г. 2. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 2002. 3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. 4. Исаева С. А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе (практическое пособие). – М.: Изд-во Айрис Пресс, 2004. – 40 с. 5. . Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня [Текст]: пособие для учителя / Е. М. Минскин. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с. 6. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Миронова Р.М. – Минск: Нар. асвета, 1989. - 176 с. 7. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС, 2001. 8. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: ФиС, 2001. 9. Кувватов С.А. Активный отдых на свежем воздухе. – М.: Издательство: Феникс, 2006. 10.Самоухина Н. В. “Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы”. – М.: 1993. – 215 с. 11.Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.: ил. – (Библиотека для родителей). 12.Пичугин, С. С. Подвижные народные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. [Текст] / С. С. Пичугин // Начальная школа: до и после. – 2006. – № 1. – С. 26–29.